Особенности участия США в системе международных торговых отношений




Факультет международных отношений

Специальность «Международные отношения»

Кафедра Евразийских исследований

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Характерные особенности политического и экономического развития США»

Работа выполнена:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Джавадова Олеся Рауфовна

Подпись____________________

 

 

Руководитель работы:

Преподаватель

Яковлева Наталья Вячеславовна

Подпись____________________

 

 

Санкт-Петербург,2014г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

 

Глава 1.Особенности политического развития США……4

1.1. США как глобальная держава. Роль в мировой политике.

1.2. Региональный политический фактор……………………

 

Глава 2.Особенности экономического развития США

2.1.Роль США в мировой торговле

2.2.Региональный экономический фактор

Глава 3.

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение.

Соединенные штаты Америки- относительно молодое государство, ему всего более 200 лет, но оно уже имеет свои устоявшиеся традиции. На протяжении многих лет это государство играет большую роль в мировой политике и экономике. Практически ни одна крупная проблема Европы не могла решаться без участия США. К тому же, США имеют тесные финансово-экономические и торговые связи практически со всеми странами в мире.

Актуальность заявленной темы заключается в том, что в последнее время политические противоречия на мировой арене достаточно обострились и не последнюю роль в них играют США. Данный факт требует ответа на вопрос: Почему эта страна является лидером на мировой политической и экономической арене?

Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос в своей работе я:

1) Проанализирую политическую ситуацию в США и историю ее развития.

2) Сделаю анализ экономической ситуации в США.

3) Рассмотрю взаимосвязь экономической и политической истории Соединенных Штатов Америки в XX веке

4) Дам оценку экономическим и политическим программам основных американских партий.

Для написания данного текста использовались различные информационные

источники. Следует отметить книгу Пола Кругмана «Кредо либерала».

 


 

Глава 1. Особенности политического развития США.

1.1. Роль США в мировой политике.

Соединённые Штаты Америки, как государство были образованы в 1776 году. В 1787 году была принята Конституция США, а через 5 лет в 1791 — Билль о правах, действующие и по сей день. Соединенные штаты вели на своей территории лишь одну войну – гражданскую с 1861 по 1865гг., что способствовало быстрому развитию государства, как экономически и политически сильной державы.

Что касается географического положения США являются федеративной республикой. Они состоят из 50-и штатов и федерального округа Колумбия. Основная территория страны простирается от Атлантического океана на востоке до Тихого океана на западе. Выгодное географическое положение способствует экономическим и политическим связям США со многими странами и в тоже время изолирует их от очагов напряженности.

В 1990-е годы Соединенные штаты считались великой политической державой.Великими державами в современном мире считаются те государства, которые способны оказывать наивысшее влияние на международную жизнь как на глобальном, так и на региональном уровнях. Влияние базируется на внешнеполитических ресурсах, которые в свою очередь подразделяются на материальные и нематериальные. К материальным относят такие ресурсы как экономические, географические, демографические и военные. К нематериальным относят: политические(эффективное государство,участие во влиятельных международных организациях),социальные(сплоченность общества, наличие осознанной поддержки внешнеполитического курса со стороны населения),репутационные (возможность оказывать воздействие на международные процессы силой авторитета лидера),идеологические (способность вызывать у других государств и их народов желание добровольно подчиняться лидеру, прислушиваться к его мнению или просто подражать ему), культурные (способность влиять на интеллектуальную и духовную жизнь других народов),информационные (включенность в глобальное информационное пространство, возможность обеспечить собственную элиту необходимой для принятия решений информацией) и научные (способность поддерживать научно-технический потенциал государства на уровне, обеспечивающем его конкурентоспособность в современной мировой экономике). В последнее время в мире возрастает роль нематериальных ресурсов. Борьба в мире идет не столько за территории,сколько за информационные и финансовые потоки и возможность влияния на мировое положение дел.

Участие Соединенных штатов в мировой политике, по мнению многих авторов отечественной политической литературы, носит скорее смешанный характер: присутствуют элементы и гегемонии, и лидерства во внешнеполитической стратегии Вашингтона. Здесь бы следовало пояснить, что такое гегемония. Гегемония – это влияние и лидерство государства, которое постепенно переходит к прямому подавлению не согласных с его мнением государств. После распада биполярной системы США удалось остаться сверхдержавой, гегемоном, но статус политического лидера они так и не приобрели.

Но в 1990-е годы США справедливо считались самой влиятельной в политическом отношении страной мира. Им удалось создать первую в истории международную коалицию,которая нанесла поражение агрессору и изгнала войска с оккупированного Кувейта. В то время США адекватно отреагировали на окончание глобального противостояния со странами коммунистического блока. В следствии чего 80-90х годах в США существенно были снижены военные расходы, достигнув самого низкого уровня с предвоенного времени.

Следует заметить, что сегодня начинают активно расти антиамериканские настроения по всему миру. Чем же великая держава мира вызвала такое скептическое отношение к себе? Для того,чтобы разобраться в этом, стоит глубже рассмотреть внешнюю политику Соединенных штатов.

Американская внешняя политика и ее идеология строятся на «трех китах».

Первый так называемый «кит» - это идея американской исключительности и особой миссии в истории. Американцы действительно уникальная нация. Они представляют собой некий сплав ученых, авантюристов, новаторов, правдоискателей, честных предпринимателей и любителей свободной наживы. Именно это и отличает их от медленно меняющихся стран Старого света.

Американские политические лидеры призывают свой народ верить в исключительность страны, в которой они живут. Они говорят то, что США- призваны руководить всем миром. Например, Д. Эйзенхауэр, президент США в 1953- 1961 гг., утверждал, что «постоянной базой руководства миром ради достижения человеческих устремлений – мира и справедливости в условиях свободы – должны быть Соединенные Штаты».

Второй «кит»- это демократический или либеральный фундаментализм как идейная основа американской внешней политики. Концепция «демократического мира», суть которой состоит в том, что демократические страны не воюют между собой и потому распространение демократии способствует миру во всем мире.

Третий «кит» – классическая доктрина баланса сил. Многие американские политологи считают, что мировая политика- это поле действия независимых государств, которые вправе самостоятельно решать входить им в какие-либо союзы или не входить, а также предпринимать какие-либо действия, необходимые для удовлетворения их интересов. Они уверены, что международная система состоит из отдельных государств, над которыми нет центральной власти. Они пытаются подчеркнуть плюсы доктрины, в рамках которой видоизменяющиеся коалиции позволяют сдерживать амбиции любой агрессивной державы.

На мировой арене сегодня США не видят стран или международных институтов, с которыми им нужно было бы согласовывать свое мнение. Основания для этого конечно есть. Например,то, что США доминируют в НАТО и даже время от времени согласовывают свои действия с союзниками по блоку. НАТО (организация Североатлантического договора) - это военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Он был основан 4 апреля 1949 года в США с целью защитить Европу от советского влияния. США активно пользуются своим воздействием и преимуществом в организации. На протяжении всего периода существования НАТО ее всегда возглавлял американец. В 1991 году США дали обещание СССР прекратить экспансию НАТО, но в 1999 году они его нарушили. И начиная с 1999 по 2004 в организацию вошли еще 11 стран.

США являются основателями и постоянными членами Организации объединенных наций (ООН) основанная в 1945 г. представителями 51 страны, сейчас включает в себя 193 государство, из которых более 150 представляют развивающийся мир. Более 100 из этих стран очень слабо развиты, многие из них и вовсе не развиваются уже более 20 лет. Все это делает ООН «Организацией Объединенных Наций “третьего” мира». CША считает странным искать поддержки у «недееспособных» государств, которые чаще всего не контролируют собственную территорию и не в состоянии обходиться без экономической помощи со стороны ЕС и США. Игнорируя ООН и перенося центр принятия важных международных решений в собственную столицу или в НАТО, США не столько «игнорируют» мировой порядок, сколько указывают на отсутствие сколько-нибудь эффективного и действенного «порядка».

Помощник госсекретаря США Эстер Бриммер 15 сентября 2011 года, в связи с открытием очередной сессии Генассамблеи ООН, заявила, что участие США в работе ООН укрепляет национальную безопасность, продвигает базовые американские ценности,поддерживает инфраструктуру и глобальные институты. Также она добавила то,что США не собираются отказываться от своей лидирующей позиции в ООН.

США поступают точно так же как поступали все великие державы во все времена, их действия вполне можно считать оправданными, и они искренне удивляются почему же их не любят.

Дело в том, что обстановка на международной арене значительно изменилась и накладывает на доминирующие страны значительные ограничения. Во-первых, появилось ядерное оружие, которое обесценило наиболее дорогой военный арсенал великих держав. Во-вторых, изменилось самосознание народов. Если раньше между смертью и подчинением народы выбирали второе, то сейчас всё наоборот. Люди готовы противостоять противнику, значительно превосходящему их по силе и численности. В-третьих, большую роль играет глобализация. Здесь инициатором выступают сами Соединенные штаты, они сближают страны для совместного противостояния опасностям и решения проблем. В-четвертых, появились страны, которые претендуют на мировое лидерство. В-пятых, начался стремительный хозяйственный рост. Таким образом, мир стал более разнообразным.

В 2002 году построена Стратегия национальной безопасности США (доктрина Буша), которая делает акцент на важнейшей составляющей внешней политики государства-навязывание своего мнения друзьям и недругам. Основнойтезис доктрины- борьба с угрозами при помощи операций военного и полувоенного характера, осуществляемых в коалиции с другими странами или самостоятельно. Примерами таких действий могут послужить военная операция США в Афганистане против таллибов (2001г.), совместная операция с несколькими странами НАТО в Ираке(2003г.). Документ несет в себе идею принудительной демократизации стран Ближнего и Среднего Востока и постсоветского пространства. Здесь отчетливо просматриваются черты политики гегемона, к чему президент Джордж Буш особенно восприимчив.

С такими странами как Россия и Китай, США не считают нужным советоваться, и это можно объяснить тем, что США во многом их превосходит. Все же в последнее время, с приходом к власти Барака Обамы, США стремятся к налаживанию отношений с этими государствами.

 

 

1.2. Региональный политический фактор

 

Глава 2. Особенности экономического развития США

2.1 Роль США в мировой торговле.

Благодаря обширным территориям (9,3 млн. кв. км), богатыми полезными ископаемыми, а также большим количеством населения (более 300 млн.чел.) Соединенные штаты быстро подняли свою экономическую систему. За годы второй мировой войны США удвоила свой экономический потенциал,став мировым лидером.

В 60-е годы двадцатого века в развитии американкой экономики играли кейнсианские меры государственного регулирования, которые были направлены на сокращение безработицы, ускорение темпов хозяйственного роста, а также использование федерального бюджета для активизации инвестиций. Но тут же выявились все отрицательные стороны этих мер.

Потому как ресурс экономического роста был исчерпан, выросла безработица, циклические потрясения сопровождались длительными структурными кризисами, темпы хозяйственного роста значительно снизились. В 80-х произошло абсолютное снижение уровня производительности труда. Валовые накопления (10-11%) оказались на 1,8 раз ниже, чем в Японии.

80-е годы стали переломными в экономической истории страны. Рост роли корпораций ожидался как одно из средств повышения эффективности производства. Ожидания оправдались и в результате структурной реорганизации многие корпорации владеют сейчас предприятиями в разных производственных отраслях. Они имеют связи и с другими корпорациями такого же типа. В связи с ростом цен на сырье и энергию многие из них были вынуждены внедрять новые технологии, которые привели к экономии средств. В результате экономика Соединенных штатов в 90-х годах перешла на новый этап - этап ресурсосберегающего развития.
Итак, с переходом на новый этап экономического развития США демонстрируют динамичный рост занятости и производства, низкий процент инфляции и сокращение несбалансированности бюджета. Что касается объема валовых инвестиций в государственную экономику, то в 1996г. он достиг1056,6 млрд. долл. (в 1970 г. он составлял 426,1 млрд. долл., в 1985

г. 823,8 млрд. долл.).

Уверенно растут капиталовложения в НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). В 1996 г. они практически

удвоились по сравнению с 1970 г. и составили 140,9 млрд. долл.

Заметно улучшилась ситуация с федеральным бюджетом. Усилия, направленные на сокращение его хронического дефицита не прошли даром. Дефицит федерального бюджета, достигавший в 1992 г. 290 млрд. долл., сократился в 1997 г. до 22 млрд. В 1998 г. США удалось достичь сбалансированного бюджета.

Промышленность и сфера услуг в США развиваются достаточно динамично. И не только внутри страны. США активно сотрудничает со многими странами мира. Гигантская масса товаров и услуг реализуется в виде заказов казны, федеральных контрактов. В год их реализуется 14-15 млн, распределяемых на «открытых торгах» государственного рынка.

Так еще в 2008 году США было признано самой конкурентоспособной страной мира, со значением индекса 5,74. Сегодня, находясь на 4 месте, с величиной индекса раной 5,43 США входит в пятерку наиболее конкурентоспособных стран.

Особенности участия США в системе международных торговых отношений

Анализируя тенденции макроэкономического развития, мы по факту убедились в состоятельности американской экономики и ее мировом превосходстве по различным макроэкономическим показателям. Все это говорит нам о необходимости перейти к решению следующей задачи и рассмотреть степень участия страны в мировой торговле.

Рассматривать особенности торговых отношений США с другими странами начнем с таких важных показателей как величина товарооборота, торгового баланса страны, товарных и географических структур экспорта и импорта, а также других величин, с помощью которых можно наиболее точно оценить степень влиятельности торговли Соединенных Штатов на мировую систему торговых отношений.

Что касается промышленного производства, то США не являются лидером в таких отраслях как производство автомобильной, компьютерной, дорожно-строительной, электронного оборудования и иной техники. Все это производится в большим успехом в других странах, что ставит под сомнение конкурентоспособность американских товаров не только на мировом, но и на внутреннем рынке. После того, как в США отменили протекционистские меры в отношении большинства серийной промышленности, американский внутренний рынок переполнился импортными товарами и, соответственно, увеличились налоги. В такой ситуации оставаться на рынке могли только американские производители, которые производили уникальные товары. Роль американских компаний в мировом экспорте продукций традиционных массовых производств существенно снизилась.

 

Как мощный экономический лидер США играет большую роль в международных экономических организациях. Наиболее характерным для них здесь является стремление показать и укрепить свое лидирующее положение. Это нередко вступает в противоречие с самой природой экономических организаций, так как они являются многосторонними и предназначены для учета интересов всех участников.

Международные экономические организации занимают важное место в структурах мировой экономики и мирохозяйственных связях. Важная роль в их числе принадлежит Международному валютному фонду(МВФ).

МВФ была создана в 1944 году на международной валютно-финансовой конференции в Брентон-Вуде по инициативе США. Цель создания- создать хорошо функционирующую валютную систему, а также институциональный механизм, который бы обеспечивал регулирование платежей и валютную стабильность.

Валютная система основывалась на утверждении фиксированных валютных курсов по отношению к доллару США и стабильной цене золота в долларах. Страны должны были держать свои официальные резервы в золоте или долларах США и могли обменять доллары на золото без каких-либо ограничений в Министерстве финансов США.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: