Кафедра философии и права СПбГЛТУ
Философия: методические указания для бакалавров всех направлений подготовки заочной формы обучения / сост.: Д. Е. Любомиров,
С. О. Петров, О. В. Сапенок. – СПб.: СПбГЛТУ, 2018. – 28 с.
Методические указания по дисциплине «Философия» предназначены для обучающихся по программе заочной формы бакалавриата всех направлений подготовки. Указания включают в себя вводную часть рабочей программы с изложением цели и задач дисциплины, формируемых компетенций и содержания тем, тематику контрольных работ с методическими пояснениями, словарь основных понятий, список основной и дополнительной литературы, а также других доступных источников информации по дисциплине, вопросы для подготовки к экзамену и тестовые задания.
Темплан 2018 г. Изд. № 178.
ВВЕДЕНИЕ
Преподавание философии в вузе имеет целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина.
Учебная дисциплина «Философия» изучается на всех направлениях подготовки после гуманитарных дисциплин «История» и «Культурология», подготавливающих студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала.
Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии.
Учебным планом предусмотрены следующие формы работы студента заочной формы обучения:
– прослушивание установочных лекций, на которых сообщаются общая информация об изучаемой дисциплине, требования по курсу, задание на межсессионный период и рекомендуемая литература;
– самостоятельное знакомство в межсессионный период с учебным материалом курса по рекомендованной учебной литературе;
– написание в указанный период письменной контрольной работы;
– прослушивание лекций, подготовка и участие в семинарских занятиях в период сессии;
– предэкзаменационные консультации, подготовка и сдача экзамена.
Изучение философии студентами-заочниками имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, выраженным акцентом на самостоятельное освоение дисциплины в межсессионный период.
Преодолеть возникающие при этом сложности призваны данные методические указания по курсу для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+, а также с учетом структуры и опыта преподавания философии в СПбГЛТУ.
В методические указания включены содержательные положения рабочей программы, предъявляемые требования к результатам освоения дисциплины и перечень экзаменационных вопросов, дающие студенту возможность с первых шагов знакомства с философией целенаправленно готовиться
к промежуточной аттестации. Проверить степень усвоения изученного материала помогут имеющиеся в Методических указаниях тестовые задания.
Преодолению сложностей освоения понятийного аппарата философии способствует глоссарий (словарь специальных терминов) курса.
Важной составляющей самостоятельной работы студента-заочника
в межсессионный период и его подготовки к экзамену в целом является написание контрольной работы. Методические указания содержат не только тематику и требования по оформлению контрольных работ, но и подробные пояснения, касающиеся их выполнения.
ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование философских знаний и умения применять их в своей жизни и деятельности.
Задачи дисциплины: усвоение основ теоретических достижений мировой философской мысли;
умение применять философские знания для формирования собственной мировоззренческой и методологической позиции.
В результате освоения дисциплины «Философия» обучающиеся должны овладеть предполагаемой ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
Для этого они должны:
знать:
- сущность и основные варианты решения важнейших проблем философии;
- методы и приемы научного познания;
- философскую терминологию, основные философские категории;
уметь:
- применять полученные знания при решении мировоззренческих
и методологических проблем в различных сферах деятельности
владет ь:
- философской терминологией, лексикой и основными философскими категориями.
Содержание разделов и тем
Тема 1. Предмет философии
Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Основные проблемы мировоззрения. Отношение человека
к миру как основной вопрос мировоззрения. Структура мировоззрения: основные компоненты и уровни. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское; их взаимосвязь. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии и ее методы. Специфика философских проблем. Основные философские направления.
Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание эпохи и общества. Философия в пространстве духовной культуры. Философия и общечеловеческие ценности. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Структура философского знания. Философия как гуманитарное знание. Социальные функции философии. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества.
Тема 2. Основные этапы и направления развития философии
Становление и развитие основных философских направлений в философии Востока и Запада. Важнейшие этапы развития философской мысли: античность, средневековье, Ренессанс, Новое время, классическая и неклассическая философия.
Космоцентризм античной картины мира. Натурфилософский, классический и эллинистическо-римский этапы эволюции античной философии. Философские системы Платона и Аристотеля.
Теоцентризм средневековой картины мира. Основные проблемы патристики и схоластики. Номинализм и реализм. Философские учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
Антропоцентризм ренессансной картины мира. Характерные черты ренессансного гуманизма. Натурфилософские и социальные концепции эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Макиавелли).
Научная революция XVII века и философия Нового времени. Основные проблемы философии Нового времени и подходы к их решению: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт), монизм, дуализм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм.
Философия эпохи Просвещения. Проблемы диалектики познания, природы и истории в классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель).
Истоки, основные идеи и эволюция марксистской философии.
Основные особенности и направления развития русской философии XIX – начала XX вв. Славянофильство и западничество, материалистическое направление, русская религиозная философская мысль (Вл. Соловьев, Н. Бердяев), русский космизм (Н. Федоров и др.).
