Железнодорожные путешествия в туризме




Транспорт в туризме


 

Железнодорожные перевозки занимают важное место в транспортном обеспечении туризма. По сравнению с другими видами пассажирского транспорта железные дороги обладают рядом преимуществ, из которых наиболее значимы следующие:

регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погодно-климатических условий;

сравнительно невысокая стоимость перевозки;

возможность пользоваться при перемещении спальными местами;

расположение железнодорожных вокзалов в центрах городов (или в непосредственной близости от них) [2, с. 245].

В системе пассажирских перевозок поезда подразделяются на рейсовые и внерейсовые.

Рейсовые поезда следуют по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения. Они подразделяются на пригородные, местные и дальние.

Пригородные поезда следуют на расстояние не более 150 км, по твердому расписанию в пределах области или края, совершая частые остановки на станциях и остановочных пунктах. Места в вагонах не нумеруются.

Местные поезда обычно курсируют на расстояние до 700 км между станциями одной железной дороги (в Европе может быть в пределах одного государства). Совершают остановки практически на всех станциях.

Дальние поезда, следующие на расстояние свыше 700 км, подразделяются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения [2, с. 245].

Внерейсовые поезда - это специально заказываемые поезда, назначаемые вне регулярного расписания. К этой же категории относятся и туристско-экскурсионные, следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным маршрутам и графикам движения, составленным с учетом «окон» в регулярном расписании и туристско-экскурсионных целей.

В соответствии со скоростными возможностями поезда подразделяются на категории: скорый, скоростной, пассажирский, пригородный. Поезда первых трех категорий обычно обозначаются специальными номерами, по которым можно определить, к какой из них они принадлежат: № 001-149 - скорые; № 151-169 - скоростные; № 171-699 - пассажирские.

Вагоны также подразделяются на категории, имеющие кодовые (буквенные) обозначения: Л - мягкий, 2-местный; М - мягкий, 4-местный; К - купейный; П - плацкартный; О - общий; С - межобластной (сидячий).

Практически во всех поездах дальнего следования имеется вагон-ресторан, предоставляющий услуги питания. Особенно это важно для многодневных путешествий и туристских поездов. В скоростных и фирменных поездах предлагается сервис доставки питания в купе.

К парку пассажирских вагонов относятся вагоны-клубы и вагоны-прачечные, необходимые в длительных железнодорожных путешествиях.

Основным перевозочным документом, выдаваемым пассажиру, служит железнодорожный билет, являющийся договором с железной дорогой на транспортные услуги. Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения в указанные сроки, по указанному маршрут и классу обслуживания, а также на срок, определяемый правилами тарифа, по которому он выдан.

Железнодорожные пассажирские тарифы представляют собой установленную: плату за проезд пассажира, перевозку грузов и багажа.

В стоимость услуг перевозки железнодорожным транспортом входят:

стоимость плацкарты (проезда в вагоне пассажирского поезда с местом для сидения);

плата за право проезда по дороге на определенное расстояние по тарифу перевозки;

доплаты к стоимости плацкарты за дополнительно предоставляемые услуги (за проезд в вагонах и поездах более комфортабельных или высокоскоростных, а следовательно, и высокооплачиваемых категорий, за провоз багажа и груза;

плата за страховку при возникновении в пути следования несчастного случая;

комиссионный сбор за услуги по предварительной продаже билета [2, с. 246].

Общий (генеральный) тариф, включающий стоимость плацкарты и плату за право проезда по железной дороге на определенное расстояние, образован так, что абсолютная стоимость проезда с увеличением дальности поездки повышается, но при этом с увеличением расстояния стоимость одного пассажиро-километра снижается. Это предоставляет пассажирам, следующим на большие расстояния, существенную льготу в стоимости перевозки.

Наряду с общим тарифом существуют дополнительный и специальный тарифы. Дополнительный предусматривает доплаты к общему тарифу с учетом классификации поезда и дополнительных услуг. Так, стоимость проезда в скором поезде на 10-12 % выше, чем в пассажирском. Учитываются также категория вагона и количество мест в купе.

Специальный тариф предусматривает предоставление определенным категориям пассажиров (пенсионеры, инвалиды, военнослужащие, дети и т. д.) различных льгот. В каждой стране действуют свои нормативы, согласно которым для них устанавливается частичная компенсация оплаты или бесплатный проезд. Так, например, тариф для проезда детей в возрасте от 5 до 10 лет составляет одну четвертую стоимости проезда для взрослого пассажира. Однако это не распространяется на стоимость плацкарты.

В некоторых странах (например, в Германии, Австрии) на железнодорожные билеты установлены семейные скидки.

Скидки могут предусматриваться и на международные поездки. Так, на поездах, курсирующих между Россией и Финляндией, установлена скидка для групп туристов (от 2 человек).

Туристские предприятия, осуществляющие плановую перевозку туристских групп, также получают существенные скидки: 10 % - при группе от 10 человек, 15 % - если в группе более 25 туристов.

Для перевозки организованных групп туристов (не менее 10 человек) поездами дальнего и местного следования оформление проездных документов железные дороги осуществляют по предварительным заявкам туроператоров или турагентов. Предоставление заявок возможно в рамках текущего (общего) бронирования и в соответствии с договором на обслуживание, который заключается в том случае, если туристское предприятие регулярно организует групповые поездки. В договоре указываются количество групп и график заездов. В соответствии с договором на обслуживание железная дорога берет на себя ответственность за обеспечение туристского предприятия билетами в соответствии с представленными в установленные сроки заявками. Однако при этом всегда оговаривается возможность замены поезда, категории вагона и даты отправления. Данное обстоятельство существенно снижает гарантии туристских предприятий на качественное обслуживание туристов.

В заявке на групповое бронирование указываются полные паспортные данные туристов, маршрут, даты отправления и обратного выезда, а также сведения о руководителе группы [2, с. 247].

Туристское предприятие также может осуществлять индивидуальное бронирование железнодорожных билетов.

Специфическим видом деятельности туроператоров является организация железнодорожных туров с использованием туристских поездов - арендованных составов, предназначенных для организации путешествия с использованием спальных мест как средства размещения на данном маршруте, а вагонов-ресторанов - для обеспечения туристов питанием. Подобные туры условно подразделяются на три категории: однодневные, непродолжительные (2-3 суток) и многодневные. При организации непродолжительных и многодневных туров туристам, как правило, предлагается проживание в отдельных купе. Графики движения традиционно составляются таким образом, чтобы ночью поезд находился в пути. Днем же туристам предлагаются всевозможные экскурсионные и развлекательные мероприятия.

Туристские поезда, как правило, назначаются на основе договора, заключаемого между железной дорогой и туроператором. В договоре на аренду специального туристско-экскурсионного поезда фиксируются следующие существенные условия:

маршрут поездки с указанием всех пунктов остановки;

стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов;

сроки путешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пункте маршрута;

количество вагонов и мест в них;

количество вагонов-ресторанов;

количество смен постельного белья на одного человека;

расстояние (километраж) маршрута и стоимость проезда;

услуги в поезде (чай, завтраки в купе и т. д.);

сроки отказа от аренды поезда (не позже чем за 20 суток до отправления);

ответственность сторон [2, с. 247-248].

Железнодорожные перевозки в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1997 г., Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г., Уставом железных дорог, Правилами перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам и рядом других нормативных правовых документов. Общие правила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе и железнодорожным транспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках Международной конвенции по контракту на путешествия от 22 октября 1970 г., Единой конвенции о международных железнодорожных перевозках (Бернская конвенция), последняя редакция которой принята в 1980 г., а также рядом других международных нормативных актов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: