Рассмотрите карту и выполните задания




ПО ИСТОРИИ РОССИИ

(6 КЛАСС)

 

Составил(а):

Чаргаа Роберта Константиновна,

учитель истории и обществознания

 

 

п. Агинское, 2018 г.

Пояснительная записка

Примерные экзаменационные билеты разработаны в соответствии с

· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.),

· Примерной программой основного общего образования от 8 апреля 2015

· Историко-культурным стандартом от 17 января 2014 г.

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древнейших времён до начала XVI века. Вопросы и требования к ответам ориентированы на планируемые результаты освоения учебного предмета «История» в 6 классе. Материал изучается по учебнику «История России. 6 класс» авторов Л.Г. Косулина, Данилова А.А., М: Просвещение, 2012 г. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Количество билетов в комплекте 19. Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с историческим текстом, исторической картой, проверяющее умения анализировать текст, карту, применять знания. Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 6 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта. В число проверяемых элементов подготовки входят:

• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

Структура экзаменационных билетов

Каждый билет включает 3 вопроса.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления, раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения учащихся анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка, исторической картой.

Работа с текстом. Экзаменуемому предлагается: а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Работа с картой. Экзаменуемому предлагается: а) определить и описать по карте историческое событие, явление, процесс; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические карты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Третий вопрос. Учащийся показывает знание важнейших дат, понятий и терминов курса. (понятия и даты помещаются на специальных раздаточных листах). В каждом билете по 3 термина и 3 даты

 

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы. Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1,2,3. При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов. Оценка их выполнения определяет общую экзаменационную отметку. Критерии оценивания ответов на вопросы 1,2, 3 представлены в таблицах 1,2, 3,4

 

 

Экзаменационные билеты по истории России (6 класс)

Билет №1

1. Происхождение восточных славян. Расселение, занятия, верования, быт и нравы восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

2. Работа с историческим документом.

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет № 2

1. Формирование Древнерусского государства. Характеристика деятельности первых русских князей.

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия, даты, историческая личность

 

 

Билет № 3

1. Правление Владимира Святославича. Причины и значение принятия христианства на Руси.

2. Работа с историческим документом.

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет № 4

1. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет №5

1. Русь во второй половине XI-второй половине XII в.в. Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия, даты, историческая личность

Билет № 6

1. Общественный строй и церковная организация на Руси (формирование древнерусской народности, основные слои древнерусского населения, земельные отношения, церковная организация)

2. Работа с историческим документом.

3. Понятия, даты, историческая личность

Билет № 7

1. Культура Древней Руси: особенности, устное народное творчество, развитие письменности, литература, зодчество и художественное ремесло.

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет №8

1. Начало раздробления Древнерусского государства. Причины и значение политической раздробленности. Главные политические центры Руси (Новгородская земля, Северо-Восточная Русь и Галицко-Волынское княжество).

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия.даты, историческая личность

 

Билет №9

1. Нашествие с Востока. Поход Батыя на Русь.

2. Работа с историческим документом.

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет №10

1. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед для развития русских земель.

2. Работа с исторической картой

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет №11

1. Русь и Золотая Орда. Повинности русского населения и последствия Ордынского владычества.

2. Работа с историческим документом.

3. Понятия, даты, историческая личность

Билет №12

1. Формирование Литовского государства и взаимоотношения Русского и Литовского государств.

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия, даты, историческая личность

Билет №13

1. Культура русских земель в XII-XIII в. Накопление научных знаний, литература, живопись

2. Работа с историческим документом.

3. Понятия, даты, историческая личность

Билет №14

1. Предпосылки объединения русских земель. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет №15

1. Московское княжество в первой половине XV века. Междоусобная война за московский престол. Василий Темный и Дмитрий Шемяка.

2. Работа с историческим документом.

4. Понятия, даты, историческая личность

Билет №16

4. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества середина XV – начало XVI в. Иван III

5. Работа с исторической картой.

5. Понятия, даты, историческая личность

 

Билет №17

1. Русская православная церковь в конце XIV- начале XVI в.

2. Работа с историческим документом.

3. Понятия, даты, историческая личность

Билет №18

1. Общественные отношения в Российском государстве (основные слои населения, земельные отношения)

2. Работа с исторической картой.

3. Понятия, даты,историческая личность

 

Билет №19

1. Культура Русского государства в XIV-XVI вв.

2. Работа с исторической картой

3. Понятия, даты, историческая личность

 

Документы.

1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком племени идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

Эти племена … не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим…Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой на всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитаю реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами…Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.

 

2. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

Было три брата. Один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

 

3. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идём мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира... И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира...

4. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

В лето 946. Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так именно те убили мужа её…И стояла Ольга всё лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого; дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…» Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге…Ольга же, раздав воинам-кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью тут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры).И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда…И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не было двора, где бы не было не горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

5. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку-будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если не было бы это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.

6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите его название. Объясните, на основании чего вы это определили.

1. Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого…

2. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней…

3. Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя (холопа), то вправе побить его.

7. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

В лето 1097 г. Собрались (князья) в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк-Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир-Всеволодовой, Давид, Олег, и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку-Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».

8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

В лето 1237 г. Пришли татары с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом…и начали разорять Рязанскую землю и захватили её до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и сёла пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.

Той же зимой пошёл Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар, и сошлись у Коломны, и была жаркая сеча, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей убили; и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве…

9. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

10. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами»…

 

Историческая карта.

 

Карта №1 Восточные славяне в IX- Х в.в.

Рассмотри карту и выполни задание

 

 

1. Какому историческому процессу посвящена карта? К какому периоду относится данная карта (дата, какие события, явления изображены на карте)?

2. Показать главные реки, на берегах которых поселились поляне и словене.

3. Имя князя, пред­при­няв­ше­го поход, изображённый на схеме.

4. На­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме под циф­рой «1», «2»

5. На­зва­ние су­ще­ство­вав­ше­го в пе­ри­од изображённого по­хо­да государства, тер­ри­то­рия ко­то­ро­го за­штри­хо­ва­на на схеме и обо­зна­че­на под циф­рой «3».

 

Карта №2 Походы князя Святослава Х в.

 

Рассмотрите схему и выполните задание.

 

1. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме?

2. Назовите князя, со­вер­шив­ше­го походы, обо­зна­чен­ные на схеме стрелками.

3. Укажите на­зва­ние государства и его столицы, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «1».

4.Назвать и показать государства и их столицы, побежденные в результате военного похода князя на восток.

5. Укажите на схеме название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

 

 

Карта 3 Нашествие Батыя на Русь 13в.


Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

 

1.Какому событию посвящена карта? Назовите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

2. Назовите цифру и укажите на карте город и княжество, в пределы которого вторглись монголы в начале похода на Русь.

3. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

4. Под какой цифрой находится город, который монголы прозвали «злым городом», назовите его. Почему монголы его так прозвали?

5.Назовите цифру, которой обозначена столица земли, где не было монгольского вторжения.

 

Карта № 4

Вторжение шведов и крестоносцев в северо-западную Русь 13 в.

 

Рассмотрите карту и выполните задания

 

 

 

 

1. Каким историческим событиям посвящена карта?

2. В устье какой реки высадились шведы?

3. Назовите русского князя, осуществившего походы, обозначенные на схеме белыми стрелками.

4. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

5. Укажите даты, когда произошли сражения, обозначенные на схеме.

 

 

Карта 5 Куликовская битва

Рассмотрите карту и выполните задание

1.Какому историческому событию посвящена карта? Назовите дату и историческое название события

 

2. Укажите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

3. Назовите князя, воз­гла­вив­ше­го поход, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но на схеме циф­рой «1».

4. Укажите полководца, воз­гла­вив­ше­го поход, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но на схеме циф­рой «3».

5. Как называется место, обозначенное значком «битва»?

 

Карта 6. Иван III,Василий III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

Рассмотрите схему и выполните задания

 

1. Какому историческому процессу посвящена данная карта?

2. Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», назовите указанные города.

3. Укажите век, когда в со­став еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства вошли города, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми «3», «4» и «5»

4. Назовите князя, при ко­то­ром Русское го­су­дар­ство достигло границ, обо­зна­чен­ных на схеме жир­ной чертой.

5. Какое событие отражено стыком черной и светлой стрелок, назовите реку, давшую название данному событию

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: