СТАНДАРТ
1. Оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее – государственная услуга дополнительного профессионального образования) регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
Трудовым кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013
№ 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2010
№ 84/686 «О полномочиях органов управления областных казенных, бюджетных и автономных учреждений и внесении изменений в постановление Правительства области от 05.10.2009 № 26/342»;
распоряжением министерства образования Кировской области от 19.06.2019 № 5-535 «Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования».
2. Основными факторами, влияющими на качество оказания государственной услуги дополнительного профессионального образования, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность образовательная организация;
условия реализации дополнительной профессиональной программы (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и другие);
наличие внутренней системы оценки качества образования;
информационная открытость образовательной организации.
3. Обеспечение образовательной организацией в установленном порядке регистрации учредительных документов, зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, получения лицензии, разработки
и утверждения документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, в том числе в части оказания государственной услуги дополнительного профессионального образования.
В образовательной организации должны быть в наличии следующие документы:
устав;
лицензия на осуществление образовательной деятельности;
свидетельство о государственной аккредитации;
документы, подтверждающие наличие на законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для образовательной деятельности (свидетельство о праве оперативного управления, свидетельство о бессрочном пользовании, договоры безвозмездного пользования, договоры аренды);
программа развития образовательной организации;
дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки;
расписание учебных занятий;
локальные нормативные акты образовательной организации по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема слушателей, режим занятий, формы, периодичность и порядок итоговой аттестации слушателей;
документы, подтверждающие кадровую обеспеченность образовательной организации и соблюдение требований законодательства о труде (штатное расписание, тарификационные списки, трудовые договоры, должностные инструкции, копии документов об образовании и т.д.);
документы, подтверждающие функционирование внутренней системы оценки качества образования.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
В образовательной организации должна быть утверждены программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, которые определяют содержание дополнительного профессионального образования.
Образовательная организация разрабатывает дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям.
Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования по результатам освоения образовательных программ.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
При реализации дополнительных образовательных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.
Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет содержание и сроки стажировки.
Дополнительная профессиональная программа реализуется образовательной организацией через организацию учебных занятий и учебных работ в виде лекций, практических и семинарских занятий, лабораторных работ, круглых столов, мастер-классов, мастерских, деловых игр, ролевых игр, тренингов, семинаров по обмену опытом, выездных занятий, консультаций, выполнения аттестационной, дипломной, проектной работы и других видов учебных занятий и учебных работ.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
4. Обеспечение условий реализации дополнительных профессиональных программ.
4.1. Обеспечение образовательной организацией выполнения требований к кадровым условиям.
Образовательная организация должна располагать необходимым числом руководящих, педагогических, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников в соответствии со штатным расписанием. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации образовательной программы, определяются ее целями и задачами.
Образовательная организация должна обеспечить заключение с работниками трудовых договоров, а также обязательное прохождение ими предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров.
Образовательная организация должна обеспечить разработку и утверждение должностных инструкций, закрепляющих должностные обязанности и права работников, а также ознакомление с ними работников под подпись.
Образовательная организация должна соблюдать установленные трудовым законодательством ограничения на допуск к трудовой (в том числе педагогической) деятельности лиц, имеющих или имевших судимость, подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации,
а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
При приеме на работу педагогических работников образовательная организация должна соблюдать установленные законодательством в сфере образования требования к образовательному цензу указанных лиц.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, и (или) профессиональным стандартам.
Образовательная организация должна обеспечивать реализацию права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Все педагогические работники образовательной организации должны быть аттестованы в установленном порядке.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все педагогические работники образовательной организации должны обладать высокими моральными качествами.
При оказании услуги педагогические работники должны проявлять максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
4.2. Обеспечение образовательной организацией выполнения требований к материально-техническим условиям.
Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей реализацию образовательных программ и надлежащее качество предоставляемой услуги.
Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать действующим санитарным, противопожарным, строительным нормам, нормам электробезопасности, охраны здоровья обучающихся, охраны труда работников организаций.
4.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной организацией реализации дополнительных профессиональных программ.
Учебно-методическое обеспечение реализации дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.
В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения образовательная организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение слушателями образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения слушателей.
5. Обеспечение образовательной организацией информационной открытости своей деятельности.
Образовательная организация формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о ее деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность информации о:
дате создания образовательной организации, об учредителе, о филиалах (с 01.07.2020), о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
структуре и об органах управления образовательной организацией;
реализуемых образовательных программах;
численности слушателей по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
численности слушателей, являющихся иностранными гражданами (c 01.07.2020);
языках образования;
руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии);
персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
местах осуществления образовательной деятельности (c 01.07.2020);
материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, средств обучения, о доступе
к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ слушателей);
количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;
наличии общежития, количестве жилых помещений в общежитии, формировании платы за проживание в общежитии;
объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности) (с 01.01.2021).
Образовательная организация размещает на официальном сайте в сети «Интернет»:
копию устава образовательной организации;
копию лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) (до 01.01.2021);
копию свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
копию плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
копию локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, иных локальных нормативных актов в соответствии с законодательством в сфере образования;
копию отчета о результатах самообследования;
копию документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;
копию иной информации, которая размещается, опубликовывается
по решению организации дополнительного профессионального образования
и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательная организация обеспечивает размещение и обновление информации и документов не позднее 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
При размещении информации и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства о персональных данных.
6. Обеспечение образовательной организацией функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Образовательная организация проводит самообследование и размещает в установленном порядке отчет о результатах самообследования на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:
соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации образовательных услуг.
Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
внутренний мониторинг качества образования;
внешняя независимая оценка качества образования.
Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждаются в порядке, предусмотренном образовательной организацией.
Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.
8. Показатели качества предоставления государственной услуги дополнительного профессионального образования устанавливаются согласно приложению к настоящему стандарту.
_____________
Приложение
к Стандарту
ПОКАЗАТЕЛИ
качества оказания государственной услуги дополнительного профессионального образования
___________
|