Иррационалистическое направление в западной философии XIX столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Ведущие течения современной философии (неопозитивизм, постпозитивизм, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология, феноменология и др.).
Тема 3. Философское учение о бытии
Бытие как предмет онтологии. Категория «бытие» и ее значение для философии. Виды и формы бытия, их взаимосвязь. Бытие и проблема субстанции, ее качественный и количественный аспекты. Виды субстанций. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания.
Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научная, философская и религиозная картины мира.
Онтологическая модель мира в структуре научной картины мира. Эволюция понятия материи в истории философии. Категории «материальное» и «идеальное».
Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь.
Редукционизм и его ограниченность.
Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Основные законы диалектики.
Пространство и время, их основные характеристики. Субъективная, объективная, субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений
в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени.
Принцип системности в истории философии и науки. Типы целостности. Современный системный подход (на примерах направления). Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма в истории философии и науки. Индетерминизм. Детерминизм лапласовский
и вероятностный. Проблема самоорганизации в философии и науке.
Тема 4. Сознание как философская проблема
Конкретно-научный и философский подходы к проблеме сознания. Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека.
Происхождение сознания, его природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека.
Сознание как регулятор человеческого поведения и деятельности. Сознание и деятельность. Сознание и общение. Сознание и познание.
Сознание как идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания. Знак и значение. Языки естественные и искусственные. Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык.
Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Самосознание, свобода воли и ответственность.
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание.
Тема 5. Теория познания
Специфика философского подхода к познанию. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира и подходы к ее решению: скептицизм, агностицизм, «гносеологический оптимизм». Проблема источника и метода познания и подходы к ее решению: сенсуализм, эмпиризм, рационализм, «синтетический» подход.
Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания (обыденное, научное, художественное, философское и др.) Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество.
Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь.
Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая и деятельностная (диалектико-деятельностная) концепции истины. Конвенционализм. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность.
Научное познание, его особенности и структура. Критерии научности. Методы и формы научного познания (на примерах направления).
Научная рациональность и ее исторические типы. Традиции и революции в науке. Наука и техника в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.
Тема 6. Общество как объект философского исследования
Общество как объект философского познания. Специфика социальной реальности. Основные философско-теоретические модели общества.
Общество как продукт деятельности людей. Социальное познание, его специфика. Проблемы социальной детерминации. Фатализм и волюнтаризм. Необходимость и случайность в истории. Общественная необходимость и свобода.
Общество как сложноорганизованная система, ее элементы и системообразующие факторы. Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь.
Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Преемственность исторического процесса. Проблема периодизации всемирной истории. Формационный и цивилизационный подходы как способы периодизации истории, их достоинства и недостатки. Проблема общественного прогресса и его критериев. Пути преображения России: между Западом и Востоком.
Тема 7. Философская антропология
Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Основные философские подходы к пониманию сущности, природы и предназначения человека.
Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза.
Человек как творец и творение культуры. Единство природного, социально-культурного и духовного начал в человеке, их соотношение в детерминации его поведения и деятельности.
Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого существования в истории философии.
Человек в системе социальных связей: личность и общество. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Ценностная структура личности. Личность и социальные роли. Личность и массы. Исторические типы личности. Социальный детерминизм, свобода и ответственность человека. Отчуждение как социально-личностная проблема современности.
Тема 8. Человеке в мире культуры
Человек, общество, культура. Эволюция понятия «культура» в истории философской мысли. Культура и природа. Культура и деятельность, культура и ценности. Происхождение культуры. Структура и функции культуры.
Традиции и новации как основные факторы динамики культуры. Типы культуры.
Культура как ценностное измерение мира. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость, право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная обусловленность ценностных ориентаций и их основные типы: гедонизм, утилитаризм, альтруизм и др. Проблема общечеловеческих ценностей.
Культура и цивилизация. Культура массовая и элитарная. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Ценностное самоопределение России в диалоге культур Востока и Запада.
Тема 9. Будущее человечества:
проблемы и перспективы современной цивилизации
Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации.
Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. Научно-техническая революция и ее цивилизационные последствия.
Система глобальных проблем современности (обеспечение мира, преодоление социально-экономической и научно-технической отсталости развивающихся стран, экологические проблемы, регулирование роста народонаселения и др.), их взаимосвязь и основные подходы к решению.
Место и роль философии, естественных, гуманитарных и технических наук в преодолении кризиса современной цивилизации (на примерах направления).
Взаимодействие общества и природы как философская проблема (на примерах направления). Понятие природы. Живое и неживое, их взаимосвязь и относительность различия. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Эволюция практического, нравственного, эстетического отношений человека к природе в ходе истории. Современная экологическая проблематика, ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты. Основные подходы к проблеме выживания человечества и выхода из экологического кризиса (теория ноосферы В. И. Вернадского, доклады «Римского клуба», концепция коэволюции общества и природы Н. Н. Моисеева и др.). Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