Юнгианская теория развития




Истерическая личность

Вначале вся психология сводилась к эдипальным проблемам

 

Травма? Инцест

замешана на использовании сексуально-ориентированной любви ребенка

как правило, это соблазняющий отец и отрицающая холодная мать или наоборот

или если девочка живет с братьями и видит что маскулинное поведение одобряется, а нежное и женское отрицается

 

вся трагедия истерического характера:

мужское видится как идеальное и недостижимое

женское как "ущербное"

 

симптоматика истерического расстройства:

 

конверсия, яркое поведение, показательное, направленность на похвалу и одобрение, регрессия, импульсивность, сексуализированное поведение

 

Для чего все это?

Чтобы получить власть, которая, как знают женщины, принадлежит мужчинам.

 

кроме эдипальной есть еще оральная фиксация (+ холодная мать)

 

когда рассматривают истерическое личностное расстройство, смотрят два типа:

 

с преимущественно эдипальной фиксацией (истерический характер - высокоуровневое расстройство)

с преимущественно оральной фиксацией (истероидный характер - пограничное расстройство)

 

При оральной фиксации усиливается любое желание обладать чем-то

 

Эдипова стадия никогда не преодолевается. Невозможно уйти от тех проблем и тем, которые значимы для ребенка в это время:

- амбивалентные чувства к родителю своего пола, а к противоположного пола - желание обладать

- соперничество

- ревность

 

если соперничество за отца выиграно - редкий случай, когда травма обеспечивается чрезмерным сексуализированным переудовлетворением потребности

 

девочка испытывает странные чувства к матери, т.к. думает что она ее кастрировала

в нашей культуре практически любая девочка когда-либо начинает идеализировать мужское, т.к. отец обычно не так много времени проводит с ребенком, идеализировать его проще. а женское - обесценивается

 

при фиксации на этой стадии - таким образом все это и остается:

 

возникает образ сильного мужчины и слабой женщины

и желание через воссоединение с ним получить эту силу

 

не смотря на то что истер. личность ведет себя крайне сексуализированно, само сексуальное удовольствие не играет для женщины столь важной роли

как правило, истерическая женщина находится в отношениях с большим папочкой (статуснее и властнее ее) на роли папиной принцессы

(похоже на бартер - забота и внимание обмениваются на сексуальность)

по отношению к другим женщинам чувствуется соперничество, враждебность

 

такие женщины эмоционально лабильны (резкая смена эмоций), эмоции яркие, носят коммуникативный характер как у маленьких детей

на самом деле эти эмоции служат цели замаскировать истинные эмоции, которые безусловно есть (тоска по заботливости и принятию, которая на самом деле направлена не к отцу, а к материнской заботе, которая могла оградить ее от определенных ситуаций)

 

импрессионистский стиль мышления (нелогичный, творческий, эмоциональный)

диссоциативный стиль - служит диссоциации - разделению травмы от нынешнего самоощущения

 

защиты:

диссоциация, вытеснение, регрессия, конверсия, отреагирование (противофобическое, пациентка делает то, что ее пугает - сексуализация)

 

самоощущение: "я грязная, но зато добиваюсь власти" + "маленькая невинная девочка, пугливая"

 

постоянная потребность в самоуважении, которое достигается только через воссоединение с мужчиной

(папочка или ущербный)

 

терапия:

 

найти то репрессивное воспоминание, которое лежит в основе

пока не разрушим формы избегающего диссоциативного мышления и не покажем как они функционируют, у нас не получится докопаться до тех воспоминаний, которые мы пытаемся обнаружить

 

говорить об этом бесполезно, т.к. импрессионистский стиль мышления уведет все в сторону

 

основная задача терапевта - вступить в перенос и не стать соблазненным буквально и символически, не позволять ей быть тем ребенком, которым она пытается быть за пределами клиники

 

установить истинные отношения и не соблазниться

 

Юнгианская теория развития

Развитие, которое идет всю жизнь (личностное развитие, индивидуация)

 

Личностная структура

 

Коллективное бессознательное (опыт человечества, накопленный за столетия) и

Личное бессознательное

 

Начнем с поверхности. ПЕРСОНА. - некий имидж, форма проявления эго для внешнего мира

персона рождается из:

1. Социальные требования - попытка соответствия

2. Личные амбиции - в зависимости от величины амбиций разная значимость социальных требований

 

как правило, клиент идентифицируется со своей персоной

 

персона может развиваться и ее развитие - задача первой половины жизни (Юнг)

 

первый шаг вглубь - ТЕНЬ - которую принимать абсолютно не хочется

те стороны нас, проявления и качества, которые мы в себе не принимаем, не любим и не признаем

 

в Юнгианстве предполагается, что каждый из нас изначально целостен и если ты считаешь, что ты ХОРОШИЙ, то ты и ПЛОХОЙ тоже, просто это где-то в бессознательном

 

Тень не переживается непосредственно, а только в проекции на других

 

"Все что раздражает нас в других может нам помочь в понимании себя" (ЮНГ)

 

наиболее яркие теневые поведения - кто-то вас преследует с целью уничтожить

 

Анима - то женское что есть в мужчине и Анимус - то мужское что есть в женщине

это то что дает собственной личности черты противоположного пола

функция - через это мы можем достигнуть коллективного бессознательного, возможность понимания того что на мир можно смотреть по-разному и расширение (ФУНКЦИЯ ПСИХОПОМПЫ)

 

анима - госпожа мужского настроения

 

мужская анима укладывается в единый образ, который вкладывается в каждую женщину, с которой сталкивается

женский анимус многолик и может изменяться

 

"я вижу что тебе плохо и я вижу что ты не хочешь сейчас об этом поговорить. но я рядом и я переживаю. я не буду доставать тебя сейчас с этим. я пойду по своим делам. но когда ты захочешь поговорить - я буду рядом и я выслушаю тебя"

 

подойти и крепко обнять "дорогая, ты просто испугалась, ничего страшного, сейчас мы все сделаем"

 

 

В чем задача отношений с тчк зрения Юнгианского анализа?

 

Отношение влюбленности, нужды:

 

сознаниеА->бессознаниеБ

бессознаниеА->сознаниеБ

 

Мы изначально целостны, но осознаем только половину этого

Мы проецируем бессознательную часть на партнера, а он на нас

Мы выбираем партнера, который обладает противоположными ведущими функциями

Через общение с таким партнером мы получаем доступ к своему бессознательному

 

НО в то же время мы общаемся на сознательном уровне, и вот тут то и заканчиваются отношения "ТЫНЕ ТОТ КОГО Я ОЖИДАЛ"

 

Варианты развития событий -

1. холод, уход, беспристрастность

2. обнаружение факта проекции, один из партнеров начинает общаться со своим бессознательным.

но что если второй партнер продолжает проецировать? тогда - "ты меня разлюбил", "ты так мало даешь мне эмоций", "я чувствую что я иду вперед, а ты стоишь на месте"

 

предположим, кризис разрешился (через общение на сознательном уровне), и второй партнер тоже перестроился и оказался способен общаться со своим бессознательным

тогда это отношения ВЫБОРА, прямое общение сознательного с сознательным и бессознат-бессознат

 

САМОСТЬ

архетип целостности

 

символ - все боги, все нуминозное (святое)

 

эффект стендаля (ощущение близкое к святости)

 

если у Фрейда Эго - центр личности, у Юнга Эго - элемент, движущийся к самости

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: