Транспортное оборудование




Министерство образования РФ

Самарский государственный

Аэрокосмический университет

Имени академика С.П. Королева

Кафедра летательных аппаратов

Давыдов Е.И.

 

НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА

РАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

учебное пособие по курсу

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТА

Летательных аппаратов

 

Самара - 2005г.

 

содержание

 

предисловие.....................................................................................…….... 1состав рАКЕТНО – КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА…………………. 1.1 Стартовая позиция............................................................................…….. 1.2 Техническая позиция.........................................................................……. 1.3 Центральный пост управления.........................................................…….. 1.4 Техническая база...............................................................................…….. 1.5 Оборудование наземных стартовых комплексов.............................……. 2 транспортное оборудование................................................……… 2.1 Требования, предъявляемые к транспортному оборудованию.......……. 2.2 Транспортировка..............................................................................……... 2.3Порядок транспортировки составных частей ракеты-носителя и КА 3 сборка ракеты "восток".............................................................……... 4 установочное оборудование...............................................……… 4.1 Требования, предъявляемые к установочному агрегату..................……. 4.2 Установочный агрегат для ракеты "восток"...............................…….. 4.3 Конструкция установщика................................................................……. 4.4 устройство составных частей установщика и принцип их действия. 4.4.1 Устройство составных частей.....................................................…… 4.4.2 Принцип работы установщика..................................................…….. 4.4.3 Погрузка ракеты на установщик................................................……. Контрольные вопросы к разделам 1 – 4……………………………….…… 5 стартовая система.....................................................................……... 5.1 назначение и описание составных частей стартовой системы.......……. 5.2 подготовка стартовой системы к приему ракеты............................……. 5.3 принцип действия стартовой системы при установке в нее и пуске ракеты................................................................................................…….. 6 агрегат обслуживания.............................................................……... 6.1 назначение и конструкция основных узлов.....................................……. 6.2 порядок работы агрегата................................................................……... 7 перечень работ, проводимых на стартовой позиции, при подготовке ракеты к пуску......................…………………………... Контрольные вопросы к разделам 5 – 7………………………………………. 8 прицеливание ракеты..............................................................………. 8.1 назначение и состав приборов прицеливания.................................……. 8.2 выверка вертикальности продольной оси ракеты............................. ….. 8.3 наведение плоскости "1 - 3" ракеты в плоскости стрельбы...........…… 8.4 наведение гировертиканта в плоскость стрельбы...........................……. 9 заправочное оборудование...................................................……... 9.1 требования, предъявляемые к заправочному оборудованию.........……. 9.2 система заправки ракеты компонентами топлива..........................……. 9.3 заправка ракеты окислителем.........................................................……. 9.4 заправка ракеты горючим................................................................…….. 9.5 заправка ракеты жидким азотом......................................................……. 9.6 заправка ракеты продуктом "0 - 30".............................................……. 9.7 система газоснабжения.....................................................................……. 9.8 заправочная мачта............................................................................…….. Контрольные вопросы к разделам 8 – 9………………………………….. Список использованных источников………………………. приложение.................................................................................……..    

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Совершенствование летательных аппаратов стимулирует быстрое развитие и систем их обеспечения. Производство последних превратилось сейчас в самостоятельную отрасль техники. Разнообразие и сложность задач, решаемых системами обеспечения летательных аппаратов, обусловили необходимость разработки специальной теории для их проектирования.

Цель данного пособия - ознакомить студентов с методами подготовки и обслуживания летательного аппарата, системами наземного оборудования и способах их испытания.

В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с эксплуатацией ракетно - космического комплекса на технической и стартовой позициях. В частности, подробно рассмотрены вопросы транспортировки, сборки и установки ракеты - носителя. Приведено описание стартовой системы, агрегата обслуживания, заправочного оборудования и работ, проводимых с эти оборудованием.

 

 

1состав рАКЕТНО–КОСМИЧЕСКИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

В общем случае ракетно – космический комплекс для подготовки и запуска ракет - носителей и космических аппаратов должен состоять из следующих основных элементов:

- стартовой позиции;

- технической позиции;

- центрального поста управления;

- технической базы.

 

1.1 Стартовая позиция

 

С целью обеспечения надежного выполнения задач запуска (и заданного количества запусков в год) космических аппаратов легкого и среднего типов на стартовой позиции должно быть не менее двух стартов.

Надежный запуск заданного числа космических аппаратов тяжелого и сверхтяжелого типов требует иметь на стартовой позиции не менее трех стартов: два рабочих и один запасной.

Расстояние между стартами должно обеспечить сохранность подготовленных к пуску ракет - носителей и космических аппаратов, при взрыве ракеты на соседнем старте. За расчетное избыточное давление от взрыва ракеты необходимо принимать 0,003 МПа (0,03 кг/см2). Для указанного давления расстояние между стартами приближенно определяется по формуле:

,

где L - расстояние между стартами в метрах;

m - масса ракеты в тоннах.

Старты должны быть оборудованы:

- пусковыми устройствами и газоотводящими каналами;

- подстольными железобетонными сооружениями для размещения

оборудования и приборов предстартовой подготовки ракет - носителей, системы пожаротушения и технических систем;

- заправочными станциями для хранения компонентов топлива и заправки ракеты - носителя. Допускается использование подвижных заправочных средств;

- заправочными станциями для приготовления, хранения сжатых газов и заправки ракеты;

- железобетонными площадками и подъездными дорогами для подъезда и размещения подвижных агрегатов наземного оборудования;

- башнями обслуживания;

- установочными средствами для установки ракеты на пусковое (стартовое) устройство.

Пусковое (стартовое) устройство должно быть удобно в эксплуатации и обслуживании ракеты и иметь возможность унификации при модернизации ракеты - носителя.

 

1.2 Техническая позиция

 

Техническая позиция предназначена для проведения автономных проверок отдельных блоков и отсеков ракеты - носителя и космического аппарата и для их сборки.

Для выполнения этих работ техническая позиция должна включать:

- монтажно - испытательный корпус (МИК) и сооружения для сборки, проверки и хранения ракет - носителей;

- сооружения для сборки, проверки и хранения космических аппаратов (МИК);

- сооружения для стыковки ракет - носителей и космических аппаратов;

- вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для размещения оборудования технических систем, приборов и агрегатов, обслуживающих подготовку ракет - носителей и космических аппаратов;

- здания контрольно - измерительной лаборатории.

Сооружения для предстартовой подготовки и сборки ракет, для запуска космических аппаратов строятся, как правило, в наземном исполнении.

Длина и ширина, а также размеры ворот и мощности кранов выбираются из условия габаритов и массы ступеней ракет - носителей и космических аппаратов.

Габариты зданий и мощности кранов необходимо выбирать с запасом, необходимым для широкого использования их для перспективных космических аппаратов.

Внутри зданий оборудуются помещения для расположения проверочно - пусковой аппаратуры, приборов, приспособлений и другого вспомогательного оборудования.

Сооружения технической позиции оснащаются техническими системами, обеспечивающими нормальную работу оборудования и жизнедеятельность персонала. Все сооружения соединены друг с другом подъездными железнодорожными путями и шоссейными путями для доставки специальных грузов(корпусов ракет, аппаратов, деталей, агрегатов и аппаратуры), выгрузка которых производится на специально оборудованных погрузочно - разгрузочных площадках.

Сооружения технической позиции располагаются на безопасном расстоянии от стартовых площадок и помещений для хранения компонентов топлива и сжатых газов.

Помещения и отсеки МИК и МИК КО должны располагаться так, чтобы последовательная цепочка технологии подготовки ракеты обеспечивала быструю и надежную ее подготовку.

 

1.3 Центральный пост управления

 

Центральный пост управления предназначен для управления и контроля за подготовкой ракеты к пуску, пуском и управлением ракетой - носителем с Земли. Пост укомплектовывается автоматической системой связи с космическим аппаратом до выхода его на орбиту.

Сооружения ЦПУ должны быть защищенного типа, строится из прочных железобетонных конструкций и должны быть удалены от стартов на безопасное расстояние.

Вычислительный центр строится в наземном исполнении в непосредственной близости от поста управления. Центр укомплектован вычислительными машинами, позволяющими производить расчеты полетного задания, траектории, времени нахождения в космосе. Получать автоматическую информацию о состоянии кораблей, систем, оборудования, обрабатывать информацию и подавать ее на центральный пост управления.

 

1.4 Техническая база

 

Техническая база предназначена для размещения, хранения и ремонта подвижного наземного оборудования, приготовления компонентов топлива, складов горючесмазочных и строительных материалов и ЗИПа.

Соответственно техническая база должна включать:

1.Хранилища и навесы для агрегатов и механизмов подвижного наземного оборудования.

2.Завод для ремонта агрегатов и механизмов наземного оборудования.

3.Сооружения для хранения подвижных заправочных агрегатов.

4.Сооружения для нейтрализации подвижных заправочных агрегатов горючего и окислителя.

5.Склады для хранения пиротехнических средств и ПРД.

6.Заводы для приготовления компонентов топлива.

7.Железнодорожное депо для размещения мотовозов с мастерскими по ремонту мотовозов и подвижного железнодорожного состава.

8.Автротракторный парк с ремонтными мастерскими.

9.Погрузочно - разгрузочные площадки, оснащенные стационарными кранами соответствующей грузоподъемности.

10.Склады для хранения ЗИПа ракет - носителей и космических аппаратов.

11.Склады для хранения ЗИПа агрегатов наземного оборудования.

12.Склады для хранения необходимого количества строительных материалов, леса и металла.

13.Жилых зданий.

 

1.5 Оборудование стартовых комплексов

 

Все оборудование стартовых комплексов, с помощью которого производится подготовка изделий к пуску и пуск, можно разделить на следующие основные виды:

1.Транспортное.

2.Подъемно - перегрузочное или монтажно - стыковочное.

3.Установочное.

4.Пусковое.

5.Заправочное.

6.Энергоснабжение.

7.Технические системы и средства обеспечения жизнедеятельности в сооружениях.

В дальнейшем будут рассмотрены первые пять видов наземного оборудования.

 

Транспортное оборудование

 

Транспортное оборудование предназначено обеспечивать перевозку блоков ракет - носителей, космических аппаратов и комплектующих изделий от заводов - изготовителей до стартового комплекса и по территории позиционного района. Транспортировка отдельных частей изделия или полностью собранного может осуществляться любым видом транспорта: самолетом, вертолетом, водным, на железнодорожной платформе или изотермическим железнодорожном вагоне, на транспортно - установочном агрегате, автомашинах.

 

2.1 Требования, предъявляемые к транспортному оборудованию

 

Транспортное оборудование, предназначенное для перевозки ракеты и ее элементов, должно удовлетворять ряду требований:

1.Конструкция агрегатов транспортного оборудования должна обеспечивать сохранность перевозимых блоков ракет. Для этого агрегаты должны иметь упругую подвеску и ложементы с резиновыми прокладками.

Перегрузки перевозимых ракетных грузов не должны превышать n£3.

2.На грунтовых тележках для обеспечения сохранности должны быть предусмотрены габаритные ограждения и легкосъемный тент.

3.Габариты грузовых транспортных средств без перевозимого груза должны вписываться в железнодорожный габарит 02 - Т (габарит погрузки).

4.Максимальная высота грузового транспортного средства с грузом не должна превышать дорожный габарит по высоте 4,5м, ограниченный тоннелями и проводами линий связи, электропередач.

5.Конструкция транспортного оборудования должна быть максимально унифицирована и допускать легкое переоборудование для перевозки блоков ракет - носителей и другого имущества.

6.Агрегаты транспортного оборудования должны обладать хорошей устойчивостью и допускать движение при боковом ветре до 20м/с.

Угол статической устойчивости должен быть не менее 20град. с учетом деформации упругой подвески.

7.Грунтовые транспортные тележки должны иметь поворотное устройство, обеспечивающее минимальный радиус поворота.

8.Тормозные системы грузовых транспортных средств должны включаться в тормозную систему тягача и обеспечивать надежное торможение при движении. Кроме того, на транспортных средствах должна быть тормозная система для затормаживания их при стоянке.

9.Гарантийный срок службы грунтовых и железнодорожных транспортных средств должен быть не менее 10 лет.

10.Конструкция транспортного оборудования должна предусматривать возможность легкого доступа к местам обслуживания перевозимого груза и самого транспортного средства. Число мест обслуживания должно быть небольшим.

11.Смазка агрегатов транспортного оборудования должна производится маслами и смазками, используемыми в ракетных войсках и обеспечивать эксплуатацию агрегатов в диапазоне температур ± 500 С.

12.Транспортные средства должны снабжаться противопожарным инвентарем и средствами защиты личного состава обычными и изолирующими противогазами, касками, защитными костюмами, перчатками, состав и размещение которых должны обеспечить эффективное тушение пожара.

13.Конструкция транспортных средств должна удовлетворять требованиям техники безопасности.

 

2.2 Транспортировка

 

При проектировании ракет дальнего действия и особенно космических аппаратов проектант при выборе размеров отсеков ракеты должен учитывать наличие железнодорожных габаритов, в которые должен вписываться любой перевозимый по железной дороге груз, а также подвижной состав, т.е. вагон.

Габаритом погрузки называется предельное поперечное оси пути очертания, в котором, не выходя наружу, должен помещаться погруженный на подвижной состав груз при стоянке подвижного состава на прямом горизонтальном пути.

Для грузов, перевозимых в пределах общей сети железных дорог России, установлен габарит погрузки, показанный на рисунке 1.

Груз, который будучи погружен на подвижной состав, не отвечает требованиям габарита погрузки считается негабаритным. В зависимости от характера и размера нарушения габарита все негабаритные грузы подразделяются на пять степеней негабаритности (0, 1, 2, 3 и 4).

Проектирование и изготовление изделий, являющихся при перевозке негабаритными, должно быть согласовано с Министерством путей сообщения. Правила и порядок транспортировки негабаритных грузов определены инструкцией МПС ПД - 1863, введенной приказом МПС 18/ц3.

При выборе размеров поперечного сечения груза, вписываемых в габарит или какую - либо степень негабаритности, необходимо также выполнить следующие два условия:

- длина груза с данным поперечным сечением по всей длине не должна быть более 24м;

- база вагона, т.е. расстояние между шкворнями тележек, не должна быть более 17м.

Если не будут выполнены эти условия, груз при движении на кривых участках пути будет выходить за допустимые габариты.

Максимально допустимые поперечные размеры груза должны вписываться в четвертую степень негабаритности, очертания которой даны на рисунке 2.

При этом необходимо учесть:

а) неточность установки груза относительно рельсового пути »30мм;

б) толщину укупорки или чехла »10мм;

в) гарантийный зазор между укупоркой и очертанием рамки негабаритности, рекомендуемый МПС »30мм.

Учитывая все это, получаем, что в четвертую степень негабаритности может быть вписан груз диаметром 4150 мм. При этом расстояние от головки рельс до груза получается равным 700 мм, в то время как высота железнодорожной платформы, определяемая размерами стандартных ходовых тележек, составляет 1250 - 1300 мм.

Следовательно, на стандартных платформах такой груз перевозить нельзя, для этого необходимо специальный транспортер с низкорасположенной рамой (см. рисунок 3).

Как видно из рисунка 3, максимальная длина перевозимого груза D=4150 мм равна 12 м.

Чтобы увеличить длину перевозимого груза, следует уменьшить его поперечные размеры. Методика определения максимальных размеров груза содержится в "Инструкции по перевозке на железных дорогах грузов негабаритных и погруженных на транспортеры".

Некоторые ориентировочные размеры по этому вопросу приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Максимальные габариты перевозимого груза

 

  Длина, м           16,5     21,5  
Диаметр груза, мм              

 

Рассмотрим основные вопросы транспортировки на примере ракеты - носителя "Космос".

Все изделие состоит из следующих транспортабельных отсеков:

- четыре боковых блока первой ступени;

- отсек "1А" и "2А" второй ступени;

- третья ступень;

- головной обтекатель (ГО);

- объект, состоящий из приборного отсека (ПО), спускаемого аппарата (СА).

Боковые блоки и отсеки центрального блока (вторая ступень), комплектующие их приборы, агрегаты и ЗИП транспортируются в основном по железным дорогам. Допускается также транспортировка водным и воздушным транспортом, по шоссейным дорогам и улучшенным грунтовым дорогам. Скорость при транспортировках по железным дорогам нормальной колеи (1524 мм) допускается в пределах, указанных в нормах Министерства путей сообщения (МПС). В настоящее время эта скорость ограничивается 80 км/час.

Скорость транспортировки по шоссейным дорогам составляет - 40 км/час, а по улучшенным грунтовым дорогам - до 30 км/час.

При транспортировках по железным дорогам боковых блоков и отсеков "1А" и "2А" центрального блока применяются специальные цельнометаллические железнодорожные вагоны с выдвижной рамой.

Боковые блоки, отсеки "1А" и "2А" центрального блока транспортируются в положении, не требующем дополнительных поворотов относительно продольной оси в процессе сборки изделия в "пакет".

Блоки транспортируются в герметичных чехлах в опломбированном виде с подстыкованными предохранительными приспособлениями, исключающими попадание влаги внутрь баков (бачки с силикагелем). Возможна транспортировка без установленных предохранительных приспособлений, при этом баки изделия должны быть надуты сжатым воздухом до избыточного давления 0,02 - 0,03 Мпа (0,2 - 0,3 ати).

Блоки ракеты укладываются на опоры выдвижной рамы, надежно скрепленной с силовым элементами вагона. Конструкция крепления опор к транспортным средствам должна обеспечивать компенсацию температурных деформаций ракеты и транспортных средств. В противном случае при погрузке и жестком закреплении ракеты в вагоне, поданным под погрузку "с улицы", где температура - 50 0 С, ракета будет повреждена как только вагон выкатят вновь на улицу. Места опор на ракете должны выбираться, как правило, на наиболее жестких местах корпуса исходя из наиболее благоприятных условий (в части прочности и жесткости) работы корпуса ракеты при транспортировке.

Учитывая допустимые удельные давления на ракету, так и на материал ложемента, определяется ширина опоры и угол обхвата - 100 - 120 град.

Следует избегать наличия на опорной поверхности ракеты каких - либо выступающих частей (штуцеров, обтекателей) или люков, так как в этом случае ухудшается картина распределения нагрузок на ракету (см. рисунок 4).

 

       
 
   
 

 


Правильно Неправильно

Рисунок 4 - Распределение нагрузок в ракете

 

Поверхность опор транспортных и складских средств обычно обклеиваются войлоком или резиной. На схеме окраски ракеты должны быть предусмотрены надписи и знаки, указывающие места опор.

При транспортировке ракета закрепляется от перемещений при помощи фитингов или бандажей. На рисунке 3 показана одна из схем закрепления изделия в вагонах.

 

2.3 Порядок транспортировки составных частей ракеты - носителя и космического аппарата

 

Формирования транспорта с блоками, комплектующими приборами и агрегатами ракеты, а также их транспортировка производится по инструкции Министерства путей сообщения на специальные грузы.

При транспортировке блоков ракеты по железной дороге, после начала движения через 200 км, производится осмотр без вскрытия люков всех блоков и проверяется надежность крепления их на опорах.

Дальнейшая проверка производится периодически через каждые 600 км пути, но не реже одного раза в течение трех дней, если вагоны находились в движении. Некоторые элементы (СА и ПО объекта) объекта серии "Космос" могут транспортироваться воздушным путем на специальных грузовых самолетах. При этом элементы объекта находятся в специальных контейнерах, которые крепятся к полу самолета, предохраняя их от перемещения.

 

3 СБОРКА РАКЕТЫ" ВОСТОК"

 

Весь цикл подготовки изделия " Восток" занимает от 30 до 40 суток и, как правило, начало цикла начинается с транспортировки отсеков и блоков изделия с завода - изготовителя на техническую позицию стартового комплекса до установки полностью собранного изделия в стартовую систему для производства предстартовых испытаний и пуска ракеты.

Погрузка и транспортировка отсеков и блоков ракеты - носителя "Восток" описаны в предыдущей главе. По прибытии отсеков и блоков ракеты - носителя и КА производится их выгрузка из железнодорожных вагонов, при этом выгрузка элементов ракеты - носителя производится внутри МИКа, а элементов КА - в МИК КО.

Выгружаемые отсеки укладываются на складские подставки (или ложементы) или на стыковочные тележки. Производятся автономные испытания отсеков ракеты, установка съемного оборудования.

Далее производится сборка ракеты - носителя в "пакет",для чего:

Отсеки "1А" и "2А" центрального блока укладываются на стыковочные тележки таким образом, чтобы под задней опорой отсека "1А" и передней опорой отсека "2А" были установлены тележки с гидроприводом (см. рисунок 1, 2 Приложения).

Надвинуть отсеки друг на друга до совмещения стыковочных плоскостей отсеков "1А" и "2А", при этом направляющие штыри отсека "1А" должны войти в соответствующие отверстия отсека "2А" и в случае надобности добиваются совмещение стыковочных поверхностей с помощью механического и гидравлического приводов стыковочных тележек, позволяющих производить перемещение концов отсеков в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также путем разворота блоков в радиальной плоскости на ложементах тележек.

Произвести скрепление отсеков болтами, подсоединить компенсатор заборного устройства бака "0" отсека "1А" с трубопроводом, проходящим через тоннельную трубу отсека "2А".

Навесить на крючки мостовых кранов поперечные траверсы, подать их к центральному блоку; закрепить канаты траверс на рымболтах отсеков "1А" и "2А", предназначенных для подъема собранного центрального блока. На минимально возможной скорости кранов вверх произвести подъем центрального блока, следя за отрывом от опор. Перенести центральный блок к стыковочному агрегату и уложить центральный блок на его опоры.

С помощь специальной траверсы, закрепляемой к боковым блокам, произвести подстыковку боковых блоков к центральному блоку.

После пристыковки всех четырех боковых блоков (Б, В, Г, Д) ракета - носитель, собранная в "пакет", с помощью мостовых кранов и траверс переложить на установочный агрегат.

 

Одновременно со сборкой "пакет" ракеты - носителя в МИК КО производятся проверки, испытания отдельных отсеков головного блоков и их сборка.

Как правило работы по подготовке КА начинаются намного раньше работ с ракетой - носителем, ввиду сложности научной аппаратуры, требующей большого объема испытаний различных систем КА, рассмотрение которых в данном разделе нет необходимости.

Мы же рассмотрим сам порядок механической сборки головного блока, состоящего из третьей ступени ракеты, КА и головного обтекателя (ГО).

Элементы КА прибывают на техническую позицию отдельно, где производится монтаж. Приборный отсек КА устанавливается в

сборочный стенд, где осуществляется монтаж научной аппаратуры, после чего подстыковывается спускаемый аппарат (СА), а также тормозная двигательная установка (ТДУ). Собранный КА подвергается проверке на герметичность в барокамере. После чего производится сборка ГБ, осуществляемая в следующем порядке.

К переходнику третьей ступени, уложенной на ложементы стыковочных тележек, на рымболты надеваются и крепятся такелажные балки с расширяющимся концом в сторону направления сборки; под эти концы такелажных балок подводят спец. опоры.

С помощью такелажных балок и кантовочной тележки кантуют КА в горизонтальное положение и с помощью траверсы подводят его к стыковочному шпангоута переходника третьей ступени и крепят тремя пирозамками. Отсоединяют траверсы и такелажные балки от КА. При этом опоры под такелажными балками, пристыкованными к переходнику, предохраняют третью ступень от опрокидывания, под действием опрокидывающего момента, от консольно закрепленного КА.

Производят накатку ГО, также уложенного на стыковочные тележки, такелажные балки с опорами на конце позволяют по ширине проход тележек с ГО. При накатке ГО на КА необходимо следить за тем, чтобы ГО не задевал за выступающие элементы (приборы) КА, работая в случае необходимости, приводами тележек, обеспечивающими перемещение ГО в горизонтальное и вертикальные плоскости.

Добиться совмещения стыковочных шпангоутов ГО и переходника третьей ступени, закрепить ГО с помощь двух продольных замков и четырех узлов вращения.

Опустить заднюю тележку ГО и переднюю блока "И", закрепить такелажные балки на рымболты ГО и с помощью трех кранов поднять ГБ и подать его к установщику, на котором находится ракета - носитель.

6.Произвести стыковку ГБ к "пакету" с помощью шести пирозамков, затем уложить ракету на переднюю опору установщика, снять с изделия все такелажные приспособления.

В последнее время при сборке ГБ стали применять некоторые элементы вертикальной сборки. Это прежде всего вызвано установкой на КА приборов, выступающих за основной контур КА, для которых на ГО сделаны горгроты (местный выступ), которые не позволяют проведение горизонтальной накатки ГО.

В этом случае порядок сборки ГБ следующий:

Отстыковывают переходной отсек блока "И", кантуя его в вертикальное положение с помощью манипулятора и укладывают на кольцевую подставку.

Собранный объект после испытаний в барокамере и находящийся в вертикальном положении с помощью траверсы и продольных балок переносится к переходнику и стыкуется к нему тремя пирозамками.

Головной обтекатель с помощью кантовочной тележки кантуется в вертикальное положение и укладывается на раздвижное кольцо. Производится расстыковка продольного стыка ГО и с помощью механизма кольца ГО раздвигается на две створки. Навешивают на каждую створку ГО по два узла вращения.

С помощью специальной траверсы, закрепленной на верхних рымболтах створки ГО, створка краном подается к системе "переходник - объект", заводят хвостовики узлов вращения в соответствующие гнезда переходника блока "И" и наворачивают гайки. Доводят створку до вертикали и крепят струбцинами к переходнику, тем самым предохраняя от случайного разворота створки. Таким же образом подводят вторую створку и закрепляют.

Производят сборку продольного стыка створок. Для чего на хвостовики тяг продольного стыка со стороны шпангоута переходника наворачиваются гайки с затяжкой до определенного момента.

Закрепляют к системе "переходник - объект - ГО" такелажные балки, с помощью крана кантуют систему на кантовочной тележке в горизонтальное положение и укладывают на стыковочные тележки.

Производится накатка системы "переходник - объект - ГО" к блоку "И" и их стыковка.

После чего ГБ пристыковывается к "пакету", находящемуся на установочном агрегате.

 

 

4 УСТАНОВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

4.1 Требования, предъявляемые к установочному агрегату

 

Установочное оборудование обеспечивает проведение всех работ по установке ракет - носителей и космических аппаратов на пусковое устройство, их обслуживание при подготовке к пуску, а также снятие ракет - носителей с пускового устройства при несостоявшемся пуске.

Установочный агрегат может быть либо подвижным (на колесном или железнодорожном ходу), либо стационарным. В отдельных случаях для установки ракет на пусковые устройства может быть применена специальная башня обслуживания с грузоподъемным устройством.

Подвижной установочный агрегат должен обеспечивать монтаж ракеты - носителя и космического аппарата непосредственно на установщике средствами подъемно - перегрузочного оборудования. В настоящее время монтаж ракет - носителей производится на специальных агрегатах - стапелях с перегрузкой собранной ракеты на установщик грузоподъемным оборудованием монтажно - испытательного корпуса (МИК).

Подвижной установочный агрегат обеспечивает транспортировку из МИКа к пусковому устройству со скоростью до 10 км/час.

Установка ракеты и передача ее на опорные узлы пускового устройства должна производится плавно, без толчков и резких колебаний. Перегрузка ракеты при транспортировке и установке не должна превышать 1,5 - в поперечном направлении и 2 - в продольном.

Обслуживание ракеты - носителя и космических аппаратов на пусковом устройстве может быть осуществлено с установщика или специальных агрегатов (ферм) обслуживания. Средства обслуживания должны обеспечивать удобный доступ к местам обслуживания и безопасность работ для номеров расчета, а также исключения ударов ракеты при колебаниях металлоконструкций и ракеты под действием порывистого ветра. С этой целью допускается применение специальных следящих систем и амортизаторов.

Управление работой установщика должно быть простым и осуществляться одним оператором со стационарных или выносных пультов.

Установочное оборудование и средства обслуживания должны обеспечивать выполнение рабочих операций при температуре окружающего воздуха ± 50 0 С и скорости ветра до 20 м/с в любое время года и суток.

При транспортировке по железной дороге вне позиционного района допускается демонтаж отдельных узлов установочного агрегата с целью вписания в железнодорожный габарит 02 - Т (габарит погрузки).

Конструкция установочного оборудования должна удовлетворять "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденным Госкотлотехнадзором.

В комплект установочного оборудования входит стыковочный агрегат (стапель пакетировщик) и установщик.

4.2 Установочный агрегат для ракеты "Восток"

 

Установщик предназначен для транспортирования ракет с головной частью (или без нее) из монтажно - испытательного корпуса (МИК) к стартовой площадке, подъема изделия в вертикальное положение и установки его в стартовую систему, а также для снятия ракеты со стартовой системы и транспортировки ее в МИК при несостоявшемся старте.

Установщик выполнен по схеме железнодорожного лафета.

Конструкция агрегата обеспечивает возможность транспортировки его в составе поезда по железнодорожным магистралям МПС с габаритом "1 В". Для чего консоль, крылья, элементы механизма запирающего и прочие выполнены съемными. Буксировка собранного установщика в районе стартовых позиций осуществляется тепловозом, а для точного подъезда к стартовой системе с микроскоростью, головная тележка платформы установщика снабжена автономным механизмом передвижения.

При условии соблюдения правил эксплуатации и хранения завод -изготовитель гарантирует срок работы и хранения установщика в течение 10 лет с момента ввода в эксплуатацию; в гарантийный период разрешается проведение не более 50 рабочих циклов и, кроме того, ежегодно 30 тренировочных циклов. (Циклом называется совокупность операций по установке изделия на стартовую систему, проводимых в технологической последовательности).

Зачехленный агрегат допускается хранить на открытой площадке при любых метеорологических условиях. Расчет установщика состоит из пяти человек.

 

4.3 Конструкция установщика

 

Установщик состоит из следующих основных узлов (рисунок 3 приложения):

рамы (1);

стрелы (2);

крыльев (7);

стопорного устройства (12);

механизма запирающего;

механизма подъема и опорного устройства;

оттяжного устройства;

указателя вертикальности;

кабины управления;

площадок (15) и лестниц (16);

запасных частей, инструмента и принадлежностей;

электрооборудования.

 

Кроме того, в комплект установщика включены:

- грузовой макет для проведения испытания установщика;

- траверса для подъема головной части установщика при переводе его из транспортного в рабочее положение и обратно.

 

4.4 Устройство составных частей установщика и принцип их действия

 

4.4.1Устройство составных частей

 

Рама предназначена для восприятия нагрузок при транспортировке ракеты и при установке ее на стартовую систему, а также размещения на ней оборудования установщика.

Стрела (2), с установленными на ней захватами (6), служит для крепления ракеты на установщике при подъеме в вертикальное положение и при транспортировке.

Стрела выполнена в виде сварной металлоконструкции и состо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: