Традиционное выполнение физических упражнений | Возможные последствия применения упражнений | Альтернативное выполнение упражнений. Методика проведения упражнений. | |||
I. Упражнения, связанные с переразгибанием шейного отдела позвоночника в передне-заднем направлении. | Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием так называемая нестабильность шейного отдела. | Такие упражнения как наклоны головы вперед, в стороны, повороты выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6-8 раз), задерживаясь в этом положении на 15- 20 сек (от 3-5 глубоких дыхательных движений). | |||
2. Упражнения для туловища, связанные с наклонами в стороны. | Нарушение плоскости, увеличение рычагов создает возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей и туловища. | Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Изменение исходного положения рук (например: руки на пояс, к плечам). При начальном обучении использовать облегченные исходные положения, например, лежа на спине, стоя у стены. | |||
3. Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине ноги прямые, руки за головой. | Создается давление на шейный отдел позвоночника. | Изменить положение рук (например: руки на груди), поднимание туловища до уровня 30 градусов к поверхности пола. | |||
4. Одновременное поднимание прямых ног в исходном положении сидя или лежа на спине | Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел. | Предлагается: 1. Выполнение упражнения через фазу сгибания и выпрямления ног 2. Поднимание ног поочередно. | |||
5. Упражнение «велосипед» в исходном положении лежа на спине. | Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35 градусов по отношению к горизонтали. | Предлагается I. He опускать ноги ниже 35 градусов. 2. Изменить исходное положение (ввести опору на локти). | |||
6. Упражнение «перекат» в группировке на спине. | Нестабильность шейного отдела. | 1. Выполнять упражнение со страховкой. 2.. Дать указание тянуть голову к коленям. | |||
7. Лежа на животе прогибание туловища назад, с упором на руки («Змея»). | Возможно увеличение поясничного лордоза. | 1 Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положении. 2. Поднимание туловища не более 20 см от пола, голова должна быть на одной линии с туловищем. | |||
8. Сед на пятках. | Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава. | 1. Как можно меньше времени находиться в таком положении 2. Изменить исходное положение например сед «по-турецки». | |||
9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками. | Примерно 40% детей дошкольного возраста имеют такую патологию как рекурвация коленного сустава. Подобное упражнение способно привести к ухудшению состояния связок коленного сустава. | Наклон вперед с опорой на пятку выставленной вперед ноги. | |||
10. В исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад. | Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника. | Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной и не допускать прогиба в пояснице. i | |||
11. Различные виды приседания. | В зависимости от угла сгибания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого сустава. | Желательно ограничить сгибание коленей до прямого угла и не давать выступать им за площадь опоры. | |||
12. Выполнение в основной стойке махов ногами. | Высокий мах вызывает оседание в пояснице и таким образом оказывается давление на поясничный отдел позвоночника. | Ограничить высоту маха до 90 градусов, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники. | |||
13. Разгибание рук в локтевых суставах. | У детей часто отмечается рекурвация локтевых суставов. | Необходимо исключить переразгибание и сохранять локти «мягкими». | |||
14. Упражнение «плуг»: в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой. | Помимо растяжения мышц спины осуществляется давление на мышцы и связки шейного отдела позвоночника. | Лучше всего заменить на так называемый «кошачий стретч»: стоя на коленях с упором на руки медленно округлять спину и втянуть мышцы живота. | |||
15. Упражнения, направленные на развитие гибкости. | Необходимо учитывать возможность травматизации в шейном и поясничном отделе позвоночника. | При выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений. | |||
16. Выполнение чистых висов на руках. | Вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок лучезапястного суставов. | 1. Лучше использовать полувисы. 2. Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка. | |||
17. Прыжки босиком по жесткому покрытию. | При слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок и развитие плоскостопия. | 1. Прыжки по амортизирующей поверхности. 2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дозировкой, в чередовании с ходьбой, время выполнения - 5-7 сек. 3. Выполнять прыжки в обуви. | |||
18. Бег босиком. | Костный аппарат стопы имеет во много хрящевую структуру, мышцы недостаточно сильны и выносливы, связки эластичны и растяжимы. | Выполнять на короткие дистанции, время выполнения не более 10 сек. | |||
19. Бег с высоким поднимание бедра, с за хлестом голени. | Причина ограничения в применении такая же. | Рекомендуется выполнять вбыстром темпе в течение 5-7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглаживание и т.д) | |||
21. Метание набивного мяча. | Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча. | Использовать различные исходные положения. (например: и.п. сед ноги врозь), вес мяча не больше 200 гр. | |||
Такие виды ходьбы, как ходьба на носках, на пятках, внешней стороне стопы предназначены для укрепления связок и мышц голеностопных суставов и выполняются, как правило, без обуви. Если ребенок занимается в спортивной обуви, то эффективность резко снижается и в результате может возникнуть своеобразная «разболтанность» сустава.
Используя разные по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скорость и медленный бег, можно оказывать различное влияние на организм ребенка и решать различные задачи физического воспитания:
а) в процессе обучения быстрому бегу, большое внимание уделяется укреплению мышц бедра, голени, стопы, выработке широкого шага. Кроме того, быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма;
б) бег со средней скоростью, помимо того, что является важнейшим средством развития общей выносливости у дошкольников, предъявляет определенные требования к технике, которые выражаются в прямом положении головы, активном выносе вперед бедра маховой ноги и перекате стопы с пятки на носок.
в) важным средством развития выносливости у детей является медленный бег. Он также требует сохранения прямого положения туловища, развернутых плеч, поднятой головы, мягкой постановки ноги на всю ступню с небольшим опережением постановки ее на носок.
В оздоровительном беге по мере надобности необходимо переходить с одного способа бега на другой, т.е. менять постановку стопы на опору (с пятки, с носка, на всю плоскость). Это особенно важно при утомлении мышц голени, области стопы и голеностопного сустава.
Необходимо помнить, что беговые упражнения требуют хорошей амортизации, поэтому их выполняют в спортивной обуви с супинаторами. Современная тенденция проведения занятий в спортивных залах дошкольных учреждений босиком требует применения бега на короткие дистанции, при котором происходит опора на переднюю часть стопы и время выполнения в пределах 10 секунд.
Упражнения в расслаблении являются необходимым компонентом занятий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата человека, в рассматриваемом варианте применения это профилактика плоскостопия. При выполнении упражнений надо уметь не только сокращать отдельные мышечные групп, необходимые для выполнения данного движения, но выключать излишние напряжения тех мышечных групп, которые в этом движении не участвуют. Эти упражнения используются в целях устранения излишнего мышечного напряжения, что способствует также развитию подвижности в суставах и увеличения амплитуды движения.
Упражнения в расслаблении с трудом осваиваются детьми дошкольного возраста, поэтому целесообразно систематическое включение их в содержание физкультурных занятий.
Формирование опорно-двигательного аппарата у дошкольников проходит стадии, которые в привычном понимании принимают за нарушение. Это касается в первую очередь состояния свода стопы и предъявляет особые требования к выполнению различного рода прыжков. Наблюдающееся исключение одного или несколько амортизационных звеньев (стопа – голеностопный сустав – колено - тазобедренный сустав - физиологические изгибы позвоночника) диктует необходимость использовать обучение технике различным видам прыжков на достаточно плотное покрытие высотой около 5 см. Также необходимо учитывать, что 3-х минутный интервал отдыха является недостаточным для восстановления свода стопы, 5 и 7 минутные интервалы отдыха обеспечивают достаточное восстановление продольных сводов стопы. Высоты спрыгивания от 0,3 до 0,4 м являются наиболее оптимальными для обучения приземлению, т. к. при таких высотах не происходит выраженного уплощения продольных сводов стоп. На начальном этапе необходимо обучать навыкам рационального отталкивания и мягкого приземления. И отталкивание, и приземление требует активного движения в голеностопном суставе. Амплитуда этих движений определяется состоянием связок и мышц сустава. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста необходимо одновременно с обучением структуре движения в целом решать задачу укрепления мышц стопы.
Детям дошкольного возраста противопоказаны упражнения, требующие значительного силового напряжения (толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук), так как они дают большую физическую нагрузку, вызывая растяжение эластичных связок, а также затрудняют дыхание. Недопустимы также резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания.
Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).
Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Все это может привести к травмам связок и мышц голеностопного сустава (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка.
Нежелательны также асимметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки на скакалке только на одной ноге, так как они предрасполагают к развитию сколиотической осанки у дошкольников.
С возрастом, после 4-5 лет постепенно увеличивается сила отдельных мышц, однако силовые и статические упражнения вызывают у детей быстрое утомление. Дети более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Однако старших дошкольников следует постепенно приучать к удержанию определенных статических положений для выработки и сохранения правильной осанки.
Центр тяжести у дошкольников находиться еще высоко, поэтому дети часто теряют равновесие. В связи с этим необходимо включать на занятиях игры и упражнения, направленные на тренировку равновесия.
В целях развития грудной клетки и улучшения дыхательных функций, рекомендуются упражнения, усиливающие дыхание и тренирующие дыхательную мускулатуру, а также координирующие мышечную деятельность с дыханием. Дыхательные упражнения динамического и статического характера, звуко-речевую дыхательную гимнастику необходимо включать в каждое занятие.
Требования к точному выполнению движений быстро утомляют детей, поэтому в занятиях необходимо чаще использовать подвижные игры и упражнения, не требующие длительного напряженного внимания.
Наиболее слабо развиты в дошкольном возрасте мышцы брюшного пресса, дыхательные мышцы, разгибатели спины, ягодичные мышцы, мышцы свода стоп и мелкая мускулатура рук. В этой связи необходимо включать в занятия упражнения для укрепления перечисленных мышечных групп.
Предпочтение следует отдавать упражнениям общего физиологического воздействия, вовлекающим в работу большое количество мышечных групп и интенсивно влияющим на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.