Президенту РФ В.В. Путину




Уважаемый Владимир Владимирович!

31 марта 2020 г. Дума приняла сразу в трех чтения законопроект № 931192-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV)» https://sozd.duma.gov.ru/bill/931192-7. Закон в тот же день одобрен Советом Федерации.


Полагаем, что законопроект содержит серьезные угрозы нарушения основополагающих конституционных прав граждан.

 

Новым основанием для введения режима «повышенной готовности» становится по законопроекту обстановка, сложившаяся в результате «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих», которая может повлечь «человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности» (см. проект ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

 

То есть, это может быть и коронавирус, и любое иное заболевание. Причем, никаких статистических показателей (пороговых значений) или иных критериев по заболеванию не указывается. То есть, на практике введение режима «повышенной готовности» может быть спровоцировано незначительным числом случаев заболевания, которое «представляет опасность для окружающих» и которое может «повлечь ущерб здоровью людей».

 

При этом по законопроекту Правительство РФ получает право (1) ввести режим «повышенной готовности» на территории всей страны либо ее части (проект п. «а.1» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ) и (2) устанавливать «правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями» (проект п. «а.2» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ) в рамках режима «повышенной готовности». Аналогичные полномочия получают органы власти субъектов РФ (подпункты «у», «ф» п. 1 ст. 11 ФЗ № 68-ФЗ).

 

Никакого перечня либо критериев по «правилам поведения, обязательным для исполнения гражданами и организациями» в законопроекте не установлено! Это дает Правительству РФ и Правительствам регионов по факту неограниченные полномочия по ограничению любых прав граждан.

 

Чем это может закончиться, какими ограничениями? Любыми. Закрытием всех магазинов, религиозных учреждений, запретом выхода гражданам на улицу, зарпетом выражать свое мнение, введением обязательных мер контроля за гражданами (любых), вплоть до тотального электронного контроля передвижений, местонахождения. Судя по всему, нет ограничений и для введения чипирования под предлогом защитных мер. Все это будет делаться по решению Правительств в рамках режима «повышенной готовности».

 

В Москве уже вовсю обсуждается введение регламента, согласно которому выход на улицу будет разрешен гражданам только после предварительной электронной заявки в личном кабинете со сдачей биометрии на mos.ru (на сайте мэрии). Желающий выйти должен будет получить QR-код, на улицу можно будет выходить только с кодом. За соблюдением траектории движении по заявке будут следить с помощью видеонаблюдения, геолокации по мобильному телефону.

 

Такое принуждение к тотальному электронному контролю - это грубейшее попрание конституционных прав граждан, неприемлемое даже в рамках чрезвычайного положения (см. ч. 3 ст. 56 Конституции)! А для лиц, не имеющих доступа к Интернету, компьютеру или смартфону, либо не согласных с принуждением к автоматизированной обработке персональных данных (в том числе биометрической) обсуждаемое регулирование фактически ставит под вопрос возможность выживания.

 

При этом обязанность граждан соблюдать «правила поведения», установленные на период «повышенной готовности» вводится проектом абз. 5 статьи 19 законопроекта. Одновременно планируется ввести серьезные наказания для нарушителей карантина.

 

Несостоятельность предлагаемого правового регулирования доказывается следующим.

 

Действующее законодательство предусматривает такой исключительный режим как «чрезвычайное положение». Он может быть введен в особо опасных ситуациях: «при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную (!) угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер» (ст. 3 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). В частности, к таким ситуациям относятся «попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж», «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ».

Как видно, чрезвычайное положение может быть введено в исключительно опасных ситуациях. При этом, для такого рода ситуаций предусмотрены следующие правила:


- ЧП вводится лишь указом Президента РФ (ст. 4 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

 

- список временных ограничений прав граждан, которые могут быть введены на период ЧП прямо и исчерпывающе (!) приведен в законе (ст.ст. 11-15 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

 

Среди возможных мер по статье 11 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» – ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, запрещение митингов, массовых мероприятий, ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

При этом в ч. 3 ст. 56 Конституции прямо сказано, что в условиях чрезвычайного положения «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации».

То есть, речь о недопустимости даже в рамках ЧП ограничивать, например, следующие права: по ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; по ст. 28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».


Получается, что для чрезвычайного положения (более опасной ситуации, чем «режим повышенной готовности») действующий закон (причем, не просто федеральный, а федеральный конституционный) устанавливает четкий перечень допустимых ограничений прав граждан, а ПФЗ № 931192-7 позволяет Правительству РФ и регионов ввести в режиме "повышенной готовности" абсолютно любые «правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения».

 

Обратим внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

 

Между тем, в ПФЗ № 931192-7 не перечислены ни конкретные права, которые Правительство РФ и Правительства регионов получают право ограничивать, ни возможная «мера» их ограничения.

 

Правовое регулирование, которое предусматривает ПФЗ № 931192-7, представляет собой по сути обход норм Конституции в целях легализации упрощенного порядка ограничения конституционных прав граждан, что следует квалифицировать как нарушение вышеприведенной ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и статьи 2 Конституции РФ, согласно которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Действующее законодательство дает все необходимые возможности Правительству реагировать на чрезвычайные ситуации. Принятый закон:

- Фактически полностью уничтожает конституционные права граждан России;

- Создает опасность возникновения в действительно критической ситуации фактического двоевластия, конфликтных ситуаций и конкуренции властей разных уровней;

- Создает опасность фактического захвата государственной власти в обход Президента РФ, Конституции и воли народа России под предлогом борьбы с опасными ситуациями.

 

С учетом вышеизложенного, просим не подписывать ПФЗ № 931192-7 и наложить на него вето.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: