Понятие структуры государственных должностей.




ВВЕДЕНИЕ

 

Становление российской государственности базируется на принципах федерализма. Особенности российского федерализма придают новый аспект государственно-управленческим процессам. Становление современной системы управления тесно связана с особенностями государственного устройства, тенденциями развития федеративных отношений в России и требует выработки особого направления региональной политики,

специфической региональной стратегии государственного управления.

Особенности российского федерализма и структуры государственной власти субъектов РФ создает трудности для анализа системы государственных должностей в субъекте РФ.

В РФ не сложилась единая система государственных должностей. Цель данной работы – представить современную структуру государственных должностей в Рязанской области во всем ее многообразии.

 


 

Понятие структуры государственных должностей.

Под структурой государственных должностей понимается подразделение должностей государственных органов на категории с точки зрения их роли в реализации компетенции государственных органов. По данному критерию различаются две категории должностей в государственных органах:

1) государственные должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

2) должности, которые не имеют статуса государственных должностей и замещаются в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в соответствии со штатным расписанием этих органов.

Все государственные должности в ФЗ от 31 июля 1995 г. подразделяются на категории «А», «Б» и «В».

Понятием государственных должностей категории «А» охватываются государственные должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные должности категории «А» - это так называемые политические должности. Они подразделяются на три вида.

Первый. Это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает следующие государственные должности РФ: Президент РФ (ст.11,80); Председатель Совета Федерации (ст. 101); заместители Председателя Совета Федерации (ст.101); Председатель Государственной Думы (ст.101); заместители Председателя Государственной Думы (ст. 101); Председатель Правительства РФ (ст.103,110); заместители Председателя Правительства РФ (ст.110); федеральные министры (ст.110); судьи Верховного Суда РФ (ст. 128); судьи Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 128); судьи федеральных судов (ст. 128); Генеральный прокурор РФ (ст.129); прокуроры субъектов РФ (ст. 129); Председатель Центрального банка РФ (ст.83); Председатель Счетной палаты (ст.103); заместитель Председателя Счетной палаты (ст. 102); аудиторы Счетной палаты (ст.102,103); Уполномоченный по правам человека (ст.103).

Другие государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Всего в перечне содержится 38 государственных должностей РФ.

Закон от 31 июля 1995 г. не содержит исчерпывающего перечня государственных должностей категории «А». Это связано с нечетким определением одного из основных признаков должности категории «А» - установлением их Конституцией РФ или федеральными законами.

Второй вид государственных должностей категории «А» составляют государственные должности субъектов РФ. Согласно подп. 1 п.1 ст. 1ФЗ от 31 июля 1995 г. они устанавливаются конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Но фактически государственные должности в субъектах Федерации в систематизированном виде устанавливаются в законах о государственной службе. При этом в законах некоторых субъектов РФ категории государственных должностей «А», «Б», «В» отсутствуют.

Проблема отнесения должностей к категории «А» в субъектах РФ, как и на федеральном уровне, не решена до конца. Формально достаточно упомянуть в конституции или уставе субъекта РФ ту или иную должность, как появляются основания для ее классификации в качестве государственной должности категории «А». Именно следствием этого является положение, когда одни и те же должности в субъектах РФ считаются, где государственными должностями субъектов РФ, а где государственными должностями государственной службы. Эта ситуация требует изменения посредством закрепления на федеральном уровне в Реестре государственных должностей РФ перечня государственных должностей субъектов РФ, на который законодательство субъектов РФ будет ориентироваться и в соответствии с которым оно должно скорректировать признаки государственной должности субъектов РФ.

Третий вид государственных должностей категории «А» составляют государственные должности, обозначенные как «другие». Что под этим подразумевается – неясно.

Понятием государственных должностей категории «Б» охватываются должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного

обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Это так называемые патронажные должности.

Государственные служащие на эти должности подбираются, исходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональными рекомендациями. Учитываются их предшествующие личные действия в поддержку власти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение и положение. Продвижение по службе является следствием исключительно оценки «патрона ».

В РФ все лица, занимающие государственные должности категории «А», вправе самостоятельно принимать на государственную службу граждан из числа доверенных лиц на должности руководителей своей администрации, помощников, советников, секретарей и др.

Перед подчиненными патронажные государственные служащие обязанностей и ответственности не имеют. Перед гражданами ответственность таких лиц наступает только в случае косвенного граждан на «патронов». Для лиц, замещающих государственные должности категории «Б», не существует автономного механизма профессиональной подготовки и переподготовки. Полномочия лиц, занимающих государственные должности категории «Б», прекращаются с окончанием срока пребывания на государственной должности категории «А» лица, деятельность которого они непосредственно обеспечивали.

Государственные должности категории «В» - это должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Федеральный закон от 31 июля 1995 относит к должностям государственной службы только государственные должности категорий «Б» и «В».

В настоящее время в структуре государственных должностей отсутствуют необходимая определенность границ между должностями разных категорий и видов, а также четкие критерии отнесения должностей к той или иной группе. Актуальной задачей является определение номенклатуры наименований должностей, деление их по категориям, установление критериев деления, стандартизация должностей и закрепление их в едином Реестре государственных должностей в РФ, как это и предусмотрено в Законе от 31 июля 1995 г. В 1999 г. в РФ действовал только Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, принятый еще до издания ФЗ от 31 июля 1995 года и неоднократно дополнявшийся, а в субъектах РФ принимаются собственные реестры.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: