Дата: 25.09.2020
Группа: ВХ-33, 3 курс
Дисциплина, междисциплинарный курс: МДК.01.01 Эксплуатация подвижного состава (вагоны) и обеспечение безопасности движения поездов
Преподаватель: Виситаева Н.Л.
Тема: Стрелочные переводы, переезды, путевые и сигнальные знаки
Вид занятия: лекция
Печатные издания, электронные издания (электронные ресурсы):
1.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 в редакции Приказа Минтранса России от 25.12.2015 N 382 / Мин. транспорта Российской Федерации. - Екатеринбург: Урал Юр Издат, 2016 - 271 с.
Домашнее задание:
1. Проработать с материалом и источниками;
2.Составить краткий конспект;
3. Дать ответы на контрольные вопросы.
Ход занятия
Пояснения к работе:
Стрелочные переводы
Для соединения путей между собой применяют стрелочные переводы, которые благодаря своей конструкции создают непрерывность рельсовой колеи на маршруте следования поезда и обеспечивают перевод подвижного состава с одного пути на другой.
Стрелочный перевод (рис. 1) состоит из:
· стрелки, включающей два рамных рельса, два подвижных остряка и переводной механизм;
· крестовины, состоящей из сердечника и двух усовиков;
· контррельсов, обеспечивающих направление гребней колес в соответствующие желоба крестовины;
· соединительных рельсовых нитей (к которым относится и переводная кривая), располагающихся между концом рамных рельсов и началом крестовины;
· переводных брусьев.
Стрелка переводит колесные пары с прямого пути на боковой и обратно. Рамные рельсы – это часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе. Остряки соединены между собой стрелочными тягами так, что один из них всегда плотно прижат к одному рамному рельсу, а другой отведен в сторону от другого. В пологих стрелочных переводах остряк переводится с помощью двух тяг.
Чтобы изменить маршрут передвижения, переводной механизм одновременно отжимает прижатый к рельсу остряк и прижимает ранее отжатый. Остряк имеет специальный профиль. Тонкая его часть называется острием, а противоположный конец – корнем. Расстояние, на которое остряк отходит от рамного рельса, против первой тяги называется шагом остряка.
Рис. 1 – Схема стрелочного перевода (двухниточное изображение):
1 – рамные рельсы; 2 – остряки; 3 – усовики; 4 – контррельсы; 5 – сердечник крестовины; 6 – переводной механизм; ЦП – центр стрелочного перевода
Крестовина обеспечивает проход колес подвижного состава с одного пути на другой в местах пересечения рельсовых нитей. Она состоит из сердечника и двух усовиков. Контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба крестовины, между ее сердечником и усовиками. Точка пересечения продолжения рабочих граней сердечника называется математическим центром крестовины, самое узкое место между усовиками – горлом, а угол между рабочими гранями сердечника – углом крестовины. Отношение ширины сердечника в корне к длине называется маркой крестовины. Марки бывают 1/22, 1/18, 1/11, 1/9, 1/8, 1/6, 1/4,5. Чем больше знаменатель, тем положе стрелочный перевод и выше допустимая скорость движения по нему.
Стрелочные переводы классифицируются на:
· одиночные;
· двойные (сдвоенные);
· перекрестные.
Нумерация стрелочных переводов
Стрелочные переводы должны иметь свои не повторяющиеся номера. Нумерация стрелочных переводов осуществляется арабскими нечетными цифрами со стороны прибытия нечетных поездов и четными со стороны прибытия четных поездов. Нумерация начинается с первой входной стрелки, ведущей на станцию. За границу четной и нечетной нумерации принимают ось пассажирского здания (ось станции).
На крупных станциях, где пути собираются в парки, нумерация стрелочных переводов производится по отдельным паркам, причем каждому парку присваивается своя сотня номеров, например 100-199, 200-299 и т.д. Границей между нечетными и четными номерами служит ось парка (середина парка). Стрелки на главных и других путях, не входящих в состав парка, нумеруют порядковыми цифрами от 1 до 99. Стрелки стрелочной улицы, а также спаренные стрелки должны иметь непрерывную нечетную или четную нумерацию. При частичном переустройстве раздельных пунктов может сохраняться существующая нумерация путей и стрелок.