дети рассуждают и приходят к единому мнению




УРОК ИСКУССТВА В 7 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «Образы симфонической музыки ».

ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

ЗАДАЧИ:

- познакомиться с историей создания произведения;

- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедиа, фонотека, презентация.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пьеса «Тройка» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель».

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока. В результате совместных усилий мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.

II. Основная часть (30мин)

Слайд №1

Учитель: Ребята, перед вами портреты русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина и советского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Ответы учеников

Учитель: Понятно, что они создали что - то совместно. Но Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А. С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А. С Пушкина было положено в основу, об этом я вам кратко расскажу.

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале 19 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.

В золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью», это наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина, которая дала гениальные произведения разных жанров.

Почему же А. С. Пушкин назвал повесть «Метель»? Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» – Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

В 1964 году композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести.

Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIXвека: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

Давайте вспомним, что такое «сюита»?

Ученик: Сюита — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких частей, относящихся к жанру танца, в старинном жанре. Сюиты обычно контрастирующих между собой, как правило семи.

Учитель: А что такое иллюстрации?

Ученик: Иллюстрация – это изображение (рисунок, фотография, гравюра), поясняющее текст.

Учитель: Правильно! Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации?

дети рассуждают и приходят к единому мнению

Учитель: Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.

Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель».

Открывает цикл музыкальных иллюстраций первая пьеса. Музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы.

Эта пьеса иллюстрирует эпиграф к повести:

Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокой…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий…

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы (Жуковский)

Ваша задача послушать пьесу, придумать ей название.

Прослушивание

Учитель: Какое название подходит данному произведению?

Ответы учащихся

Учитель: Вы сейчас послушали пьесу из цикла музыкальных иллюстраций Георгия Васильевича Свиридова «Тройка» (Метель).

Литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и «виновниц» всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера.

Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:

«Любить, так любить.

Гулять, так гулять.

Стрелять, так стрелять…»

Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить, как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека. Вы чувствуете, что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной, какие инструменты звучат, как и для чего.

Повторное слушание Пушкин - Свиридов «Тройка» (Метель)

(звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)

0:00 - Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса.

0:26 - Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека! Сквозь метель! Сквозь пургу!

0:52 - И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя, чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа!

1:00 - Эта песня длится, переходит к кларнету, и, затем, её подхватывает фагот,

1:09 - наконец, скрипки.

1:50 - Обвивается подголосками

2:12 - и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии.

2:30 - Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.

(музыка закончилась)

III. Итог.

Учитель: Мы вместе разобрали музыку пьесы и выполнили цель нашего урока: На примере музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

-Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

Ответы учеников

Учитель: Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощно. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.

РЕФЛЕКСИЯ:

· Что нового вы для себя узнали на этом уроке

· Какие открытия сделали для себя?

· Вам было интересно?

· Сколько пьес нам осталось разобрать? (9)

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…

Всего доброго! До новых встреч!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: