В 1999 г. в РФ вступили в силу СанПиН 2.1.7.728–99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», предназначенные для всех ЛПУ, организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием отходов здравоохранения, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки, обезвреживания и полигонов захоронения твердых отходов. На территории всех ЛПУ должна быть организована система сбора, временного хранения и транспортирования отходов, а в каждом медицинском подразделении – назначено ответственное лицо, которое непосредственно на местах первичного сбора отходов должно осуществлять контроль за обращением с отходами и герметизацию одноразовых емкостей.
Рис. 34. Сбор, хранение и удаление отходов ЛПУ
К отходам, образующимся в ОАР №2, в зависимости от их класса предъявляются различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию. Смешение отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортировки недопустимо.
Класс А
Неопасные отходы ЛПУ. Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, – нетоксичные отходы. Пищевые отходы, фтизиатрических, мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащие токсичных элементов.
Отходы класса А собираются в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Заполненные емкости или пакеты доставляются к местам установки межкорпусных контейнеров и перегружаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса. Многоразовая тара после сбора и опорожнения подлежит мытью и дезинфекции.
Класс Б
Опасные. Материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в т.ч. кровью. Выделения пациентов. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы, все отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3–4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев.
Отходы класса Б после дезинфекции собираются в одноразовую герметичную упаковку, которая закрепляется на специальных стойках. После заполнения пакета примерно на 1/3 из него удаляется воздух, и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию, что делается в марлевой повязке и резиновых перчатках. Органические отходы, образующиеся в операционных, лабораториях, микробиологические культуры и штаммы, вакцины, вирусологически опасный материал после дезинфекции собираются в одноразовую твердую герметичную упаковку. Сбор острого инструментария, прошедшего дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов в одноразовую твердую упаковку. Транспортирование всех видов отходов класса Б вне пределов медицинского подразделения осуществляется только в одноразовой упаковке после ее герметизации. В установленных местах загерметизированные одноразовые емкости помещаются в корпусные контейнеры, предназначенные для сбора отходов класса Б. Одноразовые емкости с отходами класса Б маркируются надписью «Опасные отходы. Класс Б» с нанесением кода подразделения ЛПУ, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за забор отходов лица.
Класс В
Чрезвычайно опасные. Материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Отходы из лабораторий, работающих с микроорганизмами 1–4 групп патогенности. Отходы фтизиатрических, микологических больниц. Отходы от пациентов с анаэробной инфекцией.
Отходы класса В подлежат дезинфекции в соответствии с нормативными документами. Сбор отходов данного класса осуществляется в одноразовую упаковку. Мягкая упаковка должна быть закреплена на специальных стойках. После заполнения пакета примерно на 1/3 из него удаляется воздух, и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию с соблюдением требований техники безопасности при работе с возбудителями 1–2 групп патогенности. Микробиологические культуры и штаммы, вакцины должны собираться в одноразовую твердую герметичную упаковку. Транспортирование всех видов отходов класса В вне пределов медицинского подразделения осуществляется по тому же принципу, что и отходы класса Б, и они помещаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов класса В. Одноразовые емкости с отходами класса В маркируются надписью «Чрезвычайно опасные отходы. Класс В» с нанесением кода подразделения ЛПУ, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
Класс Г
Отходы, по составу близкие к промышленным. Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности. Цитостатики и другие химпрепараты. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование.
Степень токсичности отходов класса Г устанавливается согласно классификатору токсичных промышленных отходов и методическим рекомендациям по определению класса токсичности промышленных отходов. Использованные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы и оборудование собираются в закрытые герметичные емкости. После заполнения емкости герметизируются и хранятся в вспомогательных помещениях. Вывозятся специализированными предприятиями на договорных условиях.
Сбор, хранение цитостатиков, относящихся к отходам 1–2 классов токсичности, осуществляют в соответствии с классификатором токсичных промышленных отходов и другими действующими нормативными документами. Отходы класса Г, относящиеся ко 2-му и 3-му классу токсичности в соответствии с классификатором токсичных промышленных отходов, собираются и упаковываются в твердую упаковку, четвертого класса – в мягкую.
Класс Д
Радиоактивные отходы. Все виды отходов, содержащие радиоактивные компоненты из диагностических и радиационных лабораторий, рентгеновских кабинетов.
Отходы класса Д собираются, хранятся и удаляются в соответствии с требованиями правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности и других действующих нормативных документов, которые регламентируют обращение с радиоактивными веществами.
Наблюдающееся в настоящее время совершенствование процессов дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий напрямую связано с появлением новых препаратов и технологий, с новыми разработками этих средств.
Благодаря внедрению в практику новых средств, обладающих одновременно моющими и антимикробными свойствами, стала широко применяться технология обработки, позволяющая совместить процессы дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий. Привлекательной стороной данной технологии является не только удобство использования одного средства вместо двух, но и значительное сокращение затрат времени и труда персонала на обработку. Они удобны в применении, экономичны, не повреждают изделия медицинского назначения. Эти средства обладают мощными дезинфицирующими свойствами.
В отделении проводится только дезинфекция.
Весь медицинский инструментарий, посуда, все, что контактирует с пациентом и его биологическими жидкостями, подлежит дезинфекции.
Дезинфекция в отделении анестезиологии-реанимации №2 в настоящее время проводится с применением дезинфицирующего средства «Люмакс-хлор».
Режимы дезинфекции «Люмакс-хлором»
Объект обеззараживания | Концентрация раствора | Время обеззараживания | Приготовление рабочего раствора | Способ обработки | |
Кол-во таблеток | Объем воды | ||||
Изделия медицинского назначения | 0,1% | 60 мин | 0,6 л | полное погружение | |
3 л | |||||
6 л | |||||
12 л | |||||
Поверхности в помещениях, жесткая мебель | 0,015% | 60 мин | 4 л | протирание | |
8 л | |||||
20 л | |||||
Уборочный инвентарь | 0,3% | 60 мин | 0,2 л | замачивание | |
2 л | |||||
10 л | |||||
Поверхности в помещениях, жесткая мебель в процедурных, перевязочных кабинетах и операционном отделении | 0,03% | 30 мин | 2 л | протирание | |
4 л | |||||
6 л | |||||
8 л |
1% раствор дезинфицирующего средства «Клиндезин-специаль» включает в себя дезинфекцию, совмещенную с предстерилизационной очисткой. Инструменты медицинского назначения многократного использования, съемные контуры аппаратов ИВЛ подвергаются обработке 1% раствором «Клиндезин-специаль».
«Клиндезин-специаль» – препарат многоцелевого назначения с органолептическими свойствами. Применяется при бактериальных, вирусных и грибковых инфекциях. Рабочие растворы препарата безопасны, что позволяет проводить дезинфекцию в присутствии пациентов, в том числе и методом орошения.
Применение:
· дезинфекция и предстерилизационная очистка, в том числе совмещенная в одном процессе, изделий медицинского назначения, а также гибких и жестких эндоскопов, инструментов к ним
· дезинфекция в клинических, микробиологических и других лабораториях
· проведение генеральных уборок, в том числе детских учреждений, включая неонатологические отделения
· дезинфекция и мытье поверхностей в помещениях, жесткой мебели, санитарно-технического оборудования, предметов ухода за пациентами, лабораторной посуды, уборочного инвентаря, медицинских отходов
· дезинфекция, мойка и деодорирование мусорного оборудования
Срок годности рабочих растворов средства 14 дней.
«Лизаксин-спрей» – дезинфицирующее средство компании «Метрекс Рисерч Корпорейшн» США. В состав средства входят 17,2% изопропанола, 0,28% динзобутилфеноксиэтоксиэтилдиметилбензилхлорид аммония, а также регулятор рН, ГАВ и другие вспомогательные компоненты, обладающие чистящим и дезинфицирующим действием.
Средство «Лизаксин-спрей» обладает антимикробной активностью в отношении вирусов, грибов рода кандида. Средство активно разрушает на поверхностях биологические пленки, обладает хорошими моющими свойствами. «Лизаксин-спрей» не обладает местно-раздражающим и резорбтивным действием на кожу, сенсибилизирующим действием, оказывает слабое раздражающее действие при внесение в конъюнктиву глаза.
Средство «Лизаксин-спрей» предназначено для применения с целью очистки и дезинфекции различных твердых непористых поверхностей или предметов: поверхности медицинских приборов и оборудования.
Применение средства. Средство «Лизаксин-спрей» применяется для обеззараживания поверхностей и различных объектов способом орошения. Поверхности орошают средством до полного смачивания с расстояния 30 см. Расход средства составляет 40–50 мл на 1 м2 поверхности. Средство быстро высыхает, не оставляя следов на поверхностях. В некоторых случаях после дезинфекционной выдержки объекты протирают стерильными марлевыми салфетками.
Поверхности не загрязненные биологическими выделениями, орошают средством «Лизаксин-спрей» однократно с экспозиционной выдержкой 3 минуты.
Поверхности загрязненные биологическими выделениями, обрабатывают в 2 этапа: 1 этап – очистка поверхностей перед дезинфекцией. Распылить средство «Лизаксин-спрей» непосредственно на поверхность, которую необходимо очистить. Протереть поверхность чистой бумажной салфеткой для удаления грязи и биологических загрязнений. Выбросить салфетку в емкость для медицинских отходов для дальнейшей дезинфекции и утилизации. 2 этап – дезинфекция поверхностей после очистки. Распылить средство «Лизаксин-спрей» непосредственно на предварительно очищенную поверхность, тщательно смочить поверхность препаратом, дезинфекционная экспозиция 5 минут. Протереть поверхность чистой бумажной салфеткой. Выбросить салфетку в емкость для медицинских отходов для дальнейшей дезинфекции и утилизации.
Обработку поверхностей и объектов можно проводить в присутствии пациентов. При правильном использовании и при соблюдении нормы расхода защита глаз, рук резиновыми перчатками не требуется.
С целью профилактики ВБИ, плановая генеральная уборка проводится 1 раз в семь дней, согласно сестринскому стандарту «Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, процедурных и других манипуляционных кабинетов, стерильной зоны ЦСО» с поочередным использованием раствора «Ника-Полицид» и «БэбиДез Ультра».
«Ника-Полицид» представляет собой прозрачную жидкость от прозрачного до желтого цвета со слабым характерным запахом; допускается в процессе хранения выпадения незначительного осадка. Срок годности рабочих растворов 14 суток.
Таблица 10. Приготовление рабочих растворов «Ника-Полицид»
Концентрация рабочего раствора, % | Количество средства «Ника-Полицид» и воды, необходимое для приготовления рабочего раствора объемом: | |||
1 л | 10 л | |||
средство, мл | вода, мл | средство, мл | вода, мл | |
1,0 | 10,0 | 990,0 | 100,0 | 9900,0 |
1,5 | 15,0 | 985,0 | 150,0 | 9850,0 |
2,0 | 20,0 | 980,0 | 200,0 | 9800,0 |
3,0 | 30,0 | 970,0 | 300,0 | 9700,0 |
«БэбиДез Ультра» представляет собой однородную прозрачную жидкость от бесцветного до светло-желтого цвета со специфическим запахом. Срок годности рабочих растворов 14 суток.
Таблица 11. Приготовление рабочих растворов «Ника-Полицид»
Объекты обеззараживания | Концентрация рабочего раствора, % | Время обеззараживания, мин. | Способ обеззараживания |
Поверхности помещений Предметы обстановки, оборудование | 1,5 | протирание | |
3,5 | орошение | ||
Санитарно-техническое оборудование | 1,5 | двукратное протирание или орошение с интервалом 15 мин. | |
2,0 | |||
3,5 | |||
Посуда без остатков пищи | 1,5* | погружение | |
2,0 | |||
Посуда лабораторная | 3,5 | погружение | |
Белье, незагрязненное выделениями | 1,5* | замачивание | |
2,0 | |||
Белье, загрязненное выделениями | 3,0* | замачивание | |
3,5 | |||
Уборочный материал | 3,0* | замачивание | |
3,5 | |||
Уборочный инвентарь | 3,0* | протирание или погружение | |
3,5 | |||
Игрушки | 2,0 | погружение, протирание, орошение | |
3,5 | |||
Вентиляционные камеры, системы кондиционирования воздуха | 2,5 | орошение |
При проведении генеральных уборок с применением «Ника-Полицид» и «БэбиДез Ультра» и последующим взятием смывов на бакпосев с объектов внешней среды – все результаты смывов были отрицательными.
Для обеззараживания воздуха и поверхностей, в отделении используются настенные рециркуляторы УФ бактерицидные двухламповые с принудительной циркуляцией воздушного потока для обеззараживания воздуха помещений в присутствии людей РБ – 06 – «Я–ФП».
Особое значение в профилактике ВБИ имеет обработка рук: необходимо соблюдать все уровни деконтаминации рук. На посту отделения имеются локтевые дозаторы серии Sterisol с жидким мылом, современным кожным антисептиком и кремом для рук.
Для обеспечения безопасной доставки биологических жидкостей в лабораторию, отделение оснащено укладкой-контейнерами. Для дезинфекции изделий медицинского назначения используются контейнеры ЕДПО.
Предстерилизационная очистка и стерилизация проводится в ЦСО ГУ РМЭ РКБ. Для стерилизации используются современные упаковочные материалы: крепированная бумага, комбинированная упаковка фирмы «Соджева».
Упаковки предназначены для упаковывания изделий медицинского назначения перед стерилизацией с целью сохранения стерильности этих изделий после стерилизации во время последующей их транспортировки и хранения до использования по назначению. Срок стерильности этих упаковок 1 год. Используются комбинированные упаковки в рулонах. Упаковки без складок – плоские предназначены для упаковывания небольших по толщине отдельных изделий, упаковки со складками – для упаковывания более объемных изделий и небольших наборов инструментов.
Стерильные упаковки:
ü набор для катетеризации магистральных сосудов;
ü набор для пункции плевральной полости;
ü набор для пункции перикарда;
ü набор инструментов для перевязки;
ü набор для прошивания сосудов;
ü набор для промывания ран;
ü аппарат для определения ЦВД;
ü перевязочный материал;
ü дренажи;
ü дыхательные контуры для ИВЛ;
ü переходники.
Упаковка отвечает требованиям, предъявленным к медицинским стерилизационным упаковочным материалам:
ü проницаемы для соответствующих стерилизующих средств;
ü не проницаемы для микроорганизмов;
ü сохраняют внешний вид;
ü влагоустойчивы;
ü закрытие их не трудоемко для персонала;
ü легко поддаются утилизации путем сжигания.
Также используется для упаковки крепированная бумага. Срок стерильности 21 день. Она бывает различных размеров белого, зеленого и голубого цвета. Предназначена для упаковки крупных изделий и комплектов инструментов и хирургического белья. Различные цвета бумаг дают возможность проводить цветовое кодирование наборов стерилизуемых изделий, а также отличать внутренний и наружный слой упаковки, так как для упаковки используются два листа бумаги. В двойной крепированной упаковочной бумаге стерилизуются – аппарат Боброва, укладки для накрытия стерильных столов с инструментами и перевязочным материалом.
Для упаковки перчаток, шприцов Жане, мини-укладок и небольших наборов перевязочного материала используются крафт-пакеты фирмы «Винар», стерильность которых 20 дней.
Использование современной одноразовой стерилизационной упаковки имеет целый ряд преимуществ перед многоразовыми упаковками, в том числе увеличение срока сохранения стерильности до 1 года, либо 20 суток. Этот факт позволяет дольше сохранять изделие в рабочем состоянии и беречь от преждевременного обветшания текстильные материалы, таким образом, значительно сокращая затраты на их новое приобретение.
Для контроля эффективности стерилизации применяются термохимические индикаторы фирмы «Винар» серии «Стеритест»–П–132/20–02.
Режимы стерилизации
Наименование индикатора | Режим стерилизации | Контрольные значения индикатора | |||
температура | время стерилизационной выдержки, мин. | давление водяного пара, МПа | температура | время выдержки, мин. | |
СТЕРИТЕСТ – П – 120/45 – 02 | 120+2 | 45+3 | 0,11+0,02 | ||
СТЕРИТЕСТ – П – 132/20 – 02 | 132 + 2 | 20+2 | 0,20 + 0,02 |
Применение индикаторов позволяет обнаружить несоблюдение требуемых условий стерилизуемых изделий и упаковок, и тем самым предотвратить использование нестерильных изделий.
В бикс при видовой и целенаправленной закладке с трудностерилизуемыми изделиями – индикаторы помещаются не менее трех: один в середину изделия в центре бикса и два в середину изделий, находящихся у стенок.
Извлечение индикаторов СТЕРИТЕСТ – П из упаковок и изделий, прошедших стерилизацию, учет и интерпретацию результатов контроля проводит медицинская сестра, вскрывшая упаковку и готовящая материал к использованию.
Если красно-оранжевый цвет индикаторной метки изменился на темно-сине-фиолетовый, соответствующий цвету эталона или стал темнее его, то все требуемые условия стерилизации были соблюдены и в этом случае изделия считаются стерильными и подлежат использованию.
Если индикаторная метка хотя бы одного индикатора полностью или частично сохранила красно-оранжевый цвет, то все изделия, обработанные в данной упаковке, считаются непростерилизованными.
В отделении отработана система мероприятий по утилизации отходов согласно СаНПиН 2.1.7.728 – 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Внедрены в практику алгоритмы сестринских манипуляций, стандарты инфекционной безопасности, в целях профилактики профессиональных заражений используется «Стандарт мер профилактики инфекций, представляющих значительную эпидемиологическую опасность для медицинского персонала при работе с кровью и биологическими средами».
Таким образом, в отделении созданы все условия для успешного лечения пациентов, профилактики ВБИ и профессиональных заражений.