В психологии понятие «аддикция» – это форма расстройства, которое влечет за собой деструктивное поведение. Изучается – клинической социологией и психологией. Из-за жизненных трудностей или отношений в семье человек стремится уйти из реальности в виртуальный или нереальный мир. Зависимость начинается с обычного пристрастия и, после эмоционального удовлетворения, оно становится зависимостью. Человек, склонный к аддикции, начинает употреблять разные вещества, чтобы изменить собственное психологическое состояние.
Характерные признаки расстройства:
· Ложь. Это либо патологическая личностная особенность человека, либо приобретенная. Человек скрывает правду и пытается передать ответственность другому.
· Комплексы. Человек начинает закрываться, постоянно ищет способы унизить себя. Внешне больной пытается найти способ выглядеть и вести себя лучше других.
· Боязнь привязаться. Человек избегает любых проявлений внимания к своей особе, предпочитает оставаться одиноким и не искать себе вторую половинку.
· Тревожность. У пациента наблюдается параноидальная тревога, из-за которой он может находиться подолгу возле предмета своей зависимости. Предчувствия какой-либо беды не дает человеку выйти на улицу.
· Манипуляция. Из-за того, что у пациента наблюдаются разные комплексы, он пытается манипулировать своими близкими, угрожая расправой или самоубийством, желая добиться желаемого.
· Стереотипное мышление. Грубо говоря, зависимый человек пытается подражать «стаду», то есть, своему близкому окружению. Происходит это независимо от желания больного аддикцией. Мысли других людей – его мысли. Пациент не может выражать собственное мнение, закомплексован, считает, что его точка зрения ничего не значит.
· Нежелание нести ответственность за свои поступки. Пациент с таким расстройством не желает отвечать за свои действия, поступки, боится критики или осуждения.
Аддиктивное поведение делят на пять этапов. На первых двух человека еще можно спасти, сводив его к психологу, чтобы определить основные причины появления расстройства и принять меры во избежание последующего развития пристрастия. На последнем этапе личность человека полностью разрушается, что может привести к другим более серьезным психическим расстройствам. Далее рассмотрим этапы подробнее:
· Этап 1. «Первые пробы». На этом этапе человек впервые знакомится с предметом, который вызывает аддиктивную зависимость.
· Этап 2. «Аддиктивный ритм». Этот этап считается «перевалочным пунктом». В зависимости от тяжести проблем, человек решает – идти ему дальше или прекратить все.
· Этап 3. «Аддиктивное поведение». На данном этапе пациент не признает своей зависимости. У него появляется тревога, беспокойство и другие реакции аддикции. Если на втором этапе человек еще сомневается, то на третьем внутри больного начинается конфликт между «Я прежний» и «Я настоящий».
· Этап 4. «Полное преобладание аддиктивного поведения». Прежнее «Я» человека разрушено, предмет зависимости не приносит прежнего удовольствия.
· Этап 5. «Аддиктивная катастрофа». На этом этапе аддикционного нарушения личность человека полностью разрушена в психическом и биологическом плане.
Виды аддикции:
1. Химическая
2. Нехимические
· игрок постоянно находится в игре;
· круг интересов меняется;
· потеря контроля над собой;
· появление раздражения и беспокойства;
· потеря сил на противостояние.
Аддиктивное поведение выявляется с помощью тестов.
Исследования доказали, что пьянство и наркомания несовершеннолетних — это прежде всего проявления нарушений поведения, которые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75 % подростков росли в неблагополучных семьях; до 90 % правонарушителей — тоже выходцы из неблагополучных семей; 76 % пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50 % — в неполных семьях (В. Т. Кондрашенко).
Можно проследить динамику злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте (Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л.).
Схема возникновения психической зависимости от алкоголя и наркотиков состоит в следующем:
1) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, возникающая вследствие определенного сочетания личностных свойств (личностная предрасположенность);
2) несформированность или неэффективность способов психологической защиты личности, превращающих личностную предрасположенность в психологическую готовность к злоупотреблению психотропными веществами;
3) наличие фрустрирующей (психотравмирующей) ситуации, ализирующей проявление («включение») этой психологической готовности;
4) осведомленность подростка о свойствах психотропных веществ, позволяющих снять психическую напряженность, достичь эмоционального комфорта.
Психологическая готовность к злоупотреблению психотропными веществами является своего рода функциональным органом, представляющим собой сочетание определенных личностных особенностей, актуализирующихся в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей подростка.