Среди всех наук, изучающих государство и право, особое место занимает общая теория государства и права. Это специальная наука о государстве и праве. Специфика ее состоит в том, что в отличие от других общественных и юридических наук, изучающих лишь отдельные положения и стороны государственно-правовой надстройки, общая теория государства и права исследует государство и право в целом, комплексно, в общем объеме, изучает данные социальные структуры как таковые. Анализируя государственно-правовую действительность, общая теория государства и права выясняет закономерности и причины возникновения государства и права, раскрывает их сущность и социальное назначение в обществе, устанавливает закономерности смены одних типов государства и права другими, высказывает прогнозы их исторической судьбы. Исследуя указанной круг вопросов, общая теория государства и права вырабатывает основные общеправовые научные категории и понятия о государстве и праве. Вырабатываемые ею эти общенаучные положения используют другие юридические науки при исследовании ими своего предмета, что избавляет их в научном поиске от дублирования, повторения. В этом аспекте общая теория государства права выступает как вводная, методологическая наука в правоведении. При выработке общенаучных выводов и обобщений общая теория государства и права использует фактический материал отраслевых юридических наук, в чем проявляется обратное их влияние на общую теория государства и права. Таким образом, общая теория государства и права - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущность и значение в обществе, последовательность смены одних исторических типов государства и права другими и вырабатывающие общие научные категории и понятия по важнейшим вопросам, государства и права. Для других юридических наук она является вводной, фундаментальной, обобщающей методологической наукой, на базе которой каждая из них изучает свой предмет.
3) Соц. нормы первобытного общества, их виды и признаки. Для первобытн общества характерно отсутствие политич организаций и правовых норм. Власть в догосударств периодносила общ характер. Она исходла от фратрии, племени, рода. Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:миф-худож-образная форма предачи информ о запретном поведении. Ритуал – совокупность действ, котор соверш последоват и имели символич характер. Обычаи – историко сложивш правила повед, вошедш в привычку в результате многократн и длительн применения. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.
4.Теории происхождения гос-ва: теологическая. Она объясняет происхождение государства фактором божественной воли. Ее представляли многие религиозные деятели древнего востока и средней Европы. Она не раскрывает конкретных путей и способов реализации божественной воли. Данную теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть. патриархальная. Возникла в древности, создана Аристотелем, смысл в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава ее становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца. Монарх – отец своих поданных.органическая. В соответствии с ней само человечество возникло как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, низшие классы – внутренние функции. Здесь главными являются социальные, политические и иные законы.
теория насилия. Оценивая данную теорию необходимо заметить следующее: для того, чтобы могло возникнуть государство необходимо такой уровень развития общества, какой позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания не могут привести к возникновению государства, и для того, чтобы государство появилось в результате завоевания к этому времени должны созреть внутренние условия, как в германских и венгерских государствах. психологическая. Представители: Петражитский, Тард и др. Появление государства – проявление свойств человеческой психики, т.е. потребности подчиняться, подражать, сознанием зависимости от элиты первобытных общин, осознавать справедливость определенных действий. Естественно, что социальные закономерности реализовались через человеческое поведение и его деятельность, поэтому свойство человеческой психики оказывают определенное воздействие на реализацию этих закономерностей. Но с одной стороны это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.общественного договора (естественное право). Гоббс, Руссо, Радищев и др. По ей до появления государства люди находились в «естественном» состоянии, однако в процессе развития человечества права одних людей приходили в противоречие с правами других, нарушающих порядок, возникло насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь люди заключили договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.Она игнорирует экономические и социальные аспекты. историко-материалистичная. Возникновение данной теории связывают с именами Маркса и Энгельса: государство возникло как результат естественного развития первобытного общества. Развитие экономики, которое не только создало материальные условия для создания государства, но и определило социальные изменения общества. данная теория включает 2 подхода:классовый – государство, как орудие по давлению классом других классовформационный - в результате экономического развития усложнилось само общество, это требовало совершенствования управления, что и приводит к управлению государством. Именно историко-материалистичная концепция имеет под собой научные подходы.
5. Понятие, признаки и социальное назначение государства. Понятие и сущность государства следует раскрывать с сущностных черт, глубинных признаков:- Государство - одна из организаций в обществе, устойчивое социальное формирование, имеющее сложную структуру, выполняющее важнейшие социальные функции.- Государство - политическая организация, возникающая с появлением классов, организующая и регулирующая отношения между классами, социальными слоями и группами населения. Классовый, политический характер государства составляет его сущность, т. е. по своей внутренней природе, своей сути государство - классово- политическая организация. - Государство - территориальная организация, обладающая определенными пространственными пределами, с учетом чего население в государстве делиться по территориальному признаку, связано с определенной территорией. -Государство-организация, социальное назначение которого - управление обществом, обеспечение его организованности, стабильности, безопасности, социального компромисса.- Государство - организация, которая управляет обществом с позиций властвующих лиц (на начальных этапах, при ярко выраженной классовой структуре общества с классовых позиций).- Государство - организация, которая управляет обществом на правовой основе, т. е. право является важнейшим средством в руках государства по управлению обществом.- Государство - организация, которая управляет обществом на суверенных началах, т. е. государство - суверенная организация. - Государство - социально-ценностная организация, т. е. необходимая, нужная, полезная для общества, хотя социальная ценность его в различные исторические переходы и для разных классов и социальных слоев населения не однозначная.Таким образом, Государство — политико территориальная, социально-ценностная, суверенная организация, осуществляющая с позиций властвующих лиц на правовой основе управление обществом.Выделяют 3 признака:
1. наличие особой публичной власти, т.е. в государстве выделяют особый отряд людей, для которых управление обществом является главной задачей; государственная власть дает льготы и преимущества ее представителям по отношению к населению; для содержания государственной власти снимаются налоги и др. повинности; государственная власть держится на силе и принуждении; государство создает особый вид социальных норм – право 2. связь с определенной территорией, в связи с этим население делится по территориальному признаку3. суверенитет
6. Форма государства (понятие, основные элементы). Форма государства – организация государственной власти, структура ее органов, совокупность методов осуществления власти.Форма государства зависит от различных причин, в т.ч. от исторических условий; национального состава страны; от территориальных пределов; от соотношения классовых сил; от международной обстановке и др.Форма государства включает в себя 3 элемента:
- форма правления (порядок организации верховной власти (монархия или республика));- форма государственного устройства (административно-территориальное деление (унитарное (простая), федерация, или конфедерация (сложные))). Конфедерация – союз самостоятельных государств (СНГ, ЕвроСоюз, ЕвроЗЭС).- государственно – политический режим – совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти (демократическое и недемократические (авторитарные, тоталитарные, фашистские и др.)) Нетипичные формы правления – президентские республики, имеющие признаки монархии и, наоборот, монархия с признаками республиканской формы.
7.Формы правления: Исторически существует 2 формы правления: монархия и республика. Монархия – форма правления, при которой вся полнота госвласти в руках одного человека. Он и глава государства, и законодательная и исполнительная власть. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и правит до смерти. За результаты своей деятельности он не несет юридической ответственности.Республика – форма правления, при которой госвласть передается народом коллегиальному органу, который выполняет свои функции в системе сдержек и противовесов с другими ветвями власти. Представительная власть сменяемая и избирается на определенный срок. Признаки республики:1)коллегиальность правления, которая позволяет обеспечить не только контроль за ветвями власти, но и решить каждой из них свои задачи2)выборность и сменяемость3)законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельностиВ ранние времена республиканская форма правления существовала в виде аристократических и демократических республик. В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов госвласти (Спарта и римская империя (5-3 вв. до н.э.)). В демократических к формированию органов госвласти допускались широкие слои населения. Так в Афинах ведущую роль занимали демократические коллегиальные органы: народное собрание и совет 500. с течением времени почти все государства приобрели республиканскую форму правления.Республика:1)президентская
2)парламентскаяВ парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или меньшинством мест в парламенте и несет переда парламентом политическую ответственность. Парламент может вынести правительству вотум недоверия. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства. В президентской республике президент – глава государства и глава исполнительной власти, он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку. Президент, как и парламент, избирается населением, поэтому ответственности перед парламентом не несет.
8.Формы гос.уст-ва Под государственным устройством понимают внутреннее национально-территориальные органы государства в соотношении к целому его частей. Государства современного мира по форм территориального устройства являются либо унитарными либо федеративными. Унитарное – государство, в составе которого не других государств либо государственных образований, а на его территории административно-территориальные единицы. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Унитарное государство имеет единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты.Федеративное – сложное государство, состоит из нескольких субъектов, объединенных для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и (или) территориальному признаку. Законодательный орган федерации состоит из двух палат, в одной из которых находятся его субъекты. Территория федерации состоит из территории входящих в них государств и государственных образований. Федеративное государство характеризуется тем, что на ряду с общефедеральной конституцией и законодательной властью, конституцию и законы имеют субъекты федерации. Для федеративных государств характерно наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации. Федерации, как объединенные государства, создаются для достижения внешнеполитических и военных целей.
Конфедерация – союз государств, объединенных одним или несколькими органами при сохранении в каждом государстве своего суверенного существования.
9.Политико-правовой режим гос-ва Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Политический режим отражает уровень и форму развития демократии, а также политический климат в стране в определенное время. В зависимости от использования госвластью средств различают авторитарные и демократические политические режимы. Авторитарный режим:1)народ фактически отстраняется от формирования госвласти и контроля за его деятельностью 2)вся полнота власти концентрируется в руках элиты4)решение центральной власти реализуется при широком применении насилия и карательного аппарата. Известны деспотические и тиранические виды авторитарного режим. Их отличие выражается в способах овладения и осуществления власти, если деспот приходит к власти законным способом, то тиран с помощью захвата или государственного переворота. Если жестокость деспота направлена на окружение, то жестокость тирана на все население.При конституционном авторитарном режиме ограниченной демократии получает законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан, нарушая принцип разделения властей. Парламент – придаток исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается. При тоталитарном режиме существует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Признаки:1)правящая партия сращивается с государственным аппаратом2)крайний центризм в управлении, который устанавливает контроль над всеми сферами общественной и частной жизни3)бюрократическое исполнение власти4)террор к населениюДемократические режимы отличаются тем, что народ – источник власти, прямо и непосредственно формирует высшие органы представительной власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Управление осуществляется на принципе разделения властей.