ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА ОБОЗНАЧАЕТ СОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДЫМ РЕБЁНКОМ.




Условием и формой такого восхождения становится диалог. Такой диалог обозначен метафорой «вкусные собеседники».

Содействие комфортному пребыванию ребёнка на этом уровне должно заключаться в особой атмосфере общения, которую создает воспитатель. Ребенок, поднимаясь на «вторую ступеньку», выражает желание учиться у взрослого, однако участвует в общении со взрослым до тех пор, пока подаваемая взрослым «пища для его ума и сердца» ему нравится. Для малыша 3-4 лет время общения может ограничиваться двумя минутками, а может продлеваться и до 10-12 минут (в условиях выполнения им продуктивных видов деятельности). У старших детей обнаружены другие временные возможности, более того, от возраста к возрасту потребность в индивидуальном общении ради обучения чему-то новому у дошкольников (особенно мальчиков) возрастает.

Вторая ступенька не простая, ведь «старт» у всех ребятишек разный, да ещё и специфика решения задач мальчиками и девочками, к тому же и темпераменты, и характеры разные

В общем, у каждого ребенка скорость восхождения по этой второй ступеньке к третьей, конечно, разная. Значит, и актёрская палитра воспитателя - тоже с каждым ребенком, на каждом виде деятельности, более того, на каждом уровне освоения её каждым из детей - разная, для каждого - своя!

Задача вкусного собеседника» будет заключаться в особом поведении наставника как терпеливого оптимиста, готового каждый раз с радостью поддержать очередную попытку дошкольника учиться у взрослого.

Рассмотрим, как меняется поведение воспитателя в зависимости от того, на каком уровне познания находится каждый из воспитанников.

УРОВЕНЬ«А», Для поведения малыша характерно то, что он приходит с желанием выполнить то, что показал взрослый всей группе детей, но повторить программный материал он не может. Поэтому воспитатель должен ему ещё раз показать «театр». Необходимо быть готовым к тому, что для кого-то из детей потребуется не один, а несколько раз просмотреть одно и то же, хотя в разное время и в разных ситуациях. Но чтобы не угасло у воспитанника инициативное отношение ко встречам со взрослым, мастерство старшего собеседника должно проявляться в умении вызвать у младшего партнера по общению эмоцию радости.

ПЕРЕХОД РЕБЁНКА НА УРОВЕНЬ «Б» отражает выполнение им деятельности под непосредственным руководством взрослого в соответствии с образцом. Этот уровень также отражает дифференцированное или многостороннее познание человеком изучаемого предмета (явления, деятельности). На этом этапе обучения педагог берёт на себя роль «вкусного собеседника»и терпеливо работает с воспитанником индивидуально: сначала опять демонстрирует образец деятельности (уровень «а»)потом воспитанник под его руководством многократно повторяет его в соответствии с образцом (уровень «б»). И, наконец, наступает момент, когда он говорит: «Я сам сделаю», то есть он достигает уровня самостоятельности.

Поскольку все дети разные, то трудно предусмотреть в качестве показателей этого уровня развития темп, количество попыток, которые необходимы каждому ребенку для того,чтобы уверенно выполнить программный материал под непосредственным наблюдением и участием наставника. Второй этап познания отражает потребность ребёнка многократно под непосредственным руководством передающего опыт (взрослый, ровесник, книга и т.д.) воспроизводить познаваемый материал.

В это время педагог может использовать и сопряжённое действие, то есть взрослый вместе с ребенком (действуя, например, его рукой) воспроизводит познаваемый материал. Таких попыток-упражнений тоже может быть несколько, но главное, чтобы инициатива повторения опять-таки шла от ребёнка, который будет устремлён к достижению результата, соответствующего образцу.

Завершается общение всегда поддержкой, похвалой малейшего движения ребенка к успеху. Он должен уходить от взрослого с ощущением «крыльев за спиной». И заявлять педагогу: «Я к тебе ещё приду». И хотя
трехлетний ребёнок уже знает, что надо обращаться к воспитателю на
«Вы», переход на обращение «Ты» показывает, что взрослый нашёл правильную форму общения, малыш ему доверяет как родному человеку. При этом, конечно, это не одномоментная встреча, этап может длиться и день, и два, и неделю, пока малыш не освоит материала до уровня «в», то есть выполнит его самостоятельно.

Поскольку воспитатель работает на основе технологического проекта, он может и должен заранее спланировать работу с детьми по освоению материала и начать её выполнять за несколько недель. Завершение подготовки определяется днём, когда спланирована общегрупповая форма, которая может быть занятием (трудом, игрой) как формой диагностики освоенного программного материала.

Наличие сценарной разработки проекта на весь год позволяет воспитателю за 2-3 месяца начать своевременно этот долгий и трудный
процесс обучения, чтобы успеть вовлечь в него всех подопечных.

УРОВЕНЬ «В» ВТОРОЙ СТУПЕНЬКИ отражает «обобщённое» восприятие предмета или явления, когда изучающий открывает для себя его закономерности и переходит от воспроизведения под руководством наставника к самостоятельному выполнению действий. Восхождение на уровень самодеятельности позволяет ребенку, во - первых, открывать неизвестное в хорошо известном, а во - вторых, начать экспериментально - познавательную деятельность по своей инициативе.

Самостоятельное исполнение ребенком деятельности - показатель присвоения им опыта предшествующих поколений, но пока лишь в условиях совместной деятельности со взрослым. Чтобы убедиться в истинном уровне освоения деятельности необходимы новые условия, когда освоенную деятельность ребёнок выполняет в отрыве от взрослого - приём перенос освоенного знания в новые условия.

Каждый ребенок в своем темпе будет овладевать программой педагога по нашему проекту. И только тогда, когда все воспитанники способны выполнять данную деятельность самостоятельно, а некоторые из них уже и творчески, педагог определяет их готовность к фронтальной форме обучения дошкольников.

Этап работы воспитателя на «второй ступеньке ««Лесенки успеха» в роли «вкусного собеседник - истинно творческий для каждого педагога-исполнителя.От его интуиции, такта,терпения, актерской палитры зависит скорость овладения программным содержанием каждым их воспитанников, проявляющих себя неповторимо.

Результатом (промежуточным)является восхождение (большинством воспитанников)в освоении деятельности до уровня самостоятельности для которого характерны инициатива, автономность от взрослого и адекватная самооценка продукта деятельности. Но и после общегруппового занятия «вкусным собеседникам» так не расстаться, ведь цель нашего общения- содействовать овладению каждым ребёнком этой деятельностью на творческом уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: