Источники инвестирования регионального машиностроительного кластера




 

Одним из направлений антикризисных мер является формирование РМК и источника инвестирования инновационной деятельности на основе проектного метода. С позиции настоящего исследования и обобщая все вышеизложенное под инновационным капиталом, на наш взгляд, следует понимать собственные, заемные и привлеченные РМК средства, направляемые на финансирование своей инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности и достижения стратегического преимущества на рынке машиностроительной продукции. Инновационный капитал составляет основу Фонда развития РМК.

В настоящее время формирование Фонда развития РМК может происходить за счет средств: бюджетов всех уровней; российских банков; иностранных банков; портфельных инвесторов – частных фондов; портфельные инвесторов – фондов «помощи»; стратегических инвесторов; крупных предприятий. В качестве других менее распространенных источников могут выступать: средства от эмиссии акций, векселя, облигации, конвертируемые облигации, лизинг, форфейтинг, франчайзинг.

В качестве источников инвестирования инновационной деятельности РМК могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, а также сбережения населения.

Все источники формирования Фонда развития РМК можно классифицировать:

1. Собственные финансовые средства организаций РМК – прибыль, накопленные амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб, иные виды активов – основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и привлеченные средства – средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе.

2. Ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе.

3. Иностранные инвестиции – финансовое или иное участие в уставном капитале совместных предприятий, а также прямые вложения (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц.

4. Заемные средства – кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), векселя и другие средства.

Первые три группы источников образуют собственный капитал РМК. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, не подлежат возврату. Четвертая группа источников образует заемный капитал. Эти средства необходимо вернуть на заранее оговоренных условиях (в установленные сроки и с выплатой процентов за пользование). Субъекты, предоставившие средства по этим каналам, в доходах от использования результатов, как правило, не участвуют.

По видам собственности источники инвестирования РМК делятся на:

− государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

− инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками инвестирования РМК являются:

− собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

− привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

− заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками инвестиций являются:

− собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

− привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

− заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

 

Таблица 1. Структура форм и источников формирования Фонда развития РМК

Форма финансирования Источники финансирования
Собственные и привлеченные средства Заемные средства Бюджетные и внебюджетные государственные средства Иностранные средства
Акционерное финансирование
Участие в уставном капитале + - + +
Корпоративное финансирование + + + +
Государственное финансирование
Бюджетные кредиты - - + -
Ассигнования из бюджета на безвозмездной основе - - + -
ФЦП - - + -
Финансирование за счет средств государственного заимствования - + + +
Заемное финансирование
Лизинг - + - +
Банковские ссуды и кредиты - + + +
Иностранные кредиты - + - +
Финансовые средства коллективных инвесторов - + - +

 

Развитие инновационной деятельности на основе кластерного подхода с центром ведущий университет предполагает и совершенствование подходов к инвестированию. Анализируя классификацию мер европейской инновационной политики и адаптируя ее применительно к теме настоящего исследования, можно выделить следующие меры, направленные на повышение инновационной активности:

1. Улучшение управления инновациями и стратегическое видение для лиц, принимающих решения.

1.1. Стратегическое видение.

1.2. Инновационные исследования

1.3. Инновационные стратегии

1.4. Развитие кооперация.

2. Стимулирование благоприятной инновационной среды.

2.1. Общественное обеспечение.

2.2. Административное упрощение.

2.3. Регуляторная среда.

2.4. Государственная помощь для РМК.

2.5. Поддержка для усвоения технологий.

3. Поддержка трансфера технологий и знаний, развитие РМК.

3.1. Рекрутинг инноваций.

3.2. Трансфер технологий.

3.3. Инновационные посредники.

3.4. Инновационная инфраструктура.

3.5. Научно-промышленная кооперация.

4. Продвижение и поддержка создания и роста инновационной деятельности РМК.

4.1. Финансирование РМК.

4.2. Обеспечение конкурентных рынков.

4.3. Усиление частного финансирования инноваций.

4.4. Оптимизация финансового регулирования.

4.5. Эксплуатация новых рыночных возможностей.

5. Усиление предпринимательских инноваций, включая защиту и коммерциализацию интеллектуальной собственности.

5.1. Инновационные навыки.

5.2. Нетехнологические инновации.

5.3. Защита прав интеллектуальной собственности.

5.4. Коммерциализация исследований.

Создание Фонда развития РМК позволит устанавливать и управлять системой интегрированных финансовых средств для содействия проведения исследований на начальной стадии, кооперации между университетом и инвестиционными институтами на основе принципов частно-государственного софинансирования.

Фонд развития РМК должен являться финансовым инструментом развития инновационной деятельности РМК. Основными направлениями деятельности Фонда могут быть:

– организация проведения экспертизы и конкурсного отбора проектов, претендующих на получение финансовых средств;

– предоставление целевого финансирования;

– выделение средств на проведение НИОКР, создание инновационной продукции и внедрение ее в производство, на проекты, связанные с трансфером инноваций на отечественные и зарубежные рынки;

– предоставление займов на научные исследования и разработки организациям, входящим в РМК;

– формирование и обновление портфеля инновационных проектов в рамках РМК;

– содействие в развитии и координации деятельности организаций научно-технической сферы для поддержки науки, прикладных исследований и разработок, выведение конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок;

– поддержка инновационных проектов на всех этапах инновационного процесса от стартовых вложений до венчурного, проектного и кредитного финансирования на завершающих стадиях.

Таким образом, средства Фонда могут формироваться для финансирования инновационной деятельности на всех стадиях. Однако, на наш взгляд, эти средства необходимы в первую очередь для финансирования работ на ранних стадиях инновационной деятельности, т.е. НИОКР. В последующем на стадиях трансфера и коммерциализации инноваций могут выполняться и другие соотношения в финансировании ни основе принципов частно-государственного партнерства. Внедрение в производство инновационных проектов, как уже отмечалось ранее возможно на основе метода проектного финансирования.

В этом случае возможно участие государства на основе метода облигационного кредитования инновационной деятельности. Использование облигационного кредитования в условиях кризиса позволит обеспечить эффективность и целевой характер использования бюджетных средств, направляемых для поддержки экономики, и обеспечивающих возможность осуществлять инновационную деятельность предприятиям. Применительно к инвестированию инновационной деятельности РМК в условиях кризиса предложенный метод может быть скорректирован с учетом особенностей организации кластера и проектного метода.

На первом этапе на государственном и региональном уровнях определяется объем бюджетных средств, необходимых для развитие инновационной деятельности РМК. Объем средств формируется на основе обоснованных соответствующим образом заявок, поданных Советом РМК. Эти заявки рассматриваются органами управления инновационной деятельности соответствующего уровня и рассматриваются «в экспертном межведомственном совете, куда помимо представителей министерств, ведомств и органов соответствующего уровня управления (финансов, экономического развития, промышленности и торговля, науки и образования и т.д.), должны входить ведущие специалисты науки, промышленности и образования. В компетенцию указанного совета входит экспертиза заявки на предмет ее финансово-экономической, научной, материально-технической перспективности и реализуемости. При положительном решении экспертный совет направляет официальное уведомления соответствующему органу Федерального казначейства, который … является представителем государства в вопросах целевого финансирования».

Органы федерального казначейства выступает в виде трассата, обеспечивая обязательства предприятия-векселедателя (трассанта) по его расчетам с партнерами. Проектная организация-векселедатель производит эмиссию векселей согласно графику платежей представленного плана и производит ими оплату с ремитентами. Федеральное казначейство при условии соблюдения вексельного договора акцептует векселя и производит платеж. Кроме того оно обеспечивает своевременность платежей по акцептованным векселям, исполнение вексельных обязательств перед государством и своевременное поступление возвращаемых средств в бюджеты соответствующего уровня.

Таким образом, финансирование инновационной деятельности РМК на основе использования Фонда развития РМК, проектного метода и вексельного кредитования в условиях кризиса позволит:

– формировать необходимый объем средств из различных источников, в требуемые сроки, на более длительный период и под приемлемые проценты;

– сохранять «государственный контроль за целевым характером использования средств» на развитие инновационной деятельности РМК;

– обеспечивать «гибкость в вопросах погашения долга перед государством по предоставленным средствам»;

– своевременно финансировать инновационную деятельности РМК;

– на основе использования метода смешенного проектного финансирования высвобождать собственные денежные средства для обеспечения предприятиями своей деятельности;

– обеспечить «возвратность и платность за использование государственных средств по мере преодоления кризиса».

В общем виде схема инвестирования инновационной деятельности РМК может быть представлена следующим образом (рис. 9). Фонд развития РМК аккумулирует средства и в соответствии с потребностями предприятий осуществляет финансирование научно-исследовательской деятельности НИУ. Внедрения инновационных проектов на машиностроительных предприятиях происходит на основе представленных бизнес-планов, которые проходят экспертизу. В экспертную комиссию должны входить, как отмечалось, и представители производства, и представители научной сферы. Внедрение отобранных проектов осуществляется через проектную организацию, деятельность которой также финансируется за счет средств аккумулированных в Фонде. Финансирование деятельности РМК должно осуществляться по приведенной выше схеме, т.е. бюджетные средства поступают на основе вексельного обеспечения, а средства частных инвесторов путем перечисления в Фонд. При этом векселя могут использоваться не только для прямого финансирования, но и для погашения процентов и основного долга по кредитам. Одним из основных принципов финансирования деятельности РМК, на наш взгляд, является государственное законодательное обеспечение о возможности погашения долга по заемным средствам после внедрения проекта и начала получения прибыли, т.е. освоения производства.

Рассмотрим механизм построения бюджета инвестиций внедрения инновационного проекта, разработанного в технопарке ВГТУ, на машиностроительном предприятии. При осуществлении процесса обеспечения средствами инновационного проекта специалистам Фонда развития РМК необходимо найти такое сочетание источников средств, чтобы минимизировать их цену, с одной стороны, а с другой – выбрать такой вариант распределения средств, который способствовал бы максимизации прибыльности используемых средств. Для этого требуется провести анализ основных критериев оценки эффективности инновационной деятельности. Для этого можно представить, на наш взгляд, полученные результаты в виде алгоритма выбора оптимального решения для вложения инвестиций в инновационную деятельность машиностроительного предприятия.

Система планирования внедрения инновационного проекта на стадии производства на многих машиностроительных предприятиях, на наш взгляд, имеет в настоящее время недостатки:

– процесс производства инновационной продукции начинается от производства, а не от сбыта продукции;

– плановые данные отличаются от фактических, т. к. накладные расходы рассчитываются в процентах от трудоемкости, что делает их переменной величиной; учет прямых затрат на сырье и материалы основан на завышенной нормативной базе; прогнозы изменения цен на факторы (оборудование, сырье, материалы и т.д.), как правило, отсутствуют;

– в планировании преобладает затратный механизм;

– калькуляция себестоимости выполняется на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции;

– отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные (поэтому анализ безубыточности невозможен);

– экономическое планирование, как правило, не доводится до планирования финансового (поэтому невозможно достоверно определить оптимальную потребность предприятия в финансовых ресурсах для осуществления инновационной деятельности, что особенно важно в условиях недостатка средств на машиностроительных предприятиях).

Устранение перечисленных недостатков во многом может быть обеспечено с помощью разработки и внедрения. Важнейшей целью бюджетирования, является оценка будущих неопределенностей и разработка соответствующих мер до возникновения проблем, определение потребностей в собственном и заемном капитале, управление ожиданиями инвесторов, подготовка отчетности для внешних сторон, информирование, контроль, совершенствование, проведение разграничения между бюджетированием и управлением, оценка внешних перспектив, оценка риска.

Определение потребности в капитале предполагает определение необходимости привлечения дополнительных источников финансирования инновационной деятельности, если отсутствует достаточное количество собственных источников. Цель управление ожиданиями инвесторов предполагает выявление эффективных инструментов, необходимых для эффективного управления, позволяющие обеспечить выручку, ликвидность, сохранить доверие инвесторов.

Подготовка отчетности для внешних сторон-участников инновационной деятельности предполагает предоставление необходимой информации с целью привлечения потенциальных инвесторов. Информирование предполагает глубокое изучение возможностей и проблем, которые могут возникнуть в процессе внедрения инновационного проекта, и предоставление информации заинтересованным сторонам.

Цель проведения разграничения между бюджетирование и управлением показывает, что бюджетирование представляет собой процесс планирования и предшествует управлению, которое направлено на достижение запланированного или более высокого результата инновационной деятельности машиностроительного предприятия.

Цель внешние перспективы показывает, что предприятие не работает в изолированном пространстве, а в высоко динамичной среде. Поэтому оно должно адаптировать результаты как инновационной деятельности, так и всей хозяйственной деятельности к эти изменениям с целью повышения прибыли, деловой активности и улучшения финансового состояния.

Риск всегда сопровождает инновационную деятельность машиностроительного предприятия и одной из целью ее бюджетирования является их выявление, оценка и разработка мероприятий по их снижению или предотвращению.

Основной классификационный признак, на наш взгляд, по сферам инновационной деятельности машиностроительного предприятия. Здесь выделяют:

– финансовые (основные) бюджеты, которые включают бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс;

– операционные бюджеты, которые включают бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов;

– вспомогательные бюджеты, которые включают инвестиционный бюджет, кредитный план и т.д.

Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющий собой издержки производства (обращения) по инновационной деятельности и доходов от реализации результатов инновационной деятельности.

Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, связанных с инновационной деятельностью.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной или двум статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.д.).

Гибкий бюджет разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров инновационной деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов инновационной деятельности. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня инновационной деятельности. Гибкий бюджет представляет собой эффективное средство для сравнения фактических затрат с плановыми.

Фиксированный бюджет не подлежит изменениям независимо от объемов выпуска и реализации результатов инновационной деятельности. Этот бюджет основан только на одном виде инновационной деятельности, имеющем короткий цикл освоения, производства и реализации. Фиксированный бюджет может быть использован, например, при производстве инновационной продукции по заключенным договорам на поставку.

Оперативный бюджет представляет собой бюджет, прямо связанный с достижением целей инновационной деятельности машиностроительного предприятия (план финансирования инновационной деятельности, план производства, план материально-технического снабжения).

Текущий бюджет – это краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей на каждом этапе осуществления инновационной деятельности предприятия.

Перспективный бюджет – бюджет генерального развития инновационной деятельности машиностроительного предприятия.

Укрупненный бюджет отражает основные статьи доходов и расходов в обобщенном виде.

Детализированный бюджет содержит все статьи доходов и расходов с разбивкой по их составляющим.

Основными направлениями финансового мониторинга внедрения инновационного проекта являются определение цели привлечения финансовых ресурсов; объема, структуры и источников финансирования инновационной деятельности; механизма формирования и распределения дохода и прибыли предприятия; механизма контроля платежей.

Основной задачей управления структурой капитала, используемого при инновационном проектировании, и источниками его формирования является обеспечение требуемых показателей платежеспособности предприятия. Поэтому финансовый мониторинг предполагает анализ платежеспособности предприятия до начала инновационной деятельности и ее изменения в результате проведения инновационной деятельности.

Управление структурой капитала осуществляется на основе анализа сложившейся структуры капитала предприятия и основных тенденций изменения этой структуры под влиянием инновационной деятельности. При этом устанавливаются существующие для данного предприятия соотношения между собственным и заемным капиталом, определяется необходимость и возможность коррекции существующих соотношений с целью расширения источников формирования капитала финансирования инновационной деятельности. По результатам выполненного анализа делается вывод о достаточности имеющихся у предприятия средств для финансирования инновационной деятельности, осуществляется поиск собственных резервов финансирования инновационной деятельности и определяется целесообразность использовать средства Фонда развития РМК.

Рассмотрим процесс формирования бюджета проектной организации с целью финансирования внедрения инновационного проекта производства деталей регулятора давления тормозных систем роторных экскаваторов.

В настоящее время детали топливной аппаратуры изготавливаются на современном оборудовании отечественного и зарубежного производства. На заводе установлено 30% импортного оборудования ведущих фирм Швейцарии, Швеции, Италии, Австрии, Германии и Японии. Уровень технологии производства автозапчастей соответствует современным требованиям, что подтверждается документально контролирующими органами. Однако предприятию необходимо создать производственные мощности для увеличения выпуска запчастей, приобрести дополнительное высокоэффективное оборудование, провести обновление основных производственных фондов, т. к. 50% оборудования имеет возраст более 20 лет.

Технологический цикл производства и реализации продукции каждой из деталей составляет 10 дней

Реализацию проекта предполагается осуществлять в три этапа:

1. Прединвестиционный включает:

– предварительное технико-экономическое обоснование производства автозапчастей;

– выбор технологии производства;

– разработка проектно-сметной документации на реконструкцию помещений, задействованных в производственном процессе;

– разработка проектно-сметной документации на реконструкцию и создание необходимых инженерных и энергетических сетей;

– разработка проектной документации на экологическую безопасность производства.

2. Инвестиционный включает:

– разработка бизнес-плана проекта;

– технологическая подготовка производства;

– заключение договоров на поставку оборудования;

– монтаж закупленного оборудования;

– ремонт помещений;

– реконструкция инженерных и энергетических сетей;

– приобретение транспорта;

– работа по экологической безопасности.

3. Эксплуатационный включает:

– ввод в эксплуатацию основного и вспомогательного оборудования;

– выпуск регуляторов давления.

Инновационная деятельность планируется осуществлять на базе действующего предприятия при сохранении номенклатуры и объемов выпускаемой продукции, в процессе ее реализации будут задействованы все основные средства предприятия.

 


Таблица 2. Основные средства предприятия, направляемые для реализации инновационной деятельности, тыс. руб.

Наименование собственных основных средств Балансовая стоимость Остаточная стоимость
Нематериальные активы 706,0 560,0
Здания и сооружения 80000,0 20000,0
Основное и вспомогательное технологическое оборудование 54261,0 12047,0
Подвижной состав 4644,0 2822,0
Итого: 139611,0 35429,0

 

На предприятии имеются необходимые производственные, технологические складские и санитарно-бытовые помещения.

Для производства регуляторов давления в требуемых объемах, повышения производительности, обеспечения высокой надежности и качества выпускаемой продукции необходимо закупить специальное оборудование, которое поставляется в основном станкостроительными заводами. Предприятие располагает частично инженерными и энергетическими сетями, средствами связи. Необходим ремонт внутризаводских дорог, развитие инженерных и энергетических сетей и средств связи.

Планируемая инновационная деятельность требует проведения работ по повышению экологической безопасности.

 

Таблица 3. Работы по экологичности и безопасности

Наименование показателя Меры защиты Необходимее работы Стоимость, тыс. руб.
Вредные выбросы в атмосферу Вентиляция Установка газоочистного оборудования  

 

Для выполнения данного проекта на предприятии планируется создание организационной структуры, состоящей из холдинга – центральной фирмы организатора проекта и, создаваемой ею дочерних предприятий. Поэтому в качестве центров ответственности, связанных с внедрением проекта, на данном предприятии, на наш взгляд, можно выделить:

1. Совет директоров, включающий руководителей созданных дочерних предприятий в рамках инновационной деятельности, и генерального директора предприятия. Данный центр ответственности отвечает за следующие положения:

– определение приоритетные направления инновационной деятельности;

– увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций в пределах количества и категорий объявленных акций;

– определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещений и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»;

– приобретение размещенных Обществом акций;

– рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

– использование резервного и иного фондов Общества;

– утверждение бизнес-планов инновационной деятельности и отчетов об их выполнении.

2. Генеральный директор – выполняет функции, необходимые для достижения целей инновационной деятельности и обеспечения нормальной работы предприятия:

– открывает в банках или иных кредитных организациях расчетные и иные счета;

– координирует деятельность структурных подразделений, задействованных в инновационной деятельности;

– издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками;

– представляет материалы и предложения по инновационной деятельности на рассмотрение Совета директоров;

– назначает ответственных за инновационную деятельность.

3. Подразделение снабжения – отвечает за выполнение графика инновационной деятельности посредством обеспечения производственных процессов всеми необходимыми ресурсами.

4. Служба сбыта – отвечает за своевременную реализацию готовой продукции, устойчивые связи с потребителями и партнерами.

4. Служба главного инженера – отвечает за осуществление производственных процессов, работы вспомогательных служб, процессов, связанных с разработкой новых технических решений в рамках инновационной деятельности; за соблюдение технологических процессов производства и за наличие всех условий, необходимых для непрерывного выполнения инновационной деятельности.

5. Финансовая служба – отвечает за ведение всех видов учета, связанных с финансовой деятельность предприятия, в т.ч. инновационной деятельности, а также за разработку финансового обеспечения инновационной деятельности.

Укрупнено центры ответственности можно разделить на центры затрат и центры прибыли инновационной деятельности. Центры затрат представляют собой подразделения, менеджеры которых отвечают только за определенные виды расходов, связанных с конкретным участок выполнения инновационной деятельности. При этом каждый центр затрат должен объединять производство только однородных видов продукции, что обеспечит сопоставимость показателей и упростит распределение между ними косвенных расходов. Один центр ответственности может включать несколько центров затрат. В нашем случае каждый центр ответственности включает два центра затрат – по производству поршня и по производству корпуса. Таким образом, центры затрат службы главного инженера отвечает за затраты, связанные непосредственно с производством, идущие на производство этих видов продукции и за затраты на обслуживание производственного оборудования. Центры затрат службы снабжения – за затраты на снабжение производства поршня и корпуса необходимыми материалами и другими ресурсами. Центры затрат финансовой службы – за затраты на ведение бухгалтерской отчетности, аудита, затрат, связанных с бюджетированием различных стадий организации внедрения инновационного прокта.

Центры прибыли представляют собой подразделения, в которых менеджеры наряду с ответственностью за расходами несут также ответственность за соответствующие этим расходам доходы. В центрах прибыли менеджеры, как правило, контролируют все компоненты деятельности своего подразделения, оказывающие влияние на финансовый результат.

Целью учета по центрам ответственности является удовлетворение информационных потребностей внутреннего управления инновационной деятельностью. Он позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления инновационной деятельностью и оценивать работу отдельных менеджеров и подразделений на основе согласованных планов деятельности и оперативности предоставления взаимосвязанной отчетной информации, а также первичного анализа.

Таким образом, удельная себестоимость продукции инновационной деятельности предприятия составит:

 

Таблица 4. Себестоимость единицы продукции, руб.

Наименование затрат Корпус Поршень
Переменные затраты 43,4 16,6
Постоянные затраты 64,2 38,3
Амортизационные отчисления 2,8 1,4
Налог на пользователей дорог 1,0 0,8
Себестоимость единицы продукции 111,4 57,1

 

Следующий этап предполагает формирование бюджетов по центрам ответственности.

1. Бюджет продаж отражает план реализации выпускаемой продукции по видам, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Бюджет продаж составляется на основе планируемых цен и разрабатывается для отдела сбыта. Центра ответственности – директор сбыта. проведем расчет бюджета продаж (табл. 5).

 

Таблица 5. Расчет отпускных цен единицы продукции

Наименование показателя Корпус Поршень
Себестоимость продукции, руб. 111,4 57,1
Рентабельность, %    
Прибыль, руб. 23,4 11,4
Цена без НДС, руб. 134,8 68,5
Цена с НДС, руб. 161,8 82,2

 

2. Бюджет производства разрабатывается на основе бюджета продаж и отражает, какой объем производства продукции должен быть достигнут для обеспечения необходимого объема продаж. Центр ответственности – главный инженер. Согласно фактическим данным объем реализации готовой продукции отличается от объемов производства на величину потерь, составляющую на заводе около 1%. Бюджет потребности в материалах показывает количество материалов, необходимых для производства запланированного в бюджете объема продукции. Бюджет потребности в материалах разрабатывается для главного инженера, т. к. он отвечает за данную часть производственного процесса. Для осуществления производства инновационной продукции на предприятии отсутствуют запасы материалов. Поэтому бюджет потребности в материалах в натуральном выражении совпадет с бюджетом закупки материалов.

5. Бюджет прямых затрат на труд основан на бюджете производства. При этом для определения планируемых затрат на труд планируемый объем производства каждого вида продукции умножается на трудоемкость единицы продукции и на среднечасовую тарифную ставку. Центр ответственности – зам. директора по финансовым вопросам.

3. Бюджет производственных накладных расходов. Центр ответственности – главный инженер.

4. Бюджет административно-управленческих расходов составляется для генерального директора, который и является центром ответственности.

5. Генеральный бюджет охватывает всю инновационную деятельность предприятия и составляется на основе операционных бюджетов. На основе генерального бюджета формируется прогнозный баланс инновационной деятельности предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: