Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Цель контрольной работы способствовать формированию, закреплению и углублению теоретических знаний по изучаемому курсу и практических навыков подготовки и оформления письменных работ.
Контрольная работа состоит из двух частей:
1. Реферативная работа по одной из предложенных тем.
2. Экономическое обоснование целесообразности оказания образовательной услуги.
Темы реферативных работ
1. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки.
2. Концепция финансирования подготовки рабочей силы.
3. Инвестиции в человеческий капитал: теория и практика.
4. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.
5. Интеллектуальная собственность в сфере образования.
6. Типы современных образовательных учреждений России.
7. Отличительные особенности казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений.
8. Сочетание рыночного и государственного регулирования в образовании.
9. Источники финансирования образования.
10. Принципы управления затратами в образовании.
11. Подходы к формированию цены образовательных услуг.
12. Методы самофинансирования образовательных учреждений.
13. Стоимость образования с позиции теории человеческого капитала.
14. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
15. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге.
16. Разнообразие методов фандрайзинга.
17. Виды налогов в образовании.
18. Формирование общественных институтов управления образованием.
19. Материально-техническая база образовательного учреждения.
20. Новая система оплаты труда педагогов.
21. Законодательное регулирование заработной платы педагогов.
22. Материальное и нематериальное стимулирование педагогического труда.
23. Актуальность предпринимательского капитала для сферы образования.
24. Развитие предпринимательства в сфере образования.
25. Количественные показатели эффективности деятельности образовательных учреждений.
26. Качественные показатели эффективности деятельности образовательных учреждений.
27. Экономический, педагогический и социальный аспекты эффективности образовательной деятельности.
28. Экономические инновации в образовательной сфере.
29. Статистический учет и отчетность в образовании.
30. Пути проникновения иностранного капитала на российский образовательный рынок.
Методика выполнения работы.
Выбор темы реферативной работы осуществляется по последней цифре номера зачётной книжки (например, номер зачётной книжки №380024, то тема работы № 4 или № 14 или № 24 – по выбору).
После выбора темы студент должен наметить порядок её выполнения. При этом предлагается работу условно разделить на следующие три этапа:
1. Ознакомиться с решением данной проблемы по литературным источникам, конспектам, статьям и другим документам.
2. При необходимости организовать сбор материалов посредством опроса, анкетирования, интервьюирования и других статистических способов.
3. Систематизировать, обобщить, структурировать собранные материалы и подготовить их к написанию работы.
Реферативная работа состоит из следующих частей:
- оглавление (содержание), которое включает наименования всех частей работы, с указанием страницы, на которой они начинаются;
- введение, в котором обозначается актуальность темы и задачи работы;
- основная часть, состоящая из 2-5 параграфов и раскрывающая содержание темы работы;
- заключение, содержащее краткое обобщение изложенного материала и собственные выводы;
- список использованной литературы, расположенный по алфавиту. Сведения об использованном источнике нужно располагать в такой последовательности: фамилия и инициалы автора (при наличии на обложке), заглавие книги (статьи), название периодического издания (для статьи), место издания, издательство, год издания, номер периодического издания (для статьи), объём в страницах.
В тексте работы обязательно должны содержаться ссылки на источники, из которых приводятся цитаты, таблицы, цифровой материал. Для этого после заимствования (приведенной цитаты и т.д.), в квадратных скобках указывается порядковый номер источника, согласно списку использованной литературы и номер страницы из этого источника, например [4, c. 45]. Каждый раздел озаглавливается, выделяется и начинается с новой страницы.
Оформленная реферативная работа должна соответствовать стандарту, принятому в высшей школе. На титульном листе контрольной работы нужно указать название университета, института, кафедры, название учебной дисциплины, по которой написана работа, тему, фамилию, имя, отчество студента, курс, факультет, номер группы и номер зачётной книжки.
По контрольной работе, после её рецензирования, проводится собеседование. Без зачтённой реферативной работы студент к сдаче зачёта не допускается.
Практическое задание
Выполнение второй части контрольной работы предполагает проведение презентации реального (условного) образовательного учреждения или образовательной услуги.
Общий вид презентации:
1. Основные цели финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения (организации).
2. Описание деятельности образовательного учреждения (организации).
3. Описание услуги.
4. Анализ рынка.
5. Организационно-правовые вопросы.
6. Ресурсное обеспечение деятельности образовательного учреждения (организации). Обоснование сметы доходов и расходов.
7. Требуемый размер капитальных вложений и планируемая эффективность.
8. Заключение.
При определении целей образовательного учреждения (организации) следует обратить внимание на миссию и философию учреждения (организации). Важно выделить главную цель деятельности и задачи, способствующие ее достижению.
Описать деятельность образовательного учреждения (организации) позволит развернутый ответ на вопросы:
- что является предметом деятельности образовательного учреждения (организации)?
- как планируется использовать многоканальное финансирование в деятельности образовательного учреждения (организации)?
- что будет способствовать успеху предлагаемого направления совершенствования деятельности образовательного учреждения (организации)?
При описании услуги акцент делается на отличительных особенностях предлагаемого направления (более высокое качество услуг, чем у конкурентов; нестандартный набор свойств услуги; нетрадиционный способ оказания услуг и т.д.). Следует учесть, что выбор одновременно двух основ может заведомо обречь хорошие идеи на провал, так как каждая основа для выбора определяет разные стратегии деятельности, которые необходимо описать.
Помогут в описании услуги ответы на вопросы:
- какие потребности потребителей позволят удовлетворить предлагаемые услуги?
- какие особенности или свойства предлагаемой услуги могут привлечь внимание будущих потребителей и заставить их отдать предпочтение Вашей услуги?
- как долго предлагаемые услуги могут оставаться оригинальными на рынке и приносить Вам успех?
При выполнении анализа рынка следует обратить внимание на критерии сегментации рынка, выделяя отдельно юридических и физических лиц по кажущимся Вам важным признакам.
В этом разделе Вам предстоит ответить на вопросы:
- почему Ваши услуги будут предпочитать продукции конкурентов?
- какую именно продукцию образовательного учреждения Вы сможете предлагать достаточно долго при неизменном спросе?
- ограничен ли установленным сегментом круг будущих потребителей Ваших услуг или его можно расширить? Каким образом это возможно?
- какова емкость выделенного Вами рынка?
- на какую роль на рассматриваемом рынке Вы рассчитываете в будущем?
Оценить свои конкурентные преимущества помогут Вам SWOT-анализ или ответы на вопросы:
- какая ценовая политика на аналогичные услуги у Ваших конкурентов?
- как Вы планируете обеспечить более низкие цены?
- какие ошибки при выходе на рынок совершили Ваши конкуренты?
- как будут выглядеть Ваши доходы и расходы в сравнении с конкурентами?
При рассмотрении организационно-правовых вопросов следует четко определить организационно-правовую форму деятельности образовательного учреждения (организации), систему управления оказанием услуг, организационную структуру управления, механизмы управленческой деятельности, объемы и направления налогообложения, применение льгот по налогообложению.
При описании ресурсного обеспечения образовательной деятельности Вам необходимо представить рассуждения о кадровой, материально-технической, снабженческой, финансовой и других видах деятельности.
При описании требуемого размера капитальных вложений и планировании эффективности деятельности образовательного учреждения (организации) следует обосновать окупаемость требуемых капитальных вложений, структурируя основные статьи будущих расходов. Для того, чтобы оценить будущий доход, необходимо:
- рассчитать себестоимость организации оказания услуги;
- определить предполагаемую цену услуги с учетом возможности ее сбыта;
- оценить ожидаемый доход (вычесть из общей массы планируемой выручки совокупность расходов).
Как известно, в образовательном учреждении (организации) все доходы, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, должны быть реинвестированы в образовательный процесс. Обоснуйте как Вы намерены это сделать.
При составлении заключения обобщаются результаты всех предыдущих разделов.
Общий объем выполняемого задания не должен превышать 20 страниц печатного текста.
Вопросы для подготовки к экзамену
1) Экономические отношения в сфере образования.
2) Двойственная природа образования как общественного и частного блага.
3) Принципы государственного финансирования сферы образования.
4) Программное и проектное финансирование.
5) Бюджетирование, ориентированное на результат.
6) Нормативно-подушевое финансирование.
7) Нормирование труда в образовании.
8) Заработная плата и ее организация в учебных заведениях.
9) Новая система оплаты труда в образовании.
10) Принципы оплаты за качество и результат.
11) Механизмы стимулирования в образовании.
12) Экономическая самостоятельность и академическая автономия образовательных организаций.
13) Сравнительные характеристики казенных, бюджетных и автономных учреждений.
14) Формирование государственного (муниципального) задания.
15) Критерии и показатели качества образовательных услуг.
16) Расчетно-нормативные затраты на оказание услуг.
17) Тенденции и перспективы развития государственного сектора в образовании.
18) Основные модели частно-государственного партнерства в образовании.
19) Аутсорсинг в образовании.
20) Хозяйственно-финансовая деятельность и имущество образовательного учреждения (организации).
21) Попечительский совет: экономические механизмы и правовые основы.
22) Кадровый менеджмент в системе образования.
23) Имидж образовательного учреждения (организации) как ресурс его развития.
24) Организационная структура образовательного учреждения (организации).
25) Совершенствование системы управления образовательным учреждением (организацией).
26) Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.
27) Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений (организаций).
28) Управление затратами в образовании.
29) Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг.
30) Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы.
31) Налогообложение в сфере образования.
32) Сущность, назначение, специфика и структура материально-технической базы образовательного комплекса.
33) Маркетинг образовательных услуг.
34) Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг.
35) Пиар-технологии в образовании.
36) Продвижение образовательных услуг.
37) Социальная эффективность высшего образования.
38) Проблемы экономического роста в образовательной сфере.
39) Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения.
40) Возможности и способы повышения эффективности образования.
41) Виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций).
42) Классификация внебюджетных доходов.
43) Факторы эффективности внебюджетной деятельности.
44) Особенности ценообразования во внебюджетной деятельности образовательных учреждений.
45) Эндаумент в образовании.