ФАШИЗМ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ




 

Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.

Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.

Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально-демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменной основе: фирма строится как ячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это "производственной демократией". Кстати, фашизм считали - как это, может быть, ни странно будет звучать - демократическим явлением даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, и его журнал "Новый град" об этом много писал.

Чем же привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из "Доктрины фашизма" Муссолини:

«Фашизм -... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...

Прервав цитату, следует подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять. Продолжим:

«Народ - не раса или географическая область, а непрерывно сохраняющаяся в историческом развитии общность,... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое достоинство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инструмент построения достойной жизни...».

Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.

Это не было какое-то преступное явление. Во всех европейских странах возникли партии, которые можно назвать фашистскими, даже в демократических странах, во Франции, в Англии. А где были осуществлены принципы этого корпоративного государства: они были осуществлены и в Италии, и в Австрии на чисто христианской основе именно в Австрии, это было при канцлере Дольфусе. И уж, конечно, важны примеры Испании и Португалии (при Франко и Салазаре) они в наиболее чистом виде выявили лучшие стороны этих тенденций, которые тогда наметились во всей Европе.

Следует сказать о настроениях среди русской эмиграции. Очень мало эмигрантов было на стороне демократий, почти все симпатизировали авторитарным режимам, потому что именно авторитарные режимы были единственными, провозгласившими антикоммунистическую борьбу. Вспомним Антикоминтерновский пакт в 1930-е гг., - а демократии тогда вступили в союз со Сталиным именно против фашизма. Поэтому эмиграция симпатизировала авторитарным режимам.

Подавляющее большинство русских эмигрантов, если не прямо называли себя организациями фашистскими, то симпатизировали фашизму. Фашистскими были, скажем, на Дальнем Востоке - "Союз русских фашистов", в Америке - партия Вонсяцкого, который издавал журнал "Фашист"; в Германии было русское национал-социалистическое движение. И даже самая крупная организация эмиграции, "Русский Обще-Воинский Союз" - это остатки Белых армий, которые соединились вместе в эмиграции, - тоже считал, что нужно изучать фашизм и нужно разрабатывать свой русский фашизм.

Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:

«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка.
Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.

В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.

Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.

Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.
Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе "Доктрина фашизма", помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.

Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.

В 1927 году эта, так называемая, "национальная организация Русских фашистов" издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.

Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела их использовать и создать в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.

До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету "Наш Путь" и ежемесячный журнал "Нация".

На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.

Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.

Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал "Клич", издаваемый в Бельгии.
Редакция журнала "Клич", примкнула к программе национальной организации Российских фашистов и ведет проповедь фашистской идеологии, как единственного реального противовеса коммунизму, признавая при этом в Итальянской государственности, созданной гением Б. Муссолини, действительное разрешение кризиса, переживаемого современным обществом.

В развитие программы 1927 года, "Клич" издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини.

При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма".

Париж, 10 июня 1938 года

Вячеслав Новиков

 

Даже такие люди, как П.Б. Струве, - он, будучи редактором газеты "Возрождение", огромное внимание уделял фашизму, писал об этом передовицы как о большом важном явлении, Г. Федотов - христианский социалист и демократ, видели в фашизме много интересных новинок в социальной организации общества. Периодика 1930-х гг. русской эмиграции очень интересна тем, что опыт фашистских социальных реформ был проанализирован, было отделено положительное от отрицательного в этом режиме. И мне кажется, что некоторые из этих реформ были бы очень полезны для нашей страны. Это не значит, что нам нужно их так называть или перенимать прямо какие-то фашистские разработки, но если, допустим, человек пользуется каким-то инструментом, ножом или вилкой за едой, это не значит, что мы должны отказываться от ножа и вилки только потому, что таким же ножом ел фашист. Ведь разные режимы пользуются одними и теми же инструментами - суд, армия, полиция, правовые законы; это не значит, что если Гитлер был преступником, то у него все нужно отвергнуть, забыть и ничего не знать и не изучать.

Главное - как пользоваться армией, судом и полицией. Опыт русской эмиграции в изучении фашизма заключался в следующем: был отвергнут фашистский дух как неприемлемый, как дух, ограничивающий свободу человека, не соответствующий православному пониманию соборности. Нужно сказать, что даже фашистские организации в русской эмиграции строились на основе Православия, они действовали с благословения иерархов Церкви и только условно можно назвать эти организации фашистскими.

Иван Александрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую формулировку этому опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, незачем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:

«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям»[2].

Фашистский героизм выродился во вседозволенность, и абсолютизация своего государства вела к тому, что на соседей смотрели пренебрежительно, оправдывая войны против них. Например, Бердяев дал точную характеристику фашизма: это языческий соблазн, это натурализм, который, конечно, совершенно несовместим с православным мировоззрением, поэтому в России фашизма быть не может. У нас другая культура, у нас другая история, и если бы нынешние борцы с фашизмом внимательно это изучили, они не искали бы фашизм в русском национальном самосознании.

Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским, это был национал-социализм. И как раз слово "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы социалистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянули очень быстренько на нацизм.

Но разница здесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны - Испания и Португалия, где по-новому воплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно.

Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить: «Победа над нацизмом, а не над фашизмом»

 

ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ?

Едва появившись в политическом лексиконе, слово «фашизм» стало служить для обозначения самых различных режимов, движений, коллективных и индивидуальных действий и образов мышления. До самого последнего времени, особенно в странах либеральной демократии, фашизмом назывались любые проявления правой политики. Правые же, наоборот, с фашизмом отождествляли красный тоталитаризм. При этом ни в том, ни в другом лагере не могли четко объяснить, где кончается правая политика и где начинается тоталитаризм.

Однако следует определить семантическое поле термина «фашизм».

Наиболее общее определение фашизма представлено в Большой советской энциклопедии, где, в частности, в словарной статье указывается, что слово «фашизм» произошло от итальянского «fascismo», «fascie», что буквально означает – пучок, связка, объединение. Фашизм – это политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Фашизм у власти – это открыто террористическая диктатура самых реакционных кругов монополистического капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистического строя. Важнейшие отличительные черты фашизма – это использование крайних форм насилия для подавления рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм. Внешняя политика фашизма характеризуется как политика империалистических захватов.[3]

Французский исследователь Пьер Милза конкретизирует приведенное выше определение, акцентируя внимание на том, что слово «фашизм» происходит от итальянского «fascio di combattimento», что означает «боевая связка». Термин был заимствован итальянскими националистами у крайне левых и связан с революционной традицией («связки» сицилийских трудящихся в 1893 – 1894 гг.). Фашистским назвало себя общеитальянское собрание сторонников Муссолини, собравшееся 23 марта 1919 г. в Милане.[4]

Однако наряду с этими определениями существует множество других, каждое из которых в той или иной степени раскрывает политическую сущность этого противоречивого и загадочного для культуры ХХ в. явления.

Ж.Желев высказывает интересную мысль о том, что, когда итальянские фашисты пришли в 1922 г. к власти, многие марксисты и вся европейская социал-демократия 20-30-х годов говорила о фашизме как о мелкобуржуазной революции, «о борьбе средних слоев за самосохранение». Таким образом, движение понималось как результат бунта мелкой буржуазии, задавленной в схватке между крупным капиталом и рабочим движением.[5]

В 1932 г., когда итальянский фашизм начал выстраивать свою специфическую государственную систему, Э.Тельман охарактеризовал фашизм, как «вооруженную контрреволюцию, представленную в виде массового движения, воплощенную в гитлеровских организациях».

Французский историк фашизма Пьер Милза пишет о том, что в целом существует 3 интерпретации фашизма.

Первая из этих интерпретаций – теория «нравственной болезни» Европы. Наиболее разработанная версия данной теории принадлежит итальянскому философу Б.Кроче, который полагал, что фашизм – это реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии Просвещения.

Вторая интерпретация фашизма, согласно точке зрения Милза, - это радикальная, первоначально появившаяся в левых марксистских кругах. По мнению радикалов, фашизм является логическим и неизбежным результатом длительной эволюции, следствием врожденных пороков исторического развития определенных стран, в первую очередь Италии и Германии.

Третья классическая интерпретация фашизма принадлежит марксистам, которые считают, что фашизм можно объяснить лишь в рамках социоэкономических структур капиталистического общества, находящегося на стадии монополистической концентрации и империализма. Фашизм является специфической для ХХ в. формой антипролетарской реакции.

Уинстон Черчилль дал своеобразное генетическое определение фашизма, называя его «тенью или, скорее, уродливым ребенком коммунизма». Интересно, что на сродство фашизма и коммунизма указывают и либеральные исследователи.

Однако все эти определения, по мнению Ш.Желева, отражают лишь отдельные стороны реального политического явления, названного фашизмом. Именно поэтому политолог приводит свое исчерпывающее определение: «Фашизм одновременно и «массовое движение», и «революция мелкой буржуазии», и «отчаянная борьба средних слоёв за самосохранение», и «революция справа», и «превентивная контрреволюция», и в каком-то смысле даже «шизофрения нации», «эпилептический припадок» целого народа».

Эрих Фромм[6], рассуждая о фашизме, пишет, что в научной литературе о фашизме высказывается две противоположные точки зрения. Первая состоит в том, что фашизм – это сугубо экономическое и политическое явление, и психология никак его не объясняет, а вторая – в том, что фашизм – чисто психологическая проблема. Если принять первую точку зрения, то получается, что победа фашизма объясняется как результат обмана и подавления большинства народа вероломным меньшинством. С другой стороны, если следовать второй точке зрения, то фашизм может объяснить только психопатология, поскольку Гитлер считается маньяком или невротиком, а его последователи – безумцами или психически неуравновешенными людьми. По мысли Л.Мамфорда, в свете этого объяснения надо искать подлинные корни фашизма.

Э.Фромм высказывает гипотезу о том, что фашизм – это, безусловно, психологическая проблема, однако оговаривается, что сами психологические факторы могут быть поняты лишь при учете их формирования под воздействием факторов социально-политических и экономических. Таким образом, согласно теории Фромма, фашизм – это экономическая и политическая проблема, но без учета психологических факторов невозможно понять, каким образом он приобрел власть над целым народом.

О психологизме фашизма рассуждает и Жорж Батай. Указывая на то, что общество в целом явление «однородное», фашизм нужно считать «инородным элементом».[7] В понимании ученого «однородность» означает соизмеримость элементов и осознанность этой соизмеримости, то есть человеческие взаимоотношения могут поддерживаться путем сведения их к устойчивым правилам, основанным на осознании возможной отождествимости определенных лиц и определенных ситуаций; в принципе, обусловленное таким образом существование, по мысли Батая, исключает всякое насилие. Напротив, «инородным» элементам, согласно концепции Батая, свойственны буйство, неумеренность, исступленность и безумие: это активные индивиды или толпы, которые проявляют себя в разрушительной деятельности, направленной против законов социальной однородности. Таким образом, инородная реальность – это реальность силы или шока. В качестве примера инородного элемента исследователь рассматривает Муссолини и Гитлера, отмечая при этом, что на фоне демократических политиков разных стран, воплощающих собой заурядность, вообще присущую однородному обществу, Муссолини и Гитлер сразу выделяются как совершенно иное явление - явление инородное.

 

НЕОФАШИЗМ

В наше время реакционную политическую идеологию пытаются модернизировать неофашисты и неонацисты. Они призывают к установлению «сильной власти». Господствовать должны немногие, нужно сделать ставку на сильного вождя – это их призыв.[8]

Я могу привести Примерную программу фашистской партии в России.

Государственная власть должна быть национальной, надклассовой и не зависимой от каких-либо личных влияний. Фашистское государство есть организованное объединение членов нации, фактическое выявление духовного единства нации. Такое государство требует от каждого гражданина выполнения всех обязанностей, возлагаемых на него пребыванием в составе нации, только выполняя эти обязанности можно претендовать на получение тех или иных прав. Вначале обязанности, затем - права! Личность и класс – на службу нации!

Фашистская партия отличается от других еще и тем, что в ее основе лежит принцип служения. Такая партия – объединение людей, поставивших себе целью жертвенное служение нацистскому государству.

Все народы примут участие в национальной революции, получат культурную, административную и политическую автономии.

Российские фашисты не предрешают ту или иную форму правления, считая, что это не играет существенного значения для жизни государства, т.к. важна социальная сущность, социальная природа государственного строя, а не его форма. Важно гарантировать гражданам участие во власти и не важно, как этот орган будет выглядеть. В российском государстве должен существовать свободный и независимый суд, полная свобода религии, полная хозяйственная самостоятельность и равномерное распределение богатства. Они за ограниченную частную собственность, полную свободу внутренней торговли, гарантии работающим, свободу интеллигенции.

Задача каждого члена партии – активное участие в работе партии и подготовке себя к революционной деятельности, участие в таковой.

Прийти к власти планируется в 3 этапа:

1. Собирание сил

2. Активная борьба

3. Национальное строительство.

 

Так что же это? Почему-то вспоминается высказывание: история повторяется дважды – один раз трагедия, другой раз – фарс…

В последнее время в печати, на радио и телевидении идет целенаправленная кампания по разоблачению «русского фашизма», называются причины его распространения: авторитарный тип мышления, воспитания, элементы расизма и антисемизма на обыденном уровне, чувство ущемленного национального достоинства, экономика с высоким уровнем безработицы и т.д.

Всем ясно,что нельзя допустить установление фашизма в России, тем более, что на фоне неблагоприятной обстановки это допускается, поэтому периодически принимаются различные меры.

Во исполнении Указа Президента «О мерах по борьбе с проявлением фашизма» был проведен рейд по изъятию в административном порядке литературы и символики фашизма.

В ходе подобных проверок обнаружилось: охранники, работающие на территории Тимирязевской сельхозакадемии, создали организацию «Вервольф» (Оборотни), вся их деятельность, литература и красноречивая свастика указывают на фашистскую идеологию. За отступничество убили одного из своих, за это их и арестовали.

В Екатеринбурге была пресечена деятельность главаря подобной организации – наказание условное, его последние слова, уходя из зала заседания: «Я с вами еще разберусь…»[9]

Видимо, все-таки угрозу фашизма чувствуют и «сверху» - привожу Заявление Комиссии по правам человека при Президенте РФ:

Нарастание угрозы фашизма в России приобретает зримые и зловещие очертания. Разжигание расовой, национальной и религиозной розни принимает все более организованный характер. Происходит увеличение военизированных организаций, проповедующих идеи расового превосходства. Эти организации все более широко используют арсенал фашистской идеологии и методов ее пропаганды. В своей деятельности они все чаще переходят от боевой подготовки к актам прямого террора: хулиганские нападения на лиц «неугодной национальности», осквернение надгробий, памятников.

Их работа облегчается тем, что значительные группы людей потеряли систему идейно-политических и даже моральных координат, в полной мере испытали чувство национального унижения после исчезновения великой державы, последствий чеченской войны. Фашистская идеология дает простые решения для накопившихся проблем. Можно говорить об угрозе завоевания фашистами РФ, ведь фашизм – исторический тупик, грозящий стране гибелью. Необходимо ужесточить меры по борьбе с фашизмом, борьба с ним должна стать задачей каждого гражданина РФ.[10]

Видимо, все-таки это находит отклик в массах. 27 февраля 1999г. Молодежной организацией Яблоко бала проведенаАнтифашистская акция.

Представитель молодежного «Яблока» из Барнаула Евгений Лисин:

"Дорогие друзья, мы собрались сегодня здесь, чтобы высказать решительное "Нет" гидре, которая в лице баркашовщины и макашовщины и в других националистических организациях появляется и исчезает из логова в нашей стране. Давайте призовем всю прогрессивную общественность нашей страны, чтобы она высказала решительный протест против этого явления. Чтобы мы судили о людях, только по конкретным делам, которые каждый день делает каждый конкретный человек. У каждой нации есть свои как хорошие так и плохие люди, как жадные так и щедрые. Так что нельзя судить о всех. Нет хороших или плохих наций, давайте скажем сегодня решительно "Нет!" тем проявлениям национализма, которые зарождаются в нашей стране, будем бороться против этого. Давайте выскажем это в едином нашем порыве. Нет национализму! Российский фашизм страшен прежде всего своей бессмысленностью, отрицанием главного в современном обществе, в современном мире- понятия прав человека. Страшен бессмысленным стремлением к разжиганию межнациональной розни, бессмысленным отрицанием тех понятий, которые так дороги всем нормальным людям. У каждого человека отношение к фашизму может быть выражено одним коротким и резким «Нет!»

Руководитель молодых московских республиканцев Тимур Катеев:

"Здравствуйте! В 1941 году танкам фашистской дивизии генерала Гудериана понадобилось всего 5 месяцев, для того, чтобы проделать путь от Берлина до подмосковных Химок. На решительную операцию по захвату города фашизму хватило немногим более 50 лет. И сегодня нас уже не спасут ни военные танки и самолеты, ни гениальный стратег-полководец, ни 28 героев-панфиловцев. Враг уже среди нас. Фашисты - в городе. И панацеей от этой беды может стать толькоцеленаправленная государственная политика, направленная не столько на искоренение фашизма в наших сердцах, сколько на противопоставление этой идеологии другой, более мощной и более привлекательной для современного молодого человека. Мне искренне жаль, что многие мои сверстники находят, что выбрить затылок, надеть черную рубашку со свастикой и набить морду, проходящему мимо негру гораздо более модным, привлекательным, нежели какую-либо другую идеологию. Кто-то хочет выделиться из общества сверстников, кто-то хочет противопоставить себя обществу, кто-то хочет просто понравится девушке... Формирование другой идеологии, идеологии патриотизма, любви к государству противопоставлены агрессивному национализму. Это государственная задача…

Приведу как пример распространения неофашистской идеологии одну из ныне существующих листовок. В углу – бело-красная свастика, черная форма мужчины на фотографии тоже напоминает фашистскую. Это интервью с лидером РНЕ – А.П. Баркашовым, имя которого совсем недавно упоминалось в связи с беспорядками на одном из рынков столицы.

«Отношение к тому, что происходит в стране, у нас однозначное. В стране, где население ежегодно сокращается более чем на миллион человек, происходил и происходит геноцид русского и вообще коренного населения при помощи экономических мер. Весь нынешний курс, который президент провозгласил неизменным, мы понимаем как курс на превращение России в сырьевой придаток Запада. Обнищание населения и его сокращение – это следствие этого курса». Явно прослеживаются мысли о превосходстве русской нации, недовольство властью – то же у Гитлера.

«Сегодня на выборы люди не ходят, на демонстрации тоже, а энергия отрицательного взрыва накапливается. Это показатель того, что при ужасающем уровне жизни люди не верят в правовые способы решения своих проблем» Германские фашисты почему-то тоже считали различные демонстрации непременным атрибутом нормальной жизни людей. О том, что Гитлер использовал негативную ситуацию в стране в свою пользу, это помогло ему прийти к власти, я уже писала, между словами Баркашова и германской ситуацией того времени можно провести параллель. «Старые» фашисты воспользовались ситуацией, сделают ли то же «неофашисты»?

«Мы должны сказать «Хватит! Мы обвиняем власть в геноциде русского народа!» Ни одного русского лица в правительстве и сплошная нищета при неимоверном богатстве России » - не это ли ответ на мой вопрос?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятно, что 2001 год – это не 1933. Все демократическое общество выступает против неофашизма, решительно борется против неофашистских, неонацистских банд.

Но также ясно, что без поддержки народных масс Гитлер никогда бы не пришел к власти. Та обстановка, которая царит сегодня в нашей стране, неуверенность людей в завтрашнем дне, недоверие существующей власти, которая не в состоянии обеспечить своим гражданам нормальную жизнь, может подтолкнуть этих граждан к другой силе, которая пообещает улучшить жизнь и даст какие-то гарантии.

Нужно сочетать антифашистскую пропаганду с какими-то действиями для улучшения жизни народа. Я уже упоминала, что Гитлер профессионально воспользовался обстановкой неуверенности в стране, захватив власть. Где гарантии, что «русские фашисты» не сделают того же? И откуда уверенность, что их не поддержат люди? На мой взгляд единственное, что может еще удержать наш отчаявшийся народ от поддержания фашистов – наличие в памяти тех ужасов, которые творили германские фашисты.

Фашизм в России не выдумка. Это реальность, причем реальность социальная, складывающаяся внутри самого общества, независимо от каких-либо политических инициаций. Нельзя не видеть, как фашизируется само общество, в котором складываются корпоративные отношения (по сути своей - внутреннее "корпоративное государство", подменяющее официальное), возникает гремучая смесь власти и собственности, делающая неизбежным создание в будущем корпоративного политического режима фашистского толка.

Фашизм можно сокрушить только в том случае, если вести с ним борьбу объективно и практически на основе глубокого знания жизненных процессов.

Знание истории – того, к чему однажды привело установление фашизма – у нас есть. И только в наших силах не допустить повторения судьбы Гитлеровской Германии.


[1] Цит. По: Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика М.,1985, стр.3

[2] И.Ильин «Наши задачи» Москва 1997г.

[3] БСЭ, т.27, с. 895

[4] Милза П. Что такое фашизм?// Полис, 1995 №2, с.156.

[5] Желев Ж. Фашизм.// Преподавание истории в школе, 2000 г., №10, с.24

[6] Фромм Э. Психология нацизма. Тайна порока или душа просит грязи. Составитель Е.В.Медреш – Харьков, ИКФ «Гриф», 1995 г., с.181

[7] Батай Ж. Психологическая структура фашизма. Новое литературное обозрение, 1995 г. №13, с.80,87.

[8] История политических и правовых учений под ред. Нерсесянца В.С. М.,1983 с.653

[9] Фашизм из подполья // Российская газета 1995,15 апреля

[10] Российская газета 1998, 14 июля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: