Методологией называют систему методов, приемов, способов, операций, с помощью которых осуществляется исследование предмета науки. Конечный результат научной деятельности, его качество зависят не только от того, что исследуется, но и как совершается исследовательский процесс, какие способы, приемы, средства применяются. Названная функция науки административного права и призвана обеспечивать использование разнообразных и эффективных методов, адекватных предмету ее исследования: а) общенаучных (системного, системно-целостного, структурно-функционального, информационного, моделирования, синергетического, т.е. опирающегося на теорию самоорганизующихся систем). Эта группа методов, получившая широкое развитие и применение в науке XX в., несомненно, найдет еще большее распространение в XXI в., в том числе в науке административного права; б) частнонаучных и дисциплинарных методов, характерных для юридической науки в целом и науки административного права в частности (формально-догматический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, метод живого познания).
Прогностическая функция.
Ее называют еще предсказательной. Благодаря полученным в процессе научной деятельности новым знаниям о предмете исследования науки административного нрава, его составных частей ученые-административисты делают выводы о неизвестных ранее явлениях, объектах и их свойствах, связях между ними. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных фактов осуществляется научное предсказание, предвидение развития организации государственной администрации, административного управления и административно-правового регулирования, самой науки административного права. Например, разгосударствление экономики России в огромных масштабах, переход от единого государственного народно-хозяйственного комплекса, основанного главным образом на государственной собственности, к многоукладной экономике позволили ученым сделать обоснованный прогноз о резком снижении объемов государственного управления, изменении его природы и необходимости развития более мягких форм государственного воздействия на экономику, чем это было ранее.
Такие формы должны базироваться не на концепции всеобщего государственного управления, а на концепциях государственного и правового регулирования. Достижения науки позволяют сделать прогностический вывод о том, что на смену административно-правовой концепции государственного управления, осуществляемого исполнительными органами государственной власти в советский период истории России, придут новые концепции административного управления и административно-правового регулирования.
Практическая функция.
Одно из предназначений любой науки, теории - воплотиться в практике, быть руководством к действию. Поэтому нельзя не вспомнить известный афоризм: "Нет ничего практичнее, чем хорошая теория". Показателем реализации рассматриваемой функции наукой административного права является уровень развития некоторых административно-правовых институтов (органы исполнительной власти, государственная служба, таможенное право, специальные административно-правовые режимы, административное принуждение и административная ответственность, административное производство). Некоторые из них имеют свои кодифицированные нормативные акты либо претендуют на то, чтобы "обзавестись" такими актами и сформироваться в соответствующие подотрасли административного права (административное служебное право; административное таможенное право; административное деликтное право; административное процессуальное право).
В последующем значение практической функции науки административного права должно возрасти. Модернизация государственной администрации, действительное повышение эффективности ее организации и деятельности возможны только при их глубокой научной и конструктивной разработке.
Вопрос
Поскольку Россия с петровских времен являлась постоянным членом европейского сообщества государств и влияние западноевропейских ученых на российское административно-правовое мышление было весьма ощутимым. Научная база диссертационного исследования включает работы тех зарубежных ученых-административистов (полицеистов), идеи которых воспринимались в России с особой симпатией.
Одним их важнейших источников науки полицейского права в России являлась практика формирования и деятельности полицейских учреждений. В середине XVIII в. наряду с сугубо правоохранительными функциями полиция исполняла и общеадминистративные полномочия. В общую компетенцию российской полиции в XVIII в. включались следующие задачи: борьба с преступностью и неповиновением населения; дознание; сыск беглых крестьян, мастеровых, солдат; борьба с нищенством; перепись городского населения; паспортное дело; обеспечение безопасности движения по улицам; надзор за противопожарной безопасностью; контроль за торговлей; надзор за Ценами на рынке; благоустройство городов (замощение улиц, площадей, рынков, ремонт дорог и мостов, очистка рек, укрепление и благоустройство берегов, посадка деревьев); строительство и его полицейская регламентация; участие в проведении религиозной политики.
Вопрос