ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z




(на материалах исследования студентов Хорского агропромышленного техникума)

 

«Клиповое мышление в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование» [2]. В качестве действенного средства против клипового мышления ученые и психологи предлагают: а) дни отдыха от информационного шума; б) просмотр старых фильмов; в) прогулки и путешествия с семьей и друзьями; г) чтение объемных текстов классической художественной и философской литературы.

Однако возникает проблема: как сделать так, чтобы чтение стало хорошей привычкой для подростка, у которого устойчивость внимания уменьшилось в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо? Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас это происходит уже совсем на другой основе. Вдобавок принудительное чтение текстов в школе отбивает желание читать книги на досуге. А проблемы чтения в школьном возрасте отражаются на успеваемости ребенка в других науках. В качестве примера приведем данные исследования проведенного в КГБ ПОУ Хорском агропромышленном техникуме.

С сентября по декабрь 2017 года у студентов 1 и 2 курсов проверяли нормы техники чтения и предлагалось за 2 месяца улучшить свои результаты на 15 – 20 слов в минуту (См. Приложение 3). В эксперименте приняли участие 100 человек. В качестве индикатора скорости чтения вслух была избрана методика А. А. Акишиной. В ходе проверки выяснилось, что на уровне 5 класса (до 104 слов/мин.) «застревают» 19 человек, на уровне среднего звена (от 114 до 150 слов/мин) читают 39 человек, укладываются в норму старшего звена (от 151 и выше) только 32 человека. Преподавателями прослеживается четкая связь полученных данных с достижениями в обучении студентов: большее количество неуспевающих по предметам отмечено среди тех, кто читает ниже нормы старшего звена. Им сложнее даются предметы, они стесняются читать задания учебника вслух при одногруппниках, скорость их логических операций значительно ниже, чем у тех студентов, которые укладываются в норму техники чтения. Достичь конечной цели эксперимента и улучшить свои показатели через 2 месяца смогли только пятеро из общего количества студентов. При опросе причин неуспеха были названы следующие причины: 1) лень; 2)отсутствие желания; 3) отсутствие заинтересованности в положительном результате исследования; 4) отсутствие интересных книг в свободном доступе; 5) отсутствие времени.

Первые три указанные причины объясняются проблемой клипового мышления поколения Z. Однако, Даниэль Пеннак в книге «Как роман» отмечает, что нелюбовь к чтению у подростков закладывается в семье, а укореняется в школе. «Мы же предали его! Когда-то мы составляли — он, сказка и мы — нераздельную Троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой. Легкое течение нашей речи делало и его невесомым; теперь непроглядное кишение букв душит самую попытку предаться мечте. Мы приобщили его к путешествиям со скоростью мысли; теперь он раздавлен тупостью усилия. Мы одарили его вездесущностью — теперь он узник своей комнаты, класса, книги, строки, слова» [7]. Французский писатель укоряет родителей за то, что чтению ребенка стали заставлять, а не пытаться заинтересовать его тем волшебством, которое таится в книге, в том, что всяческими отговорками отказались помогать сохранить интерес к чтению.

В результате такой родительской невнимательности мы получили 45 % студентов Хорского агропромышленного техникума с низкой читательской компетенцией (См. Приложение 1). В результатах проведенного интернет-опроса в группе ХАТ социальной сети ВКонтакте 25,6% обучающихся признались в том, что совершенно не читают книг, и 19, 5 % опрошенных читают в год не более 2 книг.

В комментариях к опросу студентам предлагалось указать название и автора последней, прочитанной ими, книги. Из 82 человек только 4 молодых людей указали русских писателей и поэтов, причем русскую классику из них указал только 1 человек (стихи Анна Ахматовой), остальные же предпочитают жанр современной научной фантастики в лицах авторов серии S.T.A.L.K.E.R. или Дмитрия Глуховского «Метро 2035».

Среди популярных и интересных книг среди подростков можно назвать: «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Великий Гэтсби» Френсиса Скотта Фицджеральда, «Глаз Волка» Даниэля Пеннака, Джоджо Мойес «Девушка, которую ты покинул», Кассандру Клэр серия книг «Сумеречные охотники», Анджей Сапковский серия книг «Ведьмак».

Исходя из приведенного списка авторов и книг, можно заключить, что представители поколения Z включены не только в виртуальную реальность, но и ирреальный мир фэнтези и фантастики. Уход от проблематики реализма и романтизма способствует отказу подростков от решения проблем в реальной жизни, а также увеличивает вероятность затяжного периода инфантильности в жизни молодых людей. Очень обидно становится за русскую классическую литературу, оставшуюся невостребованной для представителей поколения Z. Однако утешает тот факт, что 54,9 % обучающихся в Хорском агропромышленном техникуме все-таки читают книги на досуге, и 25,6 % читают больше 3 книг в месяц.

Для того, чтобы повысить читательскую активность студентов нужно предпринять ряд мер о которых речь пойдет ниже, однако на первое место встает вопрос о материальной базе библиотеки техникума. Общий фонд книг в ней составляет 2300 экземпляров, из них абонемент художественной литературы насчитывает всего 638 единиц, что в корне не удовлетворяет читательские потребности студентов, ведь и это количество представлено старыми образцами, исключающие новые произведения.


СОЗДАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ГРУПП, КАК ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z

«Известно, что если к двенадцати годам ребенок не становится активным читателем, если в свободное время он не читает самостоятельно, то этот пробел в полной мере он никогда не восполнит. А ведь именно детская литература формирует личностные ценности, закладывает основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства» [8].

Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, постепенно постигая поле сложные литературные и документальные формы текста, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность. Здесь на помощь приходит опыт зарубежных стран.

Распространение читательских групп во время Года чтения (1998 г.) позволило Великобритании вернуть бизнес элиту и офисных работников в разряд читателей. Сегодня Великобритания – одна из наиболее читающих стран Западной Европы. Подобная методика пользуется популярностью не только за рубежом, но и в нашей стране в работе библиотекарей. Сейчас важно, чтобы ведение «Читательской группы» (ЧГ) занималось содружество; библиотекарь, преподаватель литературы, лидеры студенческих групп. В основе создания ЧГ – уникальность деятельности чтения, позволяющая соединить индивидуальное прочтение текста и общественный характер его обсуждения.

Все знают о положительной стороне чтения – возможности поделиться с другими мыслями и чувствами, вызванными книгой. Формат дискуссии о прочитанном, едином для всех членов ЧГ, а также совместный выбор следующей книги для прочтения, чтение, ожидание новой встречи, теплая, доброжелательная атмосфера – все это может стать для подростков новой возможностью для самовыражения, появления чувства сопричастности и лишний повод не вступать негативные уличные формирования.

В пособии Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» пошагово описан механизм создания и работы ЧГ. На первом этапе формируется состав читателей, выбирается название и лидер группы, определяется постоянное место встреч (лучший вариант - библиотека). Второй этап – определение расписания и выработка основных правил ЧГ, например: 1) мы уважаем мнение членов группы о прочитанной книге; 2) мы стараемся читать книгу выбранную группой, даже если она не очень нравится; 3) даже, если книга не прочитана до конца мы придем на встречу, чтобы обсудить ее.

Когда группа работает, один час выделяется на обсуждение прочитанного и на определение круга чтения. Важно, чтобы в работе принимали участие все члены коллектива. Как показала практика, для эффективного руководства ЧГ ее лидер должен владеть следующими стратегиями, которые можно последовательно применять в ходе занятий: 1) создание портрета читателя; 2) выбор книги; 3) деловая игра «Активный читатель»; 4) «Экран чтения»; 5) коммуникативная игра «Что нового?»; 6) информационная карточка книги; 7) читательские конференции; 8) дебаты.

Работа ЧГ меняет отношение в коллективе к чтению. Читать становится модно. Члены группы обмениваются новостями о книгах, прочитанное обсуждается во время перерывов. Затем читать становится престижно. Особенно этому способствуют «Экраны чтения» - постеры, на которых каждый член группы отмечает прочитанные им книги. Примерно через год обширное чтение становится нормой, о чем свидетельствует включение содержания прочитанного в предмет общения, цитирование, оценки поступков героев. Все прочитали книгу, все знают, о чем идет речь!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя все сказанное, можно сделать следующие выводы: ученые выделяют 6 поколений, представители которых еще бытуют на планете. Сегодняшние учащиеся являются представителями поколения Z, которое характеризуется зависимостью от цифровых технологий, сосредоточенностью на краткосрочных целях, ориентированностью на потребление, сильнейшей включенностью в виртуальную реальность, клиповостью мышления. У подростков «клиповость» проявляется: в неспособности читать и конспектировать объёмные тексты; в неспособности обращаться к первоисточникам; не способностью удерживать внимание на длительное время на определенном объекте действия. Как следствие у подростков появляется рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Люди с клиповым мышлением не смогут глубоко осознать, проанализировать информацию, и сразу переходят к потреблению новой. В результате они становятся легко внушаемыми и не способными на выражение собственного мнения. Чтение классической литературы для представителей поколения Z становится неинтересным, тяжким бременем, поэтому способность к скоростному чтению вслух снижается, что влечет за собой целый ряд негативных последствий в обучении. Создание читательских групп и популяризация чтения должно помочь решить эти проблемы.

По результатам исследований в Хорском агропромышленном техникуме лишь 25% опрошенных являются регулярными читателями. Деятельность читательской группы будет направленна, в первую очередь, на те 45 % опрошенных, у которых выявлен самый низкий уровень читательской компетенции. Однако недостаточная комплектация библиотеки при техникуме, а также отсутствие книжного магазина в поселке Хор и высокая цена на интересующие книги, может существенно подорвать работу группы. На решение выявленных проблем будут направлены силы формируемой студенческой проектной группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37–42.

2. Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39–46.

3. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с.

4. Малыхина Л. Б. Организационно-педагогическая культура ОУ. – (Серия: ФГОС. Управление образовательным процессом). – М.: Учитель, 2011. – 143 с.

5. Пеннак Даниэль Как роман. - М.: Самокат, 2015. – 137 с.

6. Поколение Z: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. [Электрон. ресурс] URL: https://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/

7. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.30–32.

8. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособи для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с.

9. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)

10. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг Менеджмент. – 2007. – № 6.


Приложение 1.

Опрос, проведенный в группе Хорского агропромышленного техникума в социальной сети ВКонтакте

URL: https://vk.com/club101888845?w=wall-101888845_230%2Fall (Дата: 12.03.2018 г.)


Приложение 2.


Приложение 3.

Группа ПК-713

№ п/п ФИО Количество слов Оценка
  Антонова Анна Владимировна    
  Бессолицина Ксения Леонидовна    
  Бурдин Анатолий Александрович - -
  Васильев Матвей Михайлович    
  Вичужанина Екатерина Дмитриевна - -
  Довгалев Илья Дмитриевич    
  Долгова Валентина Сергеевна    
  Жук Антон Артурович    
  Захарова Елена Сергеевна - -
  Зямзин Андрей Сергеевич    
  Иванова Анна Николаевна    
  Котова Галина Андреевна - -
  Кукушкина Екатерина Витальевна    
  Левкин Тимофей Станиславович    
  Лукашик Анастасия Вячеславовна    
  Могильникова Александра Константиновна    
  Морозов Владислав Игоревич    
  Сыбикова Виолетта Владимировна    
  Хорошун Анастасия Дмитриевна    
  Цецулина Анастасия Владимировна    
  Чугунов Матвей Александрович - -
  Чудновец Владимир Константинович - -
  Шабалина Надежда Викторовна - -
  Шайдуллина Виктория Сергеевна    
  Шевченко Ярослав Николаевич    

Группа ТПСП– 717

№ п/п ФИО Количество слов Оценка
  Александров Михаил Иванович - -
  Бабцева Александра Васильевна - -
  Близеев Петр Петрович    
  Бударина Анастасия Владимировна - -
  Верясов Владислав Андреевич    
  Винчевский Федор Степанович    
  Губченко Мария Николаевна - -
  Есипов Александр Сергеевич - -
  Зубан Сергей Витальевич    
  Ивченко Илья Александрович - -
  Кафанов Александр Романович - -
  Ковтун Кирилл Денисович    
  Коренева Анастасия Николаевна - -
  Кочкин Ефим Александрович - -
  Кялундзюга Александр Владиславович* -  
  Мазулина Евгения Юрьевна    
  Мыльникова Надежда Сергеевна* - -
  Николаев Денис Константинович* - -
  Овсянников Антон Сергеевич - -
  Панькин Алексей Алексеевич    
  Полторацкая Виолетта Сергеевна    
  Пукаленко Александр Сергеевич - -
  Ушурляк Роман Павлович    
  Шокиров Александр Шухратович    
  Шутов Егор Игоревич    

Группа ТОРА -718

№ п/п ФИО    
  Баранов Сергей Николаевич - -
  Беля Данила Константинович    
  Выставкин Сергей Витальевич    
  Дудников Станислав Денисович    
  Илюшкина Юлия Андреевна    
  Капура Иван Алексеевич    
  Кравцов Данила Николаевич    
  Кузюков Валерий Дмитриевич    
  Николайчук Александр Александрович    
  Плешка Максим Александрович    
  Подгорецкий Данил Алексеевич    
  Поляков Александр Денисович    
  Самофалов Александр Максимович    
  Семенов Константин Витальевич    
  Тарасов Иван Сергеевич    
  Тимченко Максим Викторович    
  Тинин Виталий Николаевич - -
  Тифанов Артём Михайлович    
  Чакин Владимир Владимирович    
  Черноус Данила Александрович    
  Шалимов Евгений Геннадьевич    
  Шульга Иван Владимирович    
  Шулятьев Владислав Андреевич    
  Щербаков Юрий Вадимович    
  Якунчиков Игорь Николаевич    

Г*руппа М-627

  Атаманов Станислав Витальевич - -
  Глазебный Илья Алексеевич - -
  Демин Дмитрий Александрович    
  Карташев Дмитрий Олегович    
  Компасов Дмитрий Сергеевич+    
  Копыл Степан Евгеньевич+    
  Котельников Николай Александрович    
  Красёв Николай Николаевич - -
  Кузьмич Александр Анатольевич - -
  Лапин Руслан Викторович - -
  Миронченко Никита Дмитриевич - -
  Мыльников Дмитрий Александрович    
  Пантелеенко Семен Андреевич    
  Перелыгин Владислав Сергеевич    
  Плехотин Владислав Сергеевич - -
  Пупко Виктор Васильевич    
  Пчелинцев Александр Николаевич+    
  Третьякова Анастасия Станиславовна    
  Ушаков Данила Юрьевич - -
  Федоров Егор Валерьевич    
  Хабоша Михаил Витальевич    
  Чикрыжов Данил Андреевич    
  Шатов Андрей Сергеевич    
  Ширшов Олег Андреевич    
  Мартемьянов Никита Владимирович - -

 

Группа ССМ-624

  Авдеев Максим Витальевич    
  Атавина Юлия Вадимовна+    
  Бадирханов Джавидан Муршуд оглы - -
  Богданов-Ольховский Олег Дмитриевич    
  Витвицкий Илья Александрович - -
  Волков Максим Степанович+ - -
  Горбатюк Евгений Алексеевич - -
  Дергунов Сергей Александрович    
  Дуванов Родион Владимирович - -
  Дутышев Игорь Олегович    
  Заровный Владимир Олегович    
  Зимин Денис Андреевич    
  Золоторев Максим Тарасович+    
  Иванцов Игорь Алексеевич    
  Комахин Александр Александрович    
  Коротин Дмитрий Валентинович    
  Косицин Кирилл Сергеевич    
  Костюкович Даниил Евгеньевич    
  Ларюшкин Кирилл Витальевич - -
  Назаров Максим Сергеевич - -
  Оненко Олег Павлович    
  Пукита Денис Сергеевич - -
  Сметанников Антон Андреевич    
  Соколов Владислав Александрович+ - -
  Стуков Дмитрий Николаевич - -

Группа ПК-623

  Андрушко Дарья Александровна    
  Банникова Анастасия Олеговна+    
  Волобуева Валерия Александровна    
  Евсеева Александра Алексеевна    
  Зубакин Владимир Александрович - -
  Казакова Екатерина Евгеньевна    
  Каширин Виктор Викторович    
  Колендина Вера Витальевна    
  Комарова Елена Юрьевна    
  Кочкин Тимофей Александрович - -
  Красильников Евгений Евгеньевич    
  Медюлянов Александр Викторович - -
  Моисеева Валерия Игоревна    
  Мурзина Татьяна Михайловна    
  Полканова Дарья Александровна    
  Прибыльнов Николай Николаевич    
  Прощин Алексей Сергеевич - -
  Серегина Екатерина Сергеевна - -
  Скрябина Любовь Григорьевна - -
  Третьякова Владислава Андреевна - -
  Хузеева Нина Петровна*    
  Яковец Владимир Викторович    
  Полевик Галина Константиновна - -

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: