Физиологическая последовательность решения задач на уроках физической культуры




Одним из направлений повышения двигательной подготовленно­сти учащихся является обоснованное увеличение физических нагру­зок на уроках физической культуры. Особенно остро эта проблема стоит в последнее время в связи с необходимостью усиления работы по физической подготовке молодежи. Общепринятая структура уро­ков не всегда позволяет повысить воздействие на двигательную ак­тивность учащихся, не снижая качества решения общеобразователь­ных задач.

Типичным является наличие на уроках двух пиков средних значе­ний частоты сердечных сокращений (ЧСС): первый - во вводной ча­сти, когда учащиеся фронтально или поточно выполняют общеразвивающие упражнения, второй - в конце основной части при осуществлении задач по развитию физических качеств. В основной части урока, когда решаются задачи обучения, совершенствования двигательных навыков, нагрузка, как правило, невысока. При подоб­ной последовательности развитие физических качеств занимающих­ся существенно снижается, так как ограничиваются величины нагру­зок; во вводной части нельзя давать большие нагрузки в связи с необходимостью подготовки функциональных систем занимающих­ся к предстоящей работе, а во второй половине урока - из-за необхо­димости готовиться к следующим по расписанию урокам.

Где же выход из данной ситуации? Да и есть ли он, если следовать жесткой логике традиционного урока?

В НИИ физиологии детей и подростков РАПН была поставлена задача: проверить, до каких величин можно повысить нагрузки на уроках физической культуры, и определить, как влияют нагрузки разной интенсивности на способность школьников выполнять слож­ные двигательные действия. Было определено, что максимально до­пустимой на уроке физической культуры является нагрузка, при ко­торой средняя ЧСС в основной части не превышает 160 уд./мин. Также было выявлено, что точность воспроизведения мышечных усилий и временных отрезков в течение урока существенно не изменяется, а точность воспроизведения пространственных характеристик движе­ния ухудшается после вводной части и - независимо от интенсивнос­ти нагрузки - в конце основной части урока, поэтому овладение но­выми движениями сразу после вводной части урока будет затруднено. По данным НИИ физиологии детей и подростков (1992), лишь к 20-й минуте урока учащиеся настолько приспосабливаются к нагрузке, что воспроизводят пространственные характеристики движений так же точно, как и в покое. Некоторые учителя, опираясь главным образом на свой опыт, уже в самом начале урока увеличивают нагрузки, целенаправленно применяя средства для развития физических качеств учащихся, особенно старшеклассников. Ученики довольно быстро входят в работу. Физиологическим системам и функциям организма школьников иногда достаточно 2-3 мин, чтобы приспособиться к нагрузке, мобилизовать резервы. Но, с другой стороны, закономе­рен такой вопрос: каким образом увеличение нагрузки в первой по­ловине урока отразится на решении его образовательных задач? Ведь школьники к этому времени могут устать. Тренерами давно приняты на вооружение данные ученых об эффективности разучивания тех­ники спортивных движений в состоянии утомления. Например, ве­лосипедисты практикуют отработку техники педалирования после трехчасовой тренировки, что позволяет сохранить им правильную структуру движения и во время многодневных гонок. Десятиборцы шлифуют детали техники разных видов в течение одной тренировки, в конце которой работа, естественно, идет на фоне утомления.

Таким образом, во второй половине урока состояние учеников более благоприятно для формирования у них двигательных навыков, совершенствования сложных двигательных действий типа метаний, бросков мяча в корзину и т.п., чем сразу после вводной части. Учите­ля-новаторы, придя к выводу, что проходить новый материал целе­сообразнее не в начале, а в середине урока, и выдвинули предполо­жение о возможности несколько иного планирования основной части урока: после вводной части решать задачи развития физических ка­честв, а во второй половине урока планировать работу над форми­рованием двигательных навыков. Такое перераспределение нагрузок (их пик в первой половине урока, а не во второй) позволяет не толь­ко обучать школьников в благоприятный для этого период, но и по­вышать суммарную величину нагрузок на уроке. У школьников улуч­шаются показатели развития двигательных качеств, повышается прочность двигательных навыков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: