Германский «юнкерско-буржуазный» империализм




Принято называть германский империализм «юнкерско-буржуазным» и «военно-государственным». Юнкерско-буржуазным, потому что в Германии сильные позиции занимали помещики юнкера. Они сохранили господствующее положение, сельском хозяйстве, активно участвовали в промышленной банковской сферах, в их руках оставалась армия. Человек, имевший дворянского звания, не мог сделать военной карьеру. Как традиционные военные, они были заинтересованы в милитаризации, росте военных ассигнований, военных приготовлениях. Но германская буржуазия тоже была заинтересована в военных приготовлениях: ее обделили при разделе колоний, и она стремилась к их переделу в свою пользу.

Германский империализм принято называть также воен­но-государственным, потому что здесь государство в военно-политических целях усиленно вмешивалось в хозяйственную жизнь. Оно не только давало военные заказы промышленни­кам, но и занималось организацией промышленных предприя­тий, ставило перед промышленниками конкретные задачи. В Германии раньше, чем в других странах, на­чинается государственное регулирование промышленности.

Промышленное производство Германии за период с 1870 г. но 1913 г. развивалось опережающими темпами, германская промышленность обогнала английскую и французскую и вышла на первое место в Европе и второе в мире.

При этом впереди шла тяжелая промышленность. На первое место в мире вышла германская металлургия и германс­кая химическая промышленность. Германия стала монополис­том и по производству анилиновых красителей. Первое место в мире занимала германская электротехническая промышлен­ность. Германия производила половину электротехнических товаров мира, и отсюда в другие страны вывозились динамо-машины, трамваи, электролампы.

Успехи германской промышленности были связаны с ря­дом политических обстоятельств. С 1871 г. Германия стала еди­ным государством, что, несомненно, способствовало ускоре­нию экономического развития. В результате победы над Фран­цией в 1871 г. Германия получила в присоединенных землях богатые залежи железной руды, а также контрибуцию в 5 млрд. франков. Эта контрибуция была почти целиком использована для развития промышленности.

Поскольку предприятия тяжелой промышленности, осо­бенно новых отраслей, получивших преимущественное разви­тие в Германии, не могли быть мелкими, Германия выходит па первое место в Европе по концентрации производства. Вы­сокая концентрация облегчала образование монополии, и в начале XX в. Германия становится классической страной мо­нополий.

Среди германских монополий особое место занимал воен­ный концерн Крупна. Созданный при участии государства и действовавший по государственной программе, он стал государством в государстве. В состав концерна входили не только военные предприятия, но и шахты, металлургические и машиностроительные заводы. Поскольку артиллерийские заводы строились тогда, когда еще недостаточно были развиты другие отрасли промышленности, они строились по феодальному принципу - на «самообслуживании». Крупповские пушки готовились из крупповской стали на крупповских станках.

Как и в других странах, монополизация сделала на большие успехи в новых отраслях промышленности. В электротехнической промышленности возникли корпорации, сохранившиеся до настоящего времени: «Всеобщее электричество общество» (АЭГ) и общество «Сименс».

Два концерна возникли и в химической промышленности. В старых отраслях пока преобладали низшие формы монополий. Из них молено отметить «Рейнско-вестфальский угольный синдикат» и «Германский стальной синдикат».

Успешно шла концентрация банковского капитала и формирование финансового капитала. Для Германии характер связь банковского капитала с промышленным через «личную унию», личные связи.

В начале XX в. в Германии образуется излишек капитале которые не находят применения внутри страны. Правда, экспорт идет только 20% капитала: немецкие капиталы мировых рынках встречаются с конкуренцией английских французских, уже ранее занявших сильные позиции. Германии нужны колонии. Германия уже имела колонии, главным образом в Африке. И территория этих колоний была в 5 раз больше территории самой Германии. Но этого мало - ведь территория английских колоний в сто раз больше Англии. Германия начинает вынашивать планы передела колоний.

Германия начинает строить железную дорогу "Драй Б" Берлин – Белград - Багдад. Эта дорога ведет из германской коалиции к сердцу британских владений на востоке - к Индии, по этой дороге прямо и дешево можно вывезти германские товары и ввозить сырье, а можно также в короткий срок перебросить солдат. В свою очередь Англии и то и другое приходилось доставлять морем вокруг Европы. Англия пытается затормозить строительство дорог или повернуть ее на север, к границам России. Но немцы не пошли на уступки. Так, Германия развязывает Первую мировую войну.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: