ГУБЫИ НЁБА
.,,,
В последнее время в связи с ухудшением экологических условий жизни, повышением уровня радиации увеличилось количество детей с нёбной патологией.
Каждая женщина, собираясь стать матерью, мечтает видеть своего ребенка здоровым и красивым, поэтому понятно горе матери, когда рождается ребенок с пороком развития.
Многие родители могли бы помочь своим детям стать полноценными членами общества, если бы знали, как это сделать. Однако проведенное нами исследование свидетельствует, что большинство родителей, имеющих детей с врожденными расщелинами губы и нёба, испытывают недостаток информации о причинах ее возникновения, сущности и структуре дефекта, особенностях психофизического развития ребенка, сроках начала и продолжительности коррекционной работы. Такая неосведомленность негативно сказывается на дальнейшем речевом и психическом развитии ребенка.
Прежде всего родителям необходимо знать, как организовать жизнь ребенка с расщелиной губы и нёба сразу после его рождения.
Обычно в первое время после рождения ребенка с расщелиной губы и нёба мать в основном беспокоит внешность малыша. Однако необходимо быть готовым к тому, что у ребенка, родившегося с расщелиной, имеются все предпосылки для возникновения тяжелого расстройства речи — ринолалии (гнусавая, невнятная, малопонятная для окружающих речь), что в дальнейшем сказывается на формировании всех его психических функций и прежде всего на становлении личности.
Таким образом, врожденные расщелины, принося много огорчений как самому ребенку, так и его родителям, в первую очередь наносят психическую травму матери новорожденного, у которой
возникают подавленность, отчаяние, угнетенное состояние. Все это указывает на необходимость прежде всего психологической поддержки матери и психотерапевтической работы с ней.
Специалисты, как правило, приводят родителям примеры известных людей (артистов, ученых и др.), которые родились с подобной патологией, но многого добились в жизни. Часто психологическая поддержка этим и ограничивается. На самом деле, все это далеко от того, что интересует родителей с первых дней жизни малыша. Они находятся в поиске ответов на свои многочисленные вопросы по уходу, воспитанию, развитию ребенка, а также хотят знать причины данного заболевания, меры его предупреждения.
Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. В связи с этим важно заранее позаботиться о здоровье малыша. Если вы ждете ребенка, то следует постараться вести здоровый образ жизни:
по возможности воздержаться от применения лекарственных средств (антибиотиков, гормонов, жаропонижающих, успокаивающих и т.д.);
своевременно лечить хронические заболевания, особенно связанные с эндокринной и сердечно-сосудистой системой, предупреждать интоксикации;
остерегаться гриппа, ангины, свинки, коревой краснухи и др.;
избегать использования вредных химических веществ (бензин, ядохимикаты, кислоты и др.);
остерегаться травм во время беременности, радиационного облучения;
отказаться от курения и алкоголя;
избегать сильных психических потрясений;
хорошо питаться, достаточное время находиться на свежем воздухе.
Особенно строго эти правила необходимо соблюдать в первые три месяца беременности.
Немаловажную роль в возникновении расщелины губы и нёба играет и возраст родителей. Возраст матери старше 35 лет повышает вероятность возникновения расщелины, что связано, по-видимому, со старением яйцеклетки.
В отдельных случаях причиной расщелины может быть наследственный фактор, т.е. передача ненормальных генов от матери или отца. В связи с этим в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование родителей.
Если в семье родился ребенок с расщелиной, родителям следует наряду с любовью и жалостью поверить в силы собственного ребенка. Правилами и нормами жизни семьи должны стать следующие положения:
ваш малыш отличается от других детей, однако, как и любой другой ребенок, он имеет право и возможность вырасти счастливым человеком. Чтобы добиться этого, понадобится намного больше времени и сил, чем при воспитании здорового ребенка, но и отдача может быть во много раз больше;
следует знать, что, если ребенку будет требоваться обучение по специальной программе или в специальном учреждении, не стоит «тянуть» его до уровня обычных детей. Необходимо развивать его собственные возможности, постоянно приподнимая планку индивидуального развития;
если вы решите, что ваш ребенок может и будет находиться в условиях массового детского сада (школы), то ему необходимо постоянное наблюдение учителя-дефектолога. Дополнительная нагрузка на вас как на родителей при этом возрастает, но вместе с тем условия массового учреждения расширяют круг общения, приучают к жизни в среде нормально развивающихся детей;
учитывайте, что большое значение для развития ребенка имеют условия, в которых он воспитывается, отношение к нему взрослых и детей. Не прячьте ребенка в четырех стенах, не сужайте его мир, а лучше постарайтесь создать окружение из понимающих взрослых и детей, лишенных агрессивных черт характера;
не пренебрегайте традиционными советами по выполнению режима дня — это способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Правильное чередование сна, питания и бодрствования, а затем учебы и отдыха позволяет создать благопри-
ятные условия для эмоционально-личностного контакта взрослого и ребенка, что также является залогом успеха коррекцион-но-развивающей работы.
Родители рано начинают замечать, что анатомический дефект прежде всего вызывает расстройство дыхания, которое является шумным, учащенным, поверхностным. Такой тип дыхания создает в дальнейшем особые трудности для реализации речи. Одной из причин нарушения дыхания может явиться неправильное положение языка. У ребенка с расщелиной отсутствует или существует неполная (в зависимости от расщелины) перегородка между ротовой и носовой полостью, поэтому организм его включает свои компенсаторно-приспособительные функции, т.е. язык, как правило, запрокидывается назад, выполняя роль перегородки. Такое положение языка явно затрудняет физиологическое дыхание, поскольку ребенок больше времени спит на спине и издает шумные хрипы при каждом вдохе и выдохе, а в дальнейшем язык стабилизируется в таком положении, кончик его плохо развивается, часто паретичен и не выполняет своей функции в формировании звуков речи.
Во избежание этого чаще укладывайте ребенка на живот или на бок. Очень полезна во время сна поза «лягушки», когда ребенок лежит на животе, а голова набок или носом вниз, ноги при этом согнуты в коленях и подтянуты под живот, а руки согнуты в локтях и подтянуты к голове. Это положение способствует тому, что дыхание становится более спокойным, мягким и почти бесшумным, а также закрепляет удержание языка у десен. Кроме того, в пользу такого положения свидетельствуют следующие факты:
в этой позиции лучше осуществляются процессы пищеварения, существенно облегчается опорожнение кишечника;
тело ребенка лучше сохраняет тепло, чем при положении на спине, которое увеличивает поверхность теплоотдачи;
улучшается кровообращение мозга, когда нижняя часть туловища находится выше уровня головы;
быстрее проходят инфекционные заболевания, ниже сама вероятность активизации инфекции;
создаются оптимальные условия для развития тазобедренных суставов, что способно исправить врожденную дисплазию и улучшить кровообращение органов таза;
находясь в такой позиции, малыш не оцарапает себя и не стукнет по лицу;
наконец, данное положение, повторяя внутриутробную позу, способствует тому, что ребенок становится психически более защищенным, а значит, спокойным.
Пеленание ребенка в данном случае исключается, что уже само по себе дает возможность свободного движения, а значит, развития. Если же это положение мешает малышу спать и он пытается ползти, необходимо положить в изголовье что-либо мягкое и, уткнувшись, малыш спокойно уснет.
У новорожденных детей с нёбной расщелиной намного больше причин для беспокойного поведения, чем у здоровых детей. В основном это связано с проблемами в кормлении в доопера-ционный период и с частыми простудными заболеваниями.
При попытке грудного вскармливания молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, у него появляются кашель, срыгивание, рвота. Чтобы облегчить кормление, можно порекомендовать родителям следующие способы: кормление из ложечки, пипетки (если ребенок не может захватывать соску губами), соски, расчлененной маленьким крестиком вместо дырочки (если сосет не губами, а активно помогает спинкой языка), двойной соски (одна из сосок разрезается вдоль до резинового кольца и одевается на целую соску, выполняя роль клапана для расщелины).
Самым простым способом приема пищи является кормление из ложечки. Однако, если при этом ребенку не удается удерживать во рту пищу, можно дать в рот пустышку, а маленькой кофейной ложечкой давать питание сбоку, с уголка рта. Это простое приспособление помогает удержать кончик языка внизу, препятствует его западению в расщелину.
Кроме того, время кормления можно отодвинуть на несколько минут и дать испытать ребенку чувство голода, которое заставит его лучше трудиться при приеме пищи. В эти несколько
минут перед едой полезно сделать массаж языка: чистыми руками, через марлю, чтобы не скользили пальцы, оттягивать язык в сторону, вперед-вверх, вперед-вниз и т.д. При этом у ребенка не возникает отрицательных эмоций, если брать его на руки и «вести с ним разговоры». Естественно, что смысловая сторона этих бесед безразлична, поскольку ребенок еще не понимает речи, но, как и в ходе других упражнений, уже наблюдается ответная реакция. При виде ласкового лица, при поглаживании, произнесении различных звуков, слогов и фраз с разной интонацией у ребенка появляются зрительное сосредоточение, улыбка уже на втором месяце жизни. Это может стать своеобразным ритуалом перед кормлением. Малыш быстро привыкает к подобным занятиям и ожидает кормления как награду.
При переходе на густую, а затем и твердую пищу через че-тыре-шесть месяцев малышу придется скорее всего осваивать новый способ приема пищи. При этом необходимо помочь ребенку согласовать действия, связанные с дыханием и приемом пищи. Дыхание особенно хорошо улавливается, если держать ребенка на коленях. В момент вдоха пищу из ложечки следует положить под язык, тогда непосредственно сам акт глотания (проталкивания пищи языком в глотку) произойдет во время вдоха. Это снижает вероятность попадания пищи в дыхательные пути. Каждому малышу нужен свой срок, чтобы приспособиться и не давать еде постоянно вытекать через нос. Если ребенок при этом чихает, он сам рефлекторно помогает себе прочистить дыхательные пути.
Таким образом, испробовав предложенные способы кормления, родители могут выбрать для своего ребенка наиболее оптимальный вариант приема пищи. Главное — выработать и закрепить у него глотательный, сосательный, жевательный рефлексы.
Конечно, желательно сохранить грудное вскармливание. В этом случае первое время (до полугода) количество пищи за одно кормление может быть значительно меньше средней нормы, следовательно, частота кормлений больше. Дневник кормлений поможет родителям увидеть свои результаты, а при неудачах — вовремя обратиться к специалистам.
При этом уместно напомнить родителям «золотое» правило — в выборе способа питания возможно и необходимо «идти на поводу» у ребенка, чего ни в коем случае нельзя делать в отношении речи. Ребенок может учиться есть так, как ему удобно, но должен учиться говорить правильно.
Наличие врожденных расщелин нёба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития, что связано с частыми простудными заболеваниями.
У здорового ребенка выдыхаемая струя воздуха проходит за нёбную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит. Выдыхаемый воздух попадает сразу в носовую полость и не успевает согреться, очиститься от пыли, что и вызывает частое воспаление верхних дыхательных путей, переходящее нередко в воспаление среднего уха, что в свою очередь может грозить ребенку снижением слуха. Родителям не следует пренебрегать ранней консультацией отоларинголога, в дальнейшем периодически посещать сур-долога, следя за состоянием слуха ребенка, особенно после перенесенных воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей.
Естественно, лучше избегать таких осложнений. Предотвратить многие простудные заболевания помогут стимуляция физического развития, закаливание. Очень эффективно проведение гимнастики, которая включает упражнения, стимулирующие развитие ползания, ходьбы, бросания и др. Содержание гимнастики и закаливающих процедур следует обязательно согласовать с педиатром, который учтет индивидуальные особенности вашего ребенка.
Родители должны быть настроены на то, что специальная коррекционная работа в домашних условиях проводится и в процессе повседневного ухода за малышом на протяжении всех режимных моментов, и в ходе специальных коррекционных упражнений, и в процессе проведения общеразвивающих занятий.
Учитывая, что раннее обучение может создать условия для нормального психического развития ребенка, важно постоянно общаться с ним. Во все времена во всем мире родители разговаривали и разговаривают со своими новорожденными детьми на особом, колыбельном языке. Тихий, ласковый разговор нараспев, будь-то мама или папа, убаюкивает ребенка. Речь взрослых при этом изобилует протяжными гласными, они вытягивают и растягивают губы. Ребенок на мгновения замирает и в его сознании запечатляются как звучание, так и артикуляция звуков. Позднее инстинктивно ребенок научится подражать им. Все это полезно не только для развития речи, но и чувств. Ребенку необходимо слышать голоса родителей, поскольку тогда он чувствует себя защищенным.
Врожденные расщелины губы и нёба приводят к нарушению артикуляторных и мимических мышц лица, что в дальнейшем отрицательно сказывается на состоянии речи, поэтому большое значение имеет массаж.
Массаж является эффективным средством при коррекции и профилактике расстройств двигательной сферы. Он направлен на нормализацию тонуса мышц, улучшение кровоснабжения, активизацию кожно-мышечной чувствительности пораженных отделов нервно-мышечного аппарата.
Основными массажными техниками является ручной массаж, массаж при помощи специальных средств (фланель или щетка с мягкой щетиной), точечное воздействие.
Массаж, как правило, проводится лицом, прошедшим специальную подготовку. Однако существуют виды массажа, которые не требуют специальной подготовки и могут проводиться родителями по согласованию с врачом или методистом ЛФК. Родители выполняют только те приемы массажа, которые рекомендовал лечащий врач.
Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, вибрационные движения, ударные приемы, нажатие.
Поглаживание снижает мышечный тонус, успокаивает нервную систему. Движения осуществляются выпрямленной кистью,
первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи. С поглаживания начинают и заканчивают другие приемы массажа.
Растирание нормализует тонус мышц и усиливает их сократительную способность. Прилагаемые усилия больше, чем при поглаживании, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Прием проводится подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Можно использовать тыльную поверхность согнутых в кулак пальцев. Движения осуществляются в прямом или спиралевидном направлениях.
Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания и разминания тканей одной или двумя руками одновременно. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном или спиралевидном направлениях.
Вибрация способствует активизации мышц и осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. При массаже движения производятся одной или двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон.
Ударные приемы повышают тонус мышц. Используются такие ударные приемы, как похлопывание, поколачивание (в области плечевого пояса) и пунктирование (в области лица).
Нажатие — точечное воздействие, давление, проникающее в глубь ткани в области «биологически активных точек». Прием осуществляется кончиком пальца (большого, указательного или среднего).
Выбор приемов массажа осуществляется врачом. Так, поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, сильная вибрация используются при сниженном тонусе речевой мускулатуры. При повышенном тонусе (гипертонусе) используются в основном поверхностное поглаживание, легкая вибрация.
Противопоказаниями к проведению массажа являются:
любые общие соматические и инфекционные заболевания (особенно в острый период);
гематомы на массируемом участке кожи;
острые и хронические заболевания кожи у родителей или ребенка;
травмирование кожных покровов в зоне воздействия (синяки, царапины, ссадины, ожоги);
аллергические реакции, которые проявляются на кожных покровах;
инфекционные и любые другие воспалительные заболевания слизистой оболочки ротовой полости.
Проведение массажа требует соблюдения ряда рекомендаций:
помещение, в котором проводится массаж, должно быть тихим, теплым, проветренным;
не следует проводить массаж сразу после еды или на голодный желудок;
кожа массируемых частей тела ребенка должна быть чистой;
руки массажиста должны быть чистыми, мягкими, теплыми, с коротко остриженными ногтями, без украшений, способных повредить кожу ребенка;
перед массажем органов ротовой полости руки рекомендуется обработать спиртовым раствором;
массаж желательно комбинировать с пассивной миогимнас-тикой;
на начальных этапах, в случаях соматической ослабленности, судорожной готовности в анамнезе, при эмоциональной лабильности следует ограничить нагрузку при проведении массажа;
длительность процедур варьируется в зависимости от общего соматического, психологического состояния ребенка, неврологической симптоматии, что устанавливается на основе заключения невропатолога;
применение массажа эффективно только при расслаблении ребенка.
У детей с врожденными расщелинами губы и нёба отмечается повышенный тонус мышц шеи, что может сочетаться с повышенным тонусом мышц корня языка. Расслабление мышц шеи способствует рефлекторному снижению мышц корня языка и активизации движений нижней челюсти.
Массаж шеи
Передняя и боковые поверхности шеи сильными приемами не массируются.
1. Легкое медленное поглаживание сверху вниз ладонями
обеих рук переднего и бокового отделов шеи (избегая надавли
вания на область щитовидной железы).
2. Легкое поглаживание области гортани то правой, то ле
вой рукой сверху вниз, захватив при начале массирования под
бородок.
3. Поглаживание боковой поверхности шеи, поворачивая го
лову то вправо, то влево.
4. Легкое спиралевидное разминание мышц заднего отдела
шеи вдоль шейных позвонков в направлении снизу вверх (от
плечевого сустава к затылочным буграм).
У детей с врожденными расщелинами губы и нёба при отсутствии целенаправленного логопедического воздействия нарушается взаимосвязь артикуляторных и мимических мышц. Это выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий. Стремясь сократить утечку воздуха в нос, дети напрягают мышцы лба, сжимают крылья носа. Эти компенсаторные гримасы постепенно входят в привычку, которая сопутствует речи, и становятся характерными для детей с ринолалией. Для предупреждения таких нарушений необходим массаж лица и носа.
Массаж лица
1. Поглаживание ладонями и пальцами одновременно обе
их рук:
от средней линии лба к вискам; от переносицы к ушным раковинам; от висков по щекам к подбородку; от носогубных складок к ушным раковинам; вокруг глаз (расходящимися движениями) от середины лба снова к его середине).
2. Легкое разминание скуловой и щечной мышц. Поместив
указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части вис-
ка, производить спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.
3. Легкое непрерывное постукивание подушечками пальцев одновременно обеих рук скуловой мышцы от середины к ушам и от носогубных складок по щекам к ушным раковинам и наоборот.
Массаж носа
1. Легкое поглаживание:
от лба к кончику по спинке носа;
от переносицы по крыльям носа к его основанию двумя средними пальцами обеих рук.
2. Легкое разминание указательным и большим пальцами,
начиная от переносицы, к кончику носа по крыльям к основа
нию носа.
3. Легкое постукивание подушечками пальцев обеих рук
вдоль боковой поверхности носа от переносицы к основанию.
4. Поднятие кончика носа маленькими спринцовками или
мизинцами обеих рук, введя их в ноздри под кончик носа, по
держать на счет 1—5, следя, чтобы кончик носа не отклонялся от
средней линии (при односторонних расщелинах выполнять это
упражнение только с той стороны, где имеются рубцы).
Вследствие сильной утечки воздуха через нос дети с врожденной расщелиной не могут плотно сомкнуть губы и подвижность губ у них недостаточная. Малоподвижность губ иногда обусловлена наличием послеоперационных рубцов в тех случаях, когда дефект нёба сопровождался расщеплением верхней губы.
Массаж губной мускулатуры
1. Поглаживание указательными или средними пальцами обеих рук в следующих направлениях:
от средней линии над верхней губой через углы губ к средней линии под нижней губой и обратно;
по верхней и нижней губе от углов рта к его середине;
указательными пальцами в направлении от носа к верхней губе с легким прижатием и оттягиванием верхней губы вниз;
указательными пальцами обеих рук в направлении от подбородка к нижней губе с легким прижатием и подтягиванием нижней губы вверх.
2. Растягивание губ (как при улыбке). Указательные паль
цы обеих рук помещаются около уголков рта, слегка растягива
ют губы, затем возвращают их в исходное положение (движе
ния легкие и плавные).
3. При расщелине верхней губы (до операции) поглаживать
сегменты губы от угла рта к расщелине (под наблюдением врача).
5. Вибрационный массаж верхней губы, вдоль расщелины
(под наблюдением врача).
6. Поглаживать рубец (после хейлопластики) от основания
носа к краю губы с легким растягиванием самого рубца (под
наблюдением врача). Упражнение препятствует усадке тканей по
линии шва.
7. Разминать шов между большим и указательным пальца
ми одной руки.
Для физического укрепления губ можно проводить игру с соской: то вынимать ее изо рта ребенка, то снова давать, чтобы ребенок стремился удержать соску губами. Желательно побуждать ребенка чаще произносить звуки «п», «б», «м», что также укрепляет губы и содействует усилению выдоха.
При врожденных расщелинах губы и нёба на качество речи ребенка влияет неправильное положение языка в полости рта, который западает назад к глотке, а корень и спинка языка с силой приподняты кверху. Кончик языка обычно плохо развит, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему нарушению, что вызывает необходимость массажа языка.
Массаж языка
1. Поглаживание, затем легкое похлопывание языка вдоль,
поперек соской, надетой на деревянный шпатель.
2. Захватив язык (использовать стерильный бинт) между
двумя пальцами, разминать, поглаживать и ритмично надавли
вать на края языка.
3. Пощипывание края языка.
4. Легкая вибрация указательными пальцами обеих рук (ис
пользовать стерильный бинт).
5. Сжать среднюю часть языка с боков и вытянуть на себя
(использовать стерильный бинт).
6. Большим и указательным пальцами левой руки, исполь
зуя марлевую повязку, удерживать кончик языка, остальные паль
цы прижаты к подбородку ребенка и выполняют роль опоры,
регулируя степень выдвижения языка из ротовой полости.
Особенностью массажа является то, что каждое движение повторяется четыре—шесть раз, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение ведет к искажению результатов операции или ухудшению дефекта.
По длительности массаж не превышает 5-7 минут в один прием, но по рекомендации врача специальные упражнения могут выполняться два раза в день.
Учитывая, что расщелина губы и нёба вызывает своеобразное нарушение речи — ринолалию, рекомендуется как можно раньше обратиться к логопеду, который проконсультирует по вопросам проведения профилактических занятий.
Родителям, ожидающим операции, следует иметь в виду, что операция не улучшит речь ребенка, а лишь устранит главную причину. Научиться красиво и правильно говорить ребенок сможет только на логопедических занятиях. И чем раньше логопед и родители начнут специальные занятия с ребенком, тем лучше будут результаты. Кроме того, дооперационная логопедическая работа подготовит ребенка к операции, укрепит его мышечный аппарат, что облегчит течение операции и восстановительный период.
РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННО-