Представители групп предлагают эти способы.




Родительское собрание

Адаптируемся вместе

Цель: рассказать об особенностях первых дней пребывания ребенка в детском саду; научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации; изучить индивидуальные особенности детей, поступающих в ДОО (на основе анкетирования); способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Участники: родители детей раннего возраста, воспитатель группы, педагог-психолог, заведующая.

Подготовка: за две недели до собрания родителям предлагается заполнить бланк анкеты «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (см. Приложение к занятию, с. 49–51); изготавливаются для игровых групп таблички: «дети», «администрация ДОО», «родители», «эксперты»; психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей; для каждого родителя готовятся три жетона разных цветов в форме яблока – красный, зеленый, желтый. На доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».

Ход занятия

1. Вступительное слово заведующей на тему «Особенности пребывания ребенка в условиях ДОО» (режим, сетка занятий, специфика данного образовательного учреждения).

2. Выступление психолога.

1) результаты анкетирования.

2) лекция на тему «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО».

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на на-
чальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти
в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в ДОО, требуется поддержка родителей.

Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги... От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга общения. Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста постигал вместе с мамой, что поможет ему удостовериться в безопасности данного опыта.

Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в условиях детского сада.

1-й этап «Мы играем только вместе». В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребенок и мама – одно целое.

2-й этап «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Здесь важно маме, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.

3-й этап «Иди, я немного поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка
в приемной. Главный момент в этой ситуации: мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучится. Важно обратить внимание ребенка на возвращение мамы, но то, что мама его не обманула, она действительно отлучилась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

4-й этап «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться в группе один, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие
с педагогом, детьми, при необходимости обращается за помощью.

Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребенка.

Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей.

Как же облегчить крохе процесс адаптации?

• Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?» и т. п.

• Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.

• Отправляясь первый раз в сад, напоминайте себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребенком здесь ничего плохого
не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние.

• Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что вы непременно заберете его после обеда, сна и т. д.

• Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его,
не позволяйте чужим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать («Ай-ай-ай, как некрасиво, как не стыдно и т. п.).

• Вместе загляните в группу – обычно внимание малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое-то время забывает о маме. Подумайте: может вам стоит исчезнуть именно в этот момент?

• Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.

• Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя
о поведении и эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.

3. Воспитатель, который выполняет на собрании роль ведущего, объясняет правила игры. Каждая группа (состав формируется по желанию родителей) получает табличку («дети», «ад-
министрация», «воспитатель», «родители») и в соответствии
с полученным названием выполняет определенную роль в игре.
В роли эксперта – педагог-психолог.

Проводится разминка (5 мин), в ходе которой родителям необходимо согласно своей роли продолжить начало следующего предложения: «Чтобы обеспечить легкую адаптацию, надо...».

Каждая группа сдает экспертам лист с подготовленным предложением.

– На первом этапе игры ведущий предлагает группам определить проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша
к условиям детского сада (продолжительность этапа – 15 мин).

Группа экспертов докладывает о результатах разминки.

– На втором этапе каждой группе предлагается из выявленных проблем адаптации детей раннего возраста выделить самые важные и попытаться наметить пути ее решения (продолжительность этапа – 10 мин).

Каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности по выполнению 1-го и 2-го задания.

– На 3-м этапе каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический, фантастический) решения главной проблемы адаптации ребенка в условиях ДОО с точки зрения родителей (продолжительность 10 мин).

Представители групп предлагают эти способы.

5. Самооценка участников игры, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: «работая с группой,
я понял(а), что...».

Решение собрания

– Родительский комитет совместно с психологом обобщают предложения участников деловой игры, предлагается учесть эти предложения при разработке плана воспитательной работы и пла-
нировании деятельности родительского комитета.

– При принятии решения каждому родителю выдаются три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить
к «дереву успеха». Цвет жетона обозначает следующее:

а) красный – считаю, что данная игра позволит моему ребенку успешно адаптироваться;

б) желтый – у меня существуют некоторые сомнения;

в) зеленый – жалею, что участвовал(а) в собрании;

– В конце собрания родителям выдаются памятки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: