Понятие и сущность кейс-метода




ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Исполнитель:

студентка 5 курса

специальность Биология (научно-

педагогическая деятельность) 1-31 01 01 - 02

Матусевич Татьяна Юрьевна

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры ботаники

Ковалевская Людмила

Вячеславовна

 

 

Гродно, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ 5

1.1 Понятие и сущность кейс-метода 5

1.2 Классификация и структура кейс-методов 8

1.3 Методы применений кейс-технологий 11

1.4 Организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся с кейс-методами 14

1.4.1 Пример кейс-метода на уроке биологии 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 19

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности. В человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача учителя.

Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Будущее наших учеников потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.

Основной задачей формирования активности ученика на уроке является активизация мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса, обучающихся к урокам биологии, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.

Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная практическая деятельность обучающихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы).

Среди современных технологий и методов особое место в образовании занимает обучение кейс – методом. Кейс – метод совмещает в себе такие методы, как: ролевая игра, ситуативный анализ, метод проектов, и многое другое. При решении общей проблемы на уроках полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Цель работы – изучить технологию кейс-метода, как средства формирования предметных компетенций обучающихся.

Задачи работы:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2. Дать определение кейс-метода как современной образовательной технологии;

3. Проанализировать методы применений кейс-технологий на уроках;

4. Охарактеризовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся с кейс-методами.


ГЛАВА 1

Кейс – метод как современная образовательная технология

 

Понятие и сущность кейс-метода

 

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает [12]:

1 – описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы [12].

Цели кейс – метода:

– активизация учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;

– повышение мотивации к учебному процессу;

– отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

– умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

– приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

– выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки [16].

Основная функция кейс-метода – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Сущность кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты) [12].

Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода – совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию – case, и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы.

Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения [12].

Кейс-метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. Также он выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых [13].

Кейс-метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий [13].

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями [20 ].

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Кейс-метод не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а ученикам предстоит выделить информацию, которая содержится в описании кейса.

Выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:

1. Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.

2. Процесс отбора:содержание должно быть реальным для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес.

3. Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Цифрового материала должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.

4. Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе для диагностики его последующего использования (дополнить, изменить, уменьшить, не использовать вовсе)

5. Процесс устаревания:большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня. [15]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: