Содержание занятия
Практические задания
1. Составьте опорные схемы «Типы речевых ошибок» и «Способы борьбы с речевыми ошибками». Источник информации: «Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г. Горецкого, О.В.Сосновской, глава 9, стр. 427.
2. Заполните таблицу «Характеристика ошибок», включив следующие графы:
Характеристика ошибок | Типичные ошибки | Примеры |
1. Лексические | 1) неоправданный повтор слов; 2) и т.д. | У нас есть кошка. Кошку зовут Мурка. |
2. Морфологические | ||
3. Синтаксические | ||
4.Логические и композиционные |
Источник информации: «Методика обучения преподавания русского языка в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г.Горецкого, О.В.Сосновской, глава 9, стр. 428 - 434.
3. Прочитайте о способах исправления и предупреждения ошибок.
Запишите составные части этой деятельности. Проанализируйте фрагмент урока. Источник информации тот же, стр. 434 – 436.
Дополнительна информация:
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
- неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или
предложения зачеркивает;
- речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и
предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
4. Познакомьтесь с рекомендациями по оценке изложений и сочинений. Запишите их.
Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе
Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).
Оценка за грамотность.
«5» - допускается несколько исправлений;
«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.
Исправление ошибок.
5. Проанализируйте сочинения учащихся. Не забывайте о способах проверки и условных знаках. Исправьте речевые ошибки (выпишите ниже текста сочинения и запишите исправленный вариант). Сгруппируйте по видам ошибок. Какую работу над речевыми ошибками следует провести на уроке (по группам ошибок)?
1) Для многих людей осень – это грязь, слякоть и первые холода. Однако Левитан в своей картине «Золотая осень» показывает нам эту пору года с другой стороны. Он постарался передать ту часть осени, которую в народе принято называть «бабьим летом». Эта часть осени отличается теплыми деньками. Порою на улице так тепло, что на миг кажется, что лето вернулось. Единственное, что напоминает о приближении холодов – это ночная свежесть, которая наступает резко.
Для природы осень – это трудный, но очень интересный период. Деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает при помощи смешения красного и желтого цветов.
Осень – это волшебная пора. Это волшебство и красоту очень удачно смог передать Левитан. Благодаря картине «Золотая осень» можно прикоснуться к тайне, почувствовать скрытое дыхание земли.
2) На картине Левитана находится березовая роща в медно-золотой осенней мантии. На левом берегу, в глубине картины изображены ветки красного кустарника. Увядшая желтеющая трава укрывает землю. А на правом – зеленые ивы, выстроенные в ряд, которым как будто грустно от осеннего увядания.
Гладь реки как будто неподвижна и холодна. На верхней плоскости реки можно увидеть отражение светлого неба и белые облака. Произведение Левитана демонстрирует наблюдателю одно из самых лирических из сезонов года. Все помнят еще со школы великие строки Александра Сергеевича Пушкина «Унылая пора». Кажется, что этот стих повторял в голове художник, рисуя свой знаменитый пейзаж.
Когда смотришь на произведение «Золотая осень», наблюдатель может проникнуться глубочайшим чувством влечения к восхитительной осенней поре, которая дарит нам незабываемое время несравненного восхищения.
Выполненное задание 5 сфотографируйте и пришлите по электронной почте. Другие задания присылать не нужно.
Завтра проведу консультацию. Просмотрите ещё раз кейсы. Отвечу на вопросы, которые у вас возникли в ходе подготовки к экзамену.
Задание на дом:
КЕЙС 24
Сложное предложение.
Методика изложения.
Л.Н.Толстой. Лев и собачка (Быль)
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя, хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
Вопросы и задания:
1. Переработайте текст (первые 6 абзацев) в соответствии с требованиями к тексту изложения в 4 классе.
2. Для какого вида изложения он может быть использован?
3. Сформулируйте цели урока.
4. Составьте фрагмент урока: речевая и орфографическая подготовка.
5. Какие виды сложных предложений встречаются в рассказе Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? Охарактеризуйте их.
6. Найдите сложные синтаксические конструкции, составьте их схемы.
КЕЙС 25
Прямая и косвенная речь.