Основные этапы реферирования




История России нового времени (к.и.н.,доц. Лукьянов Д.В.)

Реферирование.

Одной из главных целей изучения курса Отечественной истории студентами неисторических специальностей является обучение их элементарным навыкам чтения профессиональной исторической литературы, различению понятий «история» и «историография», умению идентифицировать различные историографические подходы и вычленять авторские концепции. Успех студента в выполнении этой задачи проверяется на промежуточной аттестации, когда ему предлагается дома написать реферат одной из предложенных преподавателем монографий (монографический реферат). Помимо списка таких монографий, который студент может пополнить сам, предварительно согласовав свой выбор с лектором, в помощь самостоятельной работе студентам предлагается следующая памятка по написанию реферата.

 

Реферирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: основных положений, фактических данных, результатов, выводов. … Реферирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания и представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными интеллектуальными и временными затратами.

 

Реферат – это вторичный документ, результат аналитико-синтетической переработки информации, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы.

Реферат выступает в качестве объекта стандартизации в ГОСТ 7.9-95 и ОСТ 29.130-97, где он определяется следующим образом:

 

ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования ОСТ 29.130-97 Издания. Термины и определения
Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Реферат – произведение, содержащее краткое изложение содержания какого-либо произведения или издания (его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

 

 

Текст реферата должен отличаться ясностью и конкретностью, четкостью, лаконизмом, то есть отсутствием второстепенной информации: доказательств, рассуждений, описаний, примеров. В нем не должны использоваться громоздкие предложения и сложные грамматические обороты, затрудняющие понимание содержания. В реферат не включают сведения, отраженные в библиографическом описании документа. Не допускаются (кроме исключительных случаев наличия очевидных неточностей) критические замечания референта или его произвольная интерпретация текста.

 

Основные этапы реферирования

Процесс составления реферата предполагает последовательное осуществление шести этапов:

1. Цель – анализ первичного документа и исключение несущественных сведений или сведений, не относящихся к основному содержанию документа. В результате углубленного анализа референт должен получить четкое представление об объекте работы, его свойствах, преимуществах и недостатках, о цели работы, применявшихся методах, об основных результатах и выводах автора…

В ходе анализа текста первичного документа осуществляется оценка значимости составляющих его элементов с точки зрения целесообразности отражения в реферате. Выделяются:

· элементы, которые обязательно должны быть отражены в реферате: новые идеи и гипотезы, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новые явления, процессы и т.д. Эта группа элементов подлежит максимальному отражению в реферате; здесь допустимы лишь текстовые сокращения без потери информации, например, замена громоздких рассуждений более лаконичными фразами;

· сведения, не являющиеся принципиально новыми: традиционные методы, формульный, цифровой материал и т.п. Эти данные отражаются в реферате избирательно, в зависимости от их значимости и целей реферирования, и могут быть представлены в реферате в обобщенном или аннотированном виде;

· аргументы, пояснения, примеры и другая информация разъяснительно-иллюстративного характера. Эта группа элементов, как правило, либо не включается в реферат, либо представляется в аннотированном виде.

 

2. Определение вида реферата – расширенные или краткий, общий или специализированный. Выбор вида реферата зависит от вида реферируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания.

3. Определение структуры реферата в зависимости от его вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств.

4. Синтез информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата. В ходе синтеза обеспечивается последовательное краткое изложение основного смыслового содержания первичного документа, достигается связность и логичность представления информации. С этой целью проводится процедура редактирования текста реферата.

5. Оформление реферата в соответствии с требованием ГОСТ 7.9-95.

…При объединении в единое целое выявленной в ходе анализа первичного документа информации рекомендуется использовать основные способы реферативного изложения текста, а именно:

· цитирование, то есть дословное воспроизведение фрагментов первичного документа;

· перефразирование, которое предполагает частичное изменение (сокращение, объединение, замену, группировку и т.п. процедуры) отдельных фрагментов текста первичного документа;

· замещение – замену фрагмента текста (предложения в целом, его части, словосочетания или слова)…

· опущение – пропуск слова или слова или словосочетания без ущерба для смыслового содержания текста реферата. Пропуску подлежат сведения аргументирующего, пояснительного характера, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения первичного документа. Пропуску подлежат слова типа «данная статья», «настоящая работа», «итак», «Таким образом», «следовательно», «например», «в частности», «в том числе», «при этом» и т.п.

· совмещение – операция, при которой два или несколько предложений, содержащих совпадающие (тождественные) элементы, накладываются друг на друга, образуя сокращенную конструкцию, где совпадающие компоненты употребляются только однажды.

 

 

(Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. 2-е изд., перараб. и доп. СПб.: Профессия, 2003. С. 375-382).

 

Типичными ошибками при написании рефератов являются: жанровая нечистота (вместо реферата часто сдают аннотацию, конспект, рецензию или даже такой невозможный гибрид, как «реферат-рецензия»), несамостоятельность выполнения реферата, неумение различить главное и второстепенное.

Рекомендуемый объем реферата – 5-10 машинописных страниц.

ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы обнаружить скачанный Вами реферат в Интернете, у преподавателя уходит от 10 до 60 секунд. К тому же представленные в сети образцы редко претендуют на оценку выше «удовлетворительно». Легко также вычислить такую халтуру, как «реферат с реферата» - это когда берется реферат студента-отличника и воспроизводится другими словами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: