Задание 4. Прочитайте образец. Проанализируйте условия использования активных и пассивных причастий. Выполните задания по образцу.




Крымский государственный медицинский университет

Им. С.И. Георгиевского

Кафедра русского языка

Сборник

Тренировочных упражнений

По грамматике русского языка

Для иностранных студентов

В тетрадях

Тетрадь 6

 
 


Симферополь, 2013

Составитель – профессор Ховалкина А.А.

Аннотация

Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.

В сборнике использованы материалы, разработанные на кафедре русского языка и вошедшие в учебно-методическое пособие: «Рабочая тетрадь по конструированию сложного предложения для аудиторных и внеаудиторных занятий студентов I-II курсов». – Симферополь, 2000 г., а также методические разработки преподавателей Лежневой Г.В., Лустиной В.Ф., Гадомской Г.П.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. Сложное предложение: выражение определительных отношений……  
ТЕМА 2. Сложное предложение: выражение значения добавочного действия (одновременного или предшествующего основному действию)………  
ТЕМА 3. Сложное предложение: выражение объектных отношений…………….  
ТЕМА 4. Сложное предложение: выражение значения места………………………  
ТЕМА 5. Сложное предложение: выражение значения времени………………….  
ТЕМА 6. Сложное предложение: выражение значения причины и следствия…  
ТЕМА 7. Сложное предложение: выражение условия………………………………..  
ТЕМА 8. Сложное предложение: выражение уступительных отношений……….  
ТЕМА 9. Сложное предложение: выражение цели…………………………………….  

 

Тема 1: Сложное предложение: выражение определительных отношений

Задание 1. Закончите предложения, используя нужную форму причастия.

 

1. (живущий в нашем общежитии):

- Мы ходим в гости к земляку, (к какому?) _____________________________________

- Вчера я был у земляка, (у какого?) _________________________________________

- Вы знаете моего земляка, (какого?) _______________________________________

- Я дружу с земляком, (с каким?) _____________________________________________

- Я уже говорил вам о земляке, (о каком?) _____________________________________

 

2. (лежащая в больнице):

- Мы были у подруги, (у какой?) ____________________________________________

- Завтра я хочу пойти к подруге, к какой?) __________________________________

- Вы знакомы с моей подругой, (с какой?) ____________________________________

- Врачи должны делать операцию подруге, (какой? __________________________

- Мы купили фрукты подруге, (какой?) _____________________________________

 

3. (приехавшие с родины):

- Мы встречали в аэропорту друзей, (каких?) ________________________________

- Мы показали город друзьям, (каким?) _____________________________________

- Они познакомились с моими друзьями, (какими?) ____________________________

- Он расспрашивал меня о друзьях, (о каких?) _________________________________

- Это вещи друзей, (каких?) _______________________________________________

 

Задание 2. Прочитайте следующие пары предложений. Подчеркните слова, которые повторяются в обоих предложениях. Проанализируйте, как два предложения из левой колонки соединяются в одно. В новом предложении подчеркните слово, к которому относится выделенный причастный оборот.

 

1. Некоторые вещества состоят из атомов одного вида. Эти вещества называются простыми.   какие? = 1. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми.
2. Этот студент изучал русский язык в университете. Он хорошо говорит по-русски.   какой? = 2. Этот студент, изучавший русский язык в университете, хорошо говорит по-русски.
3. Мы прочитали статью. Эта статья рассказывает об истории Симферополя.   какую? = 3. Мы прочитали статью, рассказывающую об истории Симферополя.

Задание 3. Прочитайте пары предложений, подчеркните в обоих предложениях имена существительные и замещающие их местоимения. Соедините пары предложений, используя причастия в правильной форме. Следите за порядком слов в предложении.

 

1. Вчера у нас в гостях был приятель. Он приехал недавно с родины. __________________ ___________________________________________________________________________

2. Мне надо отдать деньги подруге. Она купила мне словарь._________________________ ___________________________________________________________________________

3. В зале сидели студенты. Они поступили в этом году в наш институт. ________________ ___________________________________________________________________________

4. Некоторые студенты уже уехали на каникулы. Они сдали все экзамены досрочно. _____ ___________________________________________________________________________

5. Моя подруга хочет поступить на медицинский факультет. Она закончила школу с золотой медалью. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

6. Приятель рассказал мне о последних событиях в нашей стране. Он получил письмо. ___ ___________________________________________________________________________

7. Мы прочитали статью. Она рассказывает об исторических памятниках этого города. ___________________________________________________________________________

8. У меня есть товарищ. Он хорошо играет на гитаре и мечтает стать артистом. ___________________________________________________________________________

9. Эпителий вырабатывает гормоны. Эти гормоны участвуют в обмене веществ. ___________________________________________________________________________

10. Мембрана ядра представляет собой тонкую оболочку. Эта оболочка состоит из внутренней и наружной мембран. ______________________________________________ ___________________________________________________________________________

11. Эндоплазматический ретикулум – это паспортная система. Она выполняет передвижение веществ в клетку и из клетки. _____________________________________ ___________________________________________________________________________

 

Задание 4. Прочитайте образец. Проанализируйте условия использования активных и пассивных причастий. Выполните задания по образцу.

а) Модель: Студент решает задачу.

– Студент, решающий задачу... – Задача, решаемая студентом...

1. Переводчик переводит статью.

– Переводчик, ____________________________ – Статья, ____________________________

2. Дедушка любит внучку.

– Дедушка, ______________________________ – Внучка, _____________________________

3. Преподаватель проверяет контрольную работу.

– Преподаватель, ______________________ – Контрольная работа, ____________________

4. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие.

– Грудная клетка, ________________________ – Сердце и лёгкие, ______________________

5. Щитовидная железа вырабатывает гормоны.

– Щитовидная железа, _____________________ – Гормоны, __________________________

 

б) Модель: Студент прочитал статью.

– Студент, прочитавший статью,... – Статья, прочитанная студентом,...

 

1. Человек сделал работу.

– Человек, __________________________ – Работа, ______________________________

2. Рабочие построили здание.

– Рабочие, ___________________________ – Здание, _____________________________

3. Студенты сдали экзамен.

– Студенты, __________________________ – Экзамен, ___________________________

4. Мальчик закрыл окно.

– Мальчик, ___________________________ – Окно, _______________________________

5. Друзья рассказали историю.

– Друзья, ______________________________ – История, ___________________________

6. Студенты организовали вечер.

– Студенты, ___________________________ – Вечер, _____________________________

7. Больной вызвал врача.

– Больной, _____________________________ – Врач, _____________________________

8. Врач прооперировал больную.

– Врач, ________________________________ – Больная, __________________________

9. Учёные получили новое вещество.

– Учёные, _____________________________ – Вещество, _________________________

10. Клетки выделили вещество.

– Клетки, ____________________________ – Вещество, __________________________

Тема 2: Сложное предложение: выражение значения добавочного действия (одновременного или предшествующего основному действию)

Задание 1. Найдите и подчеркните деепричастия с относящимися к нему словами. Определите значение деепричастия: время (одновременное или предшествующее добавочное действие), причина, условие, уступка. Постройте сложные предложения, используя союзы со значением времени, причины, условия, уступки: КОГДА, ПОСЛЕ ТОГО КАК, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО.

 

1. Проснувшись в шесть часов, я быстро встал. ______________________________________

2. Получив все зачёты, студенты начали готовиться к экзаменам._______________________ ____________________________________________________________________________

3. Учась в медуниверситете, студент должен много заниматься. ________________________ _____________________________________________________________________________

4. Посмотрев в окно, я увидел своего друга. _________________________________________

5. Девушка замерзла, сидя на улице. _______________________________________________

6. Проходя мимо главного корпуса, мы встретили декана. _____________________________ _____________________________________________________________________________

7. Собираясь вместе, учёные обсуждали проблемы развития науки. _____________________ _____________________________________________________________________________

8. Не зная правила, вы не сможете решить задачу. ____________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Дыша носом, человек поглощает на 25% воздуха больше. ___________________________ _____________________________________________________________________________

10. Используя новые методы, мы получаем хорошие результаты.________________________ _____________________________________________________________________________

11. Проболев больше месяца, я всё-таки смог сдать экзамены. __________________________ _____________________________________________________________________________

12. Серьёзно занимаясь спортом, он успевает ещё и хорошо учиться. _____________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 2. Преобразуйте предложения по модели:

Модель: Отдохнув, мы собрались уходить. = Мы отдохнули и собрались уходить.

1. Достав из кармана зажигалку, он закурил. ________________________________________

2. Случая радио, мы узнаём последние новости. _____________________________________

3. Сидя в парке, студент готовился к зачёту._________________________________________

4. Встретив знакомого, я поздоровался с ним. _______________________________________

5. Войдя в комнату, я включил свет.________________________________________________

6. Встретившись с ним, я решу этот вопрос. _________________________________________

7. Собравшись, специалисты обсудили результаты эксперимента. ______________________ _____________________________________________________________________________

8. Воздух, проходя через носовую полость, очищается и согревается. ___________________ _____________________________________________________________________________

9. Выходя из левого желудочка, кровь поступает в аорту.______________________________ _____________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: