Особенности популяций животных, растений, грибов, протистов и бактерий. Унитарные и модулярные организмы. Пространственно-временные масштабы изучения популяций. Особенности метаболизма различных организмов и их связь распространением в естественных условиях. Различные типы жизненных стратегий организмов (r и K; виаленты, патиенты). Основные типы распределения особей в популяции. Определение границы популяции при экологических исследованиях. Понятие репродуктивного ареала. Радиус индивидуальной активности. Полевые методы определения обилия живых организмов различных систематических групп и других популяционных показателей. Выбор необходимых для конкретного исследования показателей. Продолжительность исследования. Примеры.
Исследования сообществ и биоценозов
Определение понятий биоценоз, сообщество и консорция. Сообщества, как единицы биоценотического покрова.Топографические и экологические единицы. Биологическая и статистическая концепции сообщества. Методы изучения компонентного состава и таксономической структуры сообщества и биоценоза. Подвижные организмы в биоценозе. Временная структура сообщества и биоценоза. Методы определения продукции сообществ. Определение первичной продукции и деструкции. Изучение взаимодействий между популяциями. Примеры. Эксперименты «in situ»: микро-, мезо- и макрокосмы. Эксперименты по питанию. Биоманипулирование. Примеры биоманипулирования на озерах и других водных объектах.
4.3. Практические занятия, их содержание
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий | Форма проведения | Формируемые компетенции |
История экологических исследований. Значение и этика полевых экологических исследований. | устный опрос, дискуссия | ОПК-2 ПК-21 | ||
Формулировка цели, задач и методов исследования и их соответствие. Обоснование актуальности поставленных цели и задач (форма – написание гипотетического введения к работе). | семинар, дискуссия, обсуждение практической работы | ОПК-2 ПК-21 | ||
Подготовка аннотация научной публикации в периодических изданиях с целью анализа адекватности использованных методов и соответствия цели и выводов. Тематика публикаций – геоэкология и общая экология (по желанию учащегося из подготовленного перечня). | семинар, дискуссия, обсуждение практической работы | ОПК-2 ПК-21 | ||
Экосистемный и популяционный подходы к исследованию. Основные алгоритмы составления плана работ. | семинар, дискуссия | ОПК-2 ПК-21 | ||
Сравнение особенностей водной и наземной сред обитания. | семинар, дискуссия | ОПК-2 | ||
Знакомство с методами экспресс исследований и мониторинговых исследований абиотических факторов в водной и наземной средах обитания | семинар | ОПК-2 | ||
Особенности популяций животных, растений, грибов, протистов и бактерий. Основные популяционные показатели. | семинар, дискуссия | ОК-7 ПК-8 | ||
Полевые методы определения обилия живых организмов различных систематических групп и других популяционных показателей (1). | семинар, дискуссия, обсуждение практической работы | ОК-7 ПК-8 | ||
Полевые методы определения обилия живых организмов различных систематических групп и других популяционных показателей (2) | семинар, дискуссия, обсуждение практической работы | ОПК-2 ПК-21 | ||
Комплекс методов учета обилия и распределения в пространстве особей конкретных популяции живых организмов. | семинар | ОПК-2 ПК-21 | ||
Изучения принципов эксплуатации оборудования и приборов для полевых исследований популяций в водных и наземных средах. | семинар | ОПК-2 ПК-21 | ||
Методы изучения таксономической структуры сообщества и биоценоза. Определение продукционных показателей сообщества. Информативность структурно-функциональных показателей сообществ. | семинар | ОПК-2 ПК-21 | ||
Эксперименты «in situ»: микро-, мезо- и макрокосмы. Эксперименты по питанию. Биоманипулирование. | семинар, дискуссия | ОПК-2 ПК-21 | ||
Разработка комплекса методов полевого исследования конкретного сообщества или биоценоза. | Семинар, дискуссия | ОПК-2 ПК-21 |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
Аттестации по итогам освоения дисциплины
Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы дисциплины и по окончании каждого раздела в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса на текущий год. Система, сроки и виды контроля доводятся до сведения каждого студента в начале занятий по дисциплине. В рамках текущего контроля оцениваются все виды работы студента, предусмотренные учебной программой по дисциплине.
Формами текущего контроля являются:
− экспресс-опрос (проводится после каждой лекции во вступительной части практического занятия);
− проверка выполнения заданий на практические занятия;
– собеседования (коллоквиум, индивидуальный опрос) по теме занятия;
– проверка отчётов по выполнению практических работ, собеседование по теоретической части;
– доклады и дискуссии по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, в случае пропуска занятий - реферат;
− письменное тестирование;
– контрольная работа.
Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студентов в установленные сроки по расписанию.
Текущий контроль по дисциплине включает разработку и написание трех практических работ: Практические работы №1 (репродуктивного уровня) и №2, №3 (реконструктивного уровня)