В. Г. Белинский — журналист и критик




 

Журналистская деятельность Белинского пришлась на время дей­ствия едва ли не самых строгих за всю историю печатного слова в России цензурных запретов. В соответствии с Цензурными уставами 1826 и 1828 гг. журналисты были практически лишены права обсуж­дения любых вопросов, связанных с внутренней и внешней полити­кой. В этих условиях единственной сферой действия для отечествен­ных журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась публицистическая дея­тельность Белинского. Ее содержание можно разделить на три основ­ных блока: литературная критика, театральная критика и полемика. Деление это достаточно условное, так как полемичность была одним из основных качеств творческого почерка Белинского.

Литературно-критические статьи, рецензии и обзоры литерату­ры составляют самую большую часть наследия Белинского. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал теорию ре­ализма, на много лет вперед определив пути развития отечествен­ной литературы. Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пуш­кина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова содержали ряд новых эстетических принципов и положений, ставших ключе­выми при оценке литературного произведения, — народность, со­ответствие действительности, верность характеру героя, современ­ность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной.

Ежегодные обзоры литературы, которые он ввел в практику жур­налистской деятельности, не только зафиксировали все более или менее значительные явления литературы и журналистики того вре­мени, но и включали в себя ряд важнейших проблем общественной жизни.

Начало творческой деятельности В. Г. Белинского связано с журналом «Телескоп» и газетой «Молва», редактором которых был Н. И. Надеждин, профессор Московского университета, та­лантливый публицист. Когда В. Г. Белинского исключили из уни­верситета, Надеждин привлек его к постоянной работе в своих из­даниях. Будучи еще студентом, Белинский сотрудничал в «Теле­скопе» как переводчик, а в 1834 г. в десяти номерах газеты «Молва» была опубликована его статья «Литературные мечтания».

Уже в этом первом публицистическом произведении Белинский выдвинул многие основные положения своей литературной и жур­нальной теории, которые будут им развиваться на протяжении всего гворчества. Дебют Белинского в журналистике был настолько успеш­ным, что Надеждин, уезжая летом 1835 г. на лечение за границу, оставил его вместо себя в качестве редактора журнала. Возрастает твор­ческая активность Белинского, в «Телескопе» появляются новые име­на: К. Аксаков, В. Боткин, Н. Станкевич, А. Кольцов. Сам Белинский печатает статьи о Гоголе, Бенедиктове, Кольцове, стараясь не пропу­стить в рецензиях ни одного заметного литературного явления. В этих произведениях были сформулированы основные положения теории критического реализма, становление которого критик связал с твор­чеством Гоголя. В статье «О русской повести и повестях Гоголя», напечатанных в «Телескопе» в 1835 г., он называет Гоголя главой рус­ской прозы, «попом жизни действительной».

В 1836 г., когда за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева журнал «Телескоп» был закрыт, Белинский на время остался без работы. Начиная с 1838 г. он печатается в журнале «Мос­ковский наблюдатель» и в газете «Литературные прибавления к „Рус­скому инвалиду"» А. А. Краевского.

Организованный в 1835 г., «Московский наблюдатель» в 1837 г. перешел от М. М. Погодина и С. П. Шевырева к книготорговцу Н. С. Степанову, который привлек Белинского к сотрудничеству в из­дании, ранее вызывавшем резко отрицательную оценку со стороны критика. Договорившись о невмешательстве со стороны издателя, Бе­линский начал работу в этом журнале. Он сделал попытку оживить «Московский наблюдатель», пригласив для участия в нем своих дру­зей но Московскому университету и кружку Станкевича: Бакунина, Боткина, К. Аксакова, Кольцова.

Литературно-эстетические, общественные оценки Белинского были точными и глубокими, что проявилось, например, в статьях о «Реви­зоре» Гоголя, о стихотворениях Лермонтова.

Научный, философский характер «Московского наблюдателя» не способствовал привлечению читателей, и в начале 1839 г. издание журнала было прекращено. Следующий этап творческой деятель­ности В. Г. Белинского был связан с «Отечественными записками» (с 1839 но 1846 г.) и «Современником» (1847— 1848 гг.).

В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр литератур­но-критической статьи особого тина, «особого тона», где обязатель­ным элементом присутствовала оценка современного состояния об­щества и обязательно оценивалось соответствие его потребностям. Такая сопряженность с общественными вопросами придает этим ста­тьям публицистический характер.

Каждый первый номер годового комплекта «Отечественных запи­сок» открывался годовым обозрением Белинского. Этот жанр был известен в отечественной журналистике еще с начала XIX в. Обозре­ния писали Н. Греч, А. Бестужев. Для Белинского образцом стали обозрения А. Бестужева в «Полярной звезде», которые он высоко ценил за то, что Бестужев первый рассмотрел «ход нашей литерату­ры» в связи с потребностями общества.

Белинский создал и утвердил в журналистике жанр монографиче­ской статьи-исследования. Как правило, они публиковались частями: например, одиннадцать статей о Пушкине, две — о Державине, три — о книге А. Никитенко «Речь о критике». Он же первым в русской журналистике стал постоянным ведущим рубрики (циклы «Русский театр в Петербурге», «Литературные и журнальные заметки»). Как журналист Белинский проявил умение вести целые полемические кампании — например, вокруг «Мертвых душ» и всего творчества Гоголя.

Заостренно полемический публицистический талант Белинского в полной мере проявился в его памфлетах «Педант» (1842) и «Таран­тас» (1845). «Я рожден быть памфлетистом», — сообщал он своим соратникам, написав первый памфлет. В тоне разящей иронии в «Пе­данте» нарисован собирательный образ некоего литератора Карто­фелина, во взглядах и описании внешности которого современники узнали С. П. Шевырева, одного из теоретиков и пропагандистов тео­рии официальной народности, литератора и профессора Московско­го университета. По форме «Педант» написан в жанре нравоописа­тельного, «физиологического» очерка, получившего к тому времени большое распространение. Бе­линский воспользовался возможностью и составил тип «литератур­ного педанта» — учителя словесности, литератора и журналиста. Бе­линский изобразил человека ограниченного, который слово «идея» не может слышать без ужаса. Его герой питает «ненависть и отвраще­ние во всему живому и разумному», «принимает под свое критиче­ское покровительство все бездарное и... наповал бранит все, в чем есть жизнь, душа и талант». Критика такого педанта «становится по­хожа на позыв к ответу за делание фальшивой монеты, т. е. на донос».

В памфлете «Тарантас» создан собирательный образ славянофиль­ства. По форме это рецензия на одноименную повесть В. Соллогуба. 11амфлет написан в 1845 г., когда полемика между западниками и сла­вянофилами достигла апогея в связи с публикацией стихотворного пасквиля поэта Н. Языкова «К не нашим», где в гротескной форме был изображен круг друзей и соратников Белинского.

Полемику со славянофилами Белинский продолжал и в «Совре­меннике», где была опубликована статья «Ответ „Москвитянину"», также содержащая ряд резких оценок славянофильства, идеи кото­рых о необходимости социального смирения, обновления христианского сознания были глубоко чужды боевому публицисту-полемисту.

В. Г. Белинский был не только великим литературным критиком, он заложил также основы демократической театральной критики. Его литературно-эстетическая теория имела самое непосредственное от­ношение и к искусству сцены. Театральной критикой Белинский за­нимался в течение всей своей журналистской деятельности. В 1835 г. в газете «Молва» была опубликована статья «И мое мнение об игре г. Каратыгина». В ней критик прямо заявил о себе как стороннике «плебейского» искусства и определил два направления в русском те­атре: народное, связанное с такими именами, как Грибоедов, Моча-лов, Щепкин, и казенно-патриотическое, связанное с Марлинским, Кукольником, Каратыгиным. Белинский мечтал увидеть на сцене «всю Русь с ее добром и злом». Программной явилась его статья 1838 г. «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», открывавшая OI дел критики в журнале «Московский наблюдатель». Здесь дана раз­вернутая характеристика драматургического произведения, сложно­го актерского труда на основе изучения характеров героев, который позволил Мочалову добиться «истинности чувств».

Критерии оценки литературных произведений Белинский приме­нял и к театральному искусству. Театр как верное зеркало обществен­ной жизни, театр как трибуна, как учебник жизни — эти установки были исходными в его театральной критике.

В «Отечественных записках» под рубрикой «Русский театр в Пе­тербурге» Белинский регулярно публиковал отчеты о постановках, осуществленных на сцене Александрийского театра. Их отличитель­ной чертой является то, что Белинский рассматривал искусство сце­ны в определенном триединстве, составляющими которого были пуб­лика, репертуар и актер. При этом главная внутренняя задача его критических выступлений состояла в воспитании зрителя, отсюда его горькие характеристики зрителя Александрийского театра, острые, подчас саркастические характеристики.

Важной частью творческого наследия Белинского является его тео­рия журнального дела, осмысление журналистики как рода професси­ональной деятельности. Журнальная теория Белинского складывалась на основе изучения истории журналистики прошлого. Старые журна­лы он называл «живой летописью прошедших времен» и неоднократ­но подчеркивал, как важно журналисту узнать «уроки прошедшего». Как историк журналистики Белинский использовал возможности раз­личных жанров: в его статьях можно встретить и монофафическое ис­следование определенного журнала или газеты, и исторический обзор развития журналистики в какой-то определенный период.

Он создал целый ряд исследований, посвященных литераторам, которые оказали большое влияние на развитие журнального дела в России. Это Сумароков и Карамзин, Пушкин и Полевой.

Хотя у Белинского нет ни одной работы, специально [[освященной проблемам журналистики, тем не менее трудно найти статью, где бы он не касался вопросов, связанных с развитием отечественной прес­сы. Он редко употреблял само слово «журналистика» и, как правило, рассматривал его как синоним словообозначений таких понятий, как «литература», «критика», что объясняется тем, что и сама профес­сия в этот период находилась на этане своего становления.

Журналистику Белинский определил как арену «упорной битвы за мнения», обозна­чив таким образом ее цель — формирование общественного мне­ния. Здесь же перечислены достоинства «Московского телеграфа», те качества, которыми он отличался от других периодических изда­ний и которыми обязан обладать хороший журнал. Это живость, све­жесть, разнообразие, вкус, хороший язык и — что особенно важно — «верность в каждой строке однажды принятому и резко выразивше­муся направлению». Полевой «владел тайною журнального дела, был одарен для него страшною способностью», он был «журналистом не по случаю, не из расчета, не от нечего делать, не по самолюбию, а по страсти, по призванию». Таким был и сам В. Г. Белинский.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: