Организация сестринского процесса




 

Стратегическими целями сестринской деятельности являются обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния; предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента; помощь пациенту и его семье к дезадаптации, связанной с заболеванием; поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей.

Детализация этих целей происходит в каждом конкретном случае, так как каждый больной индивидуален, больше того, его состояние меняется в зависимости от этапа заболевания (обострение, хронический процесс, реабилитация и др.).

 

В любом случае достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

 

- создание базы информационных данных о пациенте;

- выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;

- обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

- составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;

- определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.

 

Рассмотрим особенности сестринского процесса применительно к уходу за больными детьми, страдающими анемией.

На первом этапе сестра осуществляет сбор информации о пациенте для диагностики заболевания. В результате опроса она должна обратить внимание на характерные жалобы. Например, при анемии это могут быть повышенная утомляемость, слабость, нарушение вкусового восприятия, шум в ушах и др.

Также сестра должна объективно оценить состояние пациента. Часто у детей, страдающих анемиями выявляются бледность, синева под глазами, язык может быть бледным, в уголках рта могут появляться заеды, может наблюдаться сухость кожи.

Дополняют информационную базу о пациенте результаты лабораторных методов диагностики, прежде всего, результаты анализа крови, включая уровень гемоглобина.

На втором этапе сестринского обследования сестра должна выявить ключевые проблемы больного ребенка. Характер этих проблем часто зависит от тяжести заболевания.

При запущенно анемии и тяжелом состоянии ребенка рекомендовано лечение в стационаре, позволяющее достаточно быстро восстановить уровень гемоглобина в крови пациента. Как правило, пациенты поступают в стационар в случаях достаточно тяжелых проявлений, вплоть до нарушений физиологических потребностей.

 

Обычно сестра выделяет при железодефицитной анемии, такие проблемы как:

- слабость;

- диспепсические расстройства;

- нарушение сна;

- страх перед манипуляциями и обследованием;

- дефицит общения;

- неспособность самостоятельно справиться с трудностями, вследствие заболевания.

 

На третьем этапе определяются приоритеты в работе медицинской сестры. Они зависят от состояния больного и исходя из наиболее значимых проблем, после чего и составляется план сестринского вмешательства. Так, например, если речь идет о лечении в стационаре приоритетом сестринского ухода будет определено: восстановление нормального физиологического состояния, не допущение осложнений и др.

При амбулаторном лечении приоритетной целью сестринского ухода будет информирование пациента и его родителей о его состоянии, объяснение необходимости соответствующего лечения и соблюдения диеты.

Особенно важно для медицинской сестры установить контакт с родителями и доносить до них всю информацию о состоянии больного ребенка, объяснять важность соблюдения соответствующей типу заболевания диеты, режима и др.

Примерный план сестринского вмешательства представлен в таблице 6.

Таблица 6. План сестринского ухода в стационаре.

Этапы плана сестринского вмешательства Сестринское вмешательство Мотивация
Обеспечение организации и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима - беседа с пациентом/ родителями о заболевании и профилактике осложнений - объяснение пациенту/родителям необходимости соблюдения постельного режима Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Обеспечение условий комфорта.
Создание комфортных условий в палате - контроль влажной уборки в палате и регулярного проветривания; - контроль смены постельного белья; - контроль соблюдения тишины в палате Удовлетворение физиологической потребности в пище
Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий -провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены; -контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий, потребность в чистоте
Организация и контроль за соблюдением диеты Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты. Удовлетворение физиологической потребности в пище
Организация и контроль лечебного процесса (приема лечебных препаратов, проведения диагностических процедур) - раздача лекарственных препаратов и контроль за их приемом; - объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных препаратов и проведения лабораторных исследований (анализы крови и др.); - перед каждым исследованием проводить психологическую подготовку ребенка, научить ребенка правилам поведения, сопроводить на исследование Достижение цели лечения
Динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение -контроль над аппетитом, сном; - выявление жалоб; - измерение температуры тела утром и вечером; - измерение артериального давления; Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений

Примерное меню при анемии:

Первый завтрак: печень куриная (100 г), салат из томатов и зелени (300 г) или гречневая каша (200 г), чай из трав (200 мл)

Второй завтрак: 1 яйцо, яблоки (100 г)

Обед: суп овощной (400 г), куриная грудинка (150 г), салат из капусты (150 г), 1 апельсин

Полдник: бисквит с гематогеном (100 г), отвар шиповника (200 мл)

Ужин: творог (100 г) с медом (5 г), каша овсяная молочная (250 г)

На ночь: кефир (200 г).

 

На заключительном этапе сестринского процесса она должна давать оценку эффективности ухода. При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового педиатра в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима дня и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара.

В случае, если лечение организуется в условиях стационара для медицинской сестры приоритетной является работа с родителями. Она должна провести беседу с ребенком и его родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.

Дать конкретные рекомендации по питанию. Рекомендации по организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе, массаж и гимнастика по возрасту.

Сестра должна объяснить как принимать назначенные препараты: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Также необходимо предупредить родителей, что у пациента может появиться кал, окрашенный в черный цвет.

Оценивая эффективность сестринского процесса сестра должна проанализировать в какой степени были решены проблемы пациента. При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации необходим осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

 

Заключение

Железодефицитная анемия является одной из ведущих медико-социальных проблем. Согласно данным ВОЗ, дефицит железа выявлен у 3,6 млрд. человек, наиболее подвержены анемии дети до 3 лет. Лечение данного заболевания должно быть комплексным, направленным на устранение причины, вызвавшей заболевание, и включать адекватное поступление в организм микроэлементов, витаминов, белков и коррекцию дефицита железа.

 

Основаниями для профилактики железодефицитной анемии являются:

• ЖДА приводит к снижению умственного развития почти у 40% младенцев в мире;

• ЖДА приводит к нарушению здоровья и снижению работоспособности приблизительно у 500 млн. женщин;

• ЖДА ответственна более чем за 60 000 смертей новорождённых в мире ежегодно;

 

А также: дефицит железа является одним из самых распространённых среди дефицитов микроэлементов, и встречается у 1/6 части населения земного шара.

Предрасположенность к дефициту железа в организме наиболее высока:

• у детей первых двух лет жизни, вследствие анатомо-физиологических особенностей метаболизма железа;

• у детей подростков, вследствие более высоких весо-ростовых прибавок в препубертатном и пубертатном возрасте (железо высоко востребовано в мышечной ткани - в миоглобине, в костной ткани), у девочек также за счёт появившихся физиологических (а тем более, патологических) кровопотерь.

 

Факторы, предрасполагающие к ЖДС у детей раннего возраста:

• быстрые темпы роста массы тела - высокие внекостномозговые потребности в железе;

• истощение пренатальных запасов железа во втором полугодии жизни;

• ограниченные возможности поступления, обусловленные особенностями возрастной диететики;

• возрастание гемопоэтической потребности в железе во втором полугодии жизни в связи с активизацией эритропоэза после периода физиологической депрессии (физиологический минимум в 3 месяца - нежелезодефицитное состояние).

 

Поэтому, именно у детей раннего возраста достаточно минимальных дополнительных потерь железа (при нарушениях питания, острых заболеваниях, интоксикациях, дистрофиях, избыточном весе, рахите) для развития у них железодефицитной анемии. Латентный дефицит железа имеется у всех детей, рождённых с низкой массой тела, недоношенных, от многоплодной беременности, а также имевших антенатальные и интранатальные кровопотери.

Основными группами риска развития заболевания являются дети первого и второго года жизни и подростки.

Таким образом, особенностями сестринской деятельности при анемии у детей до 3 лет являются проведение бесед с родителями по диетотерапии при железодефицитной анемии, уходу за ребенком, режиму дня. Медицинская сестра информирует родителей о систематическом приеме препарата, назначенного врачом, об особенностях приема препарата. Осуществляет контроль диспансерного наблюдения за пациентами с заболеванием железодефицитная анемия.

Выводы:

1) анемия у детей младшего возраста одна из наиболее частых патологий, с которой приходится стакиваться педиатрам и неонатологам. Распространенность анемии у детей до 1 года по данным разных авторов составляет 8-40%.

2) у детей первых двух лет жизни, вследствие анатомо-физиологических особенностей метаболизма железа в организме, предрасположенность к дефициту железа наиболее высока;

3) самая распространенная форма анемии - железодефицитная. Она составляет практически 80% от всех форм анемий в детском возрасте. В результате дефицита железа в организме ребенка нарушается синтез гемоглобина. Дефицит железа может возникать у детей по нескольким причинам. Наиболее частая причина - анемия или скрытый недостаток железа у матери (при грудном вскармливании), осложненное течение беременности, многоплодная беременность, аномалии развития плаценты или пуповины, поздняя перевязка пуповины.

Большой риск развития анемии имеется у недоношенных детей, и детей, родившихся с очень большой массой тела. После родов основная причина развития железодефицитной анемии - это недостаточное поступление железа с пищей. Наиболее часто ей подвержены малыши на искусственном вскармливании (особенно неадаптированными молочными смесями, а также цельным коровьим или козьим молоком).

Кроме этого дефицит железа всегда сопутствует заболеваниям, при которых нарушено кишечное всасывание (энтериты, паразитарные инвазии, болезнь Крона). При выраженном дисбактериозе также возможно нарушение усвоения железа в организме. Анемия у детей младшего возраста проявляется общими симптомами: бледностью кожных покровов, общей вялостью, плаксивостью, снижением аппетита, срыгиваниями, рвотой после кормления. У детей до года может отмечаться регресс моторных навыков - то есть ребенок перестает выполнять те навыки, которые уже успел освоить. Например, ребенок перестает садиться или переворачиваться.

После 6 месяцев у детей признаками анемии может быть сухость и шершавость кожи, трещины в углах рта, ломкость и тусклость волом, разрушение зубов, отставание в развитии. Со стороны пищеварительной системы могут быть отмечены затрудненное глотание, метеоризм, запоры, извращение вкуса;

4) особенностями сестринской деятельности являются: консультирование родителей по диетотерапии, особенностям приема препарата железа, уходу за ребенком, режиму дня, роли диспансерного наблюдения врачом - педиатром;

5) медицинская сестра обеспечит родителей памятками по питанию при железодефицитной анемии и режиму дня, особенностям применения препаратов железа.


Список использованной литературы

1.Геппе, Н. А. Педиатрия: учебник / Детские болезни - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 2.Мальцева, Л. Д. Патология / Дьячкова, С. Я., Карпова Е. Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.

3.Смолева, Э. В. Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской под ред. к.м.н. Кабарухина, Б. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2018.

4.Хорошинина, Л. П., Гериатрия / под ред. Хорошининой, Л. П. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.

5.Бычков А.А. Диагностический справочник. - М.: «Феникс» 2019.

6.Воробьев П.А. Анемический синдром в клинической практике. - М.: «Ньюдиамед». - 2019.

7.Дворецкий Л.И., Воробьев П.А. Дифференциальный диагноз и лечение при анемическом синдроме М.: «Ньюдиамед», 2018.

8.Демидова А.В. Анемии: учебно-практическое пособие. - М., 2019.

9.Кисляк Н.С., Ленская Р.В. Клетки крови у детей в норме и патологии. - М., 2020.

10.Коровина Н. А., Заплатников А. Л., Захарова И. Н. Железодефицитные анемии у детей. - М., 2018.

11.Лечение железодефицитной анемии. Международные рекомендации // Клиническая фармакология и терапия. – 2019.

12.Лычев В.Г., Карманов В.К. - Основы сестринского дела в терапии - Ростов н/Д: Феникс 2018.

13.Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н - Сестринское дело в терапии - М.: ООО Медицинское информационное агентство, 2019.

14.Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: ГЭОТАР- Медиа, 2019.

15.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

16.Обуховец Т.П., Скляров Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Изд. 13-е доп. перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2019.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: