Отчетная документация студента




Дневник производственной практики ПП 01.01.

Профессионального модуля ПМ 01. Преподавание по программам

Начального общего образования

для студентов 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

по заочной форме обучения

 

ФИО студента:

Место практики (образовательная организация, класс):

ФИО руководителя практики от образовательной организации:

ФИО руководителя практики от колледжа:

 

2016 - 2020

      Составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах  

 

Одобрен

Предметной (цикловой)

комиссией «Преподавание по программам начального общего образования»

Протокол № ____

от «_____» _________ 2017 г.

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

__________ Е.В.Власова

 

 

Разработчики:

Кузина Д.В., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»;

Кураленко М.И., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»;

Окладникова Т.В., преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»;

Рипинская И.К., заведующая практикой, преподаватель КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………………………...  
Задания практики……………………………………………………………………….  
   
   
   
   
   

 

 


Пояснительная записка

 

Производственная практика ПП 01.01. (далее – практика) является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов к воспитанию и обучению детей.

Цель практики - формирование психолого-педагогической компетентности студента.

Психолого-педагогическая компетентность определяется тремя компонентами:

1. Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными.

2. Психолого-педагогические умения – способность учителя использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия с обучающимися, родителями школьников и коллегами.

3. Профессионально значимые личностные качества – неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого характера личности учителя.

В связи с этим выделяются следующие задачи практики:

1. Совершенствование психолого-педагогических знаний студентов в процессе их применения при осуществлении педагогической деятельности.

2. Знакомство студентов с работой образовательной организации (направления деятельности педагогов, функциональные обязанности учителя).

3. Формирование профессиональных умений и навыков: организационных, исследовательских, конструктивных, коммуникативных.

4. Освоение образовательного пространства школы посредством включения в программу деятельности педагога.

5. Формирование у студентов собственной профессиональной позиции, развитие интереса к педагогической деятельности, педагогических способностей, а также профессионально значимых качеств личности (расположенность к детям, самообладание, педагогический такт, справедливость и др.).

Решению задач практики способствует выполнение студентами следующих видов деятельности:

1. Работа с документами класса, образовательной организации.

2. Организация профессиональных проб.

3. Организация и участие в групповой работе школьников.

4. Наблюдение и обсуждение различных аспектов уроков.

5. Проведение воспитательного мероприятия.

Деятельность студента в ходе практики выстраивается на осуществлении профессиональных проб.

Профессиональная проба – действие, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. В процессе пробы студент получает опыт осуществления профессионального действия и пытается определить, соответствует ли характер выполнения действия его способностям и умениям. Задачей профессиональных проб является побуждение к рефлексии, к достижению поставленных студентом на практику личностных целей, к овладению элементами педагогической техники. Школа, в которой вам предстоит работать в качестве практиканта, представляет собой в некотором смысле уникальное образовательное явление, поскольку в ней осуществляется педагогическая попытка сделать школьную жизнь привлекательной и для учащихся, и для себя, сделать школьную жизнь именно жизнью, а не тем, что может иногда видеться обременяющим ее моментом.

Ваша задача – попытаться понять идеи тех людей, которые организовывают и реализуют образовательную деятельность в учебных заведениях, а также способы достижения задуманного.

Результаты освоения программы практики: в ходе прохождения практики Вы должны в части освоения основного вида профессиональной деятельности:преподавание по программам начального общего образования иметь практический опыт (ПО):

ПО 1. анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;

ПО 2. определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;

ПО 5. применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

ПО 6. наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

ПО 7. ведения учебной документации;

ПО 9.* взаимодействия с учащимися с ОВЗ;

в части освоения соответствующих общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

Практика рассчитана на один семестр (6 семестр), 72 учебных часа. Содержание практики связано с содержанием учебных (аудиторных) занятий по общепрофессиональным учебным дисциплинам ОПД 01.Педагогика, ОПД 02.Психология и по профессиональному модулю ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования. По итогам прохождения практики и предоставленным отчетным документам выставляется дифференцированный зачет.

Отчетная документация студента

1. Дневник практики с выполненными в полном объеме заданиями с приложением необходимых материалов.

2. Отчет по выполнению заданий практики, заверенный подписью руководителя практики от образовательной организации.

3. Аттестационный лист и характеристика по результатам прохождения практики, заверенные подписями руководителей практики, директора образовательной организации, печатью образовательной организации.

В дневнике представлены задания, выполнение которых поможет Вам эффективно работать на практике.


1. Психолого – педагогические основы учебного процесса.

 

Задание 1. Сформулируйте и пропишите в таблице 1 собственные цель и планируемые задачи производственной практики ПП 01.01. с учетом результатов, заданных в программе практики модуля ПМ 01. (см. раздел «Пояснительная записка»). Изучите задания дневника практики, соотнесите с планируемыми вами целями и задачами. Определите, какими способами вы планируете достижение задаваемых вами целей и задач.

Таблица 1. Планируемые цели и задачи производственной практики ПП 01.01.

Цель, планируемая для достижения в ходе ПП 01.01. Задачи по достижению планируемого результата Способы достижения планируемого результата
     

 

Задание 2. Изучите школьную документацию и заполните таблицу 2.

Таблица 2. Основные документы учителя.

№п/п Название документа Область применения документа Структура документа (указать основные разделы)
  Личные дела обучающихся    
  Программы учебных предметов    
  Календарно-тематические планы    
  План воспитательной работы    
  Классный журнал      

 

Задание 3. Используя метод наблюдения, изучите особенности организации учебной деятельности обучающихся младшего школьного возраста на уроке. По результатам наблюдения нескольких уроков учителя заполните таблицу 3.

Исходя из проведенных наблюдений, сформулируйте и запишите правила эффективного инструктирования на учебном занятии, которые учитывали бы возрастные особенности учащихся данного класса.

Таблица 3. Особенности организации учебной деятельности в начальной школе.

 

Психический процесс Операция Формулировка задания Действия детей
  Мышление Сравнение и анализ, абстрагирование        
Обобщение и классификация        
Установление причинно-следственных связей      
Решение задачи по алгоритму      
Действие моделирования        
  Внимание Внешние факторы внимания - интенсивность - новизна      
Внутренние факторы внимания - интерес - потребность - постановка цели - организация работы с предметом - переключение на новую деятельность    

 

2. Наблюдение за организацией урока и его участниками, организация учебной деятельности обучающихся.

Методические указания: психолого – педагогический анализ урока делается на основе наблюдения за деятельностью учителя и деятельностью обучающихся в ходе урока. Наблюдение ведётся с учётом всех требований, предъявляемых к данному методу исследования: целенаправленность, сочетание невключённого и включённого наблюдения, объективность оценки, конфиденциальность.

Предварительно Вы должны поставить перед собой определённые задачи: наблюдение за учебной деятельностью, ее развитием, характером, соответствием возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, как реализуются в ней знания детей, проявляют ли они в ней творчество и какие методы и приёмы обучения и на каком этапе урока использует учитель и т.д. Наблюдение ведется в соответствии с требованиями к уроку и картой анализа урока в системно – деятельностном подходе (Приложение 1; Приложение 2).

Наблюдение за организацией урока сопровождается беседами с учителем для конкретизации целей обучения, методов и приёмов обучения, которые использовал или будет использовать учитель на уроке. Беседа может проходить до или после проведения урока.

Сделайте вывод о характере учебной деятельности и о том, каким образом педагог учитывает особенности младшего школьного возраста в учебной деятельности.

Задание 4. На основе данных, полученных в ходе наблюдения уроков учителя, оформите анализ не менее 3-х уроков по представленным в приложениях схемам. Предъявите 3 карты - схемы анализов уроков и протоколы уроков.

Задание 5. Проведите наблюдение за обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с трудностями в поведении или обучении). Выделите сильные стороны обучающегося (зона актуального развития) и его образовательные потребности. На основе наблюдения заполните таблицу 4 «Оценка ситуации развития ребёнка». Сформулируйте первоочередной образовательный результат для данного ребёнка и первоочередной результат коррекционно-развивающей работы.

Таблица 4.Оценка ситуации развития ребёнка.

Аспект индивидуального учебного плана   Сильные стороны ребенка (зона актуального развития) Потребности ребенка (зона ближайшего развития)
Коммуникация (средства общения и их особенности)    
Физическое развитие (произвольность, утомляемость, активность)        
Социальные навыки (освоение норм и правил социума)    
Академические навыки и знания      

3. Ознакомление с приемами организации постановки и решения учебной задачи, приемами и формами работы по созданию учебной мотивации, приемами организации рефлексии на уроках.

 

 

Задание 6. Выполните наблюдение за организацией постановки учебной задачи или изучением новой темы на уроке (урок освоения новых знаний), результаты зафиксируйте в таблице 5: Если вы наблюдали урок освоения новых знаний, при заполнении таблицы в графе «Этапы урока» впишите названия этапов урока самостоятельно.

Таблица 5. Приемы постановки учебной задачи/ изучения новой темы.

 

Тип урока Этапы урока   Используемый прием (способ) Результат Формы взаимодействия
Урок постановки учебной задачи/ урок освоения новых знаний Создание ситуации успеха      
Создание ситуации, в которой ребенок обнаруживает: - свое суждение об обсуждаемом предмете, -существование других точек зрения, - недостаточность своего знания для решения возникшей задачи (ситуация разрыва)      
Обеспечение детей инструментом, позволяющим удержать и зафиксировать суть возникшей проблемы (фиксация разрыва в знаковой форме): - схема - модель - рисунок      
Формулировка учебной задачи      

 

 

4. Ознакомление с основами организации групповой работы учащихся на уроке и особенностями инструктирования учащихся на разных этапах урока.

Методические указания: Одним из основных способов обучения является коллективно – распределённая учебная деятельность, организованная в малой группе. Групповое взаимодействие школьников эффективно при постановке учебной задачи, при проведении поисково – исследовательской деятельности на уроке, при моделировании. Коллективно – распределённое взаимодействие помогает принятию учащимися ценностей и потребностей других, развитию коммуникативных умений каждого школьника, умения слушать и принимать чужую точку зрения, умения высказывать, отстоять свою точку зрения и другие.

Задание 7. Проведите наблюдения за организацией коллективно-распределенной учебной деятельности в групповой форме работы обучающихся, результаты наблюдений фиксируйте в таблице 6. Затем осуществите анализ увиденного с помощью таблицы 7 и Приложения 3.

Таблица 6. Организация групповой работы на уроке.

Этапы деятельности Ролевые функции Удалось (+)/ не удалось (-) пронаблюдать Собственные комментарии относительно каждого этапа работы, качества выполнения ролевых функций
1.Постановка проблемы Учитель: задача сформулирована коротко и понятно, ставится четко    
2. Образование групп, распределение ролей в малых группах Учитель: * обсуждает с детьми способы распределения обязанностей, соблюдение норм сотрудничества; *задает или конструирует вместе с детьми положительные образцы; *учит фиксировать результаты работы четко и аккуратно    
3.Групповой диалог Организатор:- просит перед началом работы сформулировать задание еще раз, убеждается, что все поняли его смысл; -предлагает определенный способ работы, группа обсуждает его; -следит за тем, чтобы группа не уходила от обсуждения поставленного вопроса (может остановить обсуждение вопросами: «Что ты сейчас делаешь?», «Зачем ты это сейчас делаешь?», или «Что ты хочешь сделать?»; -следит за тем, чтобы работали все, а не кто-то один, задавая вопросы: «Какие еще возможны версии?» или «Кто думает иначе?» -контролирует соблюдение времени.    
4.Представление результатов обсуждения Итоги работы групп подводятся по двум направлениям: -было организовано совместное обсуждение; -какие содержательные выводы сделаны.    
5.Межгрупповой диалог      
6.Подведение итогов, способы фиксации результатов работы Результат совместной работы зафиксирован в виде модели (схемы, рисунка), алгоритма действий, словесной формулировки.    

 

Таблица 7. Анализ групповой работы.

  Вопросы для анализа Собственные комментарии
1. Произошло ли принятие задачи каждым ребенком?  
2. Целесообразным ли было проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи?  
3. Удалось ли детям быстро собраться в группы и распределить обязанности?  
4. Следили ли организаторы групп за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только мнения «сильных» учащихся?  
5. Возникали ли у учащихся проблемы с организацией работы группы?    
6. Заботилась ли группа о том, чтобы каждый ее участник мог озвучить результат совместной работы?    
7. На чем делали акцент дети при обсуждении результатов групповой работы? Чем она для них была полезной?    

5. Профессиональные пробы.

 

Методические указания: Профессиональная проба – это действие, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. В процессе пробы студент получает опыт осуществления профессионального действия и пытается определить, соответствует ли характер выполнения действия его способностям и умениям. Задачей профессиональных проб является побуждение к рефлексии, к достижению поставленных студентом на практику личностных целей, к овладению элементами педагогической техники.

Задание 8. Профессиональные пробы, которые вам необходимо спланировать и провести за период практики:

· начало урока (первые 5 минут – «вход в урок», оформление на доске необходимых записей – дата, классная работа, пр.);

· завершение урока (последние 5 минут);

· провести рефлексию в конце урока;

· постановка задач урока, формулирование темы урока;

· инструктаж по домашнему заданию с записью задания на доске, обеспечение записи задания в дневниках;

· проверка домашнего задания (5-10 минут);

· составить индивидуальное домашнее задание по теме урока с учетом особенностей ребенка, проинструктировать ребенка по выполнению задания, проверить выполненное ребенком задание на следующем уроке;

· инструктаж по заданию для работы в группах или парах, организация работы пары, группы;

· проведение обучающей игры, задания игрового характера;

· оформить записи на доске, необходимые для конкретного урока;

· демонстрировать на уроке выразительное чтение текста (с листа и наизусть);

· провести физминутку с показом упражнений;

· организовать и провести подвижную игру на перемене.

· разработать и провести в классе воспитательное мероприятие, предварительно обсудив с учителем его задачи, форму, содержание.

Задание 9. Подготовьте отчет по результатам вашей деятельности в ходе практики.Отчет распечатывается на стандартных листах (формат А-4), ориентация книжная, поля: левое поле 30 мм, правое —10мм, верхнее и нижнее 20мм. Текст печатается через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman 14.

В отчете отметьте положительные и отрицательные моменты организации собственной деятельности на производственной практике, назовите причины возникших трудностей (отрицательных моментов) и определите пути преодоления выявленных трудностей. Представьте отчет в виде печатного текста на отдельном листе, заверенный подписью руководителя практики от образовательной организации.


 

Образец оформления отчета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: