Различают три типа конформизма.




1 тип – это стихийная форма конформизма, при которой индивид проявляет внутренние и внешние согласие с группой без переживания какого-либо конфликта.

2 тип – защитный конформизм. В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства.

3 тип – условный, чисто внешний, сознательный конформизм. В этом случае субъект соглашается с группой, хотя на самом деле думает иначе.

Противоположное конформизму свойство – негативизм (отрицание), т.е. немотивированное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Это свойство может быть следствием потребности личности в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд интересов других людей.

Ригидность (жесткий) – это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности:

· когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации.

· аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций.

· мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.

Фрустрация – состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущиеся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе и т.п. Состояние фрустрации ведет к существенным изменениям в поведении субъекта: может проявляться грубость, агрессивность как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих, особенно в подростковом возрасте.

Влияние изолированности, автономности группы на межличностные отношения усиливаются за счет ухудшения физических, средовых условий.

В сплоченной группе социально-групповая стимуляция оказывается более значимой стимуляцией, чем стимуляция со стороны внешних условий деятельности.

После длительных отношений сотрудничества конкурентное поведение воспринимается как более враждебное и, наоборот, переоценивается и степень дружелюбия кооперативного акта, осуществленного вслед за устойчивым прежде соревновательным или конфликтным поведением.

Максимальное внушающее влияние на индивида может оказывать группа из трех человек.

Наименьшую конформность показывают лица со слабой зависимостью от группы (автономные члены группы), а также и с сильным признанием этой группы (лидеры).

Единообразие оценок в группах с коллегиально-демократической системой отношений больше, чем в группах с авторитарными, строго нормированными отношениями, но адекватность оценок выше во втором типе групп, в силу особенностей коммуникативных связей.

Близкие эмоциональные отношения могут ухудшить результаты совместной деятельности.

Влияние на группу публично высказываемых мнений сильнее, чем при сообщении их письменно или с помощью каких-либо технических средств.

Внушающее воздействие больше в группе на раннем этапе развития или в группе малознакомых людей, чем в коллективе, в связи с эффектом коллективистического самоопределения личности, готовой противопоставить себя группе.

У женщин конформность, как правило, выше, чем у мужчин.

Более внушаемы лица с инертной и слабой нервной системой.

Необходимым условием для внутригруппового межличностного влияния членов группы друг на друга является наличие у них сильного чувства принадлежности к одной и той же группе.

Чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее формирующее влияние, которое она может оказать на них.

Чем выше престиж данного члена группы в глазах других членов, тем сильнее его влияние на них.

Усилия по изменению индивидов или частей группы, которые предполагают очевидное отклонение от сложившихся норм группы, вызывают большое сопротивление членов группы.

Общий успех обеспечивает более интенсивный рост уровня сплоченности группы.

В определенных случаях неудача может вести к большей сплоченности, чем групповой успех.

Совместная неудача может ухудшить межгрупповые отношения, если перед этим члены группы или микрогруппы находились в конкурентных отношениях.

Укрепление доверия членов группы друг к другу, и, прежде всего к ее лидеру, повышает индивидуальный вклад в общую деятельность.

Общегрупповые мероприятия, в которых распределены роли членов группы по их организации и проведению, повышает чувство принадлежности к группе, способствую росту сплоченности.

Групповая символика и знаки принадлежности к группе способствуют росту чувства сплоченности.

Существует некритичное прогнозирование победы своей группы, а также тенденция объяснять успех своей группы внутригрупповыми факторами, а неудачу – внешними.

В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия происходит изменение в восприятии и оценки лидера со стороны «ведомых» членов группы: предпочтение отдается более жестким, авторитарным лидерам.

В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия обнаружена тенденция переоценки достижений тех членов группы, которые обладают более высоким психологическим статусом.

В условиях межгруппового соревнования выражающий наиболее экстремальный, крайние оценочные суждения о своей и чужой группе (соответственно положительные и отрицательные) приобретает более высокий внутригрупповой статус.

Конкурентное взаимодействие повышает уровень рискованности принимаемых коллективных решений

Групповая совместимость

Групповая совместимость – это способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности.

Критерии оценки совместимости:

1) результаты совместной деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты участников деятельности;

3) удовлетворенность участников этой деятельностью.

В основе совместимости лежат личностные качества, составляющих группу индивидов:

1) физиологические: половозрастные и др.;

2) психофизиологические: различие темпераментов и биологических потребностей;

3) собственно психологические: личностный характер и мотивы поведения;

4) социально-психологические: ценности, интересы, ролевые ожидания.

Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других. В итоге это приводит к взаимодополняемости при совместном решении задач, так что конкретная производственная группа представляет собою определенною целостность.

Уровни совместимости:

1) социально-психологический – общность целей, мотивов деятельности, единство в понимании задач и т. д.;

2) психологический – общность на уровне характеров (общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д.) Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции;

3) психофизиологический – общность на уровне темпераментов.

Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:

1) индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

Механизмы психологической совместимости:

1) подобие качеств взаимодействующих – необходимо при длительном сотрудничестве в стрессовом состоянии (экипажи самолетов, судов);

2) взаимодополнение качеств – необходимо при творческой работе;

3) контрастность свойств и качеств – используется при ярко выраженной устремленности к общей коллективной цели;

4) гомеостазис – саморегулирование системы, обеспечивающее поддержание равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, имеющее целью устойчивость и эффективность групповой деятельности. Наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и проявляется в гибкой реакции на ситуацию.

ВОПРОСЫДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

  1. Опишите основные характеристики субъекта совместной деятельности.
  2. Что из себя представляет структура группы?
  3. Что такое группа?
  4. Охарактеризуйте формальный и неформальный виды групп.
  5. Классифицируйте группы, изучаемые социальной психологией по наличию взаимоотношений между членами группы, количеству членов группы, уровню развития, характеру взаимодействия и форме организации.
  6. Какие факторы влияют на осознание человеком принадлежности к группе и позволяют ему идентифицироваться с группой?
  7. Перечислите и охарактеризуйте психологические характеристики группы.
  8. Дайте определение понятию «групповые санкции», охарактеризуйте виды и функции групповых санкций.
  9. Опишите особенности социально-психологического механизма взаимодействия человека и группы.
  10. Как осуществляется и к каким последствиям приводит реализация установок личности?
  11. Дайте определение и охарактеризуйте особый вид установки - аттракцию.
  12. Дайте определение и охарактеризуйте типы конформизма.
  13. Дайте определение и охарактеризуйте виды ригидности.
  14. Дайте определение понятию «групповая совместимость», назовите критерии оценки совместимости.
  15. Дайте определение понятию «уровень психологической совместимости» и охарактеризуйте уровни совместимости: социально-психологический, психологический, психофизиологический. Приведите примеры.
  16. Охарактеризуйте типы коммуникативного поведения. Приведите примеры.
  17. Охарактеризуйтемеханизмы психологической совместимости: подобие качеств взаимодействующих, взаимодополнение качеств, контрастность свойств и качеств и гомеостазис. Приведите примеры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: