Тема «Нормы современного русского литературного языка».




Темы к семинару 1. «История риторики. Современная риторика»

06.04.13

1. Известные ораторы прошлого (Демосфен, Цицерон и др.).

2. Неориторика: становление и современное состояние.

3. Ораторы Советского времени (В.И. Ленин, И.В. Сталин и др.).

4. Ораторы Французской революции (Робеспьер, Марат, Фуше и др.).

5. Риторика XXI века в России.

6. Риторика XXI века за рубежом.

7. Риторика в античности.

8. Риторика в Средние века.

9. Риторика Просвещения: Россия и Западная Европа.

10. Риторика Ренессанса.

Темы к семинарам 2-3. «Современные ораторы в России: политики, журналисты, бизнесмены, шоумены. Речевой портрет и имидж»

Июнь 2013

 

11. Ораторы современной России (галерея ярких образов).

12. Речевой портрет современного российского оратора (на выбор).

13. Спортивный комментатор как тип современного оратора (на выбор).

14. Ведущий новостных программ как тип оратора (на выбор).

15. Современный бизнесмен как тип оратора (на выбор).

16. Современный политик как тип оратора (на выбор).

17. Современный артист как тип оратора (на выбор).

18. Современный политик как тип оратора (на выбор).

19. Шоумен как тип современного оратора (на выбор).

Темы могут варьироваться и повторяться в зависимости от выбора конкретного оратора в качестве объекта исследования.

Контрольная работа № 1 (домашняя, творческая).

Тема «Стилистические средства языка современного оратора».

1. Написать автобиографию в публицистическом стиле.

2. Подобрать журнальную или газетную статью. Вырезать, наклеить на лист, отсканировать. Отметить в ней признаки публицистического стиля, а также отличительные черты индивидуальной писательской манеры журналиста.

3. Составить речевой портрет современного журналиста-оратора.

 

Контрольная работа № 2

(готовится дома, выполняется по словарям).

Тема «Нормы современного русского литературного языка».

Задание 1. Поставить ударение в словах.

Апостроф, баловать, бездарь, безумолчный, береста, бруствер, бряцать, вандал, брала, бензопровод, газопровод, генезис, гербы, глашатай, гренки, грушевый, диспансер, договор, дозировать, жалюзи, завидно, заговор, заискрится, законнорожденный, закупорить, запломбировать, звонит, знамение, знахарка, иконопись, индустрия, вероисповедание, каталог, квартал, киоскер, кирза, колосс, кулинария, мастерски, металлургия, мизерный, мускулистый, мышление, обеспечение, облегчить, обыденный, оптовый, отвар, откупорить, пиала, петля, плато, принудить, приободрить, присовокупить, раджа, рассредоточение, раструб, рефери, ржаветь, свекла, симметрия, сливовый, столяр, тефтели, торты, туфля, уведомить, удить, умерший, упрочение, усугубить, феномен, флюорография, ходатайство, христианин, черпать, шасси.

Задание 2. Составить словосочетания или предложения с омографами.

Атлас – атлАс, брОня – бронЯ, вИдение – видЕние, напОенный – напоЁнный, зАмковый – замкОвый, Ирис – ирИс, крЕдит – кредИт, крУгом – кругОм, Отзыв – отзЫв, прИвод – привОд, проЯсниться – прояснИться, свОйство – свойствО, Угольный – угОльный, Ушки – ушкИ, хАос – хаОс, харАктерный – характЕрный, языкОвый – языковОй.

Задание 3. Указать вид фонетической ошибки, записать слова правильно.

Брансбойт, транвай, беспрецендентный, подскользнуться, сакрофаг, явства, брелки, Азербаджан, переспектива, надсмехаться, скурпулёзный, лисипед, черезвычайный, перетрубация, флюрография, перелинка, времяпровождение.

Задание 4. Определить, в каких словах под ударением произносится [О], а в каких – [Э].

Афера, щелка, хребет, скабрезный, блеклый, гренадер, житие, на острие, желоб, желчь, оседлый, издевка, околесица, в забытье, сметка.

Задание 5. Определить, в каких словах согласный перед [Э] произносится мягко, а в каких – твердо.

Адекватный, бандероль, аллегро, гейзер, гротеск, берет, депо, декрет, демобилизация, диспансер, индекс, идентичный, кафе, кашне, брюнет, компетентность, музей, сеттер, сонет, конкретный, тюнер, компьютер, деканат, бутерброд, сессия, сканер.

Задание 6. Найти речевые ошибки, объяснить их. Исправить предложения.

• Взрослые разбирали ребятишек и сажали их на плечи.

• Он сделал вздох и выдох.

• Идет хищный отлов ядовитых змей.

• Женщине нельзя говорить об этом.

• Читая книгу, она мне понравилась.

• Пусть цветы радуют всех людей, а мы будем их беречь.

• С помощью этого конденсатора можно конденсировать сухой воздух.

• Дадим объявление о свободных вакансиях.

• Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

• Причастный оборот, как правило, обособляется запятыми.

• На свободу русского народа пытались посягнуть множество врагов.

• Большая сила воли характерна этому герою.

• Прочитав книгу, передо мной отчётливо возникли её герои.

• Есенин был самым талантливейшим поэтом России.

• Этот рассказ более интереснее предыдущих произведений писателя.

Задание 7. Составить словосочетание с паронимами.

Знамя − знамение, индийцы − индейцы, командированный − командировочный, неприятный − нелицеприятный, надеть − одеть, ничком − навзничь.

Задание 8. Объяснить значение заимствованных слов.

Спонтанный, шоумен, скетч, дриблинг, тюнер, имманентный, виндсёрфинг, ланч, секьюрити, драйв, дайвинг, мерчендайзер, рокер, пушбол.

Задание 9. Исправить лексические ошибки, указать их вид.

Автоматический огонь, извиняюсь перед вами, дешевая цена одежды, правильная норма, трехнедельный вернисаж, коснуться до него, играть значение, предоставить паспорт.

Задание 10. Исправить грамматические ошибки, указать их вид.

Пять грамм, шесть гектар, пять килограмм помидор, пара чулков, двое синему вагон-ресторану, о пожилом генерале-лейтенанте на уютном диван-кровати, из красивых ясли-сада, о короткой концерт-шутке, назначенного премьером-министром, ремонт часов-будильников; белая тюль, самый лучший друг, новая шампунь, благодаря плохой погоде; из города Москва, по Москва-реке, в деревне Рябиновка, о селе Кирово, на станции Череповце, от города Старой Руссы, к деревне Столбам, в микрорайоне Марьино, через порт Одессу, на реке Ангара, об острове Сахалине; три новых парты, четыре новые стола, два чёрные полосы, с обоими подругами, двое спортсменок; новый врач Иванова, молодой профессор Петрова.

Задание 11. Исправить ошибки в употреблении числительных.

• Урожай собирают с восемьсот пятидесяти семи тысяч триста девяносто шести десятин земли.

• Встретимся между девятнадцатью и двадцать одним часом.

• Жители Индии говорят на восьмиста сорока шести языках и диалектах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: