Истерическая личность
Вначале вся психология сводилась к эдипальным проблемам
Травма? Инцест
замешана на использовании сексуально-ориентированной любви ребенка
как правило, это соблазняющий отец и отрицающая холодная мать или наоборот
или если девочка живет с братьями и видит что маскулинное поведение одобряется, а нежное и женское отрицается
вся трагедия истерического характера:
мужское видится как идеальное и недостижимое
женское как "ущербное"
симптоматика истерического расстройства:
конверсия, яркое поведение, показательное, направленность на похвалу и одобрение, регрессия, импульсивность, сексуализированное поведение
Для чего все это?
Чтобы получить власть, которая, как знают женщины, принадлежит мужчинам.
кроме эдипальной есть еще оральная фиксация (+ холодная мать)
когда рассматривают истерическое личностное расстройство, смотрят два типа:
с преимущественно эдипальной фиксацией (истерический характер - высокоуровневое расстройство)
с преимущественно оральной фиксацией (истероидный характер - пограничное расстройство)
При оральной фиксации усиливается любое желание обладать чем-то
Эдипова стадия никогда не преодолевается. Невозможно уйти от тех проблем и тем, которые значимы для ребенка в это время:
- амбивалентные чувства к родителю своего пола, а к противоположного пола - желание обладать
- соперничество
- ревность
если соперничество за отца выиграно - редкий случай, когда травма обеспечивается чрезмерным сексуализированным переудовлетворением потребности
девочка испытывает странные чувства к матери, т.к. думает что она ее кастрировала
в нашей культуре практически любая девочка когда-либо начинает идеализировать мужское, т.к. отец обычно не так много времени проводит с ребенком, идеализировать его проще. а женское - обесценивается
при фиксации на этой стадии - таким образом все это и остается:
возникает образ сильного мужчины и слабой женщины
и желание через воссоединение с ним получить эту силу
не смотря на то что истер. личность ведет себя крайне сексуализированно, само сексуальное удовольствие не играет для женщины столь важной роли
как правило, истерическая женщина находится в отношениях с большим папочкой (статуснее и властнее ее) на роли папиной принцессы
(похоже на бартер - забота и внимание обмениваются на сексуальность)
по отношению к другим женщинам чувствуется соперничество, враждебность
такие женщины эмоционально лабильны (резкая смена эмоций), эмоции яркие, носят коммуникативный характер как у маленьких детей
на самом деле эти эмоции служат цели замаскировать истинные эмоции, которые безусловно есть (тоска по заботливости и принятию, которая на самом деле направлена не к отцу, а к материнской заботе, которая могла оградить ее от определенных ситуаций)
импрессионистский стиль мышления (нелогичный, творческий, эмоциональный)
диссоциативный стиль - служит диссоциации - разделению травмы от нынешнего самоощущения
защиты:
диссоциация, вытеснение, регрессия, конверсия, отреагирование (противофобическое, пациентка делает то, что ее пугает - сексуализация)
самоощущение: "я грязная, но зато добиваюсь власти" + "маленькая невинная девочка, пугливая"
постоянная потребность в самоуважении, которое достигается только через воссоединение с мужчиной
(папочка или ущербный)
терапия:
найти то репрессивное воспоминание, которое лежит в основе
пока не разрушим формы избегающего диссоциативного мышления и не покажем как они функционируют, у нас не получится докопаться до тех воспоминаний, которые мы пытаемся обнаружить
говорить об этом бесполезно, т.к. импрессионистский стиль мышления уведет все в сторону
основная задача терапевта - вступить в перенос и не стать соблазненным буквально и символически, не позволять ей быть тем ребенком, которым она пытается быть за пределами клиники
установить истинные отношения и не соблазниться
Юнгианская теория развития
Развитие, которое идет всю жизнь (личностное развитие, индивидуация)
Личностная структура
Коллективное бессознательное (опыт человечества, накопленный за столетия) и
Личное бессознательное
Начнем с поверхности. ПЕРСОНА. - некий имидж, форма проявления эго для внешнего мира
персона рождается из:
1. Социальные требования - попытка соответствия
2. Личные амбиции - в зависимости от величины амбиций разная значимость социальных требований
как правило, клиент идентифицируется со своей персоной
персона может развиваться и ее развитие - задача первой половины жизни (Юнг)
первый шаг вглубь - ТЕНЬ - которую принимать абсолютно не хочется
те стороны нас, проявления и качества, которые мы в себе не принимаем, не любим и не признаем
в Юнгианстве предполагается, что каждый из нас изначально целостен и если ты считаешь, что ты ХОРОШИЙ, то ты и ПЛОХОЙ тоже, просто это где-то в бессознательном
Тень не переживается непосредственно, а только в проекции на других
"Все что раздражает нас в других может нам помочь в понимании себя" (ЮНГ)
наиболее яркие теневые поведения - кто-то вас преследует с целью уничтожить
Анима - то женское что есть в мужчине и Анимус - то мужское что есть в женщине
это то что дает собственной личности черты противоположного пола
функция - через это мы можем достигнуть коллективного бессознательного, возможность понимания того что на мир можно смотреть по-разному и расширение (ФУНКЦИЯ ПСИХОПОМПЫ)
анима - госпожа мужского настроения
мужская анима укладывается в единый образ, который вкладывается в каждую женщину, с которой сталкивается
женский анимус многолик и может изменяться
"я вижу что тебе плохо и я вижу что ты не хочешь сейчас об этом поговорить. но я рядом и я переживаю. я не буду доставать тебя сейчас с этим. я пойду по своим делам. но когда ты захочешь поговорить - я буду рядом и я выслушаю тебя"
подойти и крепко обнять "дорогая, ты просто испугалась, ничего страшного, сейчас мы все сделаем"
В чем задача отношений с тчк зрения Юнгианского анализа?
Отношение влюбленности, нужды:
сознаниеА->бессознаниеБ
бессознаниеА->сознаниеБ
Мы изначально целостны, но осознаем только половину этого
Мы проецируем бессознательную часть на партнера, а он на нас
Мы выбираем партнера, который обладает противоположными ведущими функциями
Через общение с таким партнером мы получаем доступ к своему бессознательному
НО в то же время мы общаемся на сознательном уровне, и вот тут то и заканчиваются отношения "ТЫНЕ ТОТ КОГО Я ОЖИДАЛ"
Варианты развития событий -
1. холод, уход, беспристрастность
2. обнаружение факта проекции, один из партнеров начинает общаться со своим бессознательным.
но что если второй партнер продолжает проецировать? тогда - "ты меня разлюбил", "ты так мало даешь мне эмоций", "я чувствую что я иду вперед, а ты стоишь на месте"
предположим, кризис разрешился (через общение на сознательном уровне), и второй партнер тоже перестроился и оказался способен общаться со своим бессознательным
тогда это отношения ВЫБОРА, прямое общение сознательного с сознательным и бессознат-бессознат
САМОСТЬ
архетип целостности
символ - все боги, все нуминозное (святое)
эффект стендаля (ощущение близкое к святости)
если у Фрейда Эго - центр личности, у Юнга Эго - элемент, движущийся к самости