Основные этапы развития письма




Предисловие

Возникновение и существование человеческого языка неразрывно связано с возникновением и развитием человека – homo sapiens.Современная антропология утверждает, что возникновение естественного звукового языка в его членораздельной, близкой к современной форме относится к периоду около 100 тысяч лет назад. Различают две формы существования языка, соответствующие понятиям «язык» и «речь».

Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Речь представляет собой процесс реализации языка, который обнаруживает себя только в речевой деятельности. Если язык – это орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения, создаваемый приложением языка к конкретной действительности, к конкретной коммуникативной ситуации.

Основной, первичной формой существования естественных языков является устная речь, т.е. речь звучащая, воспринимаемая органами слуха. Она противопоставляется речи письменной. Письменная речь – это речь, фиксированная постоянными зрительно воспринимаемыми знаками на бумаге, камне, металле и других материалах.

И устная и письменная формы речи служат средством коммуникации. Но возможности у них разные.

Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонациями, паузами, логическими ударениями, может сопровождаться жестами и мимикой. Однако устная речь служит средством общения в определенный момент времени и предполагает обязательное участие хотя бы двух коммуникантов: говорящего (адресанта) и собеседника (адресата).

С исторической точки зрения, устная речь возникла раньше письма. Действительно, в начале происходит внутренняя (мысленная) подготовка высказывания – воображаемое проговаривание без звуков, но с микродвижениями речевого аппарата, затем – само письмо, графическая фиксация высказывания.

Письменная речь, в отличие от устной, сохраняет информацию надолго и связывает между собой людей разных веков. Академик Яков Карлович Грот писал: «Без письма язык оставался бы лишь мгновенным орудием общения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время».

Таким образом, написанное может сохраняться в неизменном виде на протяжении веков и передаваться на большое расстояние.

Изучением письменной формы речи занимается графика. Термин «графика» употребляется в современной лингвистике в двух основных значениях:

1. Графика (греч. graphikē, от gráphσ - пишу, черчу, рисую) - раздел языкознания, исследующий и описывающий соотношение между знаками письма (графемами) и звуками речи (фонемами).

2. Графика - совокупность всех средств данной письменности, то есть начертаний, с помощью которых устная речь передается на письме.

Письмо как способ фиксации устной речи с помощью графических знаков прошло долгий путь развития. На разный этапах существования письма оно было основано на самых различных принципах, постепенно совершенствуясь, становясь более удобным способом передачи звучащей речи.

Как же возникла русская графика? Какими начертательными средствами она пользуется? На каких принципах базируется русское письмо?

Данное пособие призвано помочь студенту найти ответы на эти вопросы. А будущему учителю, и в первую очередь учителю начальных классов, необходимы глубокие знания основ графики, поскольку именно ему, как правило, выпадает трудная роль познакомить начинающего учиться ребенка с письмом. И именно от первого учителя зависит, сможет ли ребенок в полной мере оценить тот клад, то достояние, которое создано человечеством на протяжении многих веков, сможет он научиться использовать это богатство.

Пособие «Русская графика» включает в себя следующие разделы:

Глава 1. «Основные этапы развития письма».

Глава 2. «История русского алфавита».

Глава 3. «Основные принципы русской графики».

Глава 4. «Некоторые методические аспекты знакомства с русской графикой в начальной школе».

Глава 5. «Экспрессивные возможности графики».

Теоретический материал сочетается с практическими заданиями, которые вносят в освещение того или иного вопроса необходимые дополнения, позволяют студенту расширить свой научный кругозор, добиться глубоких и прочных знаний.

 


Глава первая

Основные этапы развития письма

 

В самом широком смысле п исьмо понимается как знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. В широкое понятие письма можно включить все виды общения при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.[1]

Письмо в строгом смысле охватывает использование лишь алфавита и знаков препинания.[2]

Письмо существует уже несколько тысяч лет. Если исходить из широкого понятия письма, то к первым графическим обозначениям можно отнести сигналы древних людей в виде умышленно сломанной ветки, дыма костра, черты на влажной земле, камешка в условленном месте.

Первыми народами, имевшими письменность, были шумеры, жившие в 1У тысячелетии до н.э. между реками Тигром и Евфратом, и древние египтяне (2-ая половина 1У тысячелетия до н.э.). За минувшие тысячелетия письмо претерпело значительные изменения: менялся характер письменных знаков, их соотношение с разными единицами устной речи, менялись орудия письма и материал для письма.

Согласно традиционной классификации, выделяют три основных этапа развития письма: пиктография, идеография, фонетическое письмо.

 

Пиктография

 

Первым этапом развития письменности было рисуночное, картинное, или пиктографическое письмо (от лат. pictus – нарисованный, картинный и греч. gráphσ - пишу). При пиктографическом письме основное содержание высказывания передавалось с помощью условных знаков – пиктограмм. Принципиальное отличие пиктограмм от знаков фонетического письма заключается в незакрепленности за пиктограммой определенного постоянного лингвистического содержания: пиктограмма может быть «прочитана» как слово, словосочетание, предложение, несколько предложений, причем в каждом случае возможны различные вариации смысла. Пиктограмма может быть интерпретирована на любом естественном языке.

 

 

Рис.1.Схематизация изображения мужчины и женщины (пещеры Испании и Южной Франции) (БЭС, с.374).

 

 

Рис.2. Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте. (БЭС, с. 375).

 

«Типологически выделяются две разновидности пиктограмм:

-«иконические», имеющие сходство с изображаемым понятием или объектом (знак солнца для передачи понятий «день», «солнце» и т.п.),

-«символические», условные (генетически, видимо, восходящие к иконическим, образным, но утратившие внешнее сходство с изображаемым объектом)»[3].

Древнейшие образцы пиктографии относятся к эпохе палеолита. На поверхности скалы или на стенах пещер рисунки процарапывались острым предметом или раскрашивались краской. При этом, как отмечают ученые, не всегда можно провести четкую границу между живописью и собственно пиктографией. Такие пиктограммы найдены археологами в различных местах Европы и Азии. Большинство рисунков изображало сцены охоты, сражений. Так, желая рассказать об удачной охоте, убитого зверя рисовали вверх ногами или без головы; подобным же образом показывали и поверженных врагов.

Позднее появляются более сложные по содержанию пиктограммы – религиозные формулы, любовные письма и т.п. Однако, поскольку пиктография не отражала звуковой стороны языка и рисунки не были связаны с отдельным словом, передавая мысль лишь приблизительно, выразить и воспринять адекватно с помощью пиктограмм отвлеченные понятия особенно трудно.

Вместе с тем у некоторых народов, например у индейцев Америки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири, пиктография была распространена вплоть до 20 века.

 

Рис.3. Прошение индейских племен конгрессу Соединенных Штатов. (Кацпржак, с.9).

 

На рисунке 3 изображена пиктограмма, написанная в середине Х1Х века. Это «прошение нескольких племен североамериканских индейцев, посланное президенту США, о разрешении переселиться на дальние озера, где природные условия облегчат существование людей. Звери, изображенные на рисунке, - это родовые знаки племен, линии, соединяющие головы и сердца, указывают на общность мыслей и намерений людей, кружки внизу изображают дальние озера. Рисунок крайне лаконичен, в то же время он с большой выразительностью передает положение людей, обреченных на вымирание»[4].

В наше время пиктография применяется как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации, в различных указателях (на выставках, в кинотеатрах, на улицах и т.п.).

 

 

       
   

 


а

 

б в г

Рис. 4. Современные пиктографические знаки.

 

Пиктографические элементы используются и как художественное средство, например, в детских и юмористических рассказах в картинках.

 

Идеография

 

При дальнейшей эволюции письма графический знак начинает обозначать отдельное слово, а следовательно, понятие, с которым связано это слово. Так возникает идеография (от греч. idea – понятие и gráphσ - пишу), или идеографическое письмо. Идеограммы первоначально были похожи на рисунки, в некоторых случаях можно установить те пиктографические знаки, из которых получилась идеограмма. На рисунке 5 показано происхождение некоторых современных китайских иероглифов.

 

Рис. 5. Происхождение некоторых китайских идеографических знаков (Кацпржак, с.22).

 

Интересно отметить, что ранние идеограммы разных языков имеют нечто общее. Так, «везде глагол говорить изображается в виде рта, глагол глядеть - в виде глаза, слушать - в виде уха и пр.»[5].

Древнейшей системой идеографической письменности является древнеегипетское письмо, известны также шумерское письмо и развившиеся на базе его виды клинописи, критское письмо, письмо майя в Центральной Америке, китайская письменность. Наиболее изученными можно считать письмо Древнего Египта, Двуречья (клинопись) и Древнего Китая.

Материалом для письма могли служить каменные плиты, стены храмов и пирамид, письмена на которых высекались или были нарисованы краской, как в Древнем Египте. Это могла быть глина, на которой специальными трехгранными палочками выдавливали специальные знаки (шумеро-вавилонская клинопись[6]). Могли использоваться гравюры на дереве, резьба на кости, рисунки на фарфоре, как в Древнем Китае. Более удобным материалом для письма явился папирус, изобретенный египтянами во втором тысячелетии до н.э. Настоящим же событием было изобретение в Китае во П веке н.э. лучшего в мире материала для письма – бумаги. Ее изобретателем считается Тзай Лун, крупный чиновник при китайском императоре.

Менялся не только материал для письма. Сами идеограммы постепенно упрощались, делались более схематическими, что было важно для облегчения пользования идеографическим письмом, для скорописи. На рисунке 5 можно проследить постепенную эволюцию египетских идеограмм.

 

4000 г. до н.э. 3000 г. до н.э. ХП в. до н.э.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       


Рис. 5.Постепенное упрощение египетских идеографических знаков. Кацпржак, с.15.

 

Основным недостатком идеографии является необходимость запоминать огромное количество графических знаков, число которых постоянно возрастает по мере развития языка и пополнения его новыми словами и понятиями. Идеографическим письмом (хотя и в несколько усовершенствованном виде, о чем см. ниже) в настоящее время пользуются в Китае. Считается, что в классической китайской письменности «существует от 40 до 50 тысяч идеографических знаков. Для обычного чтения современному образованному человеку достаточно знать от 6 до 10 тысяч графических знаков; для чтения специальной литературы это число значительно увеличивается»[7]. Китайские иероглифы отличаются внешним изяществом и замысловатостью, и сам процесс письма достаточно сложен. На рисунке 6 показана страница из китайского учебника каллиграфии.

 

 

Рис.6. Страница из китайского учебника каллиграфии (Кацпр., с. 23).

 

Сложность идеографического письма явилась причиной того, что с течением времени происходит ее упрощение. Причем важно, что более простым становится не только сама конфигурация графических знаков (см. рис. 5), но и принцип письма. Если первоначально иероглиф обозначал отдельные слова и понятия, то постепенно в ряде языков за ним закрепляется обозначение слога, то есть осуществляется связь письма с устной речью. Именно такие изменения происходят в древнеегипетском письме, в китайской письменности и производной от нее японской. В современном китайском письме, например, наряду с древнейшими пиктограммами и идеограммами применяются и фонограммы, которые «дают намек на значение слова или морфемы, …указывают на точное или приблизительное звучание знака»[8].

Как показывает опыт развития письменности, возможности передачи информации с помощью чистой идеографии очень ограниченны. Этот тип письма существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому, а затем и к собственно фонетическому письму, которое явилось более совершенным этапом развития графических средств передачи информации.

 

Фонетическое письмо

Идеографический знак, прикрепленный к определенному понятию, постепенно изменяет свое значение и начинает обозначать какие-либо последовательности звуковых элементов. Первоначально это был слог. Такой вид письма называется словесно-слоговым, или просто слоговым, или силлабическим[9].

При слоговом письме условным знаком – символом обозначается целый слог. Последовательность звуков в слоге может быть разной: «С(огласный)+Г(ласный)», либо «Г+С», либо «С+Г+С», реже типов «С+С+Г», «С+Г+С+Г»[10]. Преимущество слогового письма – в меньшем количестве графических знаков (100-300), недостаток – трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии слогоразделов. Наиболее широко силлабические системы письма были распространены в Индии и Юго-Восточной Азии. Слоговым письмом в настоящее время пользуются в Японии, Индии, Эфиопии.

Рисунок- 7. какой?

Самым совершенным видом письма считается письмо собственно фонетическое, или звуко-буквенное, или алфавитное. При звуко-буквенном письме условные знаки – буквы – обозначают отдельные звуки речи.

По времени возникновения звуко-буквенное письмо является самым поздним типом письма. Оно возникло во второй половине П-ого тысячелетия до н.э. Создание звуко-буквенного письма приписывается финикийцам – народу, жившему на восточном побережье Средиземного моря во П-1 тысячелетии до н.э. Финикийский алфавит не имел знаков для гласных букв, он состоял из 22 знаков, предназначенных только для согласных. Благодаря небольшому количеству графических знаков и их удобной, легкой для начертания форме финикийское письмо без труда усваивалось и поэтому получило широкое распространение.

 

Рис. 8. Финикийская надпись на черепках разбитой чаши (Х век до н.э.) Кпржак, с. 26.

 

Финикийский алфавит в 8 в. до н.э. заимствовали греки, которые со временем усовершенствовали его, введя в У веке до н.э. буквенное обозначение не только согласных, но и гласных звуков. Переход к обозначению всех звуков на письме явился важнейшим культурным достижением. Именно греческий алфавит стал исходным для развития всех западных алфавитов. Возникший позднее западно-греческий вариант письменности стал родоначальником италийских алфавитов, в том числе этрусского, легшего в основу латинского письма, которое в эпоху Римской империи приобрело международный характер. На основе восточно-греческого варианта письма возникло византийское письмо, которое в свою очередь послужило базой для создания готского и славянского алфавитов. Русское письмо является непосредственным продолжением славянского.

Примерная хронология этих переходов такова:

- финикийское письмо – ХП – Х1 вв. до н.э.;

- древнегреческое письмо – с Х – 1Х вв. до н.э.;

- старославянское письмо – со второй половины 1Х вв. н.э.;

- русское письмо – конец Х века.

 

Подводя итог краткому обзору возникновения и развития письменности, надо сделать вывод, что процесс этот длительный, сложный, непрерывный от одного типа к другому, хотя предшествующий тип вытесняется новым не сразу и типы письма могут сосуществовать.

Общую тенденцию развития письма можно определить как длительный процесс перехода от картинки к букве.

 

Рисунок какой?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: