Архитектурные особенности.




 

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

 

Голубая мечеть.

Голуба́я мече́ть или Мече́ть Султанахме́т (тур. Sultanahmet Camii) — первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив мечети Ая-Софья. Мечеть является одним из символов города.

Голуба́я мече́ть или Мече́ть Султанахме́т (тур. Sultanahmet Camii) — первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив мечети Ая-Софья. Мечеть является одним из символов города.

Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и, который решил превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением.

Архитектура мечети сочетает в себя два стиля — классический османский и византийский. По легенде султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариации изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон были привезены из Венеции, но позднее были заменены.

Одним из поразительных элементов мечети является михраб — молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На него возведён чёрный камень, привезённый из Мекки. Рядом с михрабом находится минбар — место имама для чтения проповедей.

С западной части мечети, есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с богом.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в состав которого вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов — предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

Двор Голубой мечети имеет такой же размер, как и сама мечеть. Стены двора украшены аркадами.

Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.

Интересно: мечеть была изображена на банкнотах, достоинством в 500 лир, которые были в ходу с 1953 по 1976 год.

 

 

Церковь Святой Ирины.

Церковь Святой Ирины — одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя. Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирена представляет новый тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.

История

Первая церковь на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при византийском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. Именно здесь в 381 году был проведён Второй Вселенский Собор.

В 346 году около церкви погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом.

Здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает большую часть нефа. Другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пресекая алтарь.

 

О св. мученице Ирине Македонской
Святая великомученица Ирина жила в I веке и до крещения носила имя Пенелопа. Она была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии (Македония, или Фракия). Отец ее заметил, как люди столбенели, увидев Пенелопу: от ее удивительной красоты, взгляда черных глаз, который словно проникал в сердце и зажигал его любовью, от ее нежной улыбки. А девочке исполнилось только шесть лет. Ликиний, замечая как люди теряют голову от красоты его дочери, тревожился о том, что ее могут украсть. Тогда он решил убрать ее подальше от глаз людских до двенадцати лет (возраст, в котором можно было заключать брак). Отец построил для дочери отдельный дворец, где она жила со своей воспитательницей Карией, окруженная сверстницами и слугами. Так провела Пенелопа шесть лет и, когда ей исполнилось 12 лет, отец ее стал размышлять, кому из славнейших княжеских сыновей отдать ее в супружество. Образование Пенелопа получала от приходившего ежедневного наставника Апелиана, бывшего тайным христианином. Как повествует житие, обращению Ирины в христианство предшествовала следующая история:


«Однажды, когда девица сидела в своей комнате, к ней в открытое окно, обращенное на восток, влетел голубь, державший в своем клюве маленькую ветвь; положив ее на стол, он тотчас вылетел чрез окно из комнаты. Затем через час влетел в комнату орел с венком из разных цветов, и он также, положив венок на стол, тотчас улетел. Потом еще другим окном влетел ворон, несший в клюве малую змею, которую он положил на стол, а сам также улетел. Видя все это, отроковица, вместе со своею воспитательницею, весьма удивлялись, недоумевая, что предвещал этот прилет птиц? Когда учитель Апелиан пришел к ним, они рассказали ему о происшедшем. Апелиан был тайный христианин и обладал даром прозорливости. Обсудив в себе все, переданное ими, он сказал, обратившись к Пенелопе:
- Знай, дочь моя, что голубь означает твой добрый нрав, твою кротость, смирение и девическое целомудрие. Ветвь маслины знаменует Божию благодать, которая будет подана тебе чрез крещение. Орел, высоко парящий, изображает собою царя и победителя, знаменует, что ты будешь царствовать над своими страстями и, возвысившись богомыслием, победишь невидимых врагов, как орел побеждает птиц. Венок же из цветов есть знамение воздаяния, которое примешь ты за твои подвиги от Царя Христа в небесном Его царстве, где готовится тебе нетленный венец вечной славы. Ворон со змеею знаменует врага-диавола, силящегося нанести тебе скорбь, печаль и гонение. Знай же, девица, что великий Царь, содержащий в Своей власти небо и землю, хочет обручить тебя в невесту Себе и ты претерпишь за имя Его многие страдания. <…>
Пенелопа обратилась на восток и, смотря на высоту небесную, сказала:
- Если Ты Бог истинный — Тот, Которого проповедуют христиане, молю Тебя: скажи мне: следует ли мне взять мужа, или всегда оставаться девой?
Так как был уже вечер, то Пенелопа задремала. Во сне увидела она ангела Божия, который ей сказал следующее: «Пенелопа! С этих пор ты будешь называться не Пенелопою, но Ириною, ибо ты будешь многим прибежищем и мирным пристанищем, и чрез тебя обратятся к Богу и спасутся многие тысячи душ человеческих. Твое имя будет велико и дивно по вселенной. То, что сказал тебе старец Апелиан о виденных тобою птицах, истинно, так как это Дух Божий говорил его устами. В эту ночь придет к тебе человек Божий по имени Тимофей, наставленный в учении христианском и принявший священство от святого Павла. Этот человек разносит по церквам и послания Павла. Он сподобит тебя святого крещения и скажет тебе, что ты должна делать» (ЖИТИЯ СВЯТЫХ в изложении святителя Димитрия, митрополита Ростовского).

После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной. Она стала убеждать и своих родителей принять христианскую веру. Мать радовалась обращению дочери ко Христу, отец вначале не препятствовал дочери, но затем стал требовать от нее поклонения языческим божествам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась, отец воспылал гневом и приказал бросить дочь под копыта диких лошадей. Лошади не тронули Ирину, а один из них насмерть затоптал Ликиния, который затем был воскрешён молитвой дочери.

Видя такое чудо, Ликиний с женой и множеством народа уверовал во Христа и отрекся от языческих богов. Оставив управление городом, Ликиний поселился во дворце своей дочери, намереваясь посвятить себя служению Господу Иисусу Христу. Святая же Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников своего города и обращала их на путь спасения.

Пришедший на место Ликиния, новый правитель города – Седекия, сильно испугавшись того, как быстро распространяется в городе христианство, начал гонения против христиан. Он решил: не станет Ирины - некому будет возмущать народ, или он заставит девушку вернуться к прежней жизни, или придется ее казнить. Ирина была подвергнута различным истязаниям: была брошена в ров, наполненный змеями, её тело пилили железной пилой. Согласно житию, всё это не причинило вреда Ирине. Стойкость святой и ее неуязвимость для пыток, согласно предания, обратили в христианство десятки тысяч язычников, которые приняли крещение от апостола Тимофея. В городе поднялся бунт против Седекии, он был вынужден бежать из города, не сумев пережить своего поражения, умер.

Сменившие Седекию правители также подвергали святую Ирину разным жестоким мукам, во время которых силой Божией она продолжала оставаться невредимой, а народ под влиянием ее проповеди и совершавшихся чудес всё в большем числе обращался ко Христу, оставляя поклонение языческим богам.

Проповедуя в своем родном городе - Мигдонии, Ирина не только исцеляла больных, но и воскресила умершего юношу. Из Мигдонии святая с проповедью о Христе перешла в город Каллиполь, а затем в Константину и Месемврию. Житие описывает её многочисленные чудеса и исцеления больных. По преданию после казни Ирины в Месемврии Бог, послав ангела «восставил святую Ирину живою из гроба». Увидев Ирину живой царь Саворий, совершивший казнь, весь его двор, и многие горожане приняли крещение и начали исповедовать Христа. Апостол Тимофей и Ирина наставляли их в вере.

Далее Ирина отправилась в Эфес, там она продолжала проповедовать Христа, обращать и исцелять. Она рассказывала о чудесах, которые произошли с ней. Многие в городе полюбили ее, о ней шла молва, люди искали ее. Кто хотел просто увидеть, кто получить совет, кто исцелиться от тяжких болезней по ее молитвам. Ирина никому не отказывала, но искала уединения и молитвы, ее уже томила жизнь на земле.

Согласно предания, в Эфесе Ирина была извещена о своей предстоящей смерти и в сопровождении своего учителя старца Апелиана и других христиан пришла к пещере, войдя в которую, повелела своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем. На четвёртый день, согласно ее указаниям, отвалив камень, ее спутники не нашли в пещере Ирину ни живой ни мертвой. Все поняли, что она была взята Господом на Небо.

О деяниях великой царевны написал ее учитель Апелиан.

Память святой Ирины очень чтилась в древней Византии. В Константинополе в память святой Ирины было построено несколько великолепных храмов.

 

 

Дворец Топкапы.

Топкапы́ — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает дословно «пушечные ворота. В турецких публикациях на русском часто также встречается написание названия этого дворца как Топкапи.

Дворец расположен на мысе стрелки Босфора и Золотого Рога в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с Собором Святой Софии. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м.

История дворца.

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон». После того как Мехмед Завоеватель приказал соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец — дворец Топкапы, «Изразцовый павильон» оказался на периферии этого нового дворца, но, тем не менее, стал считаться самой старой его частью. При этом первые 50 лет существования Топкапы сохранялась ситуация, когда султанский дворец был фактически лишь рабочей резиденцией султанов, как это было и во время существования дворца Баязид. «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса Топкапы. Только позднее Роксолана — украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем.

В последующие века (до 1854 года) дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи (в нём жили и правили 25 султанов). В 1854 султан Абдул-Меджид I переехал в новою резиденцию — Дворец Долмабахче. В 1923, с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем.

 

Заключение.

Политическое и культурное влияние Византии в течение всех Средних веков распространилось более или менее сильно в искусстве народов, приходивших в какое-либо соприкосновение с ней; приёмы византийского зодчества проникли в различные, даже отдалённые, края тогдашнего мира. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества явля­ется развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур—купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы.

Наиболее существенным конст­руктивным достижением византий­ской архитектуры является разработ­ка системы опирания купола на от­дельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Эта конструктивная система поз­волила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более рас­ширить внутреннее пространство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: