ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СЕНСОРИКУ




«Какой колокольчик звенит?»

Дидактическая задача: Учить детей различать звуки различной высоты.

Материал: Два колокольчика (большой и маленький), у ребенка 2 геометрические фигуры (большая и маленькая).

Ход игры: Взрослый демонстрирует, как звучит каждый колокольчик. Затем звенит одним из колокольчиков за ширмой. Если ребенок думает, что звенит большой колокольчик, он поднимает большую фигуру, маленький колокольчик - маленькую фигуру.

«Какой кубик звучит?»

Дидактическая задача: Учить детей различать звуки различной громкости.

Материал: Три кубика: желтый кубик наполнен манкой, оранжевый - рисом, красный - фасолью. У ребенка по 3 круга желтого, оранжевого и красного цвета.

Ход игры: Взрослый демонстрирует, как звучит каждый кубик. Подбирает с детьми каждому кубику глагол: желтый - шуршит, оранжевый - гремит, красный — грохочет. Затем взрослый за ширмой встряхивает один из кубиков. Ребёнок должен поднять круг, соответствующий цвету кубика.

Усложнение: взять 5 кубиков разного цвета, наполненных манкой, пшеном, рисом, горохом, фасолью.

«Что я делаю?»

Дидактическая задача: Учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

Материал: Ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложка, два стакана с водой и др. предметы.

Ход игры: Дети сидят (взрослый заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой). Он объясняет, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами: «Вы должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Потом скажете мне, что я делала». Затем взрослый просит закрыть глаза. Поочередно производит различные действия:

1. Берет в руки лист бумаги и рвет ее;

2. Мнет бумагу в руках;

3. Режет бумагу ножницами;

4. Размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею;

5. Переливает воду из одного стакана в другой;

6. Ударяет мячом о пол;

7. Передвигает стул и т.д.

После окончания каждого действия взрослый просит детей открыть глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.

«Мир вокруг нас в звуках»

Дидактическая задача: Учить детей различать звуки города, деревни, моря, леса.

Материал: Аудиокассеты: «Звуки города», «Деревенский двор», «Звуки леса», «Звуки моря».

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый предлагает детям поиграть. С помощью волшебных звуков мы будем путешествовать по земле. Предлагает закрыть глаза, послушать и сказать, где мы очутились. Что услышал. Взрослый комментирует запись, возвращает ее, предлагает послушать еще раз. При первом прослушивании лучше использовать одну кассету и сочетать прослушивание с психогимнастикой.

Вариант 2. После того, как дети познакомились со всеми записями, взрослый включает небольшой отрывок и предлагает определить, это звуки леса, моря, города или деревни.

 

«Чье имя я назвала?»

Дидактическая задача: Учить детей воспринимать шепотную речь.

Ход игры: Взрослый объясняет ребёнку, что он будет произносить разные имена шепотом. Если услышит имя членов семьи, должен хлопнуть в ладоши.

«Узнай по голосу»

Дидактическая задача: Учить узнавать членов семьи по голосу.

Ход игры: Ребёнок отворачивается и ему предлагается определить, кто его позвал. Родители, играющие с ребёнком могут изменить голос (говорить более высоким, низким голосом).

 

Ø «Испорченный телефон»

Дидактическая задача: Учить детей воспринимать шепотную речь.

Ход игры: Выбирается ведущий (первое время им может быть кто - то из родителей). Все члены семьи садятся в ряд. Ведущий говорит первому игроку слово на ухо. Тот должен передать по цепочке, то, что услышал. Ведущий начинает опрос «Что услышал?» с последнего игрока. Если слово названо, верно, ведущим становится первый игрок. Если слово названо неправильно, ведущий, опрашивая, выясняет, кто «испортил телефон». Тот, кто «испортил» слово садится в конец цепочки. Ведущий называет новое слово.

«Где звенит колокольчик?»

Дидактическая задача: Учить детей на слух определять направление звука.

Материал: Колокольчик (другой звучащий предмет, например, погремушка).

Ход игры: Ребенок закрывает глаза. Взрослый звенит колокольчиком вверху, внизу, на уровне головы: слева, справа, впереди, сзади. Ребенок должен сказать, где звенел колокольчик.

«Откуда слышится звук?»

Дидактическая задача: Учить детей на слух определять направление звука.

Материал: Бубен, резиновая пищащая игрушка, погремушка, колокольчик.

Ход игры: В игре принимают участие 5 человек. Игроки рассматривают игрушки, слушают, как они звучат. Считалкой выбирают водящего. Он становится посередине. Остальные 4 игрока берут по игрушке и расходятся в разные стороны от водящего на 3-4 м. Водящему закрывают глаза тканевой повязкой. Один из игроков издают игрушкой звук, а водящий показывает, чья игрушка звучит. Водящий должен сказать, где и что звучало. Например: »Справа от меня звучал бубен». Если водящий угадал, его место занимает другой игрок, игрушки можно поменять.

Усложнение: звучит по порядку 2, 3, 4 игрушки. Водящий должен запомнить, что и где звучало.

«Слуховое лото»

Дидактическая задача: Развивать слуховое восприятие, учить устанавливать связи между явлениями и запоминать их.

Материал: Диск с записями звуков окружающего мира. Набор картинок для каждого шума.

Ход игры: В игре принимают участие 2-3 детей. Кто первый найдёт карточку с подходящим к конкретному звуку изображением, оставляет её себе. Выигрывает тот, кто соберёт больше всего карточек.

«Волшебный мешочек»

Дидактическая задача: Учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

Материал: Мешочек красиво украшенный, геометрические фигуры.

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый предлагает ребенку достать круг, овал, прямоугольник и т.д. Если ребенок правильно выбрал геометрическую фигуру, оставляет её у себя. Если неправильно выбрал геометрическую фигуру, возвращает ее в мешочек.

Вариант 2. В игре принимают участие все члены семьи. Поочередно ощупывают геометрические фигуры и говорят, что они нашли. Затем достают из мешочка и зрительным способом проверяют правильность выбора. Если назвал правильно, оставляет фигуру у себя, если нет - возвращает в мешочек. Побеждает тот, у кого окажется больше геометрических фигур.

Эту игру необходимо проводить с плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сначала предлагать для восприятия геометрические фигуры легко различимые (например, круг и квадрат). Затем фигуры, обладающие большим сходством (например: круг и овал; квадрат и прямоугольник).

 

«Волшебный сундучок»

Дидактическая задача: Учить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания.

Материал: Ящик с двумя прорезями для рук и открывающейся крышкой, различные игрушки, предметы.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку узнать, что лежит в волшебном сундучке (ребенок обследует предмет двумя руками). Если ребенок не может узнать предмет, родитель задает наводящие вопросы. Например,

- Какой формы предмет?

- Что у него есть?

- Из чего он сделан?

Сначала для восприятия надо предлагать один предмет, затем 2-3 и более. После восприятия нескольких предметов, можно использовать игровой прием «Какой игрушки не стало?», «Какая игрушка появилась?» и т.д.

 

«Маленькая хозяйка»

Дидактическая задача: Учить детей различать крупу на ощупь.

Материал: Баночки с различной крупой; небольшие мешочки с завязками, наполненные крупой, аналогичной крупе в баночках (по 2 мешочка с каждой крупой).

Ход игры:

Вариант 1. Ребёнок вместе с родителем рассматривает крупу в баночке, предлагает ее потрогать, выделяет отличительные особенности. Предлагает найти мешочек с такой же крупой (ткань у мешочка должна быть достаточно тонкой, чтобы крупа легко прощупывалась). После сделанного выбора ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

Вариант 2. Взрослый предлагает ребёнку найти пару, т.е. мешочек с такой же крупой. После сделанного выбора, ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

 

 

v «Веселые дощечки»

Дидактическая задача: Учить детей различать поверхности с разной шероховатостью, развивать тактильную, образную память, воображение.

Материал: 10 дощечек с разной шероховатостью: (на картон, оголит, фанеру) наклеены мех, наждачная бумага, фланель, накапан расплавленный воск со свечи, наклеен шнурок, целые спички, ломаные спички, фольга, бархат, вельвет.

С обратной стороны дощечки написан ее порядковый номер.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок с закрытыми глазами ощупывает дощечку, говорит, какая она, что она напоминает.

Например, 1-ая дощечка. Она пушистая, мягкая, теплая, ее приятно трогать. Она напоминает кошечку, мягкую игрушку, собачку, кролика и т.д. Взрослый: «Старайся представить себе это так ясно, как будто видишь это на самом деле».

Вариант 2. Ребенок закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каждой дощечки. Родитель предлагает ребенку запомнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем дощечки перемешиваются. Взрослый предлагает ребенку попробовать на ощупь, разложить дощечки в прежнем порядке. Первая игра может проводиться с тремя дощечками, затем их количество увеличивается до 10.

Контроль ошибок проводит сам ребенок, перевернув дощечки и установив правильный порядок чисел.

Вариант 3. Для этого упражнения понадобится два набора дощечек. Родитель предлагает ребенку с закрытыми глазами разложить дощечки парами. Или предлагает ребенку ощупать одну дощечку и найти такую же среди своих дощечек (с закрытыми глазами).

Вариант 4. Родитель: «Ты уже много играл с дощечками. Наверняка одни из них тебе нравятся больше, другие - меньше. А какие - то могут быть даже неприятны. Попробуй с закрытыми глазами разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной. Некоторые дощечки могут напоминать какие-то события: неприятные или приятные, грустные или радостные».

Затем взрослый предлагает ребенку рассказать, почему он разложил дощечки именно так.

Закончить игру можно словами: «Когда у тебя будет плохое настроение, представь, что ты трогаешь дощечку, которая тебе нравится больше всего. Ты почувствуешь, как твое плохое настроение «у – ле – ту – чит - ся!»

Вариант 5. Дополнительный материал: 10 картинок с изображением различных предметов, например: башмак, дом, морковь, ведро, машина, дорога, собака, меч, платок, капля.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку положить картинки в ряд в любом порядке, под картинками также в любом порядке разложить дощечки.

Родитель: «Тебе надо запомнить, над какой дощечкой, какая картинка лежит. Смотреть надо только на картинку, а дощечку надо запоминать на ощупь. Посмотри, как это делаю я. У меня над дощечкой № 3 оказалась картинка с каплей. Я дотрагиваюсь до дощечки и смотрю на картинку. Под рукой чувствую ткань, а на картинке вижу каплю. Как связать каплю и то, что я чувствую пальцами? Представляю, как я выжимаю мокрую тряпку, и на пол падает огромная сверкающая капля. Теперь я, когда с закрытыми глазами потрогаю дощечку № 3, легко вспомню нужную картинку. Ребенок, дотрагиваясь до дощечек, одновременно, рассматривает картинки и запоминает, над какой дощечкой какая картинка лежит. Затем с закрытыми глазами берет наугад любую дощечку, трогает ее, называет картинку, которая над ней лежала.

На начальном этапе можно помогать ребенку создавать ассоциации. Затем он легко это делает сам. Набор картинок необходимо менять. Эта игра хорошо развивает, как тактильную, так и образную память.

 

Во время многих игр для развития тактильного восприятия ребенок должен закрыть глаза. Ему, обычно, бывает трудно выполнить это условие. У детей возникает естественное желание посмотреть. Чтобы ребенок лучше мог сосредоточиться на тактильном восприятии, можно использовать черные очки. Мы их шьем из черной ткани с небольшим уплотнением из ваты. Они приятны на ощупь и не вызывают дискомфорта у ребенка. Одновременно - это и способ снять зрительное утомление. Дополнительное затемнение способствует лучшей зрительной релаксации.

 

«Найди геометрической фигуре дом»

Дидактическая задача: Учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

Материал: Геометрические фигуры (например, желтые треугольники, синие квадраты и красные круги), лоток с тремя вертикальными делениями и одним горизонтальным, черные очки.

Ход игры: В горизонтальной ячейке лотка лежат геометрические фигуры. Родитель рассматривает с ребенком геометрические фигуры и уточняет их название. Затем просит ребенка найти геометрической фигуре дом: берет треугольник, кладет в ячейку слева «треугольники живут слева», берет круг и кладет в ячейку справа «круги живут справа», берет квадрат и кладет в ячейку посередине «квадраты живут посередине».

«Твоими помощниками сегодня будут руки, а глаза отдохнут».

Ребенок надевает черные очки и сортирует геометрические фигуры на ощупь. Затем с помощью зрения, сняв очки, проверяет правильность выполнения задания. Геометрические фигуры должны быть разного цвета, тогда ошибка будет видна сразу.

Для аналогичной игры можно использовать следующий материал:

- Геометрические фигуры разного размера.

Дидактическая задача: Учить детей различать размер геометрических фигур путем ощупывания.

- Проволочки различной толщины.

Дидактическая задача: Учить детей различать толщину предметов путем ощупывания.

- Полоски бумаги различной фактуры.

Дидактическая задача: Учить детей различать различную фактуру бумаги путем ощупывания.

- Полоски из различной ткани

Дидактическая задача: Учить детей различать различную фактуру ткани путем ощупывания.

- Набор небольших игрушек.

Дидактическая задача: Учить детей различать предметы путем ощупывания.

- Косточки различных фруктов (например: вишня, абрикос, персик).

- Пуговицы различной формы и размера.

Дидактическая задача: Учить детей различать форму, величину предметов, поверхность путем ощупывания.

-Объемные геометрические фигуры.

Дидактическая задача: Учить детей различать форму путем ощупывания.

 

«Холодно-тепло-горячо»

Дидактическая задача: Учить детей тактильно различать температуру.

Материал: Три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и горячей, три миски, полотенце.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок сидит на стуле перед столом взрослого. На столе стоят две бутылки: с теплой и холодной водой. Родитель просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки, находит нужную. Взрослый спрашивает, какая тут вода?

При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей водой.

Вариант 2. Надо подготовить три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски. Взрослый просит ребёнка взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поставить на место. Затем просит ребёнка закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из одной выливает воду в миску. Ребёнок открывает глаза, пробует воду в миске рукой и определяет, какая бутылка пустая. Родитель выясняет у ребёнка, как он узнал, из какой бутылки вылили воду, и помогает ребёнку правильно употреблять определения «холодная», «тёплая», «горячая».

 

«Кто тебя коснулся?»

Дидактическая задача: Учить детей тактильно различать температуру.

Материал: Две бутылочки (с хорошо закрывающимися пробками) или две небольшие грелки с холодной и теплой водой, две картинки с изображением снежинки и солнышка.

Ход игры: Взрослый касается ладошки ребенка одной из бутылочек. «Почувствуй, кто тебя коснулся, солнышко или снежинка. Подойди к картинке». Взрослый спрашивает ребёнка, как он узнал, что его «коснулось» солнышко (снежинка). Игра повторяется.

 

«В посудном магазине»

Дидактическая задача: Учить детей на ощупь различать материал, из которого сделана посуда.

Материал:

1-ый набор - ложки пластмассовые и металлические;

2-ой набор - тарелки фаянсовые, пластмассовые, металлические;

3-ий набор - различные предметы посуды из различного материала; «чудесный мешочек».

Ход игры: Один из членов семьи - продавец (эта роль отводится ребёнку), остальные - покупатели. Они по очереди говорят продавцу, что хотят купить. Продавец на ощупь в «чудесном мешочке» отыскивает нужный предмет.

В 1-ом наборе произвести выбор легче всего. Во 2-ом труднее из-за увеличения количества различного материала. В 3-ем наборе ребенок должен найти нужный предмет и материал. Можно предложить «покупателям» парные предметы к находящимся предметам посуды в «чудесном мешочке». Они говорят продавцу: «Я хочу купить у вас это (показывают)». Продавец находит на ощупь нужный предмет, но продает покупателю, если он его правильно опишет, например: «Это металлическая тарелка, круглой формы, серого цвета».

Аналогично можно провести игру «В хозяйственном магазине».

 

«Где я взяла воду?»

Дидактическая задача: Учить детей тактильно различать температуру, учить соотносить качества предметов.

Материал: Бутылочки или тазики с холодной и теплой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен чайник, стоящий на плите, на другой — речка в осенний день; вторая пора картинок: на одной — речка зимой с прорубью, на другой - речка летом).

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку угадать, откуда он налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребенок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда взята вода. Взрослый спрашивает ребенка, как он узнал, т.е. дает возможность самостоятельно сделать вывод: «Теплая вода взята из чайника, который нагрели на плите, а холодная - из речки».

В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохраняя ту же дидактическую задачу.

 

«Платочек для куклы»

Дидактическая задача: Учить детей узнавать и различать предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.

Материал: Три куклы в разных платочках: одна - в шелковом, другая — в шерстяном, третья — в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Ход игры: Взрослый показывает детям трех кукол в платочках: на одной - шелковый платок, на другой - тканевый шерстяной, на третьей - вязаный. Куклы здороваются с ребёнком, радуются, что пришли в гости. Взрослый рассматривает с ребенком платочки, предлагает ребёнку их потрогать, ощупать. Родитель предлагает ребёнку попоить кукол чаем, а платочки с кукол снять и положить в мешочек. Угостившись, куклы собираются уйти и просят надеть им свои платочки. Ребёнок на ощупь отыскивает платочки в «чудесном мешочке» и надевает их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.

 

«Барические дощечки»

Дидактическая задача: Развивать барическое чувство.

Материал: 3 коробочки с деревянными дощечками:

1 коробочка - легкое дерево (5 г каждая дощечка), дощечки светлого тона.

2 коробочка - более тяжелое дерево (10 г каждая дощечка), дощечки более темного тона.

3 коробочка - самое тяжелое дерево (15 г каждая дощечка), дощечки темного тона.

Ход упражнения: Сначала сравниваются дощечки из 2-х коробочек: 1 и 3, 1 и 2, 2 и 3. Взрослый говорит: «Сегодня я покажу тебе весовые дощечки». Строит штабель, перемешивая дощечки в различном порядке. Берет две верхние дощечки и на пальцах «взвешивает», кладет на место. Говорит: «Теперь ты можешь взять и попробовать, одинаковые по весу или разные». Если дощечки одинакового веса, то одну из них ребенок кладет справа от штабеля, разные - слева. Берет следующую дощечку и «взвешивает» на пальцах. Таким образом, сортируются все дощечки.

Когда сортируем дощечки из 3-х коробочек, то раскладываем их справа, слева и перед штабелем.

Усложнение: выполнять упражнение с закрытыми глазами.

 

 

«Тепловые баллончики»

Дидактическая задача: Учить детей тактильно различать температуру.

Материал: Деревянная коробка с 8 или 10 баллончиками, в которые наливается вода разной температуры, полотенце. Баллончик с температурой тела помечен на крышке. Снизу баллончики имеют метку: холодные - синюю, горячие - красную, теплые - розовую, с температурой тела - голубую.

Ход упражнения: Взрослый идет с ребенком и набирает горячую воду в кувшин. Наливает горячую воду в баллончики с соответствующими метками. Разбавляет воду так, чтобы она стала теплой. Наливают во вторую пару. Разбавляет воду еще раз, делая ее температуры тела, наливает в третью пару. В четвертую пару наливает холодную воду. Баллончики вытирает полотенцем и ставит в коробку, перемешивая их внутри ряда.

Взрослый говорит: «Сегодня я тебе покажу, как мы работаем с тепловыми баллончиками». Берет баллончик из одного и из другого ряда, начинает с баллончика, помеченного на крышке (температура тела). Демонстрирует, как надо обхватывать баллончик ладонью. Ставит назад. Говорит: «Теперь ты попробую одинаковой они или разной температуры». Ребенок пробует, если не одинаковые, то второй баллончик выставляет слева от коробки. Баллончики одинаковой температуры ставит справа от коробки на крышку. Когда подобраны все 4 пары, ребенок выполняет контроль ошибок.

Контроль ошибок: перевернуть баллончики и проверить совпадают метки на дне баллончиков или нет.

Если ребенок не хочет больше выполнять упражнение, он раскручивает баллончики и выливает воду. Для повторения упражнения баллончики составляет обратно в коробку.

 

«Тепловые таблички»

Дидактическая задача: Развивать тепловое ощущение.

Материал: Пары табличек, выполненные из дерева, мрамора, войлока, пробки, стали, стекла.

Ход упражнения: Взрослый говорит: «Сегодня я покажу тебе, как мы работаем с тепловыми табличками». Раскладывает таблички на столе полукругом. Нижней частью ладони, пальцы согнуты и немного подняты, трогает две первые таблички. «Теперь ты потрогай». Ребенок повторяет. Таблички одинаковой температуры выкладывает парами перед собой. Для ребенка с проблемами в развитии количество табличек может быть уменьшено.

Контроль ошибок: визуальный, одновременное восприятие табличек двумя руками.

Усложнение: выполнение упражнения с завязанными глазами.

 

Загадки «На ощупь»

Дидактическая задача: Развивать осязательную чувствительность.

Материал: Тканевый мешочек, набор предметов имеющих разные качества: скользкий, круглый, тёплый и т.д.

Ход упражнения: Ребёнок нащупывает в мешочке какой – то предмет и описывает его качества, а взрослый или другой ребёнок должен отгадать, что это за предмет.

 

«Заколдованные порошки»

Дидактическая задача: Учить детей определять вкус, активизировать представления детей о значении языка в ощущении вкуса.

Материал: Розетки с содержимым: перемолотые в пудру соль, сахар, лимонная кислота.

Ход игры: Перед детьми 3 разноса с розетками. В розетках белый порошок (одинаковый на вид).

Взрослый обращается к ребёнку: «Что ты видишь на разносах? Это не простые порошки, а заколдованные. Злой волшебник все продукты превратил в одинаковые порошки. Помоги мне расколдовать их? Они расколдуются, если ты угадаешь, какие продукты здесь заколдованы. Как это можно узнать? С неизвестными веществами надо обращаться очень осторожно. Даже трогать, нюхать их бывает опасно. Но мы знаем, что эти порошки съедобные. Ты прав (а), чтобы узнать, какие продукты здесь заколдованы, их можно попробовать языком и узнать их вкус. (Взрослый предлагает попробовать содержимое розеток). Какой порошок на вкус?»

Ребёнок: «Сладкий».

Родитель: «Закрой глаза и представь что-нибудь сладкое. Чтобы злые чары рухнули надо нарисовать то, что ты представил(а). Чем больше сладких продуктов ты нарисуешь, тем лучше».

Ребёнок рисует. Взрослый беседует с ребенком о том, что он рисует. Аналогично проводится проба другого порошка – кислого, солёного.

Заключительные вопросы:

- Что мы определяли, когда пробовали порошок? (Родитель помогает сделать ребёнку вывод).

Вывод: Я определял вкус порошка.

- Какой помощник тебе помогал определить вкус?

 

«Угадай на вкус»

Дидактическая задача: Учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

Материал: Кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов), ложечки.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи. Целесообразно побеседовать с ребёнком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.

 

«Веселое чаепитие»

Дидактическая задача: Познакомить детей с зависимостью вкусовых ощущений от температуры продукта

Материал: Горячий (не обжигающий) и теплый чай с одинаковым количеством сахара. Куклы: Мальвина, Буратино.

Ход игры: Мальвина приглашает ребёнка и всех членов семьи попить чай. Но вот беда, она не знает, положил ли Буратино уже сахар в чай и всем ли одинаковое количество сахара он положил. Как узнать? (Попробовать чай). Ребёнок пробует горячий и теплый чай. Определяет, что сахар Буратино уже положил, т.е. чай сладкий. Теплый чай кажется слаще, чем горячий. Приходит Буратино. Мальвина спрашивает у него, правильно ли Коля (имя ребёнка) определил. Буратино сообщает, что он клал одинаковое количество сахара. Мальвина удивлена, почему же Коля (имя ребёнка) ошибся. Взрослый рассуждает с ребёнком и помогает ему сделать вывод о том, что вкус зависит от температуры продукта. И человек лучше чувствует вкус теплых продуктов, чем горячих.

 

«Какое яблоко слаще?»

Дидактическая задача: Учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

Материал: Яблоко, аскорбиновая кислота (лимон).

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку узнать на вкус, чем он угостил его. Даёт ребёнку попробовать небольшой кусочек яблока, затем лимон (можно аскорбиновую кислоту - витаминку), затем снова яблоко. Ребёнок отгадывает. Родитель спрашивает: «Какое яблоко было слаще? Первое или второе?»

Ребёнку кажется, что второе яблоко было слаще. Взрослый сообщает малышу, что он угощал его одним и тем же яблоком. Почему же ему показалось, что второе яблоко слаще? Помогает сделать вывод о том, что вкус зависит от последовательности приема пищи разного вкуса. Если после кислого съесть что-нибудь сладкое, то оно покажется слаще, чем обычно.

 

«Волшебная вода»

Дидактическая задача: Учить детей различать вкус продуктов. Дать знания том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

Материал: У каждого ребенка: стакан с соленой, сладкий и простой водой (контраст должен быть незначительным), соломка для коктейлей, три метки разного цвета

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть в дегустатора и продегустировать воду. Перед ребенком стакан со сладкой и простой водой. Малыш через соломку пробует воду и определяет ее вкус. Родитель предлагает на стакан с простой водой наклеить синюю метку, со сладкой водой - красную. Затем ставит для дегустации стакан с соленой водой. Просит определить вкус и наклеить зеленую метку. Затем взрослый предлагает ребёнку с закрытыми глазами определить на вкус, из какого стакана он пробовал воду (ставит соломки ребёнка в стакан с простой водой). Ребёнку, как правило, кажется, что вода в стакане сладкая. Почему? Взрослый помогает малышу сделать вывод о том, что вкус зависит от последовательности приема пищи разного вкуса. После соленой воды даже простая вода кажется сладкой, а сладкая кажется еще слаще.

 

«Вкусовые загадки»

Дидактическая задача: Учить детей различать вкус продуктов.

Материал: Ягоды (брусника и клюква); два стакана чая с разной концентрацией сахарного песка.

Ход игры: Ребёнку дают определить на вкус:

- Что кислее? (ягоды брусники или клюквы).

- Что слаще? (сравнивают два раствора с разной концентрацией сахарного песка).

- Что солёнее? (сравнивают два раствора с разной концентрацией поваренной соли).

Для сравнения по кислоте можно также использовать растворы лимонной кислоты разной концентрации.

Можно также приготовить четыре раствора каждого из перечисленных веществ. В этом случае мы просим расположить растворы в порядке увеличения или уменьшения силы вкусового качества (кислоты, сладости, солёности).

 

«Узнай по запаху»

Дидактическая задача: Учить детей различать запахи, развивать обонятельную чувствительность.

Материал: Коробочки с различным наполнением, например: шоколад, апельсиновые корки, горелая спичка, зубная паста, мыло и т.д.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и, понюхав, определить, что лежит в коробочке. Можно предложить ребенку нарисовать предмет, который имеет такой запах.

 

«Подбери пару»

Дидактическая задача: Учить детей различать запахи, развивать обоняние.

Материал: 8 баночек с различным наполнением, например: 2 баночки с мятой, 2 баночки с чаем, 2 баночки с гвоздикой, 2 баночки с ванилью. На дно баночек приклеены метки. У баночек с одинаковым наполнением - метки одинаковые. В крышках баночек необходимо сделать 5-6 дырок. В качестве баночек можно использовать емкости для специй.

Ход игры: Баночки находятся в 2-х контейнерах слева и справа от ребенка. Взрослый предлагает ребенку подобрать каждой баночке пару и показывает способ выполнения задания: берет баночку из контейнера слева, нюхает ее, ставит перед собой, по очереди нюхает баночки из контейнера справа, подбирает с таким же запахом и ставит рядом с баночкой из контейнера слева. Затем взрослый предлагает ребенку самому продолжить подбирать пары. Выполнив задание, ребенок может себя проверить, сравнив метки на дне баночек. В дальнейшем ребенок может играть в эту игру без участия взрослого.

 

«Следопыты»

Дидактическая задача: Учить детей различать запахи, развивать обонятельную чувствительность.

Материал: 2 - 3 живых цветка – растения, с наиболее знакомыми для детей запахами.

Ход игры: Ребёнок должен вспомнить названия цветов и постараться запомнить запах. После этого, взрослый, спрятав букет за спину, предлагает ребёнку закрыть глаза и даёт понюхать цветок из букета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: