Основные положения крестьянской реформы.




Подготовка крестьянской реформы.

Реформа 1861 г. рождалась в ходе жестоких столкновений между сторонниками преобразований и защитниками основ крепостничества. Александр 2 поначалу действовал методами своего отца, он учредил очередной Секретный комитет по крестьянскому делу (январь 1857) и попытался побудить дворянство проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Ни комитет, состоявший из николаевских сановников, ни дворянство не хотели решать данный вопрос. Но откладывать решение было уже нельзя.

Чтобы сдвинуть Секретный комитет с мертвой точки, царь ввел туда Константина Николаевича (генерал-адмирал, пятый ребёнок и второй сын российского императора Николая I и Александры Фёдоровны. Младший брат императора Александра II.), а вскоре назначил его председателем Комитета. В конце 1857 г. правительству удалось сломить сопротивление дворянства. Власти воспользовались тем, что дворяне литовских губерний ходатайствовали об освобождении своих крестьян, и придали реформе необратимый характер. Предписание царя (рескрипт) по созданию губернских комитетов по разработке реформ в литовских губерниях было опубликовано, т.е. подготовка реформы была сделана гласной.

Секретный комитет утратил свою секретность и был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Медленно, неохотно помещики различных губерний стали подавать прошения об открытии у себя губернских комитетов. Так правительство вынудило выступить с «инициативой» дворян в крестьянском вопросе. В этом сказалась значительная самостоятельность гос. власти в России, её инициативная роль в проведении преобразований.

Вопрос о реформе в принципе был решен, однако оставалось несколько неясным, в какой форме ее следует провести. По этому поводу и в правительстве, и в губернских дворянских комитетах шли споры. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян с минимальным наделом или вовсе без земли. Меньшинство предлагали предоставить крестьянам наделы за выкуп. Последний вариант носил более прогрессивный характер, но не пользовался популярностью у помещиков. В бюрократических кругах идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал Н.А.Милютин, ставший к середине 1850-х фактически главным деятелем по крестьянскому вопросу в правительстве. Благодаря поддержке Константина Николаевича и других близких к царю людей, Милютину удалось настоять на своем, и к концу 1858 г. принцип освобождения крестьян с землей стал основной правительственной программы реформы.

После того как освобождение крестьян с землей стало правительственной программой, предстояло сделать самый сложный шаг- оформить эту идею законами. В начале 1859 г. для обработки проектов был создан особый орган- Редакционные комиссии. Предполагалось образовать две комиссии, но была создана одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председателем комиссий стал близкий к царю генерал Я.И.Ростовцев, фактическим лидером- Милютин. Комиссии фактически подчинялись царю, хотя формально состояли при Главном комитете. В комиссиях состояли так же славянофилы, например, Ю.Ф.Самарин и В.А.Черкасский.

Почему Александр 2 согласился на освобождение крестьян с землей, хотя первоначально он отстаивал точку зрения большинства помещиков?

Большую роль здесь сыграли аргументы, использовавшиеся либеральными бюрократами. Милютин и его единомышленники доказывали, что освобождение крестьян с землей позволит России избежать пролетаризации (Процесс разорения и обнищания мелких товаропроизводителей, превращение их в пролетариев, лишенных средств производства и продающих свою рабочую силу собственникам средств производства - капиталистам. Пролетаризация среднего крестьянства, деревенской бедноты в капиталистическом обществе. Пролетаризация интеллигенции в странах капитала.) и оградит ее от революций, что выглядело весьма привлекательно в глазах царя. Появление рядом с крупным хозяйством мелкого позволяло самодержавию усилить роль соц. арбитра и тем самым укрепляло его позиции в обществе, повышало инициативную роль. Проведение же выкупной операции позволяло наполнить опустевший во время Крымской войны гос. бюджет. Все это побудило Александра 2 поддержать Милютинский вариант реформы.

Основные положения крестьянской реформы.

Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

Подробнее об этом пункте реформы будет рассказано позже.

 

Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственностьна землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

Выкупная сделка.

Нельзя не отметить столь важный элемент реформы, как выкупная сделка. Поскольку вся земля считалась дворянской собственностью, крестьяне, получая надел, должны были выплачивать за него выкуп. Выкуп приравнивался к сумме, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Таким образом, помещикам компенсировался уход крестьян с землей.

Величина крестьянских наделов и повинностей, от которых исчислялся выкуп, определялась по соглашению между помещиками и крестьянами, в установленных правительством рамках. Условия выкупа излагались в специальных документах- уставных грамотах, за составлением которых наблюдали мировые посредники, назначаемые правительством из местных дворян.

Выкуп осуществлялся при посредничестве гос-ва. Оно брало на себя обязательство сразу выдать помещикам 75-80% выкупной суммы, а крестьяне потом должны были возвратить долг гос-ву с процентами. До 1907 г. крестьяне отдали гос-ву сумму, вдвое превышающюю изначальный размер выкупа. В то же время из средств, выдаваемых помещикам, гос-во вычитало их задолженность казне. Таким образом, гос-во возвратило себе долги дворянства и крестьянства (с переплатой).

Оценивая крестьянскую реформу, можно подчеркнуть следующее:

во-первых, по мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было;

во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы;

в-третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. — восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии;

в-чётвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

Реформа 1861г. получила название «великой», Александр II— почетное звание «царя-освободителя», а в народе укрепилась вера в «Царя-батбшку». Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности,— все это прямые следствия реформы. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику.

Мирное проведение преобразований, равноценных по значению буржуазной революции, значительно повысило авторитет самодержавия в России и за рубежом, укрепило в обществе представление об инициативной, творческой роли монархии.

Дальнейшее развитие пореформенной России показало, что реформа 1861 г. обладала немалым запасом прочности (примерно 40 лет). В то же время реформа нуждалась в дальнейшем развитии, доработке. Требовалось ликвидировать сословную обособленность крестьян, ослабить власть общины, решить вопрос относительно крестьянского малоземелья. Поэтому очень многое зависело от того, как сложится политическая ситуация в пореформенное время.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена экономической и социальной напряженностью в общественной жизни крестьян и помещиков, где нравственные предпосылки стояли выше чем экономические притязания господского класса.

 

 

Список использованной литературы

1. [электронный ресурс] – режим доступа: https://studfiles.net/preview/2378644/page:21/

2. [электронный ресурс] – режим доступа:https://uchltel-lstoria.ucoz.org/publ/krestjanskij_vopros_v_gody_pravlenija_aleksandra_vtorogo_i_aleksandra_tretego/1-1-0-101

3. Правительственная программа отмены крепостного права. Об основаниях, которые должны служить руководством при рассмотрении проектов положений Губернских комитетов 4 декабря 1858 г. / Тюкавкина В.Г. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. – М.: Просвещение, 1990. – С. 12.

4. Основы курса истории России: учебник /А.С.Орлов, О-75 А.Ю.Терещенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 576 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: