Корректировка объемов финансового обеспечения реализации Госпрограммы за счет средств федерального бюджета




Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

 

Новая редакция государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее – Госпрограмма) подготовлена во исполнение пункта 41 Графика подготовки и рассмотрения в 2020 году документов и материалов, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также федеральных целевых программ и проектов государственных программ Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 30.05.2020 № ДГ‑П13‑5666 (далее – График).

Действующая в настоящее время редакция Госпрограммы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322 с изменениями в Госпрограмму от 31.03.2020.

Предложения по внесению изменений в Госпрограмму подготовлены в соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582 (далее – Методические указания) и Методическими рекомендациями по порядку представления предложений по внесению изменений в государственные программы Российской Федерации, влияющих на корректировку бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных на 2021-2022 годы, и формирование бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год.

В соответствии с требованиями Минэкономразвития России подготовка предложений по внесению изменений в Госпрограмму будет осуществляться в электронном виде с использованием аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети «Интернет» (www.programs.gov.ru).

Ответственный исполнитель Госпрограммы и участники Госпрограммы сохраняют свою актуальность.

Ответственным исполнителем Госпрограммы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Участниками: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство по рыболовству. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является участником государственной программы в период с 2012 по 2020 год (начиная с 2021 года исключена из состава участников).

В 2020 году истекает срок реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса в Российской Федерации в 2012-2020 годах», в 2021 году финансирование мероприятий будет продолжено в рамках подпрограммы 2 «Использование и сохранение водных ресурсов».

Также в 2020 году прекращается реализация основного мероприятия 1.13 "Организация добычи метана угольных пластов".

Цели и задачи реализации Госпрограммы также сохраняют свою актуальность. Ожидаемые результаты реализации государственной программы дополнены результатом «обеспечено воспроизводство запасов полезных ископаемых на уровне, установленном «Стратегией минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года»»

Предлагаемые изменения, вносимые в государственную программу Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» в части подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» направлены на:

- приведение финансирования и значений показателей (индикаторов) программы в соответствие с параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», с учетом сокращения бюджетных ассигнований на 2021-2023 годы относительно действующей редакции Госпрограммы;

- устранение замечаний Министерства экономического развития Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о необходимости сокращения количества показателей (индикаторов) программы;

- приведение в соответствие с положениями Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 2914-р;

- соответствие последним тенденциям в сфере лицензирования недропользования, в том числе по «заявительному» принципу.

В части углеводородного сырья и подземных вод значения показателей (представлены в прилагаемой форме 5) Госпрограммы на 2021-2023 были скорректированы в связи с сокращением бюджетных ассигнований, что неизбежно влечет сокращение объемов запланированных геологоразведочных работ.

Кроме того, в 2020 году нефтегазовая отрасль России столкнулась с рядом значимых проблем, вызванных введением ограничительных мер в связи с эпидемиологической обстановкой по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и сокращением добычи нефти, в соответствии с достигнутыми соглашениями России со странами ОПЕК+. Снижение деловой активности на фоне введения ограничительных и запретительных мер, направленных на предотвращение распространения COVID-19, негативно отразилось на показателях, как на мировой экономики, так и российской.

В части твердых полезных ископаемых в условиях активной деятельности недропользователей, корректируются принципиальные задачи геологоразведочных работ, осуществляемых за счет средств федерального бюджета. Задача подготовки рядовых площадей для геологоразведочных работ постепенно утрачивает свое значение, поскольку успешно решается недропользователями, в т.ч. в рамках «заявительного принципа». По этой причине необходима переориентация геологоразведочных работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на решение принципиальных задач, где деятельность недропользователей недостаточно эффективна. Таким образом, предлагается в большей степени сконцентрировать усилия на следующих направлениях:

1. Обеспечение воспроизводства МСБ действующих горнорудных центров, имеющих высокое социально-экономическое значение, находящихся в условиях высоких рисков исчерпания ресурсной базы. Примером объектов такого рода могут служить центр добычи серебра в Магаданской области, золота в Чукотском АО, алмазов в Республики Саха (Якутия) и др.

2. Решение задач по созданию новых минерально-сырьевых центров, с учетом планов по социально-экономическому развитию территорий. Анализ текущей деятельности недропользователей, в т.ч. по заявительному принципу, показывает, что недропользователи концентрируют работы в пределах уже существующих минерально-сырьевых центров, на флангах ранее найденных месторождений и рудных полей, либо носят несистемный характер распределения. В среднесрочной перспективе это приведет к исчерпанию сырьевой базы районов активного недропользования. В этих условиях предлагается фокусировать федеральные ГРР в принципиально новых, еще не освоенных районах, одновременно имеющих высокий минерагенический потенциал и являющихся регионами приоритетного социально-экономического развития. Главным итогом данного направления и является создание новых минерально-сырьевых центров.

3. Диверсификация минерагенического потенциала территорий. Подведомственными институтами Роснедр проводится системный и комплексный анализ минерагенического потенциала, с его переинтерпретацией, для различных территорий нашей страны. Итоги данных работ позволяют планировать постановку поисковых работ на нетрадиционные геолого-промышленные типы месторождений для отдельных районов, с целью выявления крупных и уникальных объектов. Данные работы более широко и полноценно раскрывают минерагенический потенциал различных перспективных площадей, так как у недропользователей отсутствует системная и комплексная работа, охватывающая значительные территории России.

Указанное направление является актуальным для проведения работ за счет средств федерального бюджета.

В предлагаемой редакции Программы достижение этих результатов будет выражаться в новом показателе:

• «Количество перспективных участков недр с локализованными прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категории Р1 и P2 (нарастающим итогом)».

Данный показатель заменит существующие показатели по приросту прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.

Помимо этого, одним из ожидаемых результатов успешной реализации Стратегии является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы. Стратегией определены необходимые уровни показателей воспроизводства для трех групп полезных ископаемых.

Первая группа - полезные ископаемые, запасы которых при любых сценариях развития экономики удовлетворяют необходимые потребности до 2035 года и в последующий период. К ней относятся природный газ, никель, медь, молибден, ниобий, вольфрам, кобальт, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье. Целевое значение показателя воспроизводства устанавливается на уровне не ниже 50%

Вторая группа - полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений на период до 2035 года. К ней относятся нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье. Целевое значение показателя воспроизводства устанавливается на уровне 100%

Третья группа - дефицитные полезные ископаемые, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом и (или) складированными запасами. К ней относятся уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат, по которым установлено целевое значение показателя воспроизводства устанавливается на уровне не ниже 75%.

В предлагаемой редакции Программы достижение этих результатов выражается в новых показателях:

• количество видов твердых полезных ископаемых «первой группы» (никель, медь, молибден, ниобий, вольфрам, кобальт, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов;

• количество видов твердых полезных ископаемых «второй группы» (свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов;

• количество видов твердых полезных ископаемых «третьей группы» (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов.

Методика расчета воспроизводства запасов полезных ископаемых приведена в полное соответствие с показателем «Воспроизводство минерально-сырьевой базы (доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашения запасов в недрах)», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 684 «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации» (показатель № 37). Показатель рассчитывается как значение от суммы запасов полезных ископаемых к их погашению (добыча+потери в недрах) в среднем за 10 лет.

Оперативные значения предлагаемых показателей будут представляться в рамках годового отчета до 28 февраля года, следующего за отчетным, окончательные - до 25 апреля года, следующего за отчетным, в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588.

Предлагаемые показатели по воспроизводству заменят существующие показатели по приросту запасов твердых полезных ископаемых.

Достижение результатов по воспроизводству минерально-сырьевой базы в значительной степени будет обеспечено интенсивностью геологоразведочных работ, проводимых за счет внебюджетных источников финансирования и необходимых мер их стимулирования. Основную роль будет играть дальнейшее развитие «заявительного принципа» лицензирования участков недр.

«Значения показателей по приросту общераспространенных полезных ископаемых» приведены на основании предложений, поступивших от 62 субъектов Российской Федерации, при поступлении предложений от иных субъектов Российской Федерации значения показателей будут скорректированы».

По подпрограмме «Использование водных ресурсов» значения показателей и описание ожидаемых результатов подпрограммы, отражающих реализацию федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология», приведены в соответствие действующим паспортам данных федеральных проектов, после внесения изменений в федеральные проекты данные будут актуализированы.»

 

Корректировка объемов финансового обеспечения реализации Госпрограммы за счет средств федерального бюджета

В 2021-2023 годах в соответствии с предельными объемами бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, доведенными Минфином России, объем расходов федерального бюджета на реализацию Госпрограммы составляет соответственно:

на 2021 год – 54 673 706,8 тыс. рублей;

на 2022год – 50 119 712,6 тыс. рублей;

на 2023год - 47 459 225,3 тыс. рублей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: