С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ




ГУБЫИ НЁБА

.,,,

В последнее время в связи с ухудшением экологических ус­ловий жизни, повышением уровня радиации увеличилось коли­чество детей с нёбной патологией.

Каждая женщина, собираясь стать матерью, мечтает видеть своего ребенка здоровым и красивым, поэтому понятно горе матери, когда рождается ребенок с пороком развития.

Многие родители могли бы помочь своим детям стать пол­ноценными членами общества, если бы знали, как это сделать. Однако проведенное нами исследование свидетельствует, что большинство родителей, имеющих детей с врожденными расще­линами губы и нёба, испытывают недостаток информации о при­чинах ее возникновения, сущности и структуре дефекта, особен­ностях психофизического развития ребенка, сроках начала и продолжительности коррекционной работы. Такая неосведомлен­ность негативно сказывается на дальнейшем речевом и психи­ческом развитии ребенка.

Прежде всего родителям необходимо знать, как организовать жизнь ребенка с расщелиной губы и нёба сразу после его рож­дения.

Обычно в первое время после рождения ребенка с расщели­ной губы и нёба мать в основном беспокоит внешность малы­ша. Однако необходимо быть готовым к тому, что у ребенка, родившегося с расщелиной, имеются все предпосылки для воз­никновения тяжелого расстройства речи — ринолалии (гнусавая, невнятная, малопонятная для окружающих речь), что в дальней­шем сказывается на формировании всех его психических функ­ций и прежде всего на становлении личности.

Таким образом, врожденные расщелины, принося много огор­чений как самому ребенку, так и его родителям, в первую очередь наносят психическую травму матери новорожденного, у которой


возникают подавленность, отчаяние, угнетенное состояние. Все это указывает на необходимость прежде всего психологической поддержки матери и психотерапевтической работы с ней.

Специалисты, как правило, приводят родителям примеры из­вестных людей (артистов, ученых и др.), которые родились с по­добной патологией, но многого добились в жизни. Часто психоло­гическая поддержка этим и ограничивается. На самом деле, все это далеко от того, что интересует родителей с первых дней жизни малыша. Они находятся в поиске ответов на свои многочисленные вопросы по уходу, воспитанию, развитию ребенка, а также хотят знать причины данного заболевания, меры его предупреждения.

Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. В связи с этим важно заранее позаботиться о здоровье малыша. Если вы ждете ребенка, то следует постараться вести здоровый образ жизни:

по возможности воздержаться от применения лекарственных средств (антибиотиков, гормонов, жаропонижающих, успокаива­ющих и т.д.);

своевременно лечить хронические заболевания, особенно связанные с эндокринной и сердечно-сосудистой системой, пре­дупреждать интоксикации;

остерегаться гриппа, ангины, свинки, коревой краснухи и др.;

избегать использования вредных химических веществ (бен­зин, ядохимикаты, кислоты и др.);

остерегаться травм во время беременности, радиационного облучения;

отказаться от курения и алкоголя;

избегать сильных психических потрясений;

хорошо питаться, достаточное время находиться на свежем воздухе.

Особенно строго эти правила необходимо соблюдать в пер­вые три месяца беременности.

Немаловажную роль в возникновении расщелины губы и нёба играет и возраст родителей. Возраст матери старше 35 лет повышает вероятность возникновения расщелины, что связано, по-видимому, со старением яйцеклетки.


В отдельных случаях причиной расщелины может быть на­следственный фактор, т.е. передача ненормальных генов от ма­тери или отца. В связи с этим в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое кон­сультирование родителей.

Если в семье родился ребенок с расщелиной, родителям сле­дует наряду с любовью и жалостью поверить в силы собствен­ного ребенка. Правилами и нормами жизни семьи должны стать следующие положения:

ваш малыш отличается от других детей, однако, как и лю­бой другой ребенок, он имеет право и возможность вырасти сча­стливым человеком. Чтобы добиться этого, понадобится намно­го больше времени и сил, чем при воспитании здорового ребенка, но и отдача может быть во много раз больше;

следует знать, что, если ребенку будет требоваться обуче­ние по специальной программе или в специальном учреждении, не стоит «тянуть» его до уровня обычных детей. Необходимо развивать его собственные возможности, постоянно приподни­мая планку индивидуального развития;

если вы решите, что ваш ребенок может и будет находиться в условиях массового детского сада (школы), то ему необходи­мо постоянное наблюдение учителя-дефектолога. Дополнитель­ная нагрузка на вас как на родителей при этом возрастает, но вместе с тем условия массового учреждения расширяют круг общения, приучают к жизни в среде нормально развивающихся детей;

учитывайте, что большое значение для развития ребенка имеют условия, в которых он воспитывается, отношение к нему взрослых и детей. Не прячьте ребенка в четырех стенах, не су­жайте его мир, а лучше постарайтесь создать окружение из по­нимающих взрослых и детей, лишенных агрессивных черт ха­рактера;

не пренебрегайте традиционными советами по выполнению режима дня — это способствует хорошему физическому разви­тию и здоровью. Правильное чередование сна, питания и бодр­ствования, а затем учебы и отдыха позволяет создать благопри-


ятные условия для эмоционально-личностного контакта взросло­го и ребенка, что также является залогом успеха коррекцион-но-развивающей работы.

Родители рано начинают замечать, что анатомический де­фект прежде всего вызывает расстройство дыхания, которое яв­ляется шумным, учащенным, поверхностным. Такой тип дыха­ния создает в дальнейшем особые трудности для реализации речи. Одной из причин нарушения дыхания может явиться не­правильное положение языка. У ребенка с расщелиной отсут­ствует или существует неполная (в зависимости от расщелины) перегородка между ротовой и носовой полостью, поэтому орга­низм его включает свои компенсаторно-приспособительные функции, т.е. язык, как правило, запрокидывается назад, выпол­няя роль перегородки. Такое положение языка явно затрудняет физиологическое дыхание, поскольку ребенок больше времени спит на спине и издает шумные хрипы при каждом вдохе и вы­дохе, а в дальнейшем язык стабилизируется в таком положении, кончик его плохо развивается, часто паретичен и не выполняет своей функции в формировании звуков речи.

Во избежание этого чаще укладывайте ребенка на живот или на бок. Очень полезна во время сна поза «лягушки», когда ребе­нок лежит на животе, а голова набок или носом вниз, ноги при этом согнуты в коленях и подтянуты под живот, а руки согнуты в локтях и подтянуты к голове. Это положение способствует тому, что дыхание становится более спокойным, мягким и поч­ти бесшумным, а также закрепляет удержание языка у десен. Кроме того, в пользу такого положения свидетельствуют следу­ющие факты:

в этой позиции лучше осуществляются процессы пищеваре­ния, существенно облегчается опорожнение кишечника;

тело ребенка лучше сохраняет тепло, чем при положении на спине, которое увеличивает поверхность теплоотдачи;

улучшается кровообращение мозга, когда нижняя часть ту­ловища находится выше уровня головы;

быстрее проходят инфекционные заболевания, ниже сама вероятность активизации инфекции;


создаются оптимальные условия для развития тазобедрен­ных суставов, что способно исправить врожденную дисплазию и улучшить кровообращение органов таза;

находясь в такой позиции, малыш не оцарапает себя и не стукнет по лицу;

наконец, данное положение, повторяя внутриутробную позу, способствует тому, что ребенок становится психически более защищенным, а значит, спокойным.

Пеленание ребенка в данном случае исключается, что уже само по себе дает возможность свободного движения, а значит, развития. Если же это положение мешает малышу спать и он пытается ползти, необходимо положить в изголовье что-либо мягкое и, уткнувшись, малыш спокойно уснет.

У новорожденных детей с нёбной расщелиной намного боль­ше причин для беспокойного поведения, чем у здоровых детей. В основном это связано с проблемами в кормлении в доопера-ционный период и с частыми простудными заболеваниями.

При попытке грудного вскармливания молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, у него появляются кашель, срыгивание, рвота. Чтобы облегчить кормление, можно порекомендовать родителям следующие способы: кормление из ложечки, пипетки (если ребенок не может захватывать соску губами), соски, расчлененной маленьким крестиком вместо ды­рочки (если сосет не губами, а активно помогает спинкой язы­ка), двойной соски (одна из сосок разрезается вдоль до резино­вого кольца и одевается на целую соску, выполняя роль клапана для расщелины).

Самым простым способом приема пищи является кормление из ложечки. Однако, если при этом ребенку не удается удер­живать во рту пищу, можно дать в рот пустышку, а маленькой кофейной ложечкой давать питание сбоку, с уголка рта. Это прос­тое приспособление помогает удержать кончик языка внизу, пре­пятствует его западению в расщелину.

Кроме того, время кормления можно отодвинуть на несколь­ко минут и дать испытать ребенку чувство голода, которое зас­тавит его лучше трудиться при приеме пищи. В эти несколько


 


минут перед едой полезно сделать массаж языка: чистыми ру­ками, через марлю, чтобы не скользили пальцы, оттягивать язык в сторону, вперед-вверх, вперед-вниз и т.д. При этом у ребенка не возникает отрицательных эмоций, если брать его на руки и «вести с ним разговоры». Естественно, что смысловая сторона этих бесед безразлична, поскольку ребенок еще не понимает речи, но, как и в ходе других упражнений, уже наблюдается от­ветная реакция. При виде ласкового лица, при поглаживании, произнесении различных звуков, слогов и фраз с разной инто­нацией у ребенка появляются зрительное сосредоточение, улыбка уже на втором месяце жизни. Это может стать своеобразным ритуалом перед кормлением. Малыш быстро привыкает к подоб­ным занятиям и ожидает кормления как награду.

При переходе на густую, а затем и твердую пищу через че-тыре-шесть месяцев малышу придется скорее всего осваивать новый способ приема пищи. При этом необходимо помочь ре­бенку согласовать действия, связанные с дыханием и приемом пищи. Дыхание особенно хорошо улавливается, если держать ребенка на коленях. В момент вдоха пищу из ложечки следует положить под язык, тогда непосредственно сам акт глотания (проталкивания пищи языком в глотку) произойдет во время вдоха. Это снижает вероятность попадания пищи в дыхатель­ные пути. Каждому малышу нужен свой срок, чтобы приспосо­биться и не давать еде постоянно вытекать через нос. Если ребенок при этом чихает, он сам рефлекторно помогает себе прочистить дыхательные пути.

Таким образом, испробовав предложенные способы кормления, родители могут выбрать для своего ребенка наиболее оптималь­ный вариант приема пищи. Главное — выработать и закрепить у него глотательный, сосательный, жевательный рефлексы.

Конечно, желательно сохранить грудное вскармливание. В этом случае первое время (до полугода) количество пищи за одно кормление может быть значительно меньше средней нормы, сле­довательно, частота кормлений больше. Дневник кормлений по­может родителям увидеть свои результаты, а при неудачах — вовремя обратиться к специалистам.


При этом уместно напомнить родителям «золотое» прави­ло — в выборе способа питания возможно и необходимо «идти на поводу» у ребенка, чего ни в коем случае нельзя делать в от­ношении речи. Ребенок может учиться есть так, как ему удоб­но, но должен учиться говорить правильно.

Наличие врожденных расщелин нёба ставит ребенка в не­благоприятные условия для его физического развития, что свя­зано с частыми простудными заболеваниями.

У здорового ребенка выдыхаемая струя воздуха проходит за нёбную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутрен­ние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательно­го тракта и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врож­денной расщелиной этого не происходит. Выдыхаемый воздух попадает сразу в носовую полость и не успевает согреться, очи­ститься от пыли, что и вызывает частое воспаление верхних дыхательных путей, переходящее нередко в воспаление средне­го уха, что в свою очередь может грозить ребенку снижением слуха. Родителям не следует пренебрегать ранней консультаци­ей отоларинголога, в дальнейшем периодически посещать сур-долога, следя за состоянием слуха ребенка, особенно после пе­ренесенных воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей.

Естественно, лучше избегать таких осложнений. Предотвра­тить многие простудные заболевания помогут стимуляция физи­ческого развития, закаливание. Очень эффективно проведение гимнастики, которая включает упражнения, стимулирующие раз­витие ползания, ходьбы, бросания и др. Содержание гимнасти­ки и закаливающих процедур следует обязательно согласовать с педиатром, который учтет индивидуальные особенности ваше­го ребенка.

Родители должны быть настроены на то, что специальная коррекционная работа в домашних условиях проводится и в про­цессе повседневного ухода за малышом на протяжении всех ре­жимных моментов, и в ходе специальных коррекционных упраж­нений, и в процессе проведения общеразвивающих занятий.


 




 


Учитывая, что раннее обучение может создать условия для нормального психического развития ребенка, важно постоянно общаться с ним. Во все времена во всем мире родители разгова­ривали и разговаривают со своими новорожденными детьми на особом, колыбельном языке. Тихий, ласковый разговор нараспев, будь-то мама или папа, убаюкивает ребенка. Речь взрослых при этом изобилует протяжными гласными, они вытягивают и рас­тягивают губы. Ребенок на мгновения замирает и в его сознании запечатляются как звучание, так и артикуляция звуков. Позднее инстинктивно ребенок научится подражать им. Все это полезно не только для развития речи, но и чувств. Ребенку необходимо слышать голоса родителей, поскольку тогда он чувствует себя за­щищенным.

Врожденные расщелины губы и нёба приводят к нарушению артикуляторных и мимических мышц лица, что в дальнейшем отрицательно сказывается на состоянии речи, поэтому большое значение имеет массаж.

Массаж является эффективным средством при коррекции и профилактике расстройств двигательной сферы. Он направлен на нормализацию тонуса мышц, улучшение кровоснабжения, активизацию кожно-мышечной чувствительности пораженных отделов нервно-мышечного аппарата.

Основными массажными техниками является ручной мас­саж, массаж при помощи специальных средств (фланель или щетка с мягкой щетиной), точечное воздействие.

Массаж, как правило, проводится лицом, прошедшим спе­циальную подготовку. Однако существуют виды массажа, кото­рые не требуют специальной подготовки и могут проводиться ро­дителями по согласованию с врачом или методистом ЛФК. Родители выполняют только те приемы массажа, которые реко­мендовал лечащий врач.

Основными приемами массажа являются поглаживание, ра­стирание, разминание, вибрационные движения, ударные при­емы, нажатие.

Поглаживание снижает мышечный тонус, успокаивает нерв­ную систему. Движения осуществляются выпрямленной кистью,


первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи. С поглаживания начинают и заканчивают другие приемы массажа.

Растирание нормализует тонус мышц и усиливает их сокра­тительную способность. Прилагаемые усилия больше, чем при поглаживании, что вызывает смещение и растяжение массируе­мых тканей. Прием проводится подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Можно использовать тыльную поверхность согнутых в кулак пальцев. Движения осу­ществляются в прямом или спиралевидном направлениях.

Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттяги­вания и разминания тканей одной или двумя руками одновремен­но. Массажные движения выполняются в продольном, попереч­ном или спиралевидном направлениях.

Вибрация способствует активизации мышц и осуществляет­ся одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колеба­тельные движения различной частоты и амплитуды. При масса­же движения производятся одной или двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон.

Ударные приемы повышают тонус мышц. Используются та­кие ударные приемы, как похлопывание, поколачивание (в об­ласти плечевого пояса) и пунктирование (в области лица).

Нажатие — точечное воздействие, давление, проникающее в глубь ткани в области «биологически активных точек». Прием осуществляется кончиком пальца (большого, указательного или среднего).

Выбор приемов массажа осуществляется врачом. Так, погла­живание, разминание, растирание, похлопывание, сильная виб­рация используются при сниженном тонусе речевой мускулату­ры. При повышенном тонусе (гипертонусе) используются в основном поверхностное поглаживание, легкая вибрация.

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

любые общие соматические и инфекционные заболевания (особенно в острый период);

гематомы на массируемом участке кожи;


острые и хронические заболевания кожи у родителей или ребенка;

травмирование кожных покровов в зоне воздействия (синя­ки, царапины, ссадины, ожоги);

аллергические реакции, которые проявляются на кожных покровах;

инфекционные и любые другие воспалительные заболевания слизистой оболочки ротовой полости.

Проведение массажа требует соблюдения ряда рекоменда­ций:

помещение, в котором проводится массаж, должно быть ти­хим, теплым, проветренным;

не следует проводить массаж сразу после еды или на голод­ный желудок;

кожа массируемых частей тела ребенка должна быть чистой;

руки массажиста должны быть чистыми, мягкими, теплыми, с коротко остриженными ногтями, без украшений, способных повредить кожу ребенка;

перед массажем органов ротовой полости руки рекоменду­ется обработать спиртовым раствором;

массаж желательно комбинировать с пассивной миогимнас-тикой;

на начальных этапах, в случаях соматической ослабленности, судорожной готовности в анамнезе, при эмоциональной лабиль­ности следует ограничить нагрузку при проведении массажа;

длительность процедур варьируется в зависимости от общего соматического, психологического состояния ребенка, неврологи­ческой симптоматии, что устанавливается на основе заключения невропатолога;

применение массажа эффективно только при расслаблении ребенка.

У детей с врожденными расщелинами губы и нёба отмеча­ется повышенный тонус мышц шеи, что может сочетаться с по­вышенным тонусом мышц корня языка. Расслабление мышц шеи способствует рефлекторному снижению мышц корня языка и активизации движений нижней челюсти.


Массаж шеи

Передняя и боковые поверхности шеи сильными приемами не массируются.

1. Легкое медленное поглаживание сверху вниз ладонями
обеих рук переднего и бокового отделов шеи (избегая надавли­
вания на область щитовидной железы).

2. Легкое поглаживание области гортани то правой, то ле­
вой рукой сверху вниз, захватив при начале массирования под­
бородок.

3. Поглаживание боковой поверхности шеи, поворачивая го­
лову то вправо, то влево.

4. Легкое спиралевидное разминание мышц заднего отдела
шеи вдоль шейных позвонков в направлении снизу вверх (от
плечевого сустава к затылочным буграм).

У детей с врожденными расщелинами губы и нёба при от­сутствии целенаправленного логопедического воздействия нару­шается взаимосвязь артикуляторных и мимических мышц. Это выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий. Стремясь сократить утечку воздуха в нос, дети напрягают мышцы лба, сжимают крылья носа. Эти компенсаторные гримасы постепенно входят в привыч­ку, которая сопутствует речи, и становятся характерными для детей с ринолалией. Для предупреждения таких нарушений не­обходим массаж лица и носа.

Массаж лица

1. Поглаживание ладонями и пальцами одновременно обе­
их рук:

от средней линии лба к вискам; от переносицы к ушным раковинам; от висков по щекам к подбородку; от носогубных складок к ушным раковинам; вокруг глаз (расходящимися движениями) от середины лба снова к его середине).

2. Легкое разминание скуловой и щечной мышц. Поместив
указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части вис-


ка, производить спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

3. Легкое непрерывное постукивание подушечками пальцев одновременно обеих рук скуловой мышцы от середины к ушам и от носогубных складок по щекам к ушным раковинам и наоборот.

Массаж носа

1. Легкое поглаживание:

от лба к кончику по спинке носа;

от переносицы по крыльям носа к его основанию двумя сред­ними пальцами обеих рук.

2. Легкое разминание указательным и большим пальцами,
начиная от переносицы, к кончику носа по крыльям к основа­
нию носа.

3. Легкое постукивание подушечками пальцев обеих рук
вдоль боковой поверхности носа от переносицы к основанию.

4. Поднятие кончика носа маленькими спринцовками или
мизинцами обеих рук, введя их в ноздри под кончик носа, по­
держать на счет 1—5, следя, чтобы кончик носа не отклонялся от
средней линии (при односторонних расщелинах выполнять это
упражнение только с той стороны, где имеются рубцы).

Вследствие сильной утечки воздуха через нос дети с врожден­ной расщелиной не могут плотно сомкнуть губы и подвижность губ у них недостаточная. Малоподвижность губ иногда обуслов­лена наличием послеоперационных рубцов в тех случаях, когда дефект нёба сопровождался расщеплением верхней губы.

Массаж губной мускулатуры

1. Поглаживание указательными или средними пальцами обеих рук в следующих направлениях:

от средней линии над верхней губой через углы губ к сред­ней линии под нижней губой и обратно;

по верхней и нижней губе от углов рта к его середине;

указательными пальцами в направлении от носа к верхней губе с легким прижатием и оттягиванием верхней губы вниз;

указательными пальцами обеих рук в направлении от под­бородка к нижней губе с легким прижатием и подтягиванием нижней губы вверх.


 

2. Растягивание губ (как при улыбке). Указательные паль­
цы обеих рук помещаются около уголков рта, слегка растягива­
ют губы, затем возвращают их в исходное положение (движе­
ния легкие и плавные).

3. При расщелине верхней губы (до операции) поглаживать
сегменты губы от угла рта к расщелине (под наблюдением врача).

 

5. Вибрационный массаж верхней губы, вдоль расщелины
(под наблюдением врача).

6. Поглаживать рубец (после хейлопластики) от основания
носа к краю губы с легким растягиванием самого рубца (под
наблюдением врача). Упражнение препятствует усадке тканей по
линии шва.

7. Разминать шов между большим и указательным пальца­
ми одной руки.

Для физического укрепления губ можно проводить игру с соской: то вынимать ее изо рта ребенка, то снова давать, чтобы ребенок стремился удержать соску губами. Желательно побуж­дать ребенка чаще произносить звуки «п», «б», «м», что также укрепляет губы и содействует усилению выдоха.

При врожденных расщелинах губы и нёба на качество речи ребенка влияет неправильное положение языка в полости рта, который западает назад к глотке, а корень и спинка языка с си­лой приподняты кверху. Кончик языка обычно плохо развит, ча­сто паретичен. В результате оказываются доступными только са­мые элементарные движения. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему на­рушению, что вызывает необходимость массажа языка.

Массаж языка

1. Поглаживание, затем легкое похлопывание языка вдоль,
поперек соской, надетой на деревянный шпатель.

2. Захватив язык (использовать стерильный бинт) между
двумя пальцами, разминать, поглаживать и ритмично надавли­
вать на края языка.

3. Пощипывание края языка.

4. Легкая вибрация указательными пальцами обеих рук (ис­
пользовать стерильный бинт).


5. Сжать среднюю часть языка с боков и вытянуть на себя
(использовать стерильный бинт).

6. Большим и указательным пальцами левой руки, исполь­
зуя марлевую повязку, удерживать кончик языка, остальные паль­
цы прижаты к подбородку ребенка и выполняют роль опоры,
регулируя степень выдвижения языка из ротовой полости.

Особенностью массажа является то, что каждое движение повторяется четыре—шесть раз, подбираются они строго индиви­дуально и осторожно, так как неправильное выполнение ведет к искажению результатов операции или ухудшению дефекта.

По длительности массаж не превышает 5-7 минут в один прием, но по рекомендации врача специальные упражнения мо­гут выполняться два раза в день.

Учитывая, что расщелина губы и нёба вызывает своеобраз­ное нарушение речи — ринолалию, рекомендуется как можно раньше обратиться к логопеду, который проконсультирует по вопросам проведения профилактических занятий.

Родителям, ожидающим операции, следует иметь в виду, что операция не улучшит речь ребенка, а лишь устранит главную при­чину. Научиться красиво и правильно говорить ребенок сможет только на логопедических занятиях. И чем раньше логопед и ро­дители начнут специальные занятия с ребенком, тем лучше бу­дут результаты. Кроме того, дооперационная логопедическая ра­бота подготовит ребенка к операции, укрепит его мышечный аппарат, что облегчит течение операции и восстановительный период.


РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННО-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: