Память, ее значение. Нарушения памяти. Классификации видов памяти. Развитие памяти в онтогенезе.
Механизмы памяти. Сенсорная память и биохимические процессы в анализаторах. Механизм кратковременной памяти. Механизм промежуточной памяти. Механизм долговременной памяти. Структуры мозга, участвующие в процессах памяти. Нейрохимия памяти.
Общая характеристика процесса научения. Классификация форм обучения. Формы научения: пассивное (импринтинг), оперантное, инсайт (озарение).
Тема 5. Типы высшей нервной деятельности и темпераменты. Развитие нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.
Темперамент как комплекс психодинамических особенностей поведения. Характеристика основных типов – холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.
Гуморальная теория темперамента Гиппократа.
Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности как комбинация силы, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения.
Современное состояние учения о типах ВНД. Работы Теплова, Небылицина, Мерлина, Русалова и др.
Тема 6 Особенности высшей нервной деятельности человека
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Художественный и мыслительный тип. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
Концепция Л.А. Фирсова о первичных и вторичных языках.
Функции речи. Экспрессивные, импрессивные, устные, письменные формы речи. Афазии.
Теория А.Р. Лурия о синтагматической и парадигматической системах языка.
Мозговые центры речи. Схема речи по Г. Шеперду.
Тема 7 Функциональные состояния. Сон.
Понятие о функциональном состоянии. Виды функциональных состояний.
Функциональный и эргономический подходы к определению функционального состояния
Понятие об активирующих системах мозга. Строение и функции ретикулярной формации. Строение и функции лимбической системы. Бодрствование.
Сон, его значение. Эксперименты по лишению сна. Электрофизиологические, мышечные и вегетативные корреляты сна.
Сновидения, их происхождение, значение. Индивидуальные особенности сна. Нейрофизиология и нейрохимия сна.
Нарушения сна.
Стресс. Нейрофизиология стресса. Значение стресса.
Тема 8 Эмоции и мотивации. Произвольность.
Эмоции и мотивации. Произвольность.
Факторы организации поведения. Физиологические механизмы потребностей. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Роль эмоций в регуляции поведения. Произвольность, физиологические механизмы воли. Функциональная система поведенческого акта.
Практические занятия (тематика)
№ п/п | Номер темы | Тема практического занятия | Количество часов |
Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Кодирование информации в нервной системе. | |||
Зрительная система. Слуховая система. Вестибулярный анализатор. | |||
Вкусовой и обонятельный анализатор. Кожный, двигательный и висцеральный анализатор. Ноцицептивная (болевая) система. | |||
Закономерности рефлекторной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Доминанта. Торможение условных рефлексов. | |||
Память. Механизмы памяти. Нарушения памяти. Виды научения. Инструментальный рефлекс. Когнитивное обучение. | |||
Темперамент. Характеристика основных типов. Современное состояние учения о типах ВНД. | |||
Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах | |||
Функциональные состояния. Сон. Стресс. | |||
Эмоции и мотивации. Произвольность. |
Тема № 1 Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Кодирование информации в нервной системе.
План:
1. Локализация функций в коре головного мозга.
2. Поля Бродмана. Моторная, сенсорная и ассоциативная кора.
3. Функциональные блоки мозга по А. Р. Лурия.
4. Общие принципы организации сенсорных систем.
5. Принцип обратной связи и его значение.
6. Организация коркового звена анализатора.
7. Кодирование информации в сенсорных системах.
8. Сущность рецепции. Виды рецепторов. Свойства рецепторов.
9. Топическая организация сенсорных систем.
Литература:
1. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник /
Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
3. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3 изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.