Модель ракеты М. Степанова




Конструктор этой модели класса S3A — Максим Шехватов, школьник из г.Электросталь (Московская обл.) и чемпион России 2001 г. в двух классах спортивных ракет — S3A и S4A. Его модель изготовлена по так называемой бумажной технологии. Головной обтекатель клеят на металлической оправке из пяти бумажных лепестков. Оправку перед этим нагревают и смазывают мастикой «Эдельвакс».

После остывания мастики на оправку накладывают лепестки, смазанные клеем ПВА, и разглаживают во избежание складок. После высыхания бумаги поверхность обрабатывают мелкой «шкуркой» и покрывают нитролаком. Дав лаку просохнуть, слегка нагревают оправку и снимают с нее готовый обтекатель.

Сразу же и торцуют его. В донной части обтекателя закрепляют втулку, изготовленную на оправке диаметром 29,5 мм, с вклеенным донцем из пенопласта. Корпус модели выклеивают на оправке диаметром 29,8—29,9 мм из плотной бумаги толщиной 0,13—0,15 мм. Заготовку размерами 170x100 мм слегка увлажняют, наматывают на оправку и склеивают внахлест.

Ширина шва при этом получается около 5 мм. При вырезании заготовки волокна бумаги располагают вдоль оправки, в данном случае — вдоль большего размера. После просушки клеевой шов обрабатывают наждачной бумагой и покрывают корпус слоем нитролака. Двигательный блок, состоящий из хвостового конуса и контейнера МРД, изготавливают из такой же бумаги, что и корпус. Первый клеят на конической оправке, второй — на цилиндрической диаметром 10,2—10,3 мм.

Соединяются все три элемента (корпус, хвостовой конус и контейнер) внахлест. Стабилизаторы вырезают из плотного полиграфического картона толщиной 0,4 мм и крепят к корпусу (точнее, к контейнеру МРД) встык густым ПВА. Вдоль одного из стабилизаторов клеят нить подвески, свободный конец которой соединяют с резинкой-амортизатором.

Другой конец резинки закрепляют в донце головного обтекателя. Туда же вклеивают и нить системы спасения — парашюта. Купол диаметром 600 мм вырезают из лавсановой пленки толщиной 5 мкм, число строп парашюта — 16. Масса модели без МРД и парашюта — 7 г. Стартует модель на двигателе «Мираж» А-1,7-3.

 

Модели ракет-победителей многих соревнований, как правило, изготовлены из стеклопластика. Этот материал получил признание спортсменов повсеместно. Он обладает высокой прочностью, легок, технологичен. Однако у стеклопластиковой технологии есть и недостатки: дефицит стеклоткани и смолы (особенно в глубинке), отсутствие оборудования и необходимых навыков у начинающих. А главное — токсичность материалов и вредность обработки.На этом фоне оригинально выглядят работы кружковцев из Московского детского аэрокосмического клуба «Союз» (руководитель В.Н. Хохлов). Основной «строительный» материал их моделей — бумага (писчая или «патронка»), Ракетомоделисты клуба уже много лет выступают с ракетами, изготовленными из бумаги. Да и А. Аникеева завоевала звание чемпионки России в 1997 году в классе S3A именно с такой моделью. Надеюсь, конструкция из бумаги заинтересует наших читателей, желающих строить и запускать ракеты.Корпус ракеты состоит из четырех элементов, изготавливаемых раздельно: головной обтекатель, центральная часть, хвостовой конус и двигательный блок. Разумеется, для каждого элемента нужна своя оправка. Головной обтекатель оживальной формы склеивают из двух половин. Смоченные водой бумажные заготовки накладывают на оправку, края одной смазывают клеем ПВА, обжимают и обматывают (несильно) узкой полоской бинта или резины.После высыхания места склейки (швы) слегка ошкуривают и покрывают лаком. Торцевую часть ровно обрезают на нужную длину. Таким же методом изготавливают и три остальных элемента. При этом их заготовки можно не смачивать. Сборку корпуса ведут в такой последовательности. На хвостовой конус, наружные края которого с торцов предварительно смазаны клеем, надевают центральный корпус и двигательный блок. Образуемые при этом клеевые пояски шириной 2 — 4 мм служат хорошим усилением жесткости всего корпуса.В хвостовой части модели встык крепят три стабилизатора, изготовленные из бальзовой пластинки толщиной 0,5 мм и усиленные ПВА. Допустим вариант и бумажных стабилизаторов. Но в этом случае возможны их поводка и коробление. И как следствие — нарушение стабильности полета. Корпус и головной обтекатель соединены при помощи втулки из пенопласта, закрепленной в обтекателе. В нее же вклеена и нить подвески системы спасения модели — парашюта или тормозной ленты. Масса модели без МРД и системы спасения — 5 г.

Универсальная спортивная модель ракеты (S3A и S6A): 1 — обтекатель головной; 2 — втулка; 3 — нить подвески системы спасения; 4 — система спасения модели; 5 — корпус; 6 — конус хвостовой; 7 — блок двигательный; 8 — стабилизатор; 9 — МРД.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: