Общественный выбор в условиях прямой демократии




2.1.1. Избиратели, политики, чиновники

Всякий индивид занимает определенное положение не только по отношению к институтам рынка, но также и к институтам государства. Если первые образуют рамки и правила добровольной координации действий через обмен, то вторые – рамки и правила тех действий, которые так или иначе связаны с принуждением, основанным на законе. (115)

Итак, в демократии можно выделить ключевые черты: причастность и равенство. Чаще всего эти черты проявляются на выборах и референдумов. Значит в таком государстве гражданин, в первую очередь является избирателем. Также гражданин выступает налогоплательщиком и получателем выгод от выполнения государством экономических функций. В этих ролях гражданин оценивает альтернативы, касающиеся его собственных действий, которые предпринимаются в ответ на действия государства. Избиратель голосует так, чтобы впоследствии выиграть в качестве налогоплательщика.

Что касается политиков, то их миссия – формулировать варианты развития общества, представлять их на суд избирателей и обеспечивать реализацию одобренных вариантов. Также они разрабатывают, принимают детальные программы и контролируют работу в общественном секторе. Стремление политиков – максимизировать поддержку электората т.к., если он недостаточно ориентируется на электорат, то проиграет выборы.

Преобладающую часть повседневных решений принимается государственными служащими, иначе говоря, чиновниками, бюрократами. Отдельный чиновник не оказывает большого влияния на государственный сектор. Но в совокупности они многое определяют в развитии государственного сектора. Основная тенденция рационального поведения бюрократа – выбор вариантов, обеспечивающих как минимум сохранение должности и по возможности повышение статуса. Чиновники решают задачи, которые ставят избиратели и политики. Государственные служащие стремятся, чтобы эти задачи были ненапряженными, а также к получению в свое распоряжение как можно больших ресурсов, поэтому принимают участие в их определении. Следует учитывать, что они располагают наиболее детальной информацией о состоянии дел на конкретных участках общественного сектора. Отстраняя себя от напряженных задач и увеличивая затраты, чиновники формируют тенденцию к относительной неэффективности общественного сектора.

Итак, линия развития общественного сектора формируется в процессе постоянного взаимодействия избирателей, политиков и чиновников, которым присущи разнонаправленные интересы. Именно поэтому процессы, протекающие в общественном секторе, в действительности далеко не всегда соответствуют нормативным представлениям. (117)

 

 

2.1.2. Характерные черты прямой демократии

Прямая демократия – это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. 450 нуреев

………………..

2.1.3. Модель медианного избирателя

...

Допустим, общество решает, сколько денег потратить на то или иное общественное благо. У каждого избирателя свои взгляды, и они голосуют за тот вариант, который наиболее соответствует их предпочтениям. Отделим избирателей, которые хотя потратить большую сумму расходов на какое-либо общественное благо от тех, кто намерен потратить небольшую сумму. На рис. 1 изображены 100 избирателей и возможная сумма бюджета от 0 до $ 20 млрд.

Рис 1. Теорема о медианном избирателе: пример применения

В средней точке располагается медианный избиратель. По теореме о медианном избирателе, правило большинства будет обеспечено результатом, предпочтительным для медианного избирателя. На Примере расположим избирателей и сумму бюджета, которую они предпочитаю. Если отсчитать 50 человек от любого края, то можно увидеть, что выбор медианного избирателя $10 млрд.

Предпочтение медианного избирателя побеждает предложения избирателей и справа, и слева. В примере более половины избирателей предпочитают бюджет менее $10 млрд. и также не менее половины – более $10 млрд. При предложении бюджета в $8 млрд. вместо $10 млрд., предпочитающие бюджет более $10 млрд., проголосует так же, как и медианный избиратель. В то же время, если предложить бюджет в $12 млрд., тот, кто предпочитает бюджет в $10 млрд. и менее, проголосует как медианный избиратель. В этой ситуации на стороне медианного избирателя будет более половины голосов электората.

Следствия теоремы о медианном избирателе заключаются в следующем:

1) При двухпартийной системе предпочтение отдается той, позиция которой наиболее приближена к мнению медианного избирателя.

2) Правило большинства не стремиться к компромиссу, а основано на мнении, расположенного в середине распределения.

2.1.4. Политическая конкуренция

В представительной демократии модель медианного избирателя несколько усложняется. Так, кандидату в президенты необходимо обращаться за поддержкой внутри партии, а затем к медианному избирателю среди населения. Для достижения своих целей кандидаты часто меняют свои программу. (454 нуреев)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: