Тема 2.1 «Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики»




Понятие системы денежно-кредитного регулирования и ее элементы. Принципы организации системы денежно-кредитного регулирования в условиях рынка.

Системой денежно-кредитного регулирования называется организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулирования представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, ее составляющих. К ним относятся: принципы организации, субъекты, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.

Рассмотрим эти принципы на примере системы денежно-кредитного регулирования в России.

1. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что деятельность всей системы денежно-кредитного регулирования (поскольку она подчинена единой цели – реализации денежно-кредитной политики государства) управляется из единого центра – Центрального банка Российской Федерации.

2. Принцип единства денежно-кредитной политики состоит в том, что все субъекты системы денежно-кредитного регулирования руководствуются единой денежно-кредитной политикой независимо от того, находятся они в центре или на местах. Их деятельность регламентируется едиными нормативными документами, обязательными для выполнения на всей территории страны.

3. Принцип неподчиненности центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности его органам законодательного власти – парламенту. Применение этогопринципа связано с тем, что, хотя правительственные органы, как и центральный банк, являются частью государственного аппарата, главная приоритетная задача центрального банка – поддержание устойчивости национальной валюты – может расходиться с текущими политическими задачами правительства и его органов. Отсюда возникает опасность, что центральный банк, если он будет подчинен правительственным органам, окажется втянутым в решение сиюминутных, конъюнктурных задач в ущерб его главной стратегической задаче.

Вместе с тем общество должно быть информировано, насколько эффективно действуетсистема денежно-кредитного регулирования. В большинстве стран для оценки деятельностисистемы денежно-кредитного регулирования используется подотчетность центральных банков парламентам. В России руководство Центрального банка регулярно докладывает о своейдеятельности на заседаниях Государственной Думы, два раза в год на этих заседаниях рассматриваются разработанные Центральным банком «Основные направления денежно-кредитной политики». Государственная Дума утверждает и руководителей Центрального банка России.

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в широком и узком смыслах. Если рассматривать их в широком смысле, то следует включать в их состав юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на которых денежно-кредитное регулирование воздействует. Совершенно ясно, что в этом случае субъектами денежно-кредитного регулирования будут все владельцы денежных средств. Поэтому субъекты денежно-кредитного регулирования обычно рассматриваются в узком смысле, т. е. к ним относят только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование.

К субъектам денежно-кредитного регулирования относятся прежде всего центральные банки или аналогичные институты, законодательные органы, поскольку они могут издавать законы и подзаконные акты, затрагивающие систему денежно-кредитного регулирования, государственные министерства и ведомства, например министерства экономики, финансов, которые также обладают правом издавать нормативные акты, влияющие на денежно-кредитное регулирование.

Объектами денежно-кредитного регулирования называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования:

• объем денежной массы, находящейся в обороте (М0, М1, М2, М3);

• структура денежной массы;

• объем и структура денежных доходов и расходов населения;

• объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банк;

• скорость оборота денег;

• коэффициент банковской мультипликации;

• объем кредитов, предоставляемых центральными банками правительствам;

• объем кредитов, предоставляемых центральными банками другим кредитным организациям;

• объем кредитов, выдаваемых юридическим и физическим лицам.

Объем денежной массы является конечным объектом денежно-кредитного регулирования. Оценивается влияние инструментов денежно-кредитного регулирования на денежную массу с помощью денежных агрегатов, в которых определяется объем денежной массы. В случае проведения политики кредитной экспансии объем денежной массы увеличивается, в случае проведения политики кредитной рестрикции – уменьшается.

Структура денежной массы является объектом денежно-кредитного регулирования постольку, поскольку под влиянием инструментов денежно-кредитного регулирования происходит изменение соотношения как между наличной и безналичной денежной массой, так и между различными видами денежных знаков, находящихся в обороте.

И та и другая структуры денежной массы имеют важное значение как для укрепления позиций национальной валюты, так и для решения некоторых макроэкономических задач.

Объем и структура денежных доходов и расходов населения служат объектом различных сторон государственного регулирования. Объектом денежно-кредитного регулирования они являются по разным причинам. Так, проводя политику кредитной экспансии, государство (при прочих равных условиях) увеличивает объем денежных доходов населения. Воздействуя с помощью инструментов денежно-кредитного регулирования на уровень сбережений населения, государство изменяет структуру его денежных расходов.

Объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банки, является одним из важнейших объектов денежно-кредитного регулирования, поскольку этот оборот в большей его части обслуживает денежно-товарный рынок и, таким образом, от него в большой степени зависит уровень инфляции в стране.

Скорость оборота денег – также один из важных факторов, влияющих на устойчивость национальной валюты, поэтому во многих странах она является объектом денежно-кредитного регулирования. При этом центральные банки стремятся использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для обеспечения долговременной стабильности скорости оборота денег.

Необходимо отметить, что от этого объекта во многом зависит денежная эмиссия, а следовательно, денежная масса в обороте. Определяют изменение денежной массы в обороте и размеры кредитов, предоставляемых разными звеньями кредитной системы, поэтому они в большей или меньшей степени являются объектами денежно-кредитного регулирования.

Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой совокупность методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также условия и порядок их использования, включая организацию соответствующей деятельности центральных банков.

Механизм денежно-кредитного регулирования индивидуален для каждой страны и регламентируется нормативными документами центральных банков. В России в качестве этих нормативных документов используются инструкции и инструктивные письма Центрального банка Российской Федерации.

Основные концепции денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование реализуется на практике путем разработки и претворения в жизнь денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика представляетсобой совокупность централизованно разработанных государством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений, направленных на укрепление устойчивости национальных валют, борьбу с инфляцией, а также на воздействие через денежный оборот на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста,улучшения народно-хозяйственных пропорций, повышения эффективности производства,обеспечения занятости и решения других стратегических задач, стоящих перед экономикойкаждой страны.

Помимо указанного понимания денежно-кредитной политики, ее также можно рассматривать как программный документ, содержащий в качестве основных положений описание и механизм реализации разработанных мероприятий в области денежно-кредитногорегулирования.

В современных условиях все государства с рыночными моделями экономики используют две концепции денежно-кредитной политики. Первая обычно называется политикой кредитной экспансии, или «дешевых» денег. Ее теоретической основой является количественная теория денег, развитая в дальнейшем Д. Кейнсом, А. Маршаллом, А. Пигу, И.Фишером и другими экономистами. Теоретической основой второй концепции – политикикредитной рестрикции, или «дорогих» денег, считается монетаризм: теория, развитая в экономических трудах К. Бруннера, А. Мельцера, Ф. Кейгена, М. Фридмена. Между обеимиэтими теориями больше общего, чем различного. Не случайно Д. Кейнс со временем перешел с позиций количественной теории на монетаризм, а М. Фридмен прямо включил количественную теорию в свою версию монетаризма.

Политика кредитной экспансии предполагает использование комплекса инструментовденежно-кредитной политики для роста денежной массы в обороте, увеличения в связи сэтим функционирующего капитала, роста занятости иповышения в конечном счете темпов воспроизводственного процесса. Кредитная экспансия в целом выражается в смягчении условий кредитования, снижении процентных ставок и, соответственно, в расширении масштабов кредитования. Как правило, данная концепция денежно-кредитной политикииспользуется, когда в стране наблюдается спад производства, экономический кризис илизастой, рост безработицы.

Концепция кредитной рестрикции предполагает использование комплекса инструментов денежно-кредитной политики для сокращения денежной массы в обороте. Кредитнаярестрикция в отличие от экспансии означает ужесточение условий кредитования, повышение процентных ставок и ограничение объема кредитных операций. Такая политика обычносопровождается сокращением государственных расходов и используется в основном дляборьбы с инфляцией и ее последствиями, а также в период экономического роста (дляпредотвращения кризисов перепроизводства). Применяется эта концепция также в периодподготовки и проведения денежных реформ, особенно конфискационного типа.

В условиях России в период перехода от планово-распределительной к рыночноймодели экономики выбор правильной концепции весьма затруднен. Дело в том, что, с однойстороны, действуют инфляционные факторы, требующие сокращения денежной массы, чтопредполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, в стране наблюдается экономический спад, для преодоления которого нужны инвестиции, необходимо проводить политику кредитной экспансии. Это отражается в определенной противоречивости в осуществлении государственной денежно-кредитной политики, когда одновременноиспользуются инструменты кредитной экспансии и рестрикции, что зачастую приводит кнулевому результату.

В период 1993–1995 гг. страна балансировала на грани гиперинфляции, пытаясьрешить бюджетные проблемы, проблемы активизации инвестиций, прорыва в сельскомхозяйстве только за счет неограниченного предложения денег.

Поняв разрушительность инфляции, невозможность инвестирования и развития производства, Банк России перешел к жесткой монетаристской политике, предполагающейстрогий контроль за размерами денежной массы. Основным приоритетом в экономическойполитике стало обеспечение стабильности национальной валюты, которое не увязывалосьс производственным потенциалом, а достигалось за счет сжатия денежного предложения,отсрочек по заработной плате, пенсиям и иным социальным выплатам, а также непомерногонаращивания государственного долга.

Либерально-монетаристская модель, дающая положительные результаты в зрелойрыночной экономике, а также в странах, не имеющих мощного собственного производства,для России оказалась непродуктивной. Все указанные меры не привели к росту отечественного производства и в конечном счете не уберегли экономику ни от скачков цен, ни от резкого ослабления позиций рубля, ни от развала системы банковских расчетов.

Практика доказала бесспорность мнения о дозированном росте денежной массы, содной стороны, и необходимости ее эффективного ограничения, с другой стороны, поэтомув каждой ситуации размер денежных вливаний в экономику должен соответствовать состоянию экономической конъюнктуры.

Способы регулирования параметров и каналов предложения денег могут быть рыночными и государственными, но их сочетание, место и время подключения каждый раз определяются состоянием национальной экономики.

Высокий профессионализм, умение точно спрогнозировать ситуацию и предпринятьадекватные действия, предотвращающие опасные колебания уровня инфляции, являютсяосновой независимости Банка России в проведении денежно-кредитной политики.

При этом очевидно, что общеэкономического равновесия невозможно достичь толькоденежно-кредитным регулированием. Нужны согласованные действия всех заинтересованных субъектов экономического процесса, а также равномерное ограничение потребностейвсех экономических агентов – от частных лиц до государства.

В руках Правительства Российской Федерации есть богатейший арсенал бюджетно-налоговых методов регулирования, разумное использование которых и согласованиедействий с Банком России будет более полезно, чем, скажем, попытки подчинения оперативной деятельности Банка России органам государственного управления.

Использование всего многообразия регулирующих инструментов, разумная мера ихприменения и гибкое сочетание могут быть залогом эффективного решения сложных российских проблем.

Классификация целей и задач денежно-кредитной политики.

В эпоху золотого стандарта (1861-1913гг.) первичной целью денежно-кредитной политики было поддержание постоянной цены «мировых денег» - золота. В период функционирования Бреттон-Вудской валютной системы (1944-1976гг.) первичной целью денежно-кредитной политики становится «внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы» в условиях фиксированных курсов национальных валют и золотодевизного стандарта как базы международной валютной системы. В современную эпоху плавающих валютных курсов (с 1976г.) первичной целью денежно-кредитной политики большинства развитых стран провозглашается «ценовая стабильность».

Достижение первичной цели денежно-кредитной политики, как правило, обеспечивается через выполнение промежуточных и операционных целей. Как правило, развитые страны первичной целью денежно-кредитной политики провозглашают ценовую стабильность, в отличие от развивающихся стран, где стабильность валютного курса является приоритетом.

Цели, достигаемые в ходе реализации денежно-кредитной поли­тики, можно ранжировать по нескольким критериям.

Так, в зависимости от срока реализации цели денежно-кредитной политики подразделяют на:

1. Тактические (оперативные, операционные) цели. Предполагают установление конкретного параметра, показателя, управление кото­рым необходимо осуществлять оперативно.

2. Промежуточные цели. Устанавливают определенные границы роста денежной массы с учетом соотношения между темпами роста ВВП и денежного предложения.

3. Стратегические (конечные) цели. Заключаются в снижении уровня инфляции при сохранении и, по возможности, ускорении темпов роста ВВП.

Стратегические (конечные) цели представляют собой глобаль­ные цели макроэкономического развития, присущие всем странам с рыночной экономикой и являющиеся для них постоянными. Они не могут измеряться непо­средственно, как это присуще денежным величинам, и не выступают индикаторами денежного рынка. Как правило, это стратегические цели, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Данные цели включают поддержание низкого уровня инфляции и стабильности цен, обеспечение максимальной занято­сти, роста объемов производства, равновесия платежного баланса. Для того чтобы обеспечить их достижение, центральным банкам приходится разрабатывать промежуточные цели, которые дополняют стратегические цели, конкретизируют их.

Промежуточные цели — как правило, более конкретизирова­ны и доступны, ставятся при реализации текущей (краткосрочной) денежно-кредитной политики. Их достижение направлено на дости­жение конечных целей. Ктаким целям относятся валютный курс, процентные ставки, денежная масса и др.

Промежуточные цели выступают индикаторами денежного рын­ка, характеризуют изменения в определенных экономических про­цессах и явлениях, призваны способствовать достижению стратеги­ческих целей. Для выявления их эффективности период их действия должен быть достаточно продолжительным.

Критериями выбора промежуточных целей выступают: возмож­ность количественного выражения; взаимосвязь со стратегическими целями; легкость контроля и оперативного воздействия со стороны центрального банка.

Необходимость постановки промежуточных целей обусловлена следующим:

конечные цели измеряются периодически, со значительным отставанием от момента применения того или иного метода или ин­струмента;

оценка эффективности применяемой денежно-кредитной по­литики по конечным целям (т. е. полученным результатам) затруд­нена, т. к. необходимо время на передачу импульсов к ее конечным целям.

Промежуточные цели обычно информируют участников рын­ка о решениях, принимаемых центральным банком относительно будущего поведения основных денежных параметров. Посколь­ку воздействие на инфляцию оказывается с некоторой задержкой во времени, т. е. с временными лагами, превышающими преде­лы календарного года, то наиболее эффективно цели денежно-кредитной политики могут быть достигнуты в течение среднесроч­ного периода.

Промежуточные цели могут устанавливаться как по количе­ственному, так и качественному принципу.

При использовании количественного принципа целью централь­ного банка является постоянный темп роста денежной массы и кре­дита или ВВП. В случае использования качественного принципа целью является постоянный уровень цен, процентных ставок, курса национальной валюты.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги. Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране:

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

Центральный эмиссионный банк для достижения промежуточ­ных целей, соответственно, определяет набор тактических (опе­рационных) целей, таких, например, как денежные агрегаты, де­нежная масса, процентные ставки по межбанковским кредитам и государственным ценным бумагам и др.

Тактические цели обеспечивают достижение промежуточных це­лей и заключаются в регулировании основных экономических па­раметров посредством кредитно-банковской системы. Тактические цели реализуются, как правило, в течение краткосрочного периода, а их реализация обеспечивается многоплановыми мероприятиями цен­трального банка.

При выборе тактических целей важно учитывать такие их харак­теристики, как возможность оперативного контроля и воздействия на определенные экономические процессы и явления; возможность измерения достигнутых результатов.

Кроме того, цели денежно-кредитной политики можно также подразделить на экономические и социальные.

Экономические цели денежно-кредитной политики направлены на поддержание экономической активности и снижение безработицы и включают:

регулирование темпов экономического развития;——

рост ВВП;——

сглаживание проявлений циклических колебаний на рынке ——капитала, рабочей силы;

обеспечение сбалансированности платежного баланса;——

расширение объема денежно-кредитных операций и др.

Социальные цели денежно-кредитной политики призваны спо­собствовать повышению уровня и качества жизни населения, а так­же обеспечить доступность различных услуг.

Приоритетность реализации целей денежно-кредитной политики обусловлена:

состоянием системы государственных финансов;——

степенью стабильности и устойчивости экономики;——

сбалансированностью либо дисбалансом доходов и расходов ——государственного бюджета.

Задачи денежно-кредитной политики являются производными от ее целей, по каждой из которых составляется перечень подзадач, поставленных перед отдельными управляющими структурными единицами центрального банка.

Например, задачами по достижению цели по процентным ставкам кредитного рынка могут быть следующие:

1. Обеспечение условий доступа к кредитным ресурсам центрального банка.

2. Установление и контроль правил проведения кредитных операций.

3. Развитие механизмов рефинансирования банковской системы.

4. Установление ориентиров процентных ставок по привлечению и размещению средств центральным банком.

Главной задачей денежно-кредитной политики, реализуемой центральными банками различных стран, являются регулирование и контроль за движением денежных и финансовых потоков в эко­номике с целью обеспечения стабильности национальной валюты и приемлемого уровня инфляции.

В самом общем виде задачами монетарной политики является создание условий для экономических агентов, которые при осущест­влении своих действий должны координировать и согласовывать их с целями и задачами общеэкономической государственной полити­ки. Аналогично целям, среди задач, решаемых с помощью денежно-кредитной политики, можно выделить стратегические и тактиче­ские.

Стратегические задачи включают:

поддержание в долгосрочном периоде устойчивого экономического роста рыночными методами;

поддержание и стимулирование склонности населения к сбережениям путем размещения их в национальной банковской системе;

создание предпосылок для формирования сбережений населения и организаций и последующей трансформации их в производ­ственные инвестиции;

сохранение доверия населения к национальным банковским ——институтам;

обеспечение надежности национальной банковской системы;——

обеспечение сбалансированности платежного баланса страны и наращивание золотовалютных резервов.

Тактические задачи денежно-кредитной политики обусловле­ны обычно состоянием самой сферы денежно-кредитных отношений и предусматривают применение определенных денежно-кредитных методов, инструментов и рычагов воздействия на процессы, проис­ходящие в экономике.

 

Понятие методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, их классификация.

Центральный банк государства, как основной орган, которому по законодательству доверена реализация денежно-кредитной политики и регулирование сферы денежно-кредитных отношений, осуществляет это с помощью определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной политики представляют собой определенный набор приемов и операций, позволяющий субъектам денежно-кредитной политики оказывать воздействие на объекты для достижения поставленных целей.

Классификацию современных методов, используемых при реализации денежно-кредитной политики, можно осуществить по различным критериям.

1. Исходя из связи метода денежно-кредитной политики и поставленной цели, различают:

а) Прямые методы — это, прежде всего, административные методы, осуществляемые в виде директив центрального банка, касательно объема предложения денег, а также цены, складывающейся на финансовом рынке.

Такие методы могут включать конкретные ограничения:

ограничение уровня ставок процентов по кредитам или депозитам;

установление лимитов кредитования для кредитных организаций;

избирательная денежно-кредитная политика в отношении ——приоритетных отраслей экономики, а также создания специализированных кредитных организаций;

портфельные ——ограничения, связанные с обязанностью кредитных организаций приобретать государственные ценные бумаги;

лимиты кредитования либо привлечения депозитов; ужесточение валютных ограничений.

Применение прямых методов имеет как свои преимущества, так и ограничения.

Использование этих методов позволяет центральным банкам довольно быстро достичь предполагаемых результатов в процессе контроля за количественными и качественными параметрами денежно-кредитной политики. Использование прямых методов воздействия позволяет существенно сократить временные лаги, присущие проведению денежно-кредитной политики.

Прямые методы легче в применении, они менее затратны, и результаты их действия более предсказуемы. Именно поэтому они более привлекательны для органов государственного управления при перераспределении денежных ресурсов.

Однако использование прямых методов воздействия имеет и существенные недостатки.

Во-первых, по своей сути — это грубые методы внешнего воздействия на экономическую деятельность субъектов денежно-кредитных отношений. Такие методы могут не совпадать с интересами кредитно-банковских организаций, приводить к неэффективному распределению кредитных ресурсов, ограничению конкуренции в банковском секторе, ослаблению финансовой устойчивости банковских институтов.

Во-вторых, использование прямых методов воздействия может привести к целому ряду негативных последствий для всей экономики.

Кпримеру, таргетирование инфляции, осуществляемое в условиях жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, может привести как к сокращению денежной массы, так и «натурализации» экономики, появлению различных денежных суррогатов, развитию «теневой экономики». В свою очередь, расширение «теневого сектора» экономики приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, задержке выплаты заработной платы и социальных выплат, росту нагрузки на бюджеты.

Длительное использование прямых методов воздействия и неблагоприятное их воздействие на субъекты экономики может привести к оттоку капиталов в «теневой сегмент» экономики и за рубеж.

В-третьих, прямые методы при проведении денежно-кредитной политики могут вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в сфере денежно-кредитных отношений.

Именно поэтому негативные последствия использования прямых методов денежно-кредитной политики часто перевешивают положительные эффекты их использования в условиях рынка, поскольку искажают механизм функционирования рыночного хозяйства.

б) Косвенные методы. Применение косвенных методов не ведет к деформации системы рыночного хозяйства, поскольку они воздействуют на мотивацию поведения экономических субъектов рыночными методами.

Эффективность применения этих методов напрямую зависит от степени развития денежного рынка. В отличие от методов прямого воздействия, последствия их использования менее прогнозируемы, к тому же характерной чертой их является значительный временной лаг.

Активный переход к косвенным методам проведения денежно-кредитной политики начался в 1980-х гг. вначале в странах с развитой рыночной экономикой, а затем в этот процесс включились и развивающиеся страны. Такой переход был обусловлен процессом всеобщей финансовой глобализации, повышением степени независимости центральных банков и возрастанием их роли и функций в экономике, благоприятной макроэкономической ситуацией.

В развитых странах переход к косвенным методам регулирования происходил безболезненно, без каких-либо проблем. Страны с переходной экономикой и развивающиеся страны при замещении прямых методов воздействия косвенными вынуждены были реформировать свои банковские системы с целью либерализации их функционирования.

2. По характеру действия различают:

а) Общие методы воздействия — это, главным образом, косвенные методы, которые оказывают влияние на денежный рынок в целом.

б) Селективные методы направлены на регулирование конкретных видов кредита и носят преимущественно директивный характер. С их помощью решаются локальные, частные задачи (ограничение на выдачу кредита некоторыми банками, льготные условия рефинансирования отдельных кредитных институтов и др.).

При использовании селективных методов центральный банк, по сути, отходит от рыночных условий функционирования, т.к. осуществляет перераспределение централизованных кредитных ресурсов, что в результате искажает цены и распределение ресурсов. Индивидуальный контроль над отдельными банками, сдерживание развития конкуренции на рынках ссудных капиталов.

Использование селективных методов воздействия на банковскую систему характерно для политики, проводимой на стадии циклического спада в экономике в условиях нарушения воспроизводственных пропорций.

3. В зависимости от объекта воздействия выделяют:

методы, оказывающие воздействие непосредственно на де——нежное предложение;

методы, регулирующие спрос на денежном рынке.——

Методы регулирования в этом случае зависят от целей, которые определены центральным банком.

Если в качестве цели определено поддержание неизменного уровня денежной массы, то проводится жесткая рестрикционная денежно-кредитная политика на основе количественных ограничений.

Если целью является поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования инвестиций, либо, напротив, сдерживания, то проводится гибкая денежно-кредитная политика, при которой регулирование предложения денег в экономике допускает изменение денежной массы исходя из изменения процентной ставки. Совокупный спрос на деньги зависит от номинальной процентной ставки и объема ВНП.

Методы проводимой денежно-кредитной политики будут меняться исходя из причин, вызвавших изменение спроса и предложения денег. Может проводиться жесткая, гибкая денежно-кредитная политика, либо такой вариант монетарной политики, при которой допускается свободное изменение денежной массы в обращении и процентной ставки.

Если денежный спрос, вызванный циклическими изменениями, не желателен, то денежно-кредитная политика может его несколько«сгладить», используя повышение процентных ставок, что приведет к снижению деловой активности. В случае циклического спада необходимо снижать уровень процентной ставки для повышения деловой активности и оживления экономики за счет роста инвестиционного спроса.

Если же изменение спроса обусловлено только ценовым фактором, то увеличение предложения денег будет способствовать раскрутке инфляционной спирали. Целью денежно-кредитной политики в этом случае должно быть поддержание фиксированного уровня денежной массы в обороте.

Конкретные методы денежно-кредитной политики зависят от приоритетности ее объекта: спрос или предложение денег, процентная ставка либо количество денег в обороте. Центральные банки развитых стран с развитыми финансовыми рынками на краткосрочную перспективу выбирают ключевые ориентиры в виде процентных ставок, а не объема массы денег в обороте.

Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой определенный набор инструментов, которые объединены общим признаком. Методы проведения денежно-кредитной политики выступают также ее тактическими целями.

Инструмент — это способ, с помощью которого центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования оказывает воздействие на объекты денежно-кредитной политики. В качестве инструментов выступают переменные, величину которых можно достаточно быстро скорректировать, и с которыми связаны целевые ориентиры, используемые центральным банком.

Инструменты проведения денежно-кредитной политики должны обладать определенными свойствами:

быть максимально действенными (обеспечивать достижение ——целей регулирования);

являться нейтральными (оказывать одинаковое влияние на ——конкурентоспособность кредитных организаций);

равномерно воздействовать на конкурентоспособность всех ——кредитных институтов или их отдельных групп.

Выбор и использование инструментов реализации денежно-кредитной политики определяется, прежде всего, кругом задач, которые центральный банк призван решать на определенном этапе развития экономики. Использование определенного сочетания инструментов меняется в зависимости от приоритетов и направленности общеэкономической политики государства, степени открытости экономики, существующих традиций и конкретных задач.

Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по следующим критериям:

1. В зависимости от непосредственных объектов воздействия:

инструменты, воздействующие на предложение денег;——

инструменты, воздействующие на спрос денег.——

Исходя из конкретных целевых ориентиров и целей, денежно-кредитная политика может быть направлена:

на сдерживание кредитной эмиссии (рестрикционная политика) в периоды экономических подъемов для устранения «перегрева» конъюнктуры;

стимулирование предложения денег в период подъема производства и оживления экономики.

2. По своей форме воздействия:

прямые (административные) инструменты воздействия; ——

косвенные (рыночные) инструменты.——

Прямые инструменты в практике центральных банков развитых стран используются, скорее, как исключение, лишь в определенных ситуациях. Более широкое применение они получили в развивающихся государствах, где показывают высокую результативность.

Кинструментам прямого воздействия относят: запрет на выполнение банковских операций; ограничение выполнения операций; запрет на открытие филиалов; лимиты в области налично-денежного обращения; нормативы для коммерческих банков (ликвидности и т. д.).

Рыночные (косвенные) инструменты позволяют центральному банку воздействовать на сферу денежно-кредитных отношений через создание соответствующих условий на рынке ссудных капиталов и кредитов. Эти инструменты отличаются большим разнообразием и вариативностью, но результаты их применения не всегда достигают поставленной цели.

Всоставе косвенных (экономических) методов можно выделить:

нормативные — применяются посредством использования ——таких обязательных инструментов, как отчисления в фонд обязательного резервирования, установление для кредитных институтов коэффициентов и нормативов;

корректирующие — применяются через использование про——центных ставок, валютных инте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: