Источниковедческая база исследования.




В работе над диссертацией был использован разнообразный круг источников, что диктовалось сформулированными целью и задачами. В целом, источниковедческую базу можно разделить на три основные группы: разнообразные тексты классической и современной научной мысли, опубликованные первоисточники – документированные материалы из наследия Н. А. Римского-Корсакова и его современников (воспоминания, дневники, переписка композитора с современниками и др.); архивные источники – документы и материалы, касающиеся жизни и творческой деятельности Н. А. Римского-Корсакова и лиц из его ближайшего окружения, хранящиеся в государственных архивохранилищах и в частных собраниях.

В первую группу входят книги и статьи классиков культурфилософских идей – Г. Э. Лессинга, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. Гегеля, С. Кьеркегора, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, А. Шопенгауэра, Р. Вагнера, Ф. Ницше, Э. Сурио, О. Шпенглера, Э. Фромма, М. Хайдеггера, М. Вебера, Й. Хейзинги, Ж.-П. Сартра, Т. Адорно, Ж. Бодрийара, П. Булеза, А. Ханзен-Леве, Л. Силарда, Ф. Лаку-Лабарта, С. Фридриха, Д. Борхмайера, предметом рефлексии которых становились различные виды искусства и творчества через призму их сопричастности музыке. Большое значение для концепции диссертации имеют труды отечественных авторов, посвященные актуализированной в XX веке проблеме философии музыки и культурологического подхода к анализу музыки, как особому языку культуры. В их числе книги и статьи В. Соловьева, В. Иванова, А. Белого, П. А. Флоренского, А. Лосева, Б. Асафьева, Л. Данько, М. Кагана, Ю. Кремлева, Е. Ручьевской, А. Климовицкого, В. Конен, Л Серебряковой, В. и Ю. Холоповых, Е. Долинской, Г. Григорьевой, многих других. Сюда же необходимо отнести работы современных отечественных авторов – О. Н. Астафьевой, М. А. Аркадьева, Т. В. Антиповой, А. И. Бандуры, Л. Л. Гервер, А. Я. Гуревича, В. М. Диановой, С. Н. Иконниковой, Е. Князева, З. Р. Жукоцкой, К. В. Зенкина, Г. В. Крауклиса, Т. Н. Левой, Ф. А. Лунёвой, Ю. Ю. Милёшиной, И. А. Мыльниковой, А. Л. Порфирьевой, Н. И. Поспеловой, О. М. Томпаковой, В. П. Шестакова и др., развивающих в том или ином ключе проблемы взаимодействия и синтеза искусств. В диссертационном исследовании также использован целый ряд философских, эстетических и культурологических работ, посвященных проблемам истории, теории и философии культуры XX века, в их числе труды С. А. Аверинцева, М.М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Н.К. Бонецкой, М.Д Гаспарова, В.М.. Жирмунского, Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, З.Г. Минца, И. П. Ильина, О. Шпенглера, Г. Гессе, Й. Хейзинги, Т. Адорно, X. Ортеги-и-Гассета и др.

Из опубликованных документальных источников, важных для всех трех глав диссертации выделим главные: Н. А. Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни», Н. А. Римский-Корсаков. «Статьи и заметки», А. Н. Римский-Корсаков. «Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество» Вып. 1 – 5 (1933 – 1946), переписку Н. А. Римского-Корсакова с В. В. Бельским, М. А. Врубелем, А. Н. Глазуновым, Н. И. Забелой-Врубель, В. В. Стасовым, А. К. Лядовым, Ц. А. Кюи, С. Н. Кругликовым, М. О. Штейнбергом, Н. Н. Римской-Корсаковой, В. В. Ястребцевым и другими корреспондентами, документальные материалы, письма, воспоминания, опубликованные в двухтомнике «Римский-Корсаков. Музыкальное наследство»; а также – двухтомник «Римский-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребцева» (М. 1959 – 1960), книга «А. Е. Пресняков. Письма. Дневники», книга «М. А. Врубель. Письма. Воспоминания», книга В. П. Россихиной «Оперный театр С. И. Мамонтова», рецензии и другие материалы, опубликованные в периодических изданиях рубежа XIX – XX вв. Для второй главы наиболее ценными явились воспоминания А.И. Фаресова «Тертий Иванович Филиппов», А.Д. Васильева «Памяти Т. И. Филиппова, для третьей главы, кроме указанных выше – письма И. И. Лапшина Н. И. Забеле-Врубель и М. Н. Римскому-Корсакову, книга В. П. Зубова «Страдные годы России», воспоминания Н. О. Лосского. К этой же группе первоисточников относятся клавиры и партитуры оперных и камерных произведений композитора (опер и романсов), сборники народных песен, без скрупулезного анализа которых (с точки зрения идейно-образного содержания и восприятия современниками) было бы немыслимо создание полноценной концепции его влияния на жизнь и мировоззрение современников.

Третью группу составляют материалы из Федеральных архивов -Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ),Центрального государственного исторического архива (ЦГИА СПб.), Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб.). Сюда же относятся материалы, хранящиеся в архивах при музеях, в том числе Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Русском музее (РО ГРМ), Государственном Центральном музее музыкальной культуры им. Глинки (ГЦММК), в Государственном Доме-Музее П. И. Чайковского в Клину (ГДМЧ), в Киевском Государственном музее русского искусства (КГМРИ), в архивах музеев Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (СПбГК) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГТУ), при институтах системы РАН, в том числе в Российском институте истории искусства (РИИИ), в Институте русской литературы (Пушкинский Дом), при библиотеках, в том числе при Библиотеке Академии наук (БАН), Российской государственной библиотеке (РГБ), Российской национальной библиотеке (РНБ).

 

Теоретико-методологические основы исследования. В соответствии с поставленными целями выработана методология данного исследования. В качестве ведущей выступают позиции синергетического подхода, опирающегося на принцип комплексного рассмотрения проблем. При этом автор следует системно-синергетической концепции, в которой культура рассматривается как форма бытия человека в мире (целостная саморазвивающаяся система по М. С. Кагану), что приводит, в конечном счете, к переосмыслению самого понятия культура, расширению его объема. Отметим: сложность исследуемого феномена, комплекс сформулированных целей и задач и принципиальная установка на междисциплинарность потребовали расширения применяемых методик. Среди наиболее востребованных в диссертационной работе, в первую очередь при анализе частных аспектов влияний (для прояснения смысловых и процедурных доминант) следует указать на стратегии, характерные для таких мыслителей как Р. Барт, Ж. Делез, Ю. Кристева, У. Эко и др. Особенностью подобной методологической установки является использование различных техник исследования, применяемых в зависимости от конкретных познавательных задач и параметров анализируемого материала. Таким образом в исследовательском аппарате наряду с общефилософскими методами анализа, синтеза, обобщения, присутствуют сравнительно-исторический и интерпретативный методы, элементы культурологического, искусствоведческого и семиотического анализа. В целом, сочетание культурологических, музыкально-исторических и эстетико-философских методов исследования составляет методологическую основу работы.

 

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– разработан новый подход к рассмотрению проблем влияния в синтезе всех составляющих культурной жизни определенной эпохи;

– обнаружен ряд параметров взаимовлияний, не отмечавшихся ранее в научно-гуманитарном знании, что позволило проанализировать отдельные аспекты творческого наследия Н. А. Римского-Корсакова в контексте истории отечественной музыки, философской мысли, театра, живописи, поэзии;

– обоснована необходимость более глубокого изучения смыслов музыки в ее многообразных связях с социокультурной средой и практикой, служащих продуктивным дополнением к научным представлениям о возможных подходах к изучению проблем влияния;

– введен в научный оборот целый ряд фактов художественной и общественной жизни, обогащающих представление о культурном фоне эпохи;

– реконструирован жизненный путь и показано значение философского наследия И. И. Лапшина в контексте эволюции отечественной философской мысли;

– выявлена специфика музыкального и эстетико-философского воплощения идеи красоты в творческом наследии Н. А. Римского-Корсакова и философских работах И. И. Лапшина.

 

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Современная тенденция исследования проблем искусства в целом тяготеет к философско-культурологической парадигме. Особое значение приобретают вопросы связей между различными явлениями художественного порядка, осознание глубинного родства феноменов культуры как целостной системы и в связи с этим – проблема взаимодействия и взаимовлияния различных процессов художественного и нехудожественного («жизненного») порядка.

2. Для создания всестороннего и адекватного представления о культурной жизни эпохи необходимо перенести акцент в выборе объекта исследования с крупных театров и концертных залов (деятельность которых достаточно полно освещена в литературе), в которых ставились оперы Н. А. Римского-Корсакова и исполнялись его камерные произведения, на формы бытового и повседневного музицирования – музыкального бытия самых многообразных слоев населения в домашней обстановке – «кружках», собраниях, обществах и проч., что позволяет проследить воздействие творчества Н. А. Римского-Корсакова на широкий круг слушателей-современников, его влияние на выбор их жизненных и творческих ориентиров, формирование философско-эстетических взглядов.

3. Важным моментом при изучении и реконструкции реалий эпохи являются не только свидетельства повременной периодики, но и высказывания частных лиц из самых разных слоев общества, собранные как из опубликованных источников, так и из никогда ранее не привлекавшихся архивных материалов – писем, воспоминаний, статей.

4. Мировосприятие и «звукосозерцание» Н.А. Римского-Корсакова во многом обусловлено переплетением в его творческой эстетике реалистических и символистских тенденций. Для многих представителей этого поколения на протяжении их дальнейшей жизни в России и за рубежом именно музыка Римского-Корсакова оставалась символом утерянного отечества, ее духовным мостом с Родиной, что доказывается статьями и эпистолярием В. В. Ястребцева, зарубежной деятельностью и эпистолярием В. И. Бельского, научной деятельностью Г. Л. Ловцкого.

5. До конца своей жизни И. И. Лапшин размышляет о творчестве Н. А. Римского-Корсакова, которое являлось для него смысловым и мировоззренческим ориентиром.

6. Используя основополагающие образы и символы творчества Н. А. Римского-Корсакова, И. И. Лапшин выстраивает свое собственную эстетическую концепцию, центральное место в которой занимают Россия и София как Вечно Женственного.

 

Проведенное исследование позволяет выделить ряд конкретных результатов:

1. Осуществлено комплексное исследование творческой композиторской личности, как культурного феномена эпохи рубежа веков и параметров ее воздействия на различные стороны жизни и творчества современников.

2. Проведено комплексное и системное исследование сценических воплощений опер Н. А. Римского-Корсакова на сценах Императорских театров и в театре С. И. Мамонтова и поэтапной эволюции в восприятии и влиянии его творчества на формирование эстетических предпочтений современников (критиков и слушателей).

3. Проанализирована роль фольклорных влияний (песни, былины, сказки, фантастики) на стилистику и эстетику композитора и отражение этих влияний в культуре эпохи (в свете актуальной для современности идеи преемственности).

4. Обозначены основные этапы становления театра С. И. Мамонтова а также установлено взаимодействие эстетических принципов театральной деятельности последнего с различными культурными явлениями эпохи (музыки, живописи, фольклора, исполнительства и др.).

5. Выявлена специфика деятельности музыкальных «кружков» Петербурга, в том числе Университетских смешанных кружков (преподавателей и студентов) и их роль в популяризации творчества Н. А. Римского-Корсакова.

6. Показана роль Т. И. Филиппова как крупнейшего знатока и собирателя фольклора, оказавшего огромное влияние на современных композиторов, а также способствовавшего внедрению идей обращения к корневым основам национального бытия.

7. Обозначены сферы влияния композитора на жизнь, формирование взглядов и творческой деятельности его ближайшего окружения – последователей и учеников, в частности, В. В. Ястребцева, В. И. Бельского и Г. Л. Ловцкого.

8. Исследованы впервые обнаруженные архивные материалы, связанные с биографией и педагогическая и общественная научной деятельностью И.И. Лапшина в Петербурге – Петрограде и в Праге. и составлена полная библиография его трудов (137 наим.).

9. Введены в научный оборот неопубликованные и неизвестные архивные материалы, ранее не привлекавшиеся в качестве объектов исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: