Функциональная часть ЭИС фактически является моделью системы управления объектом.
На сегодняшний день наиболее важными задачами являются следующие функции управления: планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ.
В ходе декомпозиции функциональная часть разбивается на подсистемы, в соответствии с различными классификационными признаками:
Уровень управления (высший, средний, оперативный)
Вид управляемого ресурса (основные фонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы)
Сфера применения (банковские информационные системы, статистические, налоговые, бухгалтерские, страховые и т.д.)
Функции управления и период управления.
Если подсистемы реализуют некоторые отдельные друг от друга функции управления, то каждую из них можно делить на более детальные подфункции (задачи). Под задачей следует понимать выражение: Дано А, требуется В, где А - условие, В - цель.
Цель решения задачи может быть сформулирована, как:
построить или получить объект, отвечающий некоторым критерия (задача на нахождение)
доказать по установленным правилам правильность построения или отождествления некоторого объекта (задача на доказательство).
В задачах на нахождение поиск неизвестной процедуры является целью, достижение цели обеспечивается поиском информационной технологии, способной предоставить пользователю необходимую информацию. После задача из статуса на нахождение переходит в статус на доказательство. В задачах на доказательство в качестве неизвестного выступает цепочка известных правил, выполнение которых позволяет отождествить объект по заданным критериям. Доказательство заключается в том, чтобы каждый раз при наличии новых исходных данных продемонстрировать наличие или отсутствие у объекта тех или иных характеристик. Особенно ярко этот тип задач демонстрируется экспертными системами, в которых сам принцип их построения базируется на доказательстве цели. Состав задач в ЭИС определяется следующими факторами:
Важностью той или иной функции управления
Возможностью формализации управленческих процедур
Уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров
Наличием информационной базы и технических средств.
Обеспечивающие подсистемы ЭИС состоят из информационного, технического, программного организационного и правового обеспечения.
1. Информационное обеспечение - это хранимые на предприятии потоки информации. Информация формируется в результате обработки данных. Любая система имеет дело с двумя видами информации:
внешняя (информация о внешней среде) и внутренняя. Для внешней информации характерны неточность, обрывистость, противоречивость. Она в основном касается состояния рынка и конкурентов, прогнозов, цен, политической ситуации. Так как такая информация носит вероятностный характер, то для ее обработки создаются экспертные системы.
Внутренняя информация возникает в самой системе и отражает ее финансово-хозяйственное состояние и директивные цели на случай уклонения от заданных параметров.
Информационная база состоит из 2-х взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.
Внемашинная - это часть системы, воспринимаемая человеком без ЭВМ (документы, акты, счета, устная информация). Внутримашинная содержится на машинных носителях и состоит из файлов.
2. Техническое обеспечение - компьютеры, средства коммуникации и оргтехника. Весь компьютерный парк предприятия делится на 2 части - персональные и высокопроизводительные компьютеры. Компьютеры могут быть объединены в вычислительные сети.
3. Программное обеспечение служит для выполнения операций по обработке информации. ПО - это совокупность программ систем обработки данных и программных документации, необходимой для эксплуатации этих программ.
Различают общее ПО (операционная система, системы программирования, сервисные программы) и прикладное ПО.
4. Организационное обеспечение ЭИС включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое. Такое структурное подразделение должно выполнять:
Сбор первичной информации
Передачу или рассылку информации
Хранение и поддержку коллективного использования информации.
5. Правовое обеспечение - это совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, функции и правовой статус ЭИС. Правовое обеспечение ЭИС осуществляет правовое регулирование ЭИС и взаимодействие разработчика и заказчика.
9. Понятие единого информационного пространства. Структура.
"Единое информационное пространство" - специальным образом организованное хранилище данных. В рамках хранилища каждое приложение может на основе уже существующей общедоступной информации создавать новый тип данных, также доступных всем элементам системы. Однако "единое информационное пространство" - это не просто хранилище, но и единый механизм управления доступом, позволяющий через доступные приложения предоставлять разным группам пользователей различный объем данных. Следует отметить, что различные приложения могут по-разному предоставлять информацию из информационного пространства. Иными словами, "единое информационное пространство" - это комплекс административных и системных мероприятий, обеспечивающих выполнение следующих правил:
Один источник данных - много потребителей;
Каждый потребитель - собственный способ предоставления информации;
Разный объем данных - для разных групп потребителей.
"Единое информационное пространство" также позволяет вводить элементы "самоконтроля", поддерживающие "целостность" имеющихся в системе данных. Контроль над целостностью осуществляется на базе анализа информации, как из "производственного", так и из "обеспечивающего" блоков. Правила контроля могут быть построены, например, следующим образом: "Текущий баланс материалов по всем счетам клиента, использованным в производстве, должен соответствовать остатку на складе, учет по которому ведется отдельно".
При проектировании "единого информационного пространства" следует учитывать не только функциональность структуры базы данных, но и возможность дальнейшего развития информационной системы, модификации пользовательских приложений, оперативность проектирования. (Под "функциональностью" понимается нормализованная структура БД, отвечающая требованиям проектируемой информационной системы) При этом проектировка структуры базы данных должна вестись с учетом "жизненного цикла" информации, "возможного" развития самой структуры, т.е. предусматривать развитие функциональности системы. Кроме того, информационная система должна иметь "развивающую основу" в эксплуатируемой модели. Для построения "развивающейся" информационной системы необходимо выполнение следующих условий:
1. Структура системы должна быть построена на "блочной" основе, где один и тот же блок может быть использован в нескольких приложениях;
2. Механизм проектирования системы должен позволять производить модификацию и наращивание информационных блоков без внесения деструктивных действий в действующую систему.