Экономические основы социальной работы 8 глава




Кадры социальной работы - это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями.

Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций.

В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей).

3) Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной
защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система - это совокупность
нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в
зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.

Тарифная система состоит из:

• тарифно-квалификационных требований;

• тарифных ставок;

• тарифной сетки;

• районных коэффициентов.

Тарифно-квалификационные требования содержат требования по разрядам оплаты, перечень должностных обязанностей и необходимого объема профессиональных знаний.

Назначение тарифной ставки (тарификация) зависит от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности. Например, социальные работники в зависимости от уровня образования могут иметь 3-8 разряд оплаты. Специалисты по социальной работе - с 9 по 13 разряд.

При выполнении специфических задач оплата труда устанавливается на 1 разряд выше (при полной утрате клиентом способности к самообслуживанию или при чрезвычайных ситуациях).

Тарифная сетка - это шкала, определяющая положение тарифных ставок. Тарифная сетка содержит тарифные разряды с 1 по 18 и соответствующие разрядам тарифные коэффициенты. Оплата труда работников бюджетной сферы производится на основе единой тарифной сетки. С 1 декабря 2001 г. введен новый размер минимальной заработной платы (450 руб.) и новые ставки.

Оплата труда руководителей социальных служб проводится в соответствии с показателями отнесения их к группам по оплате труда (в зависимости от числа обслуживаемых в соответствующем учреждении и количества койко-мест). Например, директор дома-интерната имеет оплату труда по 15-18 разрядам.

Кроме основной оплаты работники социальных служб имеют доплаты и надбавки.


Специалистам по социальной работе выплачиваются надбавки за продолжительность непрерывной работы. Надбавка составляет 20% оклада (ставки) за первые 3 года работы и 10% за последующие 2 года, но не больше 30%. В стаж непрерывной работы засчитывается время непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и санитарно-эпидемических служб.

Также устанавливается надбавка за работу в ночное время (50% часовой тарифной ставки), в связи с опасными условиями труда (15%), в сельской местности (25%).

Должности специалиста по социальной работе и социальных работников вводятся из расчета обслуживания не менее 8 обслуживаемых пожилых и инвалидов в городе и не менее 4 - в селе или в городском частном секторе. Работники должны посетить своих клиентов 2-3 раза в неделю. Должность заведующего отделением вводится при обслуживании не менее 60 клиентов в селе и 120 - в городе.

4.2.2. Эффективность социальной работы

Эффективность - категория экономической науки. Холостова Е.И. предлагает два определения понятия «эффективность социальной работы».

1) Эффективность социальной работы - это соотношение между достигнутыми
результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

В данном случае могут возникнуть проблемы измерения (описания) результатов или эффектов и затрат. А также влияние затрат на результаты. Кроме того, на результаты могут влиять и другие факторы и их тоже необходимо учитывать.

Эффективность социальной работы или иначе соотношение между результатами и затратами может быть: высокие результаты при затратах на прежнем уровне; результаты остаются на прежнем уровне при сокращенных затратах; результаты возросли при увеличении затрат.

2) Эффективность социальной работы (ЭСР) - это фактически достигнутые и
необходимые результаты (эффекты). Основной проблемой при таком определении является
измерение (описание) результатов.

Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой).

Исследования в области ЭСР были начаты в 1996 г. Разработан понятийный аппарат, определены методики и методы оценки эффективности социальной работы.

Контурами оценки эффективности являются: деятельность учреждения, уровень организации труда работников и квалификации персонала, качество и уровень социального обслуживания.

Под предметом оценки ЭСР понимают то конкретное, что может оцениваться. Например, используемые формы и методы управления социальной защитой, результаты выполнения целевых программ, мотивация персонала, результаты социального обслуживания и другие. С предметом связаны методики. Например, контурами оценки эффективности является качество и уровень социального обслуживания различных категорий граждан. Здесь предметами оценки будут виды обслуживания, формы и методы и технологии социального обслуживания и результаты социального обслуживания. Применяемые методики оценки эффективности следующие: методики оценки эффективности видов, форм, методов и технологий, результатов социального обслуживания.

Методика это описание некоего порядка, определенной последовательности. Методика включает разделы:

1. назначение;

2. контуры и предметы оценки эффективности;

3. рекомендуемые методы оценки эффективности;

4. порядок (технологии) определения эффективности;

5. пример расчета эффективности (предполагаемой или фактической);


6. приложения (при необходимости).

Основу методик составляет конкретный оценочный метод или группа методов. Методы - это способы, приемы оценки.

Контуры и предметы оценки эффективности разные, и, соответственно, разными будут и методики оценки.

Если потребуется определить всестороннюю оценку эффективности социальной работы, то применяется комплексная методика.

Методы оценки эффективности, применяемые для любых учреждений социальной сферы, следующие:

1. метод «задачи - результаты»;

2. метод «задачи - результаты - затраты».

Метод «задачи-результаты». Суть метода: деятельность каждого учреждения социальной защиты основывается на положении или уставе. Положение, в частности, содержит перечень задач, которые необходимо выполнить в достижение цели. Задача - это желаемый (предполагаемый) результат. Согласно данному методу, если задачи выполнены, то учреждение добилось результатов. Значит, деятельность данного учреждения можно считать эффективной.

Достоинства метода:

1. демонстрирует связь между целевым назначением учреждения и достигнутыми
результатами за определенный период времени;

2. требует нормативной базы для выполнения задач;

3. необходим контроль выполнения задач;

4. требует ведения статистики.

Недостатки:

1. не учитывает затраты, связанные с достижением результата;

2. не показывает показатели оценки по трудовым ресурсам;

3. не оценивает эффективность с точки зрения клиентов.

Метод «задачи - результаты - затраты». Этот метод, в отличие от предыдущего, учитывает и затраты. Затраты - это себестоимость услуг, оказываемых учреждением социальной защиты. Сначала определяют предполагаемые (планируемые) затраты, т. е. рассчитывают все ресурсы, необходимые для решения задач (в натуральной и денежной формах). После достижения результата, сравниваются планируемые и фактические затраты. Наибольшее применение получили количественные показатели задач и результатов: численность обслуживаемых (по категориям), виды и число, стоимостные показатели предоставляемых услуг.

К достоинствам данного метода следует отнести:

1. оцениваются планируемые и фактически использованные ресурсы;

2. определяет необходимость контроля;

3. ведется статистический учет.

Метод «задачи - результаты - затраты» не лишен недостатков:

1. не учитывает качественные характеристики задач, результатов и затрат;

2. не оценивает эффективность деятельности с точки зрения клиентов.

Наибольшее распространение получили такие методы оценки экономики социальной работы, как параметрический, факторы эффективности/неэффективности, выявление степени удовлетворения потребности клиентов, социологические методы.

Параметрический метод предполагает сравнение двух параметров:

• прежнее состояние клиента;

• нынешнее состояние клиента.

Описывается состояние клиента при поступлении в учреждение, и после получения определенных услуг. Разница между этими параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, подтверждающий эффективность


используемых методик, организации и квалификацию персонала. Необходимо контролировать процесс оказания услуги и при необходимости вносить изменения.

Основными проблемами метода являются описание параметров и определения факторов эффективности.

Метод факторов эффективности/неэффективности. Обычно факторы, влияющие на эффективность, представлены наглядно (в виде таблиц). При использовании данного метода факторы неэффективности разделяют на три группы:

• факторы, решение которых не зависит от учреждения;

• факторы, решение которых зависит от учреждения;

• факторы, решение которых находится на границе (своих и чужих).

Данный метод применяется один раз в год или два. Он может способствовать снижению или увеличению факторов эффективности/неэффективности. Этот метод позволяет определить и решить проблемы, входящие в перечень факторов неэффективности (ксерокопия табл. 9.2).

Метод выявления удовлетворения потребностей клиентов. Это метод комбинированный, так как отражает инструментарий социального маркетинга и социологии:

• прямой оценочный метод - периодическое проведение устных и письменных
опросов клиентов;

• параметрический метод - сравнивается нормы, нормативы, стандарты оказания
услуги с фактически оказанной услугой;

• сочетание этих методов.

Оценки клиентов всегда субъективны, поскольку отражают личное отношение клиента к оказанным социальным услугам. Для получения более достоверных оценок эффективности деятельности учреждений социальной сферы следует увеличить количество опрашиваемых клиентов и использовать различные оценочные методы.

Социологические методы - это использование анкет, бесед, интервью. Рассмотрим метод - анкетный опрос. В данном случае вопросы касаются оценки эффективности/неэффективности:

1. Как Вы оцениваете эффективность своей работы? Варианты предлагаемых ответов:
высокая, хорошая, удовлетворительная, низкая, очень низкая. Первый вопрос является
закрытым, т. е. он дает уровни оценки.

2. Каковы Ваши предложения по улучшению Вашей работы по обслуживанию инвалидов?
Второй вопрос - открытый, рассчитанный на свободное высказывание мнений. Эти
вопросы позволяют определить первоначальную оценку эффективности. При
необходимости могут производиться более глубокие оценки.

Анкеты могут содержать отдельные вопросы, позволяющие определить эффективность деятельности учреждения в целом, а также его отдельных подразделений.

На практике требуются квалифицированная разработка анкеты, учитывать затраты на подготовку и обработку, необходимая подготовка специалистов для адаптирования оценочных методов к специфике социальной работы.

Существенным показателем понятия «эффективность социальной деятельности» является общепринятая норма или идеал. Этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному и т. п.) служат критерием нравственного здоровья общества. Стремление к идеалу - показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и социальной работы.

Социальная работа всегда нуждалась в объективной оценке помощи, оказываемой клиентам. В США К. Вуд сделала вывод о неэффективности социальной работы. Но ей удалось выявить шесть принципов, на которых основывается успех работы с клиентом. По мнению К. Вуд, практики должны:

• уметь точно сформулировать проблему;

• тщательно проанализировать проблему;

• оценить вместе с клиентом разрешение проблемы;


• поставить задачи;

• спланировать действия;

• оценить достигнутый клиентом прогресс.

Э. Маллен сделал вывод о зависимости эффективности между конечным результатом и способностями работника, спецификой ведомства и отношениями с клиентом. Позднее эффективностью занимались У. Рейд и П. Ханахан. Для объективной оценки эффективности социальной работы необходимы научно обоснованные критерии.

Главным критерием правомерно признать полноту удовлетворения потребностей отдельного человека или различных сообществ во всех сферах жизни. Методы практического определения эффективности социальной работы включают:

1. статистический анализ;

2. сравнительный анализ;

3. социально-демографический анализ;

4. целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате
проводимой с ним работы.

Критерии эффективности социальной работы многообразны:

• количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий,
пособий);

• нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы
экологических нормативов и др.).

Также необходимо оценивать социальные программы. Цель оценки состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Выделяют пять моделей для оценки социальных программ:

• модель результата (оцениваются все достижения программы);

• модель цели фиксирует внимание на результатах декларированных целей;

• системный анализ изучает воздействие внешнего окружения на социальные
программы;

• стоимостная аналитическая модель использует затраты для определения их
влияния на результат действия программы;

• дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на
стандарты.

В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.

Все рассмотренные методы позволяют определить эффективность социальной работы, как отдельного учреждения, так и всех учреждений, входящих в систему социальной защиты.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что является основой организационной деятельности социальных служб?

2. Что понимается под социальными службами?

3. Что понимается под деятельностью социальных служб?

4. Назовите элементы экономической деятельности социальных служб.

5. Раскройте такой элемент экономической деятельности, как планирование и
финансирование.

6. Раскройте такой элемент экономической деятельности, как кадровая политика.

7. Раскройте такой элемент экономической деятельности, как организация и оплата труда
социальных работников.

8. Кто составляет кадры социальной работы?

9. Какие определяются нормы нагрузки на социального работника?

10. На чем основывается оплата труда работников системы социальной защиты?


11. Что представляет собой тарифная система?

12. Что понимается под эффективностью социальной работы?

13. Что является контурами оценки эффективности?

14. Какие применяются методы оценки эффективности социальной работы?

15. Раскройте метод «задачи - результаты».

16. Раскройте метод «задачи - результаты - затраты».

17. Опишите параметрический метод.

18. Поясните метод параметров эффективности/неэффективности.

19. Охарактеризуйте метод выявления удовлетворения потребностей клиентов.

20. Какие социологические методы применяются для определения эффективности
социальной работы?


Глоссарий

Адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Адекватный - равный, тождественный, вполне соответствующий.

Аттестация - определение квалификации, уровня знаний работников; отзыв о способностях, о знаниях, деловых качествах; характеристика.

Бедность - состояние, при котором основные потребности человека или социально-
демографической группы, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения
жизнедеятельности, превышают средства для их удовлетворения, т. е. находятся ниже
прожиточного минимума, за чертой бедности.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором в обществе часть

экономически активного населения не может найти себе работу, применить свою рабочую

силу, становится резервной частью наличного труда.

Безработные - лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы, занимаются

поиском работы и готовы приступить к ней. Из них выделяются безработные, официально

зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие

соответствующий статус.

Благотворительность - оказание частными лицами и организациями материальной помощи

бедным из милосердия.

Бюджетная политика - политика государства в отношении формирования и расходования

бюджетных средств.

Валовой национальный продукт - общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года.

Внебюджетные фонды - фонда отделены и обособлены от государственного бюджета, но их средства являются собственностью государства. К ним относятся: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и другие.

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Децили - цифровое выражение знаков, делящих группу сведений и наблюдений на десять частей, каждая из групп содержит равное число сведений. Децили часто применяются для анализа сведений, расположенных в порядке убывания. Соответственно одна десятая всех сведений будет превосходить первый дециль, две десятых больше двух децилей и т. д. Дивиденды - выплата, производимая акционерным обществом акционерам за предоставление акционерного капитала. Дивиденды являются распределением прибылей компании после налогообложения и выплачивается в зависимости от пропорции владения акциями.

Дети-инвалиды - лицо в возрасте до 16 лет (учащийся до 18 лет), которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания помощи со стороны органов местного самоуправления.


Домохозяйство - группа лиц (или одно лицо), проживающих в одних и тех же помещениях, объединивших все свои доходы и материальные ценности и совместно осуществляющих расходы на потребление товаров и услуг.

Затраты, издержки - траты, которые случаются во время торговли за отчетный период. Они включают траты наличности на сырье и труд и безналичные траты, такие как покупки в кредит и амортизационные отчисления.

Конкуренция - процесс активного соперничества между продавцами определенного продукта в погоне за победой и сохранением покупательского спроса на их предложения.

Лицензирование - выдача государственного документа (лицензии) на право заниматься определенными видами медицинской деятельности.

Малообеспеченные семьи - семьи, имеющие среднедушевой доход, равный 1,5-2 размерам

прожиточного минимума, установленного в регионе.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей

лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений

жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской

помощи, осуществляемая в организациях здравоохранения различных форм собственности

или самостоятельно медицинскими работниками, получившими высшее или среднее

профессиональное медицинское образование и имеющими сертификат по избранной

специальности. Частнопрактикующие врачи должны иметь лицензию на оказываемые виды

медицинской помощи.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, включая медицинские услуги,

организационно-технические и санитарно-противоэпидемические мероприятия,

лекарственное обеспечение и другие, направленных на удовлетворение потребностей

населения в поддержании и восстановления здоровья.

Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на

профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих законченное значение и

определенную стоимость.

Медицинское страхование - страхование, объектом которого является страховой риск,

связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового

случая (заболевание, отравление или особые состояния - беременность, роды и др.); это

отношение по социальной защите интересов граждан при наступлении определенных

событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых

страховых взносов.

Многодетные семьи - семьи, имеющие трех и более детей.

Национальный доход - часть стоимости совокупного общественного продукта, остающаяся

после возмещения потребленных средств производства: предметов и орудий труда;

обобщающий показатель экономического развития страны.

Нетрудоспособность - определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или

увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции

либо не способен к трудовой деятельности.

Нищета - человек или социально-демографическая группа, не имеющая доходов и живущая

на пособие или подаяние; состояние человека или группы людей, уровень жизни которых

ниже прожиточного минимума.

Охрана здоровья населения - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиеническими и


противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого гражданина.

Продолжительность жизни - интервал между рождением и смертью, равный возрасту смерти; обобщенный показатель смертности всех поколений, который дает представление о средней ожидаемой продолжительности жизни.

Рождаемость - отношение числа живорожденных детей в течение одного года к средней численности населения.

Смертность - оценивается коэффициентом смертности: отношение числа умерших в

течение одного года к средней численности населения.

Социальная дифференциация - в системе расселения, т.е. в непосредственных условиях

жизнедеятельности, не исчерпывается отличием городом и селом. Необходимо учитывать и

те отличия, которые выступают результатом неравномерного экономического и социального

развития тех или других регионов.

Социальная защищенность - целостная система законодательно закрепленных

экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан,

противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и, в первую очередь таким, как

безработица, инфляция, бедность и др.

Социальная поддержка - система мер по оказанию помощи некоторым группам граждан,

временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении, путем предоставления им

необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правовой защиты и

введения иных льгот.

Социальная помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг,

оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для

преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и

полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная сфера - область жизнедеятельности людей, в которой реализуется социальная

политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения

прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека труда.

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека.

Социальное партнерство эффективный институт сближения интересов

предпринимателей, лиц наемного труда, правительства на основе достижения

компромиссных решений.

Социальные гарантии - система социально-экономических и правовых средств,

обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, социальных групп, реализацию их

интересов, разнообразных связей и отношений.

Социальные институты - совокупность различных форм организации и регулирования

общественных отношений, специальные учреждения, системы норм, социальных ролей,

обеспечивающие реализацию функций, необходимых для осуществления и развития

социальных общностей, общества в целом. Говорят об институте семьи, образования,

здравоохранения, государства и т.д.

Социальные стандарты в области здравоохранения - определенные федеральными

органами государственной власти социальные нормативы и нормы, обязательные при

формировании и исполнении бюджетов всех уровней, устанавливающие минимально

допустимый уровень удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи,

предоставляемой бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств фондов обязательного

медицинского страхования.

Стабилизация - приведение в устойчивое состояние; поддержание постоянных каких-либо

величин, равномерности, ритмичности каких-либо процессов; состояние устойчивости,

постоянства.


Стандарт - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними

других предметов. Установление стандартов обозначается понятием «стандартизация»,

которое является важным инструментом управления воспроизводственными процессами в

обществе.

Страховая медицинская организация - самостоятельный хозяйствующий субъект любой

формы собственности. Основные задачи - организация и финансирование медицинской

помощи застрахованным гражданам, осуществление контроля объема, сроков и качества

медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с условиями договора медицинского

страхования.

Страховой взнос - оплата в рублях с совокупной страховой суммы либо процентная

тарифная ставка с совокупной страховой суммы, на которую заключается договор по

данному виду страхования.

Страховой риск - вероятность ущерба от страхового случая; конкретные объекты

страхования по их страховой сумме и степени вероятности нанесения ущерба.

Страховой случай - событие, последствия которого могут оплачиваться. Это наступление

болезни, несчастного случая, смерти.

Стратификация - страта, социальная группа представляет собой реальную, эмпирически

фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих

общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в социальной

структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям.

Теневая экономика - деятельность, которая ведется в рамках экономики, но не зарегистрирована должным образом и поэтому не отражена в счетах национального дохода.

Уровень безработицы - определяется как удельный вес численности безработных к численности экономически активного населения.

Экономический рост - постепенное увеличение общего реального объема производства товаров и услуг в экономике.

Эффективность - отношение между количеством источников для производства (труд, сырье и т.д.), используемых предприятием, и количеством товаров, произведенных при использовании данных источников. Когда предприятие может производить то же количество продукции, уменьшив количество источников, либо если предприятие способно производить большее количество продукции, используя то же количество источников, говорят, что эффективность возросла.


Литература



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: