Принято разделять психотерапию на общую, частную или специальную.




ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапия включает дифференцированный и чут­кий подход к больному, влияние режима, но главное — комплекс мероприятий, направленных на воздействие словом, — логотерапию.

Психотерапия — это комплексное лечебное вербаль­ное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

История психотерапии уходит в глубь веков — в древ­ний Египет, Индию, Грецию. Систематическое изучение явлений внушения и гипноза началось с конца XVIII века. Английский ученый Бред, который ввел термин «гипноз», считал, что это следствие утомления органов чувств.

Реабилитация больного — это часто сложный процесс, требующий большого напряжения воли и врача, и больно­го. Нередко именно психогенная реакция больного на де­фект вызывает большую потерю трудоспособности, чем сам дефект. Не каждый больной может легко смириться с де­фектом, привыкнуть к нему, найти для себя пути компен­сации. Во время Великой Отечественной войны и других войн можно было видеть, как сильные натуры усилием воли преодолевали значительные дефекты. Описание таких фак­тов нашло отражение даже в художественной литературе — А. Мересьев («Повесть о настоящем человеке»).

Для успешной работы с больными необходимо исполь­зовать все виды психического воздействия: книги, жур­налы, кино, психотерапевтические беседы, но всегда учи­тывать возможности больного, его интересы, интеллек­туальный уровень и жизненную установку.

Вообще, психотерапию рассматривают как привлече­ние врачом всех возможностей лечебного влияния на боль­ного, воздействуя через его эмоциональные реакции, ис­пользуя интеллектуальные возможности и условно-реф­лекторные связи с первосигнальным и второсигнальным значением. В каждом лечебном воздействии должен иметь место и психотерапевтический компонент.

Но психотерапия существует и как самостоятельный метод лечения. При некоторых заболеваниях ей принад­лежит решающая роль. Например. В медицинском папи­русе Эберс (XVI в. до н.э.) вместе с 900 прописями целеб­ных снадобий и зелий приводятся слова заклинаний, ко­торые необходимо произносить, прикладывая лекарства к больным членам. Научно объяснить психические мето­ды-лечения попытался венский врач А. Месмер в конце XVIII века. Психическое воздействие он объяснил дей­ствием «магнетического флюида» — особой жидкости, как бы разлитой во вселенной и обладающей способностью передаваться от одного лица к другому.

Развитие психотерапии как научно обоснованного ме­тода начинается с XIX века и связано с именами В.А. Манассеина, СП. Боткина, Г.А. Захарьина, С.С. Корсакова, Левенфельда, Мебиуса, которые высказывали мнение о воз­можности психических воздействий при лечении различ­ных заболеваний.

В дальнейшем психотерапия развивалась в тесной за­висимости от изучения гипноза. Гипноз — греческое сло­во, означающее сон. Название это предложено английским хирургом Джемсом Бредом в 1843 г. и прочно вошло в медицинскую практику.

Французский невролог Ж. Шарко трактовал гипноти­ческие явления как проявление искусственного невроза, т.е. заболевания центральной нервной системы, психи­ки. Его соотечественник Бернгейм утверждал, что гип­ноз — это внушенный сон.

Огромный вклад в развитие отечественной и мировой пси­хотерапии внесли труды И.П. Павлова, его учеников и пос­ледователей. Физиологический механизм гипноза был вскрыт работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, В.М. Бехтерева, К.И. Платонова. Гипноз рассматривается как частичный сон, в основе которого лежит условнорефлекторный тормозный процесс в корковых клетках. При этом с помощью рапорта (словесной связи врача с паци­ентом) можно вызывать разнообразные реакции со сторо­ны организма человека, находящегося в состоянии гип­ноза. Это возможно потому, что слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящими в большие полушария мозга, обо всех их сигнализирует, всех их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловли­вают эти раздражения. Раскрыв физиологические меха­низмы сна, переходных состояний и гипноза, И.П. Пав­лов дал научное объяснение всем явлениям, которые ве­ками считались таинственными и загадочными. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах, о физиологической силе слова и внушения стало основой для научной психо­терапии.

Психотерапияэто не всегда гипноз, это внушение в состоянии бодрствования и убеждение больного. Меха­низм такого воздействия близок к гипнотическому.

Существуют различные направления в области психо­терапии.

1. Классическая глубинная психотерапия (Фрейд, индивидуальная психология Адлера и аналитическая пси­хология Юнга).

2. Динамическая психотерапия (Э. Фромм, X. Салливан, Массерман, Морено, Роджерс).

3. Антропологическая психотерапия (жизненный ана­лиз и логопсихотерапия Франкла).

4. Павловская психотерапия (Мясищев, Платонов, Давиденков, Лебединский, и др.). Ленинградская школа Мясищева, так называемая патогенетическая психотерапия, она направлена на личность, историю ее жизни и конфликты.

5. Психотерапия бихевиоризма (Айзенк, Вольпе).

6. Эклектицизм, синтетические и интегративные напра­вления.

Такое деление является лишь попыткой, которая ста­рается вместить в одну схему совершенно различных ав­торов, так как невозможно в одной схеме отобразить боль­шое количество направлений.

Психотерапия характеризуется как продуманное пси­хическое воздействие на расстройства организма при по­мощи раздражителей социальной интеракции, имеющих определенный смысл и значение. Охарактеризовав психо­терапию как таковую, надо определить ее цели. Она и кажется вполне понятной: устранение, излечение расстрой­ства, болезненного симптома. Однако, есть существенная разница в том, если скажем «устранить» или «излечить». Если мы, например, устранили у больного навязчивую идею или фобию, то это еще не значит, что мы его вылечи­ли. Психотерапевтический успех может оказаться вре­менным, так как могут возникнуть другие навязчивые идеи. По существу дело касается двойной цели: избавить­ся от болезненного симптома или, как говорят, попы­таться сделать реструктурацию, реориентацию личности пациента в целом и тем самым надолго устранить болез­ненные симптомы.

Принято разделять психотерапию на общую, частную или специальную.

Под психотерапией в широком смысле слова, или под общей психотерапией, понимают весь комплекс психи­ческих факторов воздействия на больного любого профи­ля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью.

Необходимо создание вокруг пациента охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. В этих случаях психотерапия является вспомогательным средством, и она необходима в любом лечебном учреждении.

Специальная, или частная, психотерапия применяется в клинике таких заболеваний, при которых психические методы лечения выступают на первое место и составляют то основное лечение, которым пользуется врач. С этой целью используются различные методики психотерапии.

Психотерапия имеет своей задачей воздействие на пси­хику больного для урегулирования нарушенной динамики нервных процессов, для более благоприятного протека­ния всех нервных и психических процессов.

Для успеха психотерапии требуется перестройка от­ношения больного к сложившимся обстоятельствам, к окружающим, к своей болезни и болезненным проявле­ниям. При этом должна учитываться возможность пере­стройки побуждений больного, направленности его инте­ресов и форм поведения.

Психотерапия — это лечебное мероприятие, воздейст­вующее на вторую сигнальную систему, а через нее и на весь организм больного.

Психотерапия — это не только воздействие словом, хотя слово самый важный компонент этого воздействия. Имеет значение и мимика врача, и его поведение, и инто­нация, а также обстановка, в которой больной слышит слово врача.

В экспериментах и клинике установлено, что слово подкрепляет воздействие несловесных факторов, и оно может терять силу, если не находит подкрепления в пре­дыдущем опыте человека. Убедительные слова врача не будут достигать желаемого эффекта, если они противоре­чат основным позициям личности, противоречат его убеж­дениям. Большое значение для успеха психотерапии име­ет правильный выбор наиболее нужных и действенных слов.

Слово обозначает не только предмет, действие, ка­чество, но выражает отношение говорящего, оно вызы­вает те или иные эмоции, может побуждать к дея­тельности или предотвращать ее.

Психотерапевтическое влияние на больного обязан ока­зывать каждый медицинский работник. Но в специаль­ных случаях этим занимается психотерапевт. Психотер­апевтическое воздействие должно быть строго индивидуаль­ным. То есть, с учетом причины болезни, специфики синдро­мов, особенностей личности больного и его взаимоотно­шений с окружающей средой. Больному в доступной фор­ме рассказывается о причине болезни, ее развитии и пу­тях к устранению или смягчению тех или иных наруше­ний. В период между лечебными процедурами психотера­пии включаются различные оздоровительные и тренирую­щие мероприятия. В процессе бесед проводятся и меры по «перевоспитанию» личности, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу с заболеванием. Психотерапевтическое убеждение. Метод, наибо­лее способствующий образованию связи с больным, со­здает систему их взаимоотношений, оказывающую воз­действие на эмоциональную сторону деятельности, на интеллект и личность больного вцелом.

Такое воздействие обеспечивает наиболее широкие связи слов, произносимых врачом, с опытом больного, с его пред­ставлениями о болезни, жизненными установками и может подготовить его к разумной переработке всего сказанного врачом, может способствовать усвоению слов врача. Пользу­ясь методом психотерапевтического убеждения, врач мо­жет воздействовать не только на представления и взгляды больного на болезнь, но и оказать влияние на качества личности. В этом влиянии врач может использовать кри­тику поведения больного, его неадекватную оценку ситуа­ции и окружающих, но эта критика не должна оскорблять и унижать больного. Он всегда должен чувствовать, что врач понимает затруднения больного, сочувствует и испы­тывает к нему уважение, стремление помочь.

Неправильное представление о болезни, о взаимоот­ношениях с окружающими, о нормах поведения форми­руются у человека годами и для их изменения требует­ся многократное разубеждение. Аргументы, приводимые врачом, должны быть понятны больному. Убеждая боль­ного изменить сложившуюся ситуацию, необходимо учи­тывать его реальные возможности, жизненные установки, представление о морали и др. Беседа, проводимая с больным, должна вызывать у него эмоциональную реакцию, содержать элемент внушения, должна быть направлена на активное стимулирование, на перестройку его поведения.

Пользуясь этим методом, врач в доступной для боль­ного форме может сообщить о причинах болезни, меха­низмах возникновения болезненных симптомов. Для на­глядности врач может пользоваться демонстрацией ри­сунков, таблиц, графиков, приводить примеры из жизни и литературы, но всегда должен учитывать принцип посильности и доступности для больного тех фактов, кото­рые сообщаются.

Если врач использует неизвестный термин или гово­рит о непонятных закономерностях, то больной может не спросить, что это значит, боясь показать свою не­грамотность или некультурность. Разговоры, недостаточно понятные больному, вместо пользы обычно причиняют вред, так как больной, аффективно настроенный к своей болезни, склонен оценивать непонятные слова врача не в свою пользу.

Функциональная тренировка. Это вариант психотера­пии в бодрствующем состоянии. При лечении больных, которые, например, боятся выходить на улицу из-за стра­ха, что что-то случится с сердцем или они могут внезапно умереть, применяют сложную систему тренировок. Напри­мер, постепенно расширяя участок, на котором больной решается совершать прогулки, врач убеждает больного, совершая с ним вместе или, давая ему задание пройти или проехать определенный отрезок пути. При дальнейшей ра­боте используются достигнутые успехи и на них строится усложнение заданий. Этот тренинг следует рассматривать как активирующую и стимулирующую психотерапию. Ос­новная задача психотерапии — восстановление потерян­ной больным активности, восстановление его способности к полноценной активной жизни, что всегда связано с пра­вильной оценкой человеком своих возможностей. Психо­терапевтическая тренировка имеет своей задачей как не­посредственное воздействие на нервную динамику, так и перестройку отношения больного к тренируемым функци­ям, к себе в целом.

Внушение в бодрствующем состоянии. При этом ме­тоде психотерапевтического воздействия всегда имеется элемент убеждения, но решающая роль принадлежит имен­но внушению. При некоторых истерических расстройствах можно получить терапевтический эффект (однократный). Например, осуществляется внушение в виде приказа: «От­кройте глаза! Вы можете все хорошо видеть!» и т.д.

Успех лечения зависит от особенностей личности боль­ного, от авторитета врача, от веры в него самого больно­го, также имеет значение повышенная внушаемость боль­ного, подготовленность его к такой беседе.

Гипнотерапия со времен Бреда и по настоящее время для вызывания гипнотического сна пользуется методом словесного внушения и иногда фиксации взора на бле­стящем предмете, в последующем для большего эффекта стали применять монотонные однообразные раздражители, воздействующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Коллективная гипнотерапия. Предложена В.М. Бехте­ревым. При коллективной гипнотерапии усиливается вну­шаемость за счет взаимного внушения и подражания. Это необходимо учитывать при подборе группы для проведения коллективной гипнотерапии. Желательно, чтобы среди боль­ных были высокогипнабельные и выздоравливающие, ко­торые бы оказывали на остальных положительное влия­ние. Применение коллективной гипнотерапии дает возмож­ность реализовать лечебные внушения большинству боль­ных во время одного сеанса. Этот вид психотерапии широ­ко используется и в амбулаторной практике.

Аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка — метод, предложенный немецким психотерапевтом Иоган­ном Шульцем. Принцип метода заключается в том, что специальными упражнениями больной обучается вызы­вать у себя ощущение тяжести, тепла в руке, сердцебие­ние, изменение частоты дыхания и др. Направленность упражнений состоит в том, чтобы переключить болезнен­ные симптомы на регулируемые вегетативные функции.

Проведение занятия коллективно, по 4-10 человек в группе. До начала тренинга врач проводит разъясни­тельную беседу, рассказывает об особенностях нервной вегетативной системы, о ее роли и проявлениях в жизни человека. В доступной для больного форме дается объяс­нение особенностям двигательных реакций и особенно состояния мышечного тонуса в зависимости от настрое­ния. Приводятся примеры мышечного напряжения при различных эмоциональных состояниях. При этом, необ­ходимо, чтобы больной отчетливо усвоил различие меж­ду функциями вегетативной нервной системы и анимальной. Он должен понять, что может произвольно совер­шать движения и не может заставить двигаться желудок или кишечник. Управлять некоторыми вегетативными функциями он должен научиться в процессе аутогенной тренировки.

Методика, предложенная Шульцем, состоит из двух ступеней — высшей и низшей. Низшая ступень состоит из шести упражнений, во время отработки которых боль­ной обучается вызывать ощущение тяжести в руках и ногах, ощущение тепла в руках и ногах, урегулирование сердечных сокращений и дыхания и затем ощущения тепла в области солнечного сплетения и ощущения прохлады на лбу. При этом внушения сопровождаются повторени­ем формулы о спокойствии.

Тренировки больными проводятся — лежа, полулежа или сидя. В зависимости от заболевания избирается поза тренировки. Так, при болезнях брюшной полости и бес­соннице рекомендуется поза лежа. Аутогенная трениров­ка требует длительной работы с больными, так как на отработку одного упражнения требуется две недели. Как правило, врач встречается с больными два раза в неде­лю, чтобы проверить, как идет овладение упражнениями, разъясняет и новые. Пациент должен самостоятельно про­водить по три занятия в день. После того, как больной овладеет низшей ступенью, можно переходить к направленному самовнушению против болезненных рас­стройств.

Обычно эффект достигается после многомесячных до­машних тренировок. Высшая ступень тренировки помо­гает больному управлять своими душевными пережива­ниями.

Аутогенная тренировка может быть показана в тех случаях, в которых необходимо научить быстро истоща­ющегося больного восстанавливать работоспособность, уменьшать или снимать душевное напряжение, функциональные расстройства внутренних органов и в

тех случаях, когда надо научить больного владеть собой. Применяется при заикании, нейродермитах, сексуальных расстройствах, для обезболивания родов, устранения или смягчения предоперационных и послеоперационных эмо­циональных наслоений.

Аутогенная тренировка относится к активирующей психотерапии, так как при ее использовании человек сам проявляет активность и имеет возможность убедиться в своих возможностях.

Наиболее известными и распространенными психотерапевтическими методами являются: суггестив­ные (гипноз и иные формы внушения), психоаналити­ческие (психодинамические), поведенческие, фено­менологически-гуманистические (к примеру, гешталъттерапия), используемые в индивидуальной, коллектив­ной и групповой формах.

Суггестивные методы — разнообразные пси­хологические воздействия с помощью прямого или кос­венного внушения, т.е. вербального или невербального влияния на человека с целью создания у него определен­ного состояния или побуждения к определенным действи­ям. Внушение может сопровождать изменением сознания пациента, создания специфического настроя к восприятию информации со стороны психотерапевта» Оказание суггес­тивного воздействия подразумевает наличие у человека особых качеств психической деятельности: внушаемости и гипнабельности.

Внушаемость это способность некритично (без уча­стия воли) воспринимать получаемую информацию и лег­ко поддаваться убеждению в сочетании с признаками по­вышенной доверчивости, наивности и иных черт инфан­тилизма.

Гипнабелъностъэто психофизиологическая спо­собность (восприимчивость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, поддаваться гип­нозу, т.е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрствованием состояний.

Гипноз. Выделяют три стадии гипноза: летаргичес­кую, каталептическую и сомнамбулическую. При пер­вой у человека возникает сонливость, при второй — при­знаки каталепсии — восковая гибкость, ступор (обездвиженность), мутизм, при третьей — полная отрешенность от реальности, снохождения и внушенные образы. При­менение гипнотерапии является обоснованным при исте­рических невротических, диссоциативных (конверсион­ных) расстройствах и истерических личностных расстрой­ствах.

Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (вну­шения, производимого другим лицом) и аутосуггестии (самовнушения), направлено на снятие эмоциональных невротических симптомов, нормализацию психического состояния человека в кризисные периоды, после воздей­ствия психических травм и как способ психопро­филактики., Эффективно применение суггестивных мето­дов психотерапии для снятия психологических дезадаптивных типов реагирования индивида на соматическое заболевание. Используют косвенные и прямые способы внушения. При косвенном прибегают к помощи добавоч­ного раздражителя.

Психоаналитическая психотерапия исходит из бес­сознательного механизма формирования психопатологи­ческой симптоматики (невротической, психосоматической) и вследствие этого направлена на перевод бессознатель­ных влечений в сознание человека, их переработку и от-реагирование. В классическом психоанализе выделяются такие психотерапевтические методики, как метод свобод­ных ассоциаций, реакции переноса и сопротивления. При применении метода свободных ассоциаций человек про­дуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не поддающихся анализу и критике, а психотерапевт-пси­хоаналитик оценивает их, рассортировывая в зависимос­ти от значимости, стараясь выявить вытесненные из со­знания патогенные детские переживания. Затем от паци­ента требуется отреагирование (катарсис) значимых пе­реживаний с целью избавления от их негативного влия­ния на психическую деятельность. Сходным образом про­исходит процесс терапии при анализе сновидений, ошибоч­ных действий (описок и оговорок) человека, за которы­ми, как считается в психоанализе, стоит символическое обозначение симптомов и проблем в связи с вытеснением их из сознания, Основным показанием для применения психоаналитической психотерапии является анализируе-

мость пациента (феномен, сходный с гипнабельностью и внушаемостью в суггестивной психотерапии), зависящая от личностных особенностей пациента, в первую очередь, от интенсивности мотивации на длительный процесс тера­пии, а также от способности снять контроль над своими мыслями и чувствами и способности к идентификации с другими людьми. К противопоказаниям относят истери­ческие личностные расстройства.

Поведенческая психотерапия описана в разделе психокоррекционных мероприятий, поскольку она не явля­ется в полной мере терапевтически направленной. Суть ее не купирование, т.е. лечение психопатологической сим­птоматики, внедрение в процесс этиопатогенеза заболе­вания, но научение и тренинг. Когнитивную психотера­пию справедливее отнести к методам консультирования, чем к терапии. Это связано с формированием личностной позиции в большей степени с помощью методов диалога и партнерства между пациентом (клиентом) и терапевтом.

Феноменологически-гуманистическое направление психотерапии. Близко к психологическому консультиро­ванию. Наиболее технически разработанной является гешталъттерапия. К основным методикам гештальттерапии относятся: упражнения, направленные на расширение осознания с использованием принципа «здесь и теперь»; формирование завершенных гештальтов с помощью ин­теграции противоположностей; работа с мечтами и др. Через вегетативную систему осуществляется связь эндок­ринного аппарата с центральной нервной системой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: