Многофигурной композиции на плоскости




12.01.2020

Тема. Понятие «Многофигурная композиция». Составление.

Многофигурная композиция – это такая композиция, где в организации графического листа главенствующую роль играют два или несколько равных или почти равных фигур-объектов. Цель использования такого вида композиции – продемонстрировать качества этих объектов. Даже один и тот же объект, изображенный в нескольких поворотах или ракурсах, дает интересную форму композиционной организации. Несколько объектов, объединенных в графическом листе, позволяют делать эффектные композиции, широко и разнообразно показывающие идею, положенную в основу работы, демонстрируют различные грани образа. Этим приемом активно пользуются в процессе проектирования и в рекламе.

Обычно в двухфигурной композиции объекты имеют равное значение, как композиционное, так и смысловое. Объекты могут относиться к какой-либо очень узкой группе (номинации), например: буквы, яблоки, бутылки и т. д. Или к более широкой группе, например: знаки, фрукты, посуда и т. д. В любом случае, объекты, рассматриваемые в многофигурной композиции, объединяет как смысловое, так и стилистическое единство. Но при этом мы подчиняемся особенностям психологии зрительного восприятия и законам композиции. В многофигурной композиции, где участвуют два или более объектов, мы должны отвести одной из фигур главную роль, а другой фигуре – второстепенную. В этом нам помогут выразительные и изобразительные средства

Таблица 6

Средства организации активных и пассивных элементов

Выразительные средства Активный объект Пассивный объект
Формообразование Динамика; Статика;
  асимметрия; симметрия;
  контраст пластики, раз- тождество (нюанс) пла-
  мера стики, размера
Светлотный тон Контрастный к фону: Нюансный, тождествен-
  светлый объект на тём- ный фону:
  ном фоне; серый объект на светлом
  тёмный объект на свет- фоне;
  лом фоне серый объект на темном
    фоне

 

       
Цветовой тон Насыщенный; Ненасыщенный;
  контрастного (дополни- сложный, пастельный
  тельного) цвета к фону цвет;  
    родственного цвета к
    фону  
Декор, фактура Ярко выраженные; Мелкие, равномерные;
  насыщенные; сетчатые  
  крупные    

В многофигурной композиции помимо основных объектов участвуют и другие. Их роль – обозначить среду и пространство, определить образ и стиль, нести дополнительную информацию. Это могут быть условно трактуемые цветовые и фактурные пятна, поддерживающие и выявляющие цветовое строение объектов. Окружение не должно быть доминирующим и отвлекать от главных объектов.

В графическом изображении важно решить композиционные задачи, которые можно разделить на две основные группы:

размещение изображения фигур и предметов на плоскости, плановость, пластическая взаимосвязь;

тоновое и цветовое решение, поиск и распределение фактур (орнамента).

Рассмотрим, как это учитывается в практической работе над многофигурной композицией.

Размещение элементов

многофигурной композиции на плоскости

Центральная композиция является наиболее ясной, просто и легко воспринимаемой. Такая композиция имеет симметричную или приближенную к ней структуру. Ось симметрии вертикальная. Фигуры плотно сбиты в одну группу, располагающуюся в единой условной плоскости, занимают почти весь лист. Все изображения мгновенно попадают в поле зрения, и дальнейшая работа глаза направляется на изучение деталей.

Помимо центрального типа возможно применение развернутых и замкнутых композиций.

Замкнутая композиция строится в форме круга или кольца. Фигуры в такой композиции находятся в равном положении, но можно сделать так, чтоб одна, две или три фигуры заняли главенствующие роли.

Развернутая композиция характеризуется тем, что изображения объектов подаются один за другим. Группа разворачивается по ширине листа в одной плоскости, почти не имеет глубины пространства или оно не значительно.

Следует отметить, что центральная, замкнутая, развернутая формы композиции могут иметь и нечетко выраженные формы, промежуточные варианты.

Плановость в многофигурной композиции

Многофигурная композиция может решаться двумя способами: плоскостно; с организацией пространства – плановости.

Плоскостная многофигурная композиция. В композиции такого рода используются две пространственные координаты: высота и ширина. Это изображение без глубины, иллюзии пространства, перспективных сокращений. Бóльшее внимание уделяется не расположению объектов в пространстве листа, а качествам самих объектов: деталям, фактуре, светлому тону и цвету. Эти признаки подчиняются определенной роли фигуры: либо активной, либо пассивной.

Пространственная многофигурная композиция. В композиции такого рода используются три пространственные координаты. К координатам, используемым в плоскостной композиции: высоте и ширине, добавляется еще одна – глубина. В пространственной многофигурной композиции бóльшее внимание уделяется местоположению объектов организуемой графической плоскости. При плановом построении изображения композиция приобретает еще более структурированный и условный характер.

Надо отметить, что в отличие от станковой графики и живописи, дизайнерские изображения не имеют сложной многоплановости с несколькими независимыми действиями, равными по своему значению. Обычно число порогов уровней удаления фигур не превышает трех. Во избежание путаницы планов объекты разных планов имеют значительное изменение масштаба и массы фигур. В работах стремя планами часто наиболее активным пластически бывают самые дальние фигуры. Здесь работает своеобразная иерархия исполнения функций. Объекты первого плана несут основную декоративную нагрузку. Второй план демонстрирует пропорциональные отношения. Фигуры третьего плана обычно уже так мелки, что воспринимаются силуэтно и тем самым дают возможность показать пластику в чистом виде. Чаще всего такой тип компоновки используют для графических листов большого размера, рекламных плакатов.

Рассмотрим четыре основных вида расположения объектов пространственной многофигурной композиции. Для простоты используем пример двухфигурной композиции. Размещение и масштабное соотношение фигур зависит от перспективы и положения уровня наблюдения (линии горизонта).

1. Фигуры выровнены по верху, т. е. когда линия горизонта совпадает с верхним уровнем формы объекта, тогда перспективная глубина определяется плоскостью, на которой стоят фигуры.

.

2. Фигуры выровнены по низу, когда линия горизонта совпадает с нижним уровнем формы объекта, тогда глубина изображения определяется схождением к низу уровня верхнего края форм объектов. Если же перспективное сокращение незначительно и фигуры близки по масштабу, необходимо следить за расположением деталей во избежание путаницы в планах. Избегать ситуаций, когда дальняя фигура будет казаться массивнее и зрительно «задавит» фигуру первого плана.

3. Обратная перспектива – это специальный прием, когда намерено преувеличенная фигура второго плана, становится практически фоновым пятном, поддерживающим, обогащающим переднюю фигуру за счет контраста пластики, тона и пр. В такой композиции дальняя фигура более массивна, более статична, пластически спокойна. Ближняя фигура при меньшем масштабе отличается экспрессией, большей динамикой пластики. В этом случае пространство воспринимается менее глубоким, а изображение объектов требует соответствующих графических приемов.

4. Фокус внимания на втором плане. Это особый случай. Ситуация схожа с предыдущим вариантом. В данном композиционном решении важно найти меру условности формы фигуры первого плана. Наиболее удачным будет использование условно-замкнутой формы (словно выходящей за рамки листа). Такой подход позволит сконцентрировать внимание на объекте второго плана, который, в свою очередь, должен иметь четкую, активную форму с точно найденными деталями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: