Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.




 

Когда брахманы пропели ведические гимны и совершили ритуальные обряды во второй раз, Нанда Махарадж снова щедро одарил их зерном и раздал множество коров. Все коровы были покрыты красивыми тканями с золотой вышивкой, на рога были надеты золотые кольца, их копыта посеребрили, а шеи украсили гирляндами из цветов. Он раздал такое множество коров только ради благополучия своего чудесного ребёнка, а брахманы в свою очередь давали свои искренние благословения. А благословения истинных брахманов обязательно сбываются.

Однажды, вскоре после праздничной церемонии, мама Йашода играла с Кришной, держа Его на коленях. Вдруг Он показался ей очень тяжёлым. Не в силах удержать ребёнка, Йашода невольно опустила Его на землю. Через некоторое время она ушла и занялась домашними делами. В это время один из слуг Камсы по имени Тринаварта, выполняя волю своего хозяина, прилетел во Вриндаван в облике смерча. Он посадил маленького Кришну на плечи и поднял во Вриндаване пыльную бурю, запорошив песком глаза его жителей. Весь Вриндаван и его окрестности в одно мгновение окутала такая тьма, что люди не видели ни себя, ни других. Во время этого ужасного бедствия мама Йашода не могла найти сына, унесённого смерчем, и безутешно заплакала. Она упала на землю, подобно тому, как падает корова, потерявшая телёнка. Услышав, что Йашода так горько плачет, все гопи собрались и стали искать малыша, но им тоже не удалось Его найти.

Демон Тринаварта поднялся высоко в небо, держа ребёнка на плечах, но Кришна вдруг сделался таким тяжёлым, что демон не мог лететь дальше и прекратил бурю. Маленький Кришна Своим огромным весом потянул демона вниз, крепко держа его за шею. Тринаварта почувствовал, что ребёнок стал тяжёлым, как большая гора, и попытался вырваться из Его рук, но тщетно. Глаза у демона вылезли из орбит, с истошным воплем он рухнул на землю Вриндавана и умер. Демон упал в точности как Трипурасура, пронзённый стрелой Господа Шивы. Тринаварта упал на каменную плиту и разбился. И тогда жители Вриндавана смогли увидеть его истинный облик.

Когдагопи увидели, что демон мёртв, а маленький Кришна весело играет у него на груди, они, охваченные любовью, тут же подхватили ребёнка на руки. Пастухи и пастушки радовались оттого, что к ним вернулся их любимый Кришна. Они с удивлением говорили о том, как демон хотел забрать малыша и проглотить Его, но не сумел этого сделать и сам упал замертво. «Так и должно быть, - рассуждали они, - ибо великие грешники погибают под тяжестью собственных грехов, а маленький Кришна благочестив. Поэтому Он защищён от любых опасностей. И мы тоже, наверное, в нашей прошлой жизни приносили большие жертвы, поклоняясь Верховной Личности Бога, щедро раздавая милостыню и трудясь на благо людей. Своими благочестивыми делами мы уберегли ребёнка».

Собравшиеся гопи так говорили между собой: «Какие же аскезы и покаяния мы совершили в прошлой жизни? Должно быть, мы поклонялись Верховной Личности Бога, устраивали жертвоприношения, раздавали милостыню и трудились на благо других: сажали баньяновые деревья и копали колодцы. Благодаря этому, нам удалось вырвать нашего ребёнка из когтей смерти. И теперь Он снова с нами на радость всем Своим родным!» После этих чудесных событий Нанда Махарадж снова вспомнил слова Васудевы и много размышлял над ними.

После этого случая, когда однажды Йашода качала и ласкала сына, из её груди полилось молоко. Йашода пальцами открыла ребёнку рот и вдруг увидела в нём проявленную вселенную: во рту у Кришны было всё небо: многочисленные светила и звёзды, все стороны света, Солнце, Луна, огонь, воздух, моря, острова, горы, реки, леса и все неподвижные и движущиеся существа. Сердце Йашоды забилось, и она прошептала про себя: «Как всё это чудесно!» Не в силах что-либо сказать и просто закрыв глаза, она погрузилась в счастливые мысли. Кришна, даже лежа на коленях у матери, явил вселенскую форму Верховной Личности Бога. Это доказывает, что Бог всегда остаётся Богом: и когда Он в облике ребёнка сидит на коленях у матери, и когда управляет колесницей на поле битвы Курукшетра. Поэтому утверждения имперсоналистов о том, что Богом можно стать в результате медитации или с помощью каких-либо других искусственных, материальных методов, ложны. Бог всегда Бог в любом состоянии и проявлении, а живые существа всегда являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа. Они никогда не смогут сравниться с непостижимым сверхъестественным могуществом Верховной Личности Бога.

 

Так заканчивается седьмая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Спасение Тринаварты».


ИЗО

8/ Видение вселенской формы

 

После этого случая Васудева попросил духовного наставника своей семьи, Гаргамуни, посетить дом Нанды Махараджа, чтобы сделать астрологические расчёты и предсказать будущее Кришны. Гаргамуни был великим мудрецом и святым. Он подверг себя многим аскетическим подвигам и покаяниям, а Йадавы избрали его жрецом династии. Когда Гаргамуни появился в доме Нанды Махараджа, хозяин был очень счастлив: он встал и, сложив ладони, почтительно поклонился гостю. При этом он был охвачен чувством, которое испытывают, когда поклоняются Верховной Личности Бога. Нанда Махарадж усадил Гаргамуни на почётное место и оказал ему радушный приём. «О почтенный брахман, - учтиво заговорил он, - вы приходите к нам только для того, чтобы проповедовать. Погружённые в домашние заботы, мы забываем о нашем истинном долге - самоосознании. Поэтому вы приходите к нам с единственной целью - просветить нас в духовной жизни». Безусловно, святым людям или брахманам незачем бывать у тех, кто ведёт семейную жизнь и всегда занят денежными делами. Нас могут спросить: почему же семейные люди сами не идут к святым или брахманам за духовным знанием? Причина в том, что те, кто погружён в домашние заботы, очень бедны духовно. Обычно они считают, что их главная обязанность - заниматься семейными делами, а самоосознание или духовное просвещение - дело второстепенное. Святые и брахманы посещают таких людей только из сострадания к ним.

Нанда Махарадж обратился к Гаргамуни как к одному из великих знатоков астрологической науки. Предсказания учёных астрологов, в частности, о времени солнечных и лунных затмений, - результат поистине удивительных расчётов. С помощью астрологии человек может получить ясное представление о своём будущем, и Гаргамуни был очень опытен в этой науке. Астрология даёт человеку возможность узнать, каковы были его поступки в прошлых жизнях, и каким образом они предопределили его страдания или радости в жизни нынешней.

Нанда Махарадж также назвал Гаргамуни «лучшим из брахманов». Брахманом именуют человека, который обладает знанием о Всевышнем. Того, кто лишён знания о Верховном Абсолюте, нельзя считать брахманом. Точное слово, употребленное в этой связи - брахмавидам, что значит «очень хорошо знающий о Всевышнем». Сведущий брахман может совершать очистительные обряды для тех, кто принадлежит к более низким кастам, - кшатриев и вайшйев. Для шудр такие обряды не проводятся. Брахманы являются духовными наставниками и жрецами в семьях кшатриев и вайшйев. Нанда Махарадж был вайшйей и считал Гаргамуни одним из лучших брахманов. Поэтому он попросил его провести очистительный обряд для своих приёмных сыновей: Кришны и Баларамы. Нанда Махарадж сказал, что не только этим мальчикам, но и всем людям сразу после рождения необходим в качестве духовного учителя опытный брахман.

Выслушав его, Гаргамуни ответил: «Васудева прислал меня совершить очистительные обряды для этих двух мальчиков, в особенности, для Кришны. Я - их семейный жрец, поэтому люди могут подумать, что Кришна - сын Деваки». Гаргамуни с помощью астрологических расчётов установил, что Кришна был сыном Деваки, чего Нанда Махарадж не знал. Гаргамуни дал понять, что и Кришна, и Баларама - сыновья Васудевы. Во Вриндаване было известно, что Баларама - это сын Васудевы, так как здесь находилась Его мать Рохини. Но Нанда Махарадж не знал, что Кришна тоже его сын. Гаргамуни намёком открыл ему, что Кришна - сын Деваки, и предупредил, что если он проведёт очистительный обряд, то злобный и грешный Камса поймёт, что Кришна - это сын Деваки и Васудевы. Астрологические расчёты показали, что Деваки не могла родить ребёнка женского пола, хотя все думали, что её восьмым ребёнком была девочка. Таким образом, Гаргамуни дал понять Нанде Махараджу, что девочку родила Йашода, а Кришну - Деваки, и что детей поменяли. Эта девочка, Дурга, сообщила Камсе, что ребёнок, который должен его убить, уже родился где-то в другом месте. Гаргамуни сказал: «Если я дам твоему ребёнку имя и слова девочки подтвердятся, то может случиться, что злодей-демон придёт сюда и убьёт Его сразу после обряда наречения именем. Но я не хочу навлекать на вас беду».

Выслушав Гаргамуни, Нанда Махарадж сказал: «Если это так опасно, то не стоит устраивать пышную церемонию. Будет лучше, если вы просто воспоёте ведические гимны и совершите обряд очищения. Мы принадлежим к касте дваждырождённых, и я хочу воспользоваться вашим присутствием. Прошу, дайте ребёнку имя без лишней пышности». Нанда Махарадж хотел сохранить эту церемонию в тайне и в то же время воспользоваться приходом Гаргамуни, попросив его провести очистительный обряд.

Уступив горячим просьбам Нанды Махараджа, Гаргамуни тайно провёл церемонию наречения именем в коровнике. Он сообщил Нанде Махараджу, что Баларама, сын Рохини, принесёт много радости членам семьи и родственникам, поэтому Его будут звать Рама. В будущем Он прославится Своей необычайной силой и будет носить имя Баладева. «Поскольку с Его рождением твоя семья и семья Йаду стали ещё более близки, Его также станут называть Санкаршаной», - добавил Гаргамуни.

Таким образом, он нарёк сына Рохини тремя именами: Баларама, Санкаршана и Баладева. Но брахман не открыл тайны и не сказал, что Баларама тоже появился во чреве Деваки и был затем перенесён в чрево Рохини, и что Кришна и Баларама - родные братья, поскольку изначально Они - сыновья Деваки.

Гаргамуни затем сказал Нанде: «Что касается твоего сына, то Он принимал разные облики в разные юги, или эпохи. Сначала Он был белого цвета, потом красного и жёлтого, а теперь родился чёрным. Кроме того, прежде Он был сыном Васудевы, поэтому Его будут называть не только Кришна, но и Васудева. Некоторые будут называть Его Кришной, а некоторые - Васудевой. Но одно ты должен знать твёрдо: у твоего сына очень много других имён, связанных с Его многочисленными деяниями». Гаргамуни далее упомянул, что сына Нанды Махараджа будут также называть Гиридхари, ибо Он совершит небывалый подвиг - поднимет холм Говардхан.

Поскольку Гаргамуни знал всё и о прошлом, и о будущем, он сказал: «Мне ведомо всё о Его деяниях и именах, но другим они не известны. Этот ребёнок доставит много радости всем пастухам и коровам. Он будет очень знаменит и любим во Вриндаване и принесёт вам всевозможные блага. Благодаря Его присутствию, вы преодолеете все беды материальной жизни, наперекор врагам».

«Дорогой царь Враджа, - продолжал Гаргамуни, - в Своих прежних рождениях этот ребёнок не раз защищал праведников от грабителей и злодеев там, где ослабевала государственная власть. Ваш ребёнок настолько могущественен, что любой, кто станет Его преданным, будет бесстрашен по отношению к врагам. Подобно тому, как полубогов всегда защищает Господь Вишну, преданные вашего сына будут находиться под защитой Верховной Личности Бога, Нарайаны. Этот ребёнок будет таким же сильным, красивым и богатым, как Сам Господь Нарайана. Поэтому, советую вам всячески оберегать Его, чтобы Он рос без тревог». Другими словами, Гаргамуни сказал Нанде Махараджу, что поскольку тот - великий преданный Нарайаны, Господь Нарайана дал ему сына, равного Себе. Брахман также предупредил: «Вашего сына будут преследовать множество демонов, поэтому вам следует быть осторожным и всячески оберегать Его». Так Гаргамуни убедил Нанду Махараджа, что его сыном стал Сам Нарайана. Он описал различные божественные качества сына Нанды. Сообщив всё это, Гаргамуни вернулся домой. Нанда Махарадж решил, что он самый счастливый человек в мире, и был очень доволен тем, что получил от Гаргамуни такие благословения.

Вскоре после этого Баларама и Кришна начали ползать на четвереньках, доставляя много радости Своим матерям. Колокольчики у Них на поясе и на щиколотках мелодично позванивали при каждом движении. Иногда, как все другие дети, Они кого-нибудь пугались и тут же спешили под защиту Своих матерей. Бывало, что Они падали в глину и грязь Вриндавана. Матери натирали их шафраном и сандалом, но, ползая по вязкой глине, Они все измазывались в ней. Как только дети подползали к Своим матерям, Йашода и Рохини брали их на руки и, накрыв концом сари, давали им грудь. Когда дети сосали грудь, матери замечали, что у Них режутся зубки, и радовались тому, что их сыновья растут. Иногда шаловливые мальчуганы заползали в хлев, цеплялись за хвосты телят и поднимались на ноги. Испуганные телята начинали бегать по хлеву, волоча детей по глине и коровьему навозу. Тогда Йашода и Рохини созывали своих подруг и соседок, гопи, полюбоваться весёлым зрелищем. Глядя на детские забавы Господа Кришны, гопи испытывали трансцендентное блаженство и громко смеялись от удовольствия.

Кришна и Баларама были такими непоседливыми, что Их матерям, Йашоде и Рохини, то и дело приходилось бросать домашние дела и защищать Их от коров, быков, обезьян и птиц, от воды и огня. Всё время тревожась о детях и хлопоча по хозяйству, женщины не знали покоя. Очень скоро Кришна и Баларама начали стоять на ногах и понемногу ходить. Когда мальчики научились ходить как следует, к ним присоединились друзья одного с Ними возраста, и вместе они доставляли ни с чем не сравнимую трансцендентную радость гопи, в особенности Йашоде и Рохини.

Все гопи, подруги Йашоды и Рохини, наслаждались детскими проказами Кришны и Баларамы во Вриндаване. Для того, чтобы испытать ещё большее духовное блаженство, женщины собирались вместе и отправлялись к маме Йашоде жаловаться на неугомонных мальчишек. Кришна сидел рядом с матушкой Йашодой, и старшие гопи принимались жаловаться на Него так, чтобы Он это слышал. Они говорили: «Дорогая Йашода, почему ты не приструнишь своего проказника Кришну? Каждое утро и каждый вечер, когда наступает время доить коров, Он вместе с Баларамой забирается в наши дома, отвязывает телят, и они выпивают у коров всё молоко. Поэтому, когда мы приходим доить коров, у них уже нет молока, и мы возвращаемся с пустыми кувшинами. Когда начинаем корить Кришну и Балараму за эти шалости, Они так мило улыбаются, что мы ничего не можем поделать.

Кроме того, твои

Кришна и Баларама забавляются тем, что крадут у нас йогурт и масло, где бы мы их ни хранили. Если же мы ловим Их, Они говорят: «Почему вы обвиняете Нас в воровстве? Вы что, думаете, у нас дома мало йогурта и масла?» Иногда они берут масло, йогурт и молоко и скармливают их обезьянам. Когда же обезьяны наедаются досыта и больше не хотят есть, мальчишки ворчат: «Это молоко, йогурт и масло никуда не годятся - даже обезьяны не хотят их есть». Тогда Они разбивают горшки и разбрасывают кругом черепки. Если мы прячем йогурт, масло и молоко в укромном, тёмном месте, твои Кришна и Баларама находят их в темноте благодаря сиянию надетых на Их тела украшений. А когда Они не могут найти спрятанные масло и йогурт, то идут к нашим малышам и щиплют их, пока те не заплачут, а потом убегают. Если, опасаясь этих шалунов, мы подвешиваем горшки с маслом и йогуртом высоко под потолком, чтобы невозможно было достать, Они стараются добраться до них, накладывая разные дощечки на ступу. А если и это не помогает, Они продырявливают горшки. Поэтому лучше сними со своих детей все украшения».

В ответ Йашода говорила: «Хорошо, я сниму с Кришны драгоценности, чтобы Он не увидел в темноте спрятанное масло». Но гопи тут же возражали: «Нет, нет, не делай этого. Что толку снимать с Него драгоценности? Мы не знаем, что это за мальчики, но даже без всяких украшений Они распространяют вокруг сияние и поэтому видят всё даже в темноте». Тогда Йашода говорила: «Что ж, тогда как следует прячьте ваше масло и йогурт, чтобы Они не могли их достать». На это гопи отвечали: «Мы так и делаем, но, когда мы заняты хозяйственными делами, эти шалуны пробираются в наши дома и озорничают там. Бывает, что, если Им не удаётся украсть масло и йогурт, Они от досады мочатся или плюют на чисто вымытый пол. Ты только посмотри, как Они слушают наши жалобы! Целый день Они придумывают, как украсть у нас масло и йогурт, а сейчас сидят молча и спокойно, как послушные мальчики. Ты только посмотри на Их лица!» Когда Йашода, уже решившая наказать сына, увидела Его жалобное личико, она улыбнулась и отказалась от своего намерения.

Однажды, когда Кришна и Баларама играли с друзьями, мальчики вместе с Баларамой пожаловались Йашоде, что Кришна ел глину. Услышав это, мама Йашода схватила Кришну за руку и спросила: «Мой дорогой Кришна, почему Ты украдкой ел землю? Смотри, все Твои друзья, и даже Баларама, жалуются на Тебя». Испугавшись гнева матери, Кришна ответил: «Моя дорогая мама, эти мальчики и Мой старший брат, Баларама, говорят неправду. Я не ел никакой глины. Баларама, когда Мы сегодня играли, разозлился на Меня и подговорил других мальчиков нажаловаться тебе. Они все сговорились и нажаловались, чтобы ты рассердилась и наказала Меня. Если ты думаешь, что они говорят правду, посмотри Мне в рот, и ты увидишь, ел Я глину или нет». Мать ответила: «Хорошо, если Ты и в самом деле не ел глины, открой рот, я посмотрю».

Когда Верховная Личность Бога, Кришна, услышал эти слова, Он немедленно открыл рот, как сделал бы любой другой мальчик. И тут мама Йашода увидела у Него во рту всё великолепие творения: всё космическое пространство во всех направлениях, все горы, острова, океаны и моря, планеты, воздух, огонь, Луну и звёзды. Кроме Луны и звёзд, она увидела все стихии: воду, небо, полное эфирное пространство и совокупное эго со всеми его производными - чувствами и полубогами, которые ими управляют, а также объектами чувств, такими, как звуки и запахи и т.п., и три качества материальной природы. Она также смогла понять, что во рту у Него были все живые существа, вечное время, материальная и духовная природа, деятельность, сознание и различные формы всего творения. Йашода нашла во рту у своего сына всё необходимое для существования космического проявления. Она также увидела там себя с маленьким Кришной на руках, которого кормит грудью. При виде всего её охватил благоговейный страх, и она не могла понять, видит ли это во сне, или перед ней наяву предстало нечто необычайное. Она пришла к мысли, что всё это либо сон, либо игра иллюзорной энергии Верховной Личности Бога. Ей показалось, что она сошла с ума, и потому ей явились эти удивительные видения. Потом она подумала: «Возможно, мой ребёнок обладает огромной мистической силой, поэтому я и пришла в замешательство, когда увидела у Него во рту все эти чудеса. Я должна почтительно склониться перед Верховным Господом. Под влиянием Его энергии мы отождествляем себя с материальными телами и со всем, что с ними связано. Я предлагаю свои почтительные поклоны Тому, чья иллюзорная энергия заставляет меня думать, что Нанда Махарадж - мой муж, а Кришна - мой сын; что всё, чем владеет Нанда Махарадж, принадлежит и мне; а все пастухи и их жёны - мои подданные. Все эти заблуждения вызваны иллюзорной энергией Верховного Господа. Я возношу Ему молитву и прошу, чтобы Он всегда оберегал меня».

Пока Йашода предавалась высоким философским размышлениям, Господь Кришна набросил на неё покров Своей внутренней энергии, и она вновь начала испытывать материнские чувства. Мама Йашода тут же забыла все свои философские предположения и стала относиться к Кришне как к сыну: она взяла Его на руки и почувствовала прилив материнской любви. Большинству людей посредством грубого процесса познания понять Кришну невозможно. Другие стараются познать Верховного Господа, изучая Упанишады и «Веданта-сутру», занимаясь мистической йогой и постигая философию санкхйи; Йашода же считала Верховную Личность бога, Кришну, своим ребёнком.

Несомненно, мама Йашода совершила много благочестивых деяний, поэтому Абсолютная Истина, Верховный Господь, стал её сыном и позволил ей кормить Себя грудью. Нанда Махарадж тоже должен был совершить немало великих жертвоприношений и благочестивых деяний прежде, чем Господь Кришна стал его сыном и называл его отцом. Но, удивительно, что Васудеве и Деваки не пришлось насладиться детскими играми Кришны, хотя Он был их родным сыном. Детские забавы Кришны до сих пор прославляют мудрецы и святые, но Васудева и Деваки не могли радоваться им. Шукадева Госвами так объяснил причину этого в беседе с Махараджем Парикшитом.

Когда Господь Брахма повелел лучшему из Васу, Дроне, и его жене по имени Дхара произвести потомство, они ответили ему: «Дорогой отец, мы обращаемся к тебе за благословением. Сделай так, чтобы, когда мы снова родимся во вселенной, Верховный Господь Кришна в Своём самом привлекательном детском возрасте поглотил всё наше внимание. Пусть наши отношения с Ним будут такими яркими, что каждый, кто услышит о них, без труда преодолеет тьму невежества и вырвется из круговорота рождений и смертей». Господь Брахма согласился дать им это благословение, и в результате Дрона явился во Вриндаване как Нанда Махарадж, а Дхара стала Йашодой, его женой.

Так Нанда Махарадж и его жена, Йашода, получили возможность проявить свою беспримесную преданность Верховной Личности Бога, ставшему их сыном. А все гопи и пастухи, которые участвовали в играх Кришны, тоже каждый по-своему любили Его.

Чтобы осуществилось благословение, данное Господом Брахмой, Господь Кришна вместе с Баларамой, Своей полной экспансией, пришёл в этот мир и

явил разнообразные детские игры, доставляя всем жителям Вриндавана ни с чем не сравнимую духовную радость.

 

Так заканчивается восьмая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Видение вселенской формы».


ИЗО

9/ Мама Йашода привязывает Господа Кришну

 

Когда-то давным-давно, увидев, что её служанка занята другими домашними делами, Йашода сама взялась сбивать масло. Работая, она напевала песни о детских играх Кришны и с радостью думала о Нем. Йашода туго обвязалась концом сари, и при мысли о горячо любимом сыне молоко потекло из её груди, вздымавшейся в такт её движениям. Она усердно сбивала масло, вращая мутовку обеими руками. Браслеты на её руках звенели, ударяясь друг о друга, а серьги подрагивали. На лице выступали капельки пота, а цветы из венка, украшавшего её голову, сыпались на пол. Это живописное зрелище и увидел Господь Кришна, появившийся перед Йашодой в облике ребёнка. Он был голоден, а из-за любви к своей маме хотел, чтобы она прекратила сбивать. Он дал понять, что прежде всего она должна накормить Его, а уж потом сбивать масло.

Мама Йашода взяла сына на колени и дала Ему грудь, улыбаясь и любуясь прекрасным лицом своего ребёнка пока Он ел.

Вдруг она увидела, что стоявшее на плите молоко закипело и полилось через край. Мама Йашода положила Кришну и подошла к плите. Оставленный матерью, Кришна рассердился, губы и глаза Его покраснели от гнева. Кусая губы, Он тут же подобрал камень и разбил горшок с маслом, выгреб из него масло и, спрятавшись в укромном месте, стал есть его, притворяясь, что плачет.

В это время мама Йашода, сняв с огня молоко и наведя порядок на плите, вернулась туда, где сбивала масло. Она увидела разбитый горшок для сбивания масла, а не найдя своего малыша, решила, что разбитый горшок - дело Его рук. Она улыбнулась, подумав: «Какой смышлёный ребёнок! Разбил горшок и убежал, страшась наказания». Обыскав весь дом, она обнаружила своего сына, сидящего на перевёрнутой деревянной ступе. Он доставал масло из горшка, подвешенного к потолку, и кормил обезьян. Она заметила, что Кришна всё время оглядывается по сторонам, опасаясь её появления, так как знает, что проказничает. Увидев сына, Йашода хотела незаметно подкрасться к Нему сзади. Кришна, однако, заметил, что мать приближается с палкой в руке, и, спрыгнув со ступы, в страхе бросился наутёк Мама Йашода бегала за Ним по всем углам, стараясь поймать Верховную Личность, Бога, к которому не могут приблизиться даже великие йоги посредством медитации. Другими словами, Верховный Господь Кришна, которого не могут поймать йоги и гйани, играл как маленький ребёнок ради удовольствия великой преданной - мамы Йашоды. Полной, хотя и тонкой в талии, Йашоде было трудно догнать быстроногого мальчугана. И всё же она изо всех сил старалась поспеть за Ним. Её прическа растрепалась, и из неё на землю падали цветы. Йашода очень устала, но всё же догнала и поймала своего шалуна. Когда Его схватили, Кришна чуть не расплакался и стал тереть глаза, подведённые чёрной краской. Он взглянул в лицо матери, склонившейся над Ним, и в глазах у Него заметался страх.

Матушка Йашода видела, что Кришна очень напуган, и хотела успокоить Его. Желая своему сыну только добра, она подумала: «Если ребёнок так меня боится, я не знаю, к чему это приведёт». Она отбросила в сторону палку. Чтобы наказать Кришну, она решила связать Ему руки верёвкой. Ей было невдомёк, что связать Верховную Личность Бога невозможно. Йашода думала, что Кришна - это её маленький сын, и не знала, что Он безграничен. Он находится внутри и за пределами всего и не имеет ни начала, ни конца. Бог безграничный и всепроникающий. По сути, Он является всем космическим проявлением. Йашода же считала Кришну своим ребёнком. И хотя Кришна недосягаем для органов чувств, она попыталась привязать Его к деревянной ступе. Но при этом обнаружила, что верёвка, которую она взяла, коротка - не хватало всего лишь пяти сантиметров. Она нашла ещё несколько верёвок и привязала их к первой, но ей по-прежнему недоставало пяти сантиметров. Она продолжала связывать верёвки, пока не использовала все, что были в доме. Но, затянув последний узел, она увидела, что верёвка по-прежнему короче, чем нужно, на пять сантиметров. Хотя Йашода улыбалась, она была изумлена. Как такое могло случиться?

Пытаясь привязать сына, Йашода совсем выбилась из сил. Она вспотела, и венок упал с её головы. Оценив старания Своей матери, Господь Кришна пожалел её и позволил Себя привязать. Так Кришна, играя, словно обычный ребёнок, в доме мамы Йашоды, явил одну из Своих игр. Конечно, никто не может управлять действиями Верховной Личности Бога. Чистый преданный предаётся лотосным стопам Господа, который может либо защитить, либо победить Своего преданного. Но сам преданный никогда не забывает о своём подчинённом положении. Точно так же Господь испытывает трансцендентное удовольствие, когда отдаёт Себя под защиту преданного. Кришна показал это, покорившись маме Йашоде.

Кришна - Высший дар всех видов освобождения для Своих преданных. Но благословения, дарованного Им маме Йашоде, не удостоились ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни богиня процветания.

Верховную Личность Бога, известную как сын Йашоды и Махараджа Нанды,не способны до конца познать йоги и мыслители. Но Он легко доступен Своим преданным. Йоги и мыслители не знают также, что Кришна - источник всего наслаждения.

Привязав сына, мама Йашода снова занялась домашними делами. В это время Кришна, стоявший привязанным к деревянной ступе, увидел невдалеке два дерева арджуна. Величайший источник всего наслаждения, Господь Шри Кришна, подумал: «Мама Йашода не накормила Меня досыта молоком, тогда Я разбил горшок с йогуртом, и раздал йогурт обезьянам, и за это она привязала Меня к деревянной ступе. Ну так Я напроказничаю ещё больше». И Он решил свалить очень высокие деревья арджуна.

Эти два дерева имеют свою историю. В прошлой жизни они имели человеческий облик и были сыновьями Куверы. Их звали Налакувара и Манигрива. К счастью, теперь на них обратил Свой взор Верховный Господь. В прошлой жизни их проклял великий мудрец Нарада, и, таким образом, они получили высочайшее благо - возможность увидеть Господа Кришну. Это благословение-проклятие пало на них из-за того, что они забыли все приличия, напившись однажды вина. Обо всём этом будет рассказано в следующей главе.

Так заканчивается девятая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Мама Йашода привязывает Господа Кришну».

ИЗО

10/ Освобождение Налакувары и Манигривы

 

В этой главе рассказывается о том, как были прокляты Налакувара и Манигрива, и как Кришна освободил их по всеблагому желанию великого мудреца Нарады.

Двое великих полубогов - Налакувара и Манигрива - были сыновьями Куверы, хранителя сокровищ полубогов и великого преданного Господа Шивы. По милости Господа Шивы материальным достояниям Куверы не было предела. Сыновья богачей часто попадают в зависимость от вина и женщин. Так и эти два сына Куверы пьянствовали и развратничали. Однажды, желая развлечься, эти два полубога отправились в сад Господа Шивы у подножия горы Кайлас на берегу Мандакини Ганги. Слушая чарующее пение красивых женщин, которые сопровождали их в этом саду, благоухающем ароматом цветов, они выпили много вина. Опьянев, оба брата вошли в воды Ганги, которые были переполнены цветами лотосов, и стали играть с девушками, подобно тому, как слоны играют в воде со своими подругами.

Когда они таким образом развлекались, мимо случайно проходил великий мудрец Нарада. Он понял, что Налакувара и Манигрива совсем пьяны и потому не могут видеть его. Девушки, однако, не были такими пьяными, как полубоги, и, устыдившись своей наготы перед великим мудрецом Нарадой, поспешно прикрыли тела одеждой. Полубоги же не сознавали, что находятся в присутствии мудреца Нарады, поэтому они не стали одеваться. Когда Нарада увидел, что вино лишило братьев разума, он, желая им добра, решил оказать им беспричинную милость и проклял их.

Из сострадания к двум полубогам великий мудрец решил положить конец их ложному наслаждению - пьянству и развлечениям с юными красавицами, а также захотел дать им возможность встретиться с Господом Кришной. Он задумал проклясть их таким образом. Нарада сказал, что стремление к материальным удовольствиям возникает из-за увеличения влияния гуны страсти. В материальном мире человек, обладающий богатством, обычно подвержен трём порокам: пьянству, разврату и азартным играм. Стремясь к богатству, люди становятся настолько беспощадными, что безжалостно убивают животных, открывая для этого бойни. Они думают, что сами никогда не умрут. Эти глупцы, забывшие о законах природы, поглощены лишь удовлетворением потребностей своего тела. Сильно продвинувшись в создании благ цивилизации и даже достигнув положения полубогов, они не понимают, что материальное тело в конце концов, обратится в прах. И какой бы внешностью ни обладал человек при жизни, внутри у него только испражнения и различные виды червей. Завистливые и жестокие, материалисты совершают насилие над телами других и не могут понять конечную цель жизни. Поэтому, в следующей жизни они, как правило, деградируют до адских условий существования. Ради своего бренного тела эти глупцы совершают множество грехов, но они не знают даже, им ли принадлежит их тело. Обычно считается, что тело принадлежит тому, кто его кормит. Поэтому человеку стоит задуматься: принадлежит ли тело ему или же хозяину, которому он служит? Хозяин рабов считает их тела своей полноправной собственностью, поскольку он их кормит. Можно также задаться вопросом – а может быть наше тело принадлежит отцу, чье семя его породило, или матери, которая выносила его в своём чреве?

Глупцы совершают все виды грехов из-за того, что ошибочно отождествляют себя с материальным телом. Но достаточно разумный человек должен понять, кому принадлежит это тело. Глупец убивает животных, чтобы поддержать тело, но не задумывается о том, принадлежит ли тело ему, его отцу, матери или деду со стороны матери. Иногда дед или отец отдаёт дочь кому-нибудь в жёны с условием, что потом возьмёт у неё ребёнка и воспитает его как своего сына. Тело может также принадлежать более сильному человеку, который заставляет его работать на себя. Итак, тело раба продаётся рабовладельцу и с этого дня становится его собственностью. А в конце жизни наше тело принадлежит огню, потому что его кладут на костёр и сжигают. Или же тело выбрасывают на улицу на съедение собакам и стервятникам.

Прежде чем совершать все виды грехов ради того, чтобы поддержать тело, человек должен понять, кому оно принадлежит. В конечном итоге он поймёт: если тело создано материальной природой и возвращается к ней, значит, тело принадлежит материальной природе. Не следует заблуждаться, думая, что тело принадлежит нам. Зачем же ради чужой собственности прибегать к убийству? Зачем убивать невинных животных ради поддержания тела?

Когда человек ослеплён богатством и гордыней, он не принимает какие-либо моральные наставления, а увлекается пьянством, женщинами и убивает животных. В этом смысле, положение бедного человека лучше, поскольку он относится к другим телам так же, как к самому себе. Бедняк не хочет причинять вред другим телам: он по собственному опыту понимает, что такое боль. Великий мудрец Нарада решил, что, поскольку полубоги Налакувара и Манигрива потеряли голову из-за ложного престижа, то их нужно поместить в такие условия жизни, где у них не будет богатства.

Человек, исколотый колючками, не желает другим испытать боль от таких уколов. Добросердечный человек, живущий в бедности, никому не желает оказаться в таком же положении. Тот, кто поднялся из бедности и стал богатым, в конце жизни открывает какое-нибудь благотворительное учреждение, чтобы помогать беднякам. Иначе говоря, сострадательный бедняк в состоянии понять горести и радости других людей. Бедный человек редко бывает подвержен ложной гордости и безрассудным страстям. Он довольствуется тем, что получает на жизнь по милости Господа.

Бедность - это своего рода аскеза. В ведическом обществе брахманы обычно живут в бедности, чтобы не стать жертвами ложного престижа, порождаемого материальным богатством. Ложная гордость своим положением - большое препятствие для духовного развития. Бедняк не может стать очень толстым, так как у него нет возможности переедать, и, поскольку он ест лишь столько, сколько необходимо, его чувства не слишком возбуждены. А когда чувства спокойны, человек не склонен к насилию.

Другое преимущество бедности в том, что святой человек может без труда зайти в дом бедняка, и тот получит возможность общаться с ним. Богач никого не пускает в свой дом, значит туда не может войти и святой. По ведической традиции, святой человек занимает положение нищего странника и, собирая подаяние, может постучаться в любую дверь. Семейные люди, которые под грузом домашних забот обычно забывают о духовной жизни, получают благо, общаясь со святыми людьми. Благодаря такому общению, бедняк может освободиться из материального плена. А какую пользу получают люди, которые гордятся своим богатством и значимостью, но не общаются со святыми людьми и преданными Верховной Личности Бога?

Великий мудрец Нарада подумал, что его долг - поставить двух полубогов в такие условия, когда они не смогут гордиться своим богатством и высоким положением. Из сострадания к сыновьям Куверы Нарада хотел помочь им покончить с греховной жизнью. Находясь во власти гуны тьмы и, следовательно, будучи неспособными контролировать свои чувства, они погрязли в разврате. Долг такого святого, как Нарада, - спасти их от этого отвратительного состояния. Животное не сознаёт своей наготы. Кувера же был хранителем райских сокровищ и занимал очень высокое положение, а Налакува



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: